Рефераты. Правоотношения ОВД






p> В деятельности ОВД возможны также правоотношения, носящие горизонтальный характер и возникающие между несоподчиненными органами. Они носят, как правило, договорный характер. Примерами могут быть правоотношения об охране объектов межведомственной сторожевой охраны, квартир граждан, об использовании труда осужденных в деятельности хозяйственных организаций и д.р. Однако договорные правоотношения не специфичны для деятельности органов внутренних дел. В этих отношениях они выступают, как правило, в качестве юридического лица, а не органа государства, осуществляющие государственно-властные функции.

Особенность деятельности ОВД состоит также в том, что она регулируется разнообразными правовыми нормами, относящимися к различным отраслям права - государственного, административного, уголовно-процессуального, и др. Однако на ОВД распространяется лишь часть правовых норм указанных отраслей права, причем только тех, которые регулируют сферу охраны общественного порядка, общественного спокойствия, составляющую компетенцию ОВД. Это и обуславливает то, что ОВД вступают в разнообразные по отраслевой принадлежности правоотношения (в соответствии с различными правовыми нормами).

Исходя из общей ( предложенной выше ) классификации правоотношений и функциональных задач ОВД, рассмотрим основные виды правоотношений различных отраслей права, в которых протекает ех деятельность:
Государственно-правовые отношения. Своеобразием этих отношений является то, что органы внутренних дел выступают в них в качестве подчиненной стороны.
Исполнительные органы осуществляют руководство и определяют направление их работы; осуществляют контроль, организуют координацию, связь и взаимодействие по обеспечению законности и общественного порядка в деятельности подчиненных им органов управления и общественных организаций, предприятий, учреждений; издают обязательные для органов внутренних дел решения и др.
Административные правоотношения. Наиболее специфичны для деятельности органов внутренних дел, ибо они входят в систему исполнительно- распорядительных органов. Типичными для деятельности органов внутренних дел являются административные правоотношения властного содержания, в которых один из участников приписывает другому установленное нормой административного права обязательное для исполнения явление.

Административные правоотношения складываются в процессе осуществления органами внутренних дел службы охраны общественного порядка, паспортной, разрешительной систем, обеспечение соблюдения безопасности движения транспорта и пешеходов и др. Они характерны как для внешних, так и для внутренней сферы связей, в которых протекает деятельность органов внутренних дел. Особенности внешних связей состоят в том, что они, как правило являются властеотношениями, где властным субъектом выступает сотрудник органов внутренних дел. Административные правоотношения в деятельности органов внутренних дел могут носить как регулятивный, так и правоохранительный характер. Регулятивные правоотношения связаны с решением положительных задач (например, в разрешительной системе ), правоохранительные - возникают при совершении административного правонарушения и состоят в применении административной санкции к правонарушителю. Так, нарушение гражданином правил уличного движения влечет возникновение административного охранительного правоотношения.
Среди административных правоотношений можно выделить материальные и процессуальные. Последние играют важную роль в ходе привлечения правонарушителя к административной ответственности. Все виды административных правонарушений, складывающихся в ходе осуществления органами внутренних дел своих функций, пронизано требованиями законности, важнейшими из которых являются:

1. соответствие административных правоотношений нормам права;

2. обязательное и безусловное выполнение требования о применения о применении мер административного принуждения к лицу лишь в случаях и пределах, установленных законом, и лишь за те проступки, которые это лицо совершило;

3. обязательное удовлетворение предусмотренных законодательством прав граждан, использование которых связано с деятельностью органов внутренних дел.

4. привлечение общественности к осуществлению возложенных на органы внутренних дел задач и др. уголовно-процессуальные отношения. Осуществляя функцию охраны общественного порядка, органы внутренних дел в случае обнаружения признаков преступления или необходимости его пресечения должны произвести неотложные следственные действия. Им представлено право возбуждать уголовные дела и производить по ним предварительное расследование в форме дознания; проводить необходимые оперативно розыскные меры в целях обнаружения признаков преступления и лиц, их совершивших; производить неотложные следственные действия по делам, по которым обязательно предварительное следствие. В ходе проведения дознания органы внутренних дел вступают в уголовно процессуальные отношения, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством. Уголовно- процессуальные отношения являются властеотношениями, где стороной, обладающей властными полномочиями, выступает орган дознания. При характеристике уголовно-процессуальных отношений с особой силой следует подчеркнуть важность соблюдения требований законности, ибо ее нарушение
(незаконный обыск, выемка и др.) неизбежно влекут за собой нарушения прав и свобод личности или других субъектов, в помещении которых произведены незаконные обыск или выемка. уголовные правоотношения. Уголовные правоотношения бывают двух видов:

48. правоотношения пассивного типа, характеризующиеся обязанностью всех субъектов права (граждан, должностных лиц) соблюдать запреты, содержащиеся в нормах уголовного права.[7]

49. правоотношения активного типа ( охранительные правоотношения ) , возникающие в связи с совершенным преступлением.

Работники органов внутренних дел могут быть участниками уголовных правоотношений и при использовании ими права необходимой обороны согласно нормам уголовного права. Вместе с тем сотрудники органов внутренних дел, совершившие предусмотренные нормами уголовного права должностные преступления, несут уголовную ответственность и в этом смысле являются участниками уголовных правоотношений второго типа.

Наконец, осуществляя задачу охраны общественного порядка, выполняя функции дознания по отнесенным к их компетенции видам преступления, сотрудники милиции становятся участниками уголовных правоотношений охранительного типа, в которых они выступают как представители государства.
50. гражданские правоотношения. В процессе осуществления задач по охране государственной собственности, имущественных прав и законных интересов граждан, предприятий, организаций и учреждений, а также реализации собственных имущественных интересов органы внутренних дел вступают в гражданские правоотношения. Органы внутренних дел вступают в специальные гражданские правоотношения, в которых являются обязательными участниками: правоотношения по охране квартир граждан, по охране объектов организаций и др. Органы внутренних дел вступают в гражданские правоотношения и по защите права собственности граждан в связи с обеспечением сохранности имущества при находках, пожарах, наследственного имущества и др. Помимо этого органы внутренних дел участвуют в гражданско-правовых отношениях по защите права собственности в связи с восстановлением нарушенных имущественных прав организаций и граждан, обеспечению возврата похищенных вещей. В этих случаях гражданско-правовые отношения возникают параллельно с применением органами внутренних дел уголовного, уголовно процессуального, административного права. Такая ситуация возникает в ходе осуществления дознания по таким преступлениям, как хищение, угон автомототранспортных средств, а также в случаях взыскания неосновательно приобретенного имущества, в связи с восстановление правомочий собственника и др.

Рассмотрение общих черт, характеризующих правоотношения, складывающиеся в деятельности органов внутренних дел, а также основных видов этих правоотношений позволяет подчеркнуть следующие важные положения:
51. специфика функционального назначения милиции, ее компетенция предопределяет многообразие правоотношений, в которые они вступают;
52. характеристика правовых норм деятельности органов внутренних дел, конкретизация требований законности, к ней предъявляемых, возможны лишь при комплексном изучении не только всего многообразия правоотношений, в которые вступают органы внутренних дел, но и их взаимосвязи, переплетении.
53. главным требованием законности, предъявляемым к правоотношению, является соответствие его содержания положению Конституции, других законов, принципом права и предусматривающей эти правоотношения норме определенной отросли права;
54. другим важным требованием законности является обязательное вступление органов внутренних дел в правоотношения, если это предписывают правовые нормы. При этом рамки правоотношений, их содержание должны соответствовать модели, сформулированной в предписании правовой нормы.

Заключение:

В современном обществе важное значение приобретает творческая, координирующая, организующая функция права, как средства управления обществом. Именно в этой области правоотношение являются основным средством реализации нормы. Исследование общих, наиболее важных аспектов правоотношения, его структуры, динамики на современном этапе развития общества является актуальным. Одна из основных целей исследования - раскрыть природу данного явления общественной жизни, показать его место в системе научного управления обществом, наметить возможности практического применения результатов исследования.

В настоящее время в теории ряда отраслевых правовых наук широкое внимание уделяется изучению правоотношений в соответствующих областях правового регулирования. Такие исследования имеют и теоретическое и практическое значение. Органическая связь теории права и государства и теории отраслевых правовых наук в исследовании общих черт правоотношений в различных областях жизни общества призвана способствовать совершенствованию правового регулирования общественных отношений современного общества.

Список использованной литературы:

1. Закон о милиции
2. Иванова З. Д. Законность - основа правоотношений в деятельности милиции. Лекция. М., МВШМ МВД СССР, 1987
3. Аверин А. Объект спорного правоотношения // Российская юстиция 1994 №3 с.42
4. Варламова Н. В. Правоотношения: философский и юридический подходы. //

Правоведение. 1991. №4. с.44-54
5. Халфина Р. О. Общее учение правоотношений М., 1974.
6. Коваленко А. И. «Общая теория государства и права (в вопросах и ответах)»: учебное пособие. М.: ТЕИС, 1996
7. Общая теория права: учебник для юр. Вузов / под общей редакцией А.С.

Пиголкина, М.: издательство МГТУ им. М.Н. Баумуна, 95
8. ТПГ: учебник для вузов /под редакцией проф. Г.Н. Москова. - М.: издательство БЕК, 1996

Приложение 1:

Виды правоотношений

Пассивные

Активные

Регулятивные

Охранительные

Материальные

Процессуальные

-----------------------
[1] Александров Н. Г. Законность и правоотношения в советском обществе. М.
1955. С. 96
[2] Бабаев В. К. Общая теория права. Н. Новгород, 1993.
[3] Бойцов В. Я. Система субъектов советского государственного права. Уфа,
1972. С. 77.
[4] См.: Философский энциклопедический словарь. М, 1983. С. 453.
[5] Бабаев В. К. Общая теория права. Н. Новгород, 1993.
[6] См.: Исаков В. Б. Фактический состав в механизме правового регулирования. Саратов, 1980. С. 37.
[7] Прохоров В. С. Преступления и ответственность. Л, 1984. С 88-89

-----------------------

В зависимости от количества субъектов

Двусторонние

Многосторонние

По отношению прав и обязанностей участников

Простые

Сложные

государственно-правовые

По предмету правового регулирования

административные

гражданские

По продолжительности

длящиеся

кратковременные

Управленческие

По методу правового регулирования

Договорные

По содержанию поведения обязанной стороны

В зависимости от функционального назначения

По способу регулирования


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.