Рефераты. Правоотношения ОВД






p> 3. Юридические факты как основание возникновения, изменения и прекращения правоотношений.

Юридические факты - конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.[5]

Юридические факты, наряду с нормами права и правосубъектностью, являются необходимой предпосылкой правоотношений. Без юридических фактов невозможны правоотношения. Например, имея право на поступление в вуз и будучи праводееспособным, гражданин может реализовать это право и вступить в правоотношение с вузом лишь при наличии юридического факта — факта успешной сдачи вступительных экзаменов и зачисления в учебное заведение.

Юридическими фактами становятся, как правило, те жизненные обстоятельства, на которые указывает правовая норма. Тек факт регистрации брака в органах загса — юридический факт, тогда как обряд церковного венчания - жизненное обстоятельство, но не юридический факт, ибо юридические нормы с ним никаких правовых последствий не связывают.

Определение юридического факта содержится в гипотезе юридической нормы. При наличии (или отсутствии) юридических фактов, указанных в гипотезе, "срабатывает" диспозиция или санкция юридической нормы.

Многообразные юридические факты в зависимости от оснований можно классифицировать на виды: по характеру наступающих последствий, право-образующие, правоизменяющие и правопрекращающие. Правообразующие факты влекут возникновение правоотношений, правоизменяющие приводят к изменению содержания или субъектов правоотношения, правопрекращающие кладут конец субъективным правам и юридическим обязанностям. Один и тот же юридический акт может быть одновременно и правообразующим, и правоизменяющим, и правопрекращающим.
Например, смерть человека влечет возникновение наследственных правоотношений, изменяет состав участников правоотношений, субъектом которых был умерший (в правоотношение может вступить наследник), она же прекращает многие правоотношения, в которых состоял умерший (семейные, трудовые, пенсионные и др.).
По связи с волей участников правоотношений юридические факты делятся на действия и события.

Действия - это факты, связанные с волей участников правоотношений.
Они бывают правомерными (соответствующими праву) и неправомерными
(противоречащими праву), т.е. правонарушениями.

Правомерные юридические факты делятся в свою очередь на юридические акты и юридические поступки. Юридический акт — такое правомерное действие, которое совершается с намерением породить юридические последствия. Подавляющее большинство юридических фактов являются юридическими актами, т.е. преднамеренно направлены на возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Это и гражданско-правовые сделки (дарение, купля-продажа и др.), это и веление государственных органов, должностных лиц и пр. Юридический поступок — это такое правомерное действие, которое совершается без цели породить юридические последствия, но такие последствия возникают в силу указания закона.
Юридические последствия наступают в силу самого действия, которое законом признается значимым. Примером заключение фиктивного брака, если в нем родились дети. Заключенный без намерения создать реальную семью, а с целью, например, получить прописку, уклониться от распределения по окончании вуза, получить жилплощадь, он порождает, в случае рождения детей, все юридические обязанности, связанные с содержанием и воспитанием детей.

События — это факты, происхождение которых не связано с волей участников правоотношений. Важно, что с волей людей события могут быть связаны, а не связаны они именно с волей участников данного конкретного правоотношения, того отношения, предпосылкой которого выступает юридический факт.
Различают относительные и абсолютные события:
Относительные события - это такие факты, происхождение которых связано с волей людей, хотя эти люди к данному возникающему правоотношению отношения не имеют.
Абсолютные события — это факты, происхождение которых вообще не связано с волей человека (наводнение, стихийное бедствие).

Нередко для возникновения предусмотренных правовой нормой юридических последствий необходим не один юридический факт, а их совокупность:
Совокупность юридических фактов, необходимых для наступления правовых последствий, предусмотренных нормой (возникновение, изменение или прекращение правоотношения), называется фактическим (юридическим) составом.
( например для зачисления в высшее учебное заведение необходимы общее среднее образование, успешная сдача абитуриентом вступительных экзаменов, приказ ректора о зачислении в вуз.)[6]

Фактический состав делится на завершенные и незавершенные составы.
Завершенные составы понимаются составы, в которых процесс накопления юридических фактов закончен, и правовые последствия наступят или могут наступить.
В незавершенном составе процесс накопления фактов, необходимых для наступления юридических последствий, не закончен. Каждый из таких уже наличных фактов "сработает" тогда, когда появится последний, завершающий факт.

В зависимости от того, к какой отрасли права относятся входящие в состав факты, следует различать простые и сложные фактические составы.
Простой фактический состав включает факты, относящиеся к одной и той же отрасли права (или отрасли законодательства).
Сложный фактический состав наоборот включает факты, относящиеся к различным отраслям права.

Итак, юридические факты, предусматриваемые, как правило, в гипотезах правовых норм, служат одной из необходимых юридических предпосылок возникновения (а также изменения и прекращения) правоотношений. Если нормы права и правоспособные субъекты права составляют общие предпосылки правоотношений, то непосредственной предпосылкой, влекущей с неизбежностью возникновения конкретного правоотношения, выступают юридические факты (чаще их совокупность, образующая сложный состав).

Только при наличии всех указанных юридических предпосылок может быть соблюдена законность.

4. Органы внутренних дел как субъекты правоотношений.

Нормами права подлежат регулированию все те общественные отношения, которые затрагивают интересы общества, государства и которые требуют государственного обеспечения. Поэтому деятельность органов государства, их взаимодействие с гражданами, другими органами государства и организациями находятся в сфере правового регулирования. Так, нормами права урегулированы организация органов внутренних дел, их повседневная деятельность по охране общественного порядка. Структура и иерархия органов внутренних дел, их компетенция, полномочия, задачи и функции, права и обязанности строго регламентированы нормативными актами. Нормативные акты закрепляют соотношение между разными службами МВД РФ, их взаимосвязь и взаимодействие с другими органами государства, а также общественными организациями и гражданами. Нормативная регламентация организации служб органов внутренних дел составляет основу законности и функционирования.

Однако не только организации, но и повседневная деятельность органов внутренних дел, милиции урегулированы правовыми нормами и основаны на законности. В ходе издания тех или иных конкретных правовых актов, например в разрешительной системе, в патрульно-постовой службе милиции, осуществлении паспортной системы и в особенности при привлечении к ответственности правонарушителей, работники милиции вступают в различные правоотношения, в рамках которых они должны строго соблюдать требования законности. Раскрывая значения соблюдения законности в деятельности милиции, всегда важно учитывать два аспекта этого вопроса. Во-первых, милиция призвана обеспечивать соблюдение законности гражданами, учреждениями, общественными организациями и т. д. в той области, которая входит в сферу деятельности милиции. Во-вторых, сотрудники милиции в пределах своей компетенции вступают в различные правоотношения с гражданами, организациями. В процессе осуществления служебных прав и обязанностей каждый работник милиции должен действовать строго в соответствии с нормативными предписаниями.

Все правовые формы деятельности милиции (и прежде всего правоотношения ) должны соответствовать правовым нормам. Только в этих случаях их деятельность будет законной. В свою очередь правовой будет лишь такая форма деятельности (такое отношение), которое предусмотрена юридической нормой. Это означает, что фактические отношения, складывающиеся между работниками милиции и гражданами ( или другими субъектами права), не предусмотренные нормами права, могут иметь важное практическое значение, они будут иметь моральный или иной социальный характер, но правовыми не являются. Этот момент важно иметь в виду, ибо лишь правовые отношения влекут за собой определенные правовые последствия, защищаются государством
- в случаях нарушения сторонами правоотношения своих юридических обязанностей потерпевшая сторона может обратиться к государству ( в лице определенных органов ) для привлечения к ответственности правонарушителя.

Итак, содержание правоотношения, поведение его сторон моделируются в правовой норме, в ее главной части - диспозиции.

Законность правоотношений связанна не только с необходимостью выполнения сторонами своих прав и обязанностей, но и с наличием законных оснований их возникновения и развития ( юридических фактов ), а также определением причастности тех или иных лиц к данному правоотношению ( субъектов правоотношений ). Все указанные условия законности правоотношений также предопределены правовыми нормами.

Таким образом, ближайшим основанием законности правоотношений служат правовые нормы которые предусматривают: кто может быть участником правоотношения (гражданин, организация, орган государства); какие обстоятельства (юридические факты) необходимы для возникновения правоотношений; каково содержание взаимных прав и обязанностей участников правоотношений
(субъективное право и юридическая обязанность); каковы последствия невыполнения сторонами правоотношений своих обязанностей
( возможность привлечения к юридической ответственности ).

Одной из основных функций государства является осуществление законности правоотношений, эту роль выполняют органы внутренних дел.

Органы внутренних дел в процессе своей деятельности по охране общественного порядка вступает в разнообразные правоотношения, что связанно с ее функциональным назначением.

Сотрудники органов внутренних дел, обладая властными полномочиями, вступают в правоотношения с гражданами и организациями. Между сторонами складываются, как правило, вертикальные отношения, при которых одной из сторон выступают ОВД. Взаимосвязь между их участниками представляет собой отношение власти и подчинения. Такого рода специфика присуща как внешним правоотношениям (т.е. отношениям между милицией и гражданами, организациями, учреждениями, другими органами государства, должностными лицами), возникающим в ходе обеспечения общественного порядка, так и внутренним, существующим между милицейскими подразделениями различных уровней и вышестоящими органами системы МВД.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.