Рефераты. Правонарушение






Субъект правонарушения - это правонарушитель. С юридической точки зрения его можно определить, как деликтоспособное лицо, т.е. обладающее определенным набором прав и способное нести в соответствии с ними обязанности и юридическую ответственность за совершение правонарушения.

В юридической литературе выделяют две основные категории субъектов правонарушения индивидуальные и коллективные. Согласно ст. 2.1 КоАП РФ субъектом административного правонарушения признаётся физическое или юридическое лицо, а главы 3 и 4 ГК РФ полностью посвящены характеристике категории данных лиц, но конечно с гражданско-правовой стороны. Но в целом, требования, предъявляемые российским законодательством, объективно необходимы как для физических и, так и юридических лиц.

Деликтоспособность основное требование для физического лица. Не могут быть субъектами правонарушения как несовершеннолетние, не достигшие определенного законодательством возраста, которые не осознают в полной мере характер своих действий (бездействия), так и невменяемые люди, не осознающие опасность своих действий (бездействия) и не способные руководить ими вследствие хронического психического расстройства. Необходимо учитывать, что субъектом некоторых правонарушений не могут быть лица без гражданства и иностранцы, так как не обладают необходимым набором прав и обязанностей. В целом требование деликтоспособности тесно связано с понятием вины, хотя последнее шире по своему содержанию и часто является определяющей и направляющей категорией, когда речь заходит о вине и ответственности.

Свои особенности есть и в правонарушениях юридических лиц. Само понятие юридического лица имеет значение главным образом в гражданском праве. Признаки и виды юридических лиц определены в ст.48 ГК РФ. В качестве таковых оно выделяет: имущественную обособленность, способность от своего имени приобретать и осуществлять права и исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Данная статья к юридическим лицам, относит хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские  кооперативы,  государственные  и муниципальные унитарные предприятия, общественные и религиозные объединения, а также объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Но в качестве субъектов правонарушения могут выступать, как само Государство, союзы государств, международные организации, так и государственные органы, учреждения, субъекты федерации и муниципалитеты. Юридическое лицо может являться субъектом правонарушения, но ответственность за преступление оно может нести только материальную. Например, ст. 2.10 КоАП РФ, которая ссылается на статьи раздела II настоящего Кодекса или законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. В ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ определено: юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм <...>, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Если реально подходить к понятию юридическое лицо, то неоспоримым является факт, что этим лицом управляют люди, т. е. физические лица. На этот счет ч. 3 ст. 2.1. КоАП РФ гласит, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной или уголовной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо.

В российском конституционном праве в качестве субъектов правоотношений выступают такие лица как Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципалитеты и отдельные органы перечисленных лиц. В последнее время участились иски граждан к выше названным лицам. Это и говорит о том, что их надлежит рассматривать в качестве субъектов правонарушения, основываясь на ст. 53 Конституции Российской Федерации, ст. 1069 и 1070 ГК РФ.

В международном праве субъектами правонарушений также могут являться государства, международные организации и прочие юридические лица, которые способны выступать в суде в качестве истца и ответчика.

Объективная сторона правонарушения представляет собой его внешнюю характеристику, описание содеянного. Именно с этой точки зрения можно объективно оценить что, где, когда и как произошло и какой вред причинило данное деяние. Основные элементы, составляющие объективную сторону уже, были рассмотрены нами выше, как неотъемлемые признаки каждого правонарушения. Это: противоправность, само реальное волевое деяние, вредный результат и прямая причинно-следственная связь между деянием и наступившим вредным результатом.

Для полной характеристики объективной стороны принимаются во внимание и некоторые другие факультативные признаки и условия. В качестве таковых выделяют время (вечер или ночь, часы и минуты и т.п.) и место; способы (с особой жестокостью или нет и т.п.) и средства (применение оружия или иных средств и т.п.); количество участников (группой или в одиночку) и иные объективные обстоятельства совершения правонарушения.

Ещё в юридической литературе в качестве дополнительных признаков и условий встречаются такие понятия, как неоднократность, совокупность и рецидив преступлений, предусмотренные и действующим УК РФ и определенные, как виды преступлений.

Субъективная сторона правонарушения определяет психическое состояние правонарушителя, т.е. его вину. Но кроме рассмотренного нами выше основного элемента субъективной стороны правонарушения, имеются в виду ещё и цели, мотивы, условия и установки, которыми руководствовался виновный субъект, замышляя и осуществляя правонарушение.

К субъективной стороне также относят непредвиденные случайности, предварительный сговор, сильное душевное волнение и прочие существенные характеристики правонарушителя.

Цель - это конечный результат, к которому стремится правонарушитель, совершая противоправное деяние. Она более характерна для умышленных правонарушений, поэтому наличие цели отсутствует во многих правонарушениях. Мотив - это внутреннее побуждение, заставившее субъекта совершить правонарушение. Так же как и цель, он характерен не для всех правонарушений, например, в уголовном праве существует такая категория, как «безмотивные преступления», когда субъект даже не может объяснить, почему он совершил то, или иное преступление. Мотив, правонарушения предопределяет его причина - это совокупность   обстоятельств объективно-субъективного характера, обусловливающих противоправное поведение лица. Установка - это властное распоряжение господствующего лица подчиненному субъекту, опирающееся на принуждение. Данный элемент в основном характерен для сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих, также лиц из мира организованной преступности. Но если для государственных служащих силовых ведомств существует понятие приказ и распоряжение, которые, в соответствие со ст. 42 УК РФ несут уголовную ответственность на общих основаниях или уголовную ответственность несёт лицо, отдавшее незаконный приказ или распоряжение, то для мира преступности противоправная установка трактуется, как соучастие и не исключает чьей-либо вины за совершение конкретного правонарушения. Условия реальной действительности можно рассматривать, как субъективные обстоятельства негативного характера, которые непосредственно не порождают правонарушение, но в то же время находятся в причинной связи с ним и способствуют его совершению. Наличие условий способствующих совершению правонарушения, не освобождает и не оправдывает виновного субъекта в его совершении, а лишь принимается во внимание и может служить основанием ответственности лиц, которые своевременно не приняли мер для их устранения

Казус - это всегда факт, который возникает независимо от воли и желаниям лица. Определенное стечение обстоятельств и случайностей, может нести, невиновное причинение вреда (ст. 28 УК РФ). По некоторым своим формальным признакам случай подпадает под понятие правонарушение, будучи лишен вины, он не влечет ответственности лица, по отношению к которому рассматривается.

Вопрос 4. Виды правонарушений.


В отечественной юридической науке и практике основным критерием для классификации правонарушений, является степень общественной опасности, которую несут те или иные правонарушения. В зависимости от выбранного критерия - степени общественной опасности, правонарушения делят на преступления и проступки.

Данная классификация является довольно объективной, но далеко не единственной. Законодательство ряда зарубежных государств довольно четко выделяет так называемые уголовные проступки, занимающие промежуточное место между преступлениями и обычными правонарушениями. Если исходить из точки зрения, что проступки далеко не равнозначны по степени и размерам причиняемого ущерба и вреда, то данный подход имеет плодовитые моменты, он специализирует группы правоохранительных органов и способен сделать борьбу с правонарушениями более предметной. Так Уголовный Кодекс Франции делит правонарушения на три категории: преступления, проступок, нарушения. По закону первое влечет мучительное или позорящие наказание, второе предполагает исправительное наказание, а последние полицейское наказание. В недавнем советском прошлом, до и после кодификации административно-деликтного законодательства в отечественной печати обсуждалась идея создания «Кодекса проступков», идея имела множество дискуссионных аспектов и не была реализована.

Преступления - это категория наиболее опасных и вредных для общества, государства и человека правонарушений, предусмотренных Уголовным Кодексом. За совершение данного вида правонарушений предусмотрены наиболее строгие санкции государственной власти, значительно ограничивающие поведение и правовой статус правонарушителя. Отличие преступления от граждански или административных правонарушений состоит в том, что субъектом преступления, ст. 19 УК РФ может быть только физическое лицо, а не юридическое.

В ст. 15 УК РФ определены категории преступлений, в зависимости от характера деяния, подразделяющиеся на преступления небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие. Согласно данной статье, преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает двух лет лишения свободы. Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы, и не осторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание превышает два года лишения свободы. Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы, а особо тяжкими преступлениями надлежит считать умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.

 «Государственно-правовая теория и практика большинства стран исходят из того, что за пределами противоправных деяний, предусмотренных  уголовным законодательством, правонарушений, квалифицируемых как преступления, нет, и не может быть». Грань, разделяющая преступления и проступки, условна, изменяясь во времени и пространстве, зависит от воли законодателя, условий, событий и явлений реальной действительности. «Например, - отмечает профессор Н.И. Матузов: нынешний УК РФ по сравнению с прежним обновился на 60%, из него изъято 76 статей, или 20%. Свыше 100 статей имеют более мягкие санкции.<...> Противоречие состоит в том, что, с одной стороны, идет интенсивный процесс криминализации общества, а с другой - тенденция к декриминализации и либерализации уголовного законодательства».

Проступки - это категория правонарушений, совершаемых не в уголовно-правовой сфере, а в других урегулированных правом сферах жизнедеятельности общества, они характеризуются отсутствием высокой степени общественной опасности и влекут менее строгие санкции Власти. Проступки, как разновидность правонарушений, различаются между собой в зависимости от сферы общественных отношений.

Административные правонарушения совершаются в сфере действия административного законодательства, регулирующего вопросы соответствующего вида ответственности физических и юридических лиц. Административное законодательство закрепляет: установленный в обществе правопорядок, систему управления, правила эксплуатации транспорта, противопожарной безопасности и дорожного движения, санитарно-эпидемологические и нравственные требования, устанавливает пределы природопользования и т.п. Совершаемые административные проступки, в целом не обладают высокой степенью общественной опасности, но, несомненно, носят негативный, антиобщественный и вредный характер.

Гражданско-правовые проступки (деликты) понимаются как правонарушения, совершаемые в сфере имущественных и некоторых неимущественных отношений. Особенностью данного вида правонарушения является дискуссионный вопрос о проблеме вины в данном виде правонарушения. Объективно некоторые правонарушения могут быть её лишены, но в связи с особенностью данной сферы регулирования (возможной высокой материальной ущербностью и ответственностью) данная проблема остаётся дискуссионной и требует дальнейшей разработки, изучения и законодательного закрепления.

Дисциплинарные проступки - это неисполнение или ненадлежащие исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. Раздел VIII ТК РФ, регламентирует трудовой распорядок и дисциплину труда. В главе 30 определены основные дисциплинарные взыскания, их порядок применения и снятие, а так же возможность представительного органа работников привлечения к дисциплинарной ответственности руководителя организации и его заместителей. Согласно ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание, 2) выговор, 3) увольнение по соответствующим основаниям. Федеральными законами уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания. Так ст. 38 главы IV Закона о милиции определяет взыскания за нарушение служебной дисциплины для сотрудников органов внутренних дел.

Материальные проступки - причинение ущерба в результате виновного и противоправного поведения, работников и служащих или работодателя, по отношению друг к другу. Условия материальной ответственности определяются разделом XI ТК РФ, если они не предусмотрены иными федеральными законами или трудовым договором.

Процессуальные проступки - это нарушение лицами установленного процессуального порядка и неисполнение возложенных на них обязанностей, предусмотренного процессуальным законодательством по отношению к материальным или процессуальным отраслям права.

В целом процессуальные проступки обладают сравнительно высокой степенью вредности, так как они затрудняют работу уполномоченных лиц и органов в установлении истины, состава правонарушения, а также вины подозреваемых и задержанных.

Заключение


И в заключение о социальной природе противоправного поведения. Главное в этом поведении то, что оно противоречит существующим общественным отношениям, причиняет или способно причинять вред правам и интересам граждан, коллективов и общества в целом, препятствует поступательному развитию общества. Правонарушения различают по своей направленности, по вероятности наступления вредных последствий и их тяжести, по характеру вызвавших их мотивов, по целям правонарушений и т.д. Несмотря на все эти различия, правонарушения составляют одну группу явлений в социальном и правовом отношениях, так как обладают единой сущностью и сходными юридическими признаками.

В отличие от правомерных действий, которые могут быть прямо предусмотрены нормами права, а могут и вытекать в общей форме из «духа закона», противоправные действия должны быть четко сформулированы действующими правовыми нормами. С этой точки зрения правонарушения можно говорить лишь в рамках и с позиции закона, определяющего понятие и признаки гражданского, административного или иного правонарушения, а нередко и устанавливающего точный перечень противоправных деяний. Такого рода «формализм» противоправности обеспечивает ясность и единство требований, предъявляемых ко всем гражданам и организациям.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации. - М.: «Проспект», 2001. - 48 с.

2. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // СЗ РФ.

2002. №1. Ст. 1.

3. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ «О введении в действие  Кодекса  Российской  Федерации  об  административных правонарушениях» // СЗ РФ. 2002. № 1. Ст. 2.

4. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ «Трудовой Кодекс Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 1. Ст. 3.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации (части I, II, и III) -Официальный текст. - М.; «ТД ЭЛИТ-2000», 2003 г., 264 с.

6. Уголовный кодекс Российской Федерации: - М.: «Юрайт-Издат», 2003.-156 с.

7. Закон о милиции. Положение о службе в ОВД. - М.: «Книга сервис», 2003.-80 с.

8. Богданова М.С. Некоторые проблемы понятия правонарушения // Следователь. 1997. № 4. с. 24-26.

9. Варыгин А.Н. Роль правоохранительных органов в воздействии на преступность и критерии оценки их деятельности // Российский следователь. 2000. № 2. с. 40-42.

10. Варыгин А.Н. Что делать с преступностью: предупредить или бороться? // Российский следователь. 2001. № I.e. 34-36.

11. Гегель Г.В.Ф. Философия права. Пер. с нем.: Ред. и сост. Д.А. Керамов и В.С Нерсеянц. Изд. «Мысль». - М., 1990.- 524 с..

12. Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика. Поведение. Ответственность. 2-е издание - М., 1989. - 351 с.

13. Кудрявцев В.Н. Закон, поступок, ответственность. - М., 1986. -448с.

14. Мальков В.П. Состав преступления в теории и законе. // Государство и право. 1996. № 7. с. 105-114.

15. Медведев A.M. Разграничение преступлений и административных проступков // Советское государство и право. 1990. № 6. с. 92-96.

16. Мышляев Д.Н. Деликтологическая характеристика лиц, совершивших правонарушения в сфере общественного порядка // Российский следователь. 2000. № 2. с.2-5.

17. Скуратов Ю.И. Россия пока не криминальное государство. Но она может им стать. // Литературная газета. 1996. 11 дек.

18. Социальные отклонения, издание второе переработанное и дополненное. - М., 1989. - 368 с.

19. Васильченко В.П., Уваров И.А. Логика: Учебно-методическое пособие для образовательных учреждений МВД России. - Белгород: Юридический институт МВД России, 1999. - 292 с.

20. Жинкин С.А. Теория государства и права. Конспект лекций. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. - 224 с.

21. Матузов Н. И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. -М.: Юристъ, 2001. - 512 с.

22. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие. / Сост. проф. В.В. Маклаков. - 3-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Издательство БЕК, 2002. - 592 с.

23. Теория государства и права: Учебник. / Под ред. Бабаева. - М.: Юристъ, 1999.-592 с.

24. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах, под. ред. проф. М. Н. Марченко. Том 2. Теория права. - М.: Издательство «Зерцало», 1998. - 656 с.


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.