Рефераты. Правопонимание






p> Ленин, безусловно был прав, когда отстаивал тезис о том, что содержащаяся в любом нормативно-правовом акте государственная воля есть воля господствующего класса. “Воля, если она государственная, - писал он -, должна быть выражена как закон, установленный властью”.

Но разделяя данный, многократно подтверждённый самой жизнью, тезис, следует в то же время обратить внимание на определённую уязвимость данного положения. дело в том, что, сводя всю государственную волю, выражаемую в праве, только к классовому содержанию, мы тем самым упускаем из вида во- первых, все остальные, существующие в обществе, помимо классовых, многочисленные социальные общности (группы, слои, трудовые коллективы), их волю и интересы. Во-вторых, не учитываем того, что у власти в определённые периоды могут стоять не классы, а определённые группы (“кланы” и т. п.) людей со своими взглядами, ценностями и интересами, отражаемыми в праве. И, в-третьих, упускается из виду тот факт, что в любом обществе наряду с защитой интересов стоящих у власти классов или слоёв, право самопроизвольно, естественно или вынужденно отражает также интересы всего общества. Это естественно, ибо право изначально порождается и развивается не как результат деятельности лишь отдельного класса, нации или группы людей, а оно является порождением всего общества и результатом естественного его развития. Право есть величайшая ценность и элемент культуры всего человечества. убедиться в это позволяют такие, например, огромную общечеловеческую значимость акты нашего времени, как Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 года Генеральной
Ассамблеей ООН; Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый 16 декабря 1966 года Генеральной Ассамблеей ООН; и другие им подобные акты.

Положения, отражающие интересы всего или, по крайней мере, большей части общества, содержаться не только в международно-правовых актах, но и в актах, принимаемых на уровне отдельных государств - в Конституциях, обычных законах, некоторых подзаконных актах. Фактически конституция каждого современного государства содержит в себе требования и положения, затрагивающие интересы всего общества. Так, Конституция России провозглашает равенство всех “перед законом и судом” (ст. 19, п. 1), право каждого на жизнь (ст. 20, п. 1), на “свободу и личную неприкосновенность”
(ст. 22, п. 1), право “на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений” (ст. 23, п. 2), право на труд, на отдых, на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование.

Однако при всём этом остаются открытыми вопросы типа: как соотносятся в данном случае общечеловеческие и общенациональные интересы с классовыми интересами? Не “растворяются” ли последние в первых? И, наконец, действительно ли интересы всего общества, также, как и интересы отдельных индивидов, различных групп и ассоциаций, не совпадающие с интересами господствующего класса, не только формально провозглашаются, но и практически осуществляются?

Разумеется, воля и интересы господствующих классов, стоящих у власти, представляются в виде всеобщих лишь в идеологических целях, теоретически.
Практически же всё, как правило, обстоит наоборот: воля и интересы правящих кругов реализуются в реальной жизни не только непосредственно, но и опосредственно, прикрываясь всеобщей волей и интересами.

Противоречивый подход к разрешению проблемы соотношения в понятии и содержании права “общечеловеческого”, с одной стороны, и “классового”, с другой, чётко просматривается в отечественной литературе. Если сравнивать между собой определения понятия права и подходы к его изучению, характерные для советского периода с определениями понятия права и подходами к его познанию в постсоветский период, то нетрудно заметить, что важнейшей особенностью тех и других является или категоричное признание или столь же решительное отрицание классового характера права.

В качестве примера сугубо классового подхода к определению права, можно ссылаться на такое, довольно типичное определение, в соответствии с которым право рассматривается как “совокупность установленных и охраняемых государством норм, выражающих волю господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями жизни этого класса” (Теория государства и права. М., 1970г. С. 103).

Одним из примеров внеклассового подхода к определению понятия права может служить толкование, в соответствии с которым право рассматривается как “система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений”
(Храпанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993г. С. 142).

Разумеется, в сфере права никто не может установить истину в последней инстанции, а вместе с ней и критерии правильности подходов к изучению и определению понятия права. Только практика, по общему признанию, может служить критерием истины. Однако для того, чтобы практика “сказала” своё слово и тому или иному определению понятия права был вынесен оправдательный или обвинительный “приговор”, потребуется определённое время. Только на основе накопленного опыта можно будет с уверенностью говорить о преимуществах или недостатках того или иного подхода к изучению права и его определению.

В юридической литературе, как это видно из вышесказанного, нет единого подхода к определению понятия права, а тем более однозначного о нём представления. Спектр мнений о нём и суждений, также, как и совокупность факторов, оказывающих влияние на процесс формирования о нём адекватного представления, весьма широк и разнообразен.

Право имеет свои формы (источники), то есть способы закрепления и выражения правовых норм. Следует подчеркнуть, что не каждый правовой акт может быть источником права, а только тот, который содержит нормы поведения и представляет собой нормативных акт (например: указ Президента Российской
Федерации о присвоении различных почетных званий конкретным лицам является не источником права, а актом применения права).

Существует три основных источника права: обычай, судебный прецедент, нормативный акт.

Обычай - это правило поведения человека в обществе, передающийся из поколения в поколение в силу привычки. Часть обычаев носит религиозный характер. В качестве источника права обычай широко используется в предпринимательстве (коммерческие суды, возникшие в России в 30-ые годы
XIXв.).

Судебный прецедент (юридическая практика) - это судебное или административное решение по конкретному делу (вопросу). Путем взаимодействия судебной практики и обычаев сложились почти все известные истории системы обычного права, нашедшего отражение, например, в Русской
Правде. Судебный прецедент в качестве источника права применялся в
Московском государстве (Судебники XV - XVIII в.). Судебная практика использовалась и в пореформенный период, особенно после судебной реформы
1864г., когда судебные учреждения оказались независимыми от администрации и стали формироваться в самостоятельную ветвь власти по принципу разделения властей.

Источником права в России является нормативный правовой акт (закон, подзаконный акт, наиболее распространенные источники права в наше время ).
Закон - это правовой нормативный акт, принимаемы высшим представительным органом законодательной власти и обладающий высшей юридической силой. эти характеристики определяют верховенство закона в правовой системе.

Так же к числу источников права относятся публично правовые договора
(Федеративный договор, международные договора). .

Право как особая система юридических норм и связанных с ними правовых отношений возникает в истории общества в силу тех же причин и условий, что и государство. Процессы возникновения государства и права идут параллельно. Разумеется, у разных народов и в разные эпохи правообразование имело свои особенности, однако существуют и общие закономерности.

Экономическая и социальная жизнь любого общества нуждается в определенной упорядоченности деятельности людей, участвующих в производстве, обмене и потреблении материальных благ. Она достигается с помощью правил поведения или социальных норм. В первобытном обществе это были обычаи, слитые с религиозными и нравственными требованиями. Социальное расслоение общества и возникновение групп (слоев, классов, каст) с противоположными интересами привело к тому, что родовые обычаи уже не могли выполнять роль универсального регулятора. Экономический базис раннеземледельческого классового общества требовал новых обязательных норм, установленных (или санкционированных) и охраняемых государством.

В эпоху перехода от первобытно общинного строя к цивилизации явно проявилась необходимость установления и поддержания единого порядка отношений внутри новой общности людей - народа, населяющего ту или иную территорию в условиях его имущественного и социального расслоения, а так же необходимость развития отношений с внешним миром, ограничения и смягчения враждебного военного противостояния народов.

Средством удовлетворения этих насущных потребностей стало право система правовых норм, установленных или санкционированных государством) как особый вид социальных норм.

История цивилизации в целом подтверждает зависимость права от экономики, от господствующих в обществе производственных отношений. Но это не значит, что право, в свою очередь, не воздействует на экономику: закрепляет и регулирует индивидуальные экономические отношения ( право собственности, имущественные обязательства, организацию труда и т.п.).
Однако свое обратное воздействие на экономику право может оказывать лишь в пределах законов ее развития.

Внешним, наиболее очевидным свойством отличия права от обычаев родового строя является его тесная связь с государством. Государство устанавливает в обществе единый порядок путем издания общеобязательных законов либо санкционирование устоявшихся обычаев, создания судебных прецедентов. Через свои органы оно обеспечивает исполнение норм права и их охрану от нарушений.

Правовые нормы не могут возникнуть и приобрести общеобязательное значение без официального решения государства. Для реализации правовых норм и их применения существует специальный аппарат надзора и контроля, пресечения нарушений, судебного рассмотрения споров, наказания виновных и т.п.

Связь права с государством выражается также и в системе воспитания населения в духе уважения к законам (однако, это можно сказать далеко не обо всех государствах), в различных государственных поощрениях за успехи в исполнении законов и т.п.

Наряду с правом в классовом обществе действуют и другие социальные нормы такие как: мораль, обычаи, традиции, религиозные ритуалы, заповеди и предписания. Они играют важную роль также в регулировании общественных отношений. На их основе возникают моральные, традиционные, религиозные права и обязанности людей. Однако право, выступая общеобязательным государственным регулятором общественных отношений, существенно отличается от иных социальный норм.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.