Рефераты. Правление дома Медичи во Флоренции в XV веке по Историям Флоренции Франческо Гвиччардини и Никколо Макиавелли






p>Заключение

Для того, чтобы говорить об особенностях освещения правления Медичи в
«Историях Флоренции» Макиавелли и Гвиччардини надо еще раз взглянуть на то, как эти авторы описывают эволюцию медичейской власти во Флоренции.
Первоначально во Флоренции к началу XV века существовало две партии, одна из которых возглавлялась Никколо д`Уццано, а во главе другой стоял Джованни д`Бенчи. До поры отношения между этими партиями не выливались в открытый конфликт. После смерти лидеров обеих партий, сменивший Уццано Ринальдо
Альбицци и его партия пошли на открытое столкновение. С противоположной партией решили разобраться радикальным способом - лишить верхушки. Во главе дома Медичи, что отмечают оба автора, тогда стояли сыновья Джованни д`Бенчи
– Козимо и Аверардо, к которым применили традиционный для семей такого рода вид наказания – высылку. Оба автора единодушны в том, что по сути Ринальдо
Альбицци и компания сами вырыли себе яму своими необдуманными действиями.
Можно отметить, что по мнению авторов «Историй» Козимо пришлось бороться именно с партией, а не с флорентийским народом[444]. В переживающие не лучшие времена город с триумфом возвратился Козимо Медичи. На первых порах он еще не обладал абсолютной властью ни в городе, ни в своей партии. Судя по сообщениям Франческо Гвиччардни, большей властью обладали тогда Пьеро
Гвиччардини и Нери ди Джино Каппони. После ряда реформ, о которых упоминают оба автора, Козимо начал оказывать давление на своих конкурентов. Причем действовал он очень осторожно и эффективно, но не стал зря проливать кровь, ибо располагал более существенным рычагом давления на окружающих – деньгами. Выброшенный из окна Бальдаччо, друг Нери, должен был стать для всех примером, и он им стал. Козимо стал лидером, но не абсолютным правителем. По прежнему, если обратить внимание на сообщение обоих авторов, речь часто идет не только и не столько о Козимо, сколько о его партии.
В области внешней политики Козимо предстает как мудрый советчик, дипломат, любящий действовать словом, чем оружием. Его смерть – явление для обоих авторов особенное. Во время описания смерти проявляется отношение к нему.
Козимо для них человек, в первую очередь, заботившийся более о государстве, чем о личном благе, и это для обоих авторов главный критерий оценки.

Смерть отца привела к власти его больного сына – Пьеро. Как уже было отмечено, у Гвиччардини и Макиавелли описание времени правления Пьеро сводится к двум моментам – краткая его характеристика и заговор против него. Эти два факта связаны напрямую, о чем оба автора упоминают лишь вскользь, говоря о том, что из-за своей доброты и милосердия Пьеро не мог помешать росту влияния некоторых людей. На самом деле все было гораздо серьезней. Лидерство и финансы Козимо с одной стороны и политическое влияние его сторонников с другой обеспечивали сохранность существующего положения. Лидера не стало, а его сын на эту роль не тянул. Возникает мощная оппозиционная группировка, и становиться ясно, что для медичейской партии наступает момент истины. Сторонники Медичи во главе с Содерини одержали победу[445]. После смерти Пьеро, пережившая проверку на прочность партия могла пойти на такой шаг, как, например, сделать своим лидером двадцатилетнего паренька – Лоренцо Медичи. Уже функционировал механизм контроля за государством, который хотя и давал сбои, но не прекращал своей работы.

И вот Лоренцо. На его примере хорошо виден подход обоих авторов к описанию истории своего города. Для Макиавели история Флоренции строится через личности. Личности семьи Медичи. Они стоят во главе пирамиды флорентийского общества, выделясь как личными качествами, так и материальными возможностями. Макиавелли ищет и, что самое главное, находит в них черты идеального государя. Для Гвиччардини же правительство во
Флоренции не только Медичи. Создается такое впечатление, что они в его представлении как бы являют собой одно из звеньев в цепи флорентийской системы управления. Звено безусловно более сильное, но не единственное.
Лоренцо безусловно выделяется из общей массы. Но выделяется, как человек
Возрождения, а не как правитель. Политическая борьба, административные дела были не для него. Две-три реформы, и он уже мог не беспокоиться о своей судьбе и судьбе своих сторонников. Механизм внутреннего контроля был отлажен и работал уже без его, Лоренцо Медичи, постоянного надзора. Только вмешательство внешних сил (Рима в случае с Пацци, а затем и Неаполя) могли нарушить ритм его работы. Недовольные были, но сделать ничего не могли.
Переломным мог стать заговор Пацци, но когда стало ясно, что народ скорее предпочтет «тиранию» Медичи иллюзорным сказкам о свободе, Лоренцо спокойно оставил город и отправился к Фердинанду Арагонскому решать вопрос о мире.
Макиавелли больше волнует риск для жизни Лоренцо, чем возможность свержения власти Медичи во Флоренции в его отсутствие, а Гвиччардини лишь предполагает, что возможно все вопросы можно было решить не выезжая из
Флоренции. Зато после было триумфальное возвращение ( можно провести аналогии с Козимо ) и время мира, который Лоренцо привез во Флоренцию, как и его дед.

Несколько более сложной, чем это может показаться на первый взгляд, является проблема личности Лоренцо у Гвиччардини, которого он сравнивает с
Козимо. Он пишет, что Козимо был человеком более стоящим, но в жизни города тот и другой сыграли значительную роль[446]. На мой взгляд через эту фразу подход Гвиччардини раскрывается лучше всего. Автор отмечает, что Козимо был более стоящим именно как человек (uomo), т.е он пытается, насколько это возможно, отделить личные качества человека и его дела на благо общества[447]. При этом давая характеристику Лоренцо, он указывает как на его достоинства, так и на его недостатки. Именно указывает, а не раскрывает.

Кроме этих моментов, касающихся непосредственно дома Медичи, можно отметить и то, что при написании «Истории» Франческо Гвиччардини не упускает возможность упомянуть, если это возможно, фамилию Гвиччардини.
Кроме того, надо отметить, что обе «Истории» дают нам много примеров, подчеркивающих роль семьи и родственных связей во Флоренции, раскрывают структуру семьи.
Обе «Истории» обходят стороной культурную грань эпохи Возрождения. Здесь мы не найдем описаний жизни художников, мастеров, гуманистов или детального анализа их произведений. Сочинение Гвиччардини более подходит под роль источника, освещающего развитие во Флоренции институтов власти, механизмы политического влияния. Такая подробность проводимых реформ отсутствует даже у Макиавелли и это несколько странно, учитывая, что именно внутренние события были для Макиавелли главными. Зато много у Макиавелли речей, которые он вкладывает в уста разных людей. Автор рассказывает их, используя все свое красноречие, богатство языка и стиля. Тем более обидно, что эти фразы являются лишь плодом его воображения[448]. У Гвиччардини такого не встретишь, а те редкие фразы которые попадаются, используются им прежде всего для того, для чего их использует и Макиавелли, а именно для передачи своих мыслей чужими словами.

Важно отметить также и то, что в обоих произведениях, на мой взгляд, присутствует некий субъективизм авторов, которые уделяют большее внимание дому Медичи на всем рассматриваемом хронологическом периоде. Главная цель обоих авторов заключается в рассмотрении эволюции политической системы в городе. Отправной точкой для них служит сложившаяся в их время система абсолютной власти Медичи. При возвращении к исходной точке и изучению причин зарождения власти Медичи во Флоренции авторы невольно вынуждены выделять Медичи из контекста общих событий. Поэтому складывается неправильное впечатление о доминирующей силе Медичи на протяжении описываемого нами периода.
Если сравнивать отражение правления Медичи во Флоренции в «Истории»
Макиавелли и Гвиччардини, то Гвиччардини предстает писателем более объективным, более критичным, и более целеустремленным в том плане, что его цель видна более четко – эволюция управления Флоренцией в контексте общей истории города. Но при этом для понимания сути некоторых описываемых фактов и терминов, особенно относящихся к описанию управления Флоренции, часто необходимо обращение к историографии.
Библиография
Источники
Гвиччардини Ф. Заметки о делах политических и гражданских / Пер. с итал. //
Сочинения. М., 1934. С. 107-231.
Гвиччардини Ф. История Флоренции / Пер. с итал. // Сочинения великих итальянцев XVI в. Спб., 2002. С.72-141.
Гвиччардини Ф. Семейная хроника / Пер. с итал. // Сочинения. М., 1934. С.
231-301.
Макиавелли Н. История Флоренции / Пер. с итал. // Государь. М., 1999. С.
197-624.
Макиавелли Н. К Франческо Гвиччардини / Пер. с итал. // Средние века. М.,
1997. Вып. 60. С. 457-458.
Полициано А. Анджело Полициано приветствует Якопо Антикварио / Пер. с итал.
// Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения. М., 1985. С. 235-
242.
Полициано А. О заговоре Пацци / Пер. с итал. // Культура Возрождения и средние века. М., 1993. С. 204-217.
Ринуччини А. Диалог о свободе / Пер. с итал. // Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения. М., 1985. С. 162-181.
Филельфо Ф. Флорентийские беседы об изгнании / Пер. с итал. // Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения. М., 1985. С.110-121
Guicciardini F. Storie fiorentine // Opere di Francesco Guicciardini.
Torino, 1974. P. 61-172.
Guicciardini F. Storie fiorentine. Firenze, 1974. 350 p.
Литература
Абрамсон М.Л. Супруги, их родные и близкие в южноитальянском городе высокого средневековья X-XIII // Человек в кругу семьи: очерки по истории частной жизни в Европе до начала нового времени. М., 1996. С. 106-121.
Андреев М.Л Хлодовский Р.Л. Итальянская литература зрелого и позднего
Возрождения. М.,1988. 245 с.
Баткин Л.М. Европейский человек наедине с собой. М.,2000. 1005 с.
Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. М., 1995. 448 с.
Брагина Л.М. Идеи гражданского гуманизма в речах флорентийских магистратов
XV в. // Средние века. М., 1982. Вып. 45. С. 14-15.
Брагина Л.М. Итальянский гуманизм: этические учения XIV-XVв. М., 1977. 303 с.
Брагина Л.М. Культурная жизнь Флоренции первой половины XV в. в оценке современников // Средние века. М., 1997. Вып. 60. С. 325-241.
Брагина Л.М. Проблема власти в творчестве Франческо Гвиччардини // Культура
Возрождения и власть. М., 1999. C. 55-67.
Брагина Л.М. Самознание флорентийцев по сочинениям гуманистов XV в. //
Город в средневековой цивилизации Западной Европы. В 4 т. Т. 3. Человек внутри городских стен. Формы городских связей. М., 2000. С. 299-306.
Брагина Л.М. Социально-политические идеи в итальянском гуманизме XV в. //
Культура Возрождения и общество. М., 1986. С. 32-41.
Бурхард Я. Культура Возрождения в Италии. М., 1996. 590 с.
Виллари П. Джироламо Савонарола и его время / Пер. с итал. М., 1995. 929 с.
Виллари П. Николло Макиавелли и его время: В 2 т. / Пер. с итал. Спб.,
1914. Т.1. 430 с.
Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1986. 392 с.
Гаспари А. История итальянской литературы: В 2 т. / Пер. с итал. Спб.,
1897. Т.2. 580 с.
Гергей Е. История папства. М., 1996. 463 с.
Гращенков В.Н. Портрет раннего итальянского Возрождения: опыт социологической характеристики. // Культура Возрождения и общество.
М.,1986. С. 53-59.
Гуковский М.А. Итальянское Возрождение. Л., 1990. 618 с.
Дажина В.Д. Портретная иконография Медичи: от республики к монархии.
Культура Возрождения и власть. М., 1999. C. 130-144.
Данилова И.Е. Итальянский город XV века: реальность, миф, образ. М., 2000.
253 с.
Де Санктис Ф. История итальянской литературы. М., 1963. 534 с.
Де Санктис Ф. Макиавелли // Макиавелли Н. Государь. М., 1999. С. 624-654.
Дживилегов А.К. Франческо Гвиччардини // Гвиччардини Ф. Сочинения. М.,
1934. С. 7-34.
Дживилегов А.К. Творцы итальянского Возрождения: В 2 кн. М., 1998. Кн. 1.
352 с.
Жебар Э. Начало Возрождения в Италии / Пер. с фр. Спб., 1900. 392 с.
Зайчик Р. Люди и искусство итальянского Возрождения / Пер. с нем. Спб.,
1906. 404 с.
Котельникова Л.А. Феодализм и город в Италии в VIII-XV веках. М., 1987. С.
252.
Краснова И.А. Деловые люди Флоренции XIV-XV вв. : занятия, образ жизни и обыденное сознание. В 2 ч. Ч. 1. Ставрополь, 1995. 143 с.
Краснова И.А. Идея гражданского единства и власть во Флоренции XIV-XV вв.
// Культура Возрождения и власть. М., 1999. С. 17-27.
Краснова И.А. Представление о свободе у флорентийских граждан // Город в средневековой цивилизации Западной Европы. В 4 т. Т. 4. Extra muros: город, общество, государство. М., 2000. С. 79-84.
Краснова И.А. Проблемы воспитания делового человека во Флоренции XIV в. //
Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи позднего средневековья и начала нового времени. М., 1990. С. 60-62.
Краснова И.А. Суждения о бедности и благотворительности в купеческой среде
Флоренции XIV-XV вв. // Средние века. М.,1997. Вып. 59. C. 3-21.
Кудрявцев О.Ф. Меценатство как политика и как призвание: Козимо Медичи и флорентийская платоновская академия // Культура Возрождения и власть. М.,
1999. С. 37-49.
Кудрявцев О.Ф. Миф о «золотом веке» в культуре Возрождения // Личность – идея – текст в культуре средневековья и Возрождения. Иваново, 2001. С. 84-
92.
Лозинский С.Г. История папства. М., 1986. 382 с.
Мокульский С.С. Итальянская литература Возрождения и просвещения. М., 1966.
252 с.
Постников В.А. Франческо Гвиччардини о политическом строе Флоренции //
Средневековый город. Саратов,1981. Вып. 6. С. 171-179.
Ролова А.Д. Возникновение синьории Медичи и культура Возрождения. //
Культура и общество Италии накануне нового времени. М., 1993. С. 39-51.
Ролова А.Д. Итальянский купец и его торгово-банковская деятельность в XIII-
XV вв. // Средние века. М.,1994. Вып. 57. С. 62-74.
Ролова А.Д. Налоговая политика тосканских герцогов во второй половине XVI в. и в начале XVII в. // Средние века. М., 1983. Вып. 46. C. 50-77.
Рутенбург В.И. Жизнь и творчество Макьявелли // Макьявелли Н. История
Флоренции. М., 1987. С.354-390.
Рутенбург В.И. Итальянский город от раннего средневековья до Возрождения.
Л., 1987. 174 c.
Рутенбург В.И. Народные движения в городах Италии. М-Л., 1958. 384 с.
Рутенбург В.И. Очерк из истории раннего капитализма в Италии. М-Л, 1951.
228 c.
Рутенбург В.И. Примечания // Макиавелли Н. Избранное. М., 1999. С. 693-796.
Хлодовский Р. О Никколо Макиавелли, секретаре флорентийской республики, гуманисте, историке, авторе комедий, а также поэте трагическом //
Макиавелли Н. Избранное / Пер. с ит. М., 1999. С. 5-79.
Хлодовский Р. Лоренцо Медичи // История всемирной литературы: В 9 т. М.,
1985. Т. 3. С. 102-105.
Cleugh J. The Medici. A tale of fifteen generations. Garden City (N.Y).,
1975. 397 p.
Hale J. Florence and the Medici. The pattern of control. Plymouth, 1977.
208 p.
Gaeta F. Osservazioni sul percorso storiografico di Francesco Guicciardini
// Francesco Guicciardini: nel V centenario della nascita. Firenze.:
Olschki, mcmlxxxiv. P. 131-159.
Kent D. The rise of the Medici. Faction in Florence. Oxford, 1978. 389 p.
Ridolfi R. Vita di Francesco Guicciardini. Milano, 1982. 464 p.
Roscoe W. The life of Lorenzo de`Medici, called the Magnificent. London,
1800. 426 p.
Rubinstein N. The goverment of Florence under the Medici (1434 to 1494).
Oxford, 1966. 336 p.
Symonds J. Renaissance in Italy. London, 1881. 312 p.
Приложение. Дом Медичи. Генеалогическая диаграмма. XIII-XVI вв.
-----------------------
[1] Полную генеалогическую диаграмму см.: Kent D. The Rise of the Medici.
Oxford, 1978; Cleugh J. The Medici. A tale of fifteen generations. Garden
City (N.Y), 1975.
[2] Рутенбург В.И. Жизнь и творчество Макьявелли // Макьявелли Никколо.
История Флоренции. М., 1987. С. 385-387.
[3] Хлодовский Р. О Никколо Макиавелли, секретаре флорентийской республики, гуманисте, историке, авторе комедий, а также поэте трагическом //
Макиавелли Н. Избранное / Пер. с ит. М., 1999. С. 5-79.
[4] Там же. С. 74.
[5] Виллари П. Николло Макиавелли и его время. Спб., 1914.
[6] Там же. С. 31-41.
[7] Дживилегов А.К. Франческо Гвиччардини // Гвиччардини Франческо.
Сочинения. М., 1934. С. 7-21.
[8] Ridolfi R. Vita di Francesco Guicciardini. Milano, 1982. P. 27-30.
[9] Gaeta F. Osservazioni sul percorso storiografico di Francesco
Guicciardini // Francesco Guicciardini: nel V centenario della nascita.
Firenze, mcmlxxxiv. P. 151-154.
[10]Брагина Л.М. Проблема власти в творчестве Франческо Гвиччардини //
Культура Возрождения и власть. М., 1999. C. 55-67.
[11] Постников В.А. Франческо Гвиччардини о политическом строе Флоренции //
Средневековый город. Саратов, 1981. Вып. 6. С. 171-179.
[12] Де Санктис Ф. История итальянской литературы. М., 1963. С.139; Де
Санктис Ф. Макиавелли // Макиавелли Никколо. Государь. М., 1999. С. 627.
Статья является сокращенной перепечаткой главы из его же «Истории итальянской литературы».
[13] Мокульский С.С. Итальянская литература Возрождения и просвещения. М.,
1966. С.101; Хлодовский Р.И. Лоренцо Медичи // История всемирной литературы. Т. 3. М., 1985. С. 102.
[14] Хлодовский Р.И. Лоренцо Медичи // История всемирной литературы. Т. 3.
М., 1985. С. 103.
[15] Андреев М.Л. Хлодовский Р.И. Итальянская литература зрелого и позднего
Возрождения. М., 1988. С. 19.
[16] Мокульский С.С. Итальянская литература Возрождения и просвещения. М.,
1966. С.101.
[17] Там же. С. 220.
[18] Там же. С. 225.
[19] Абрамсон М.Л. Супруги, их родные и близкие в южноитальянском городе высокого средневековья X-XIII // Человек в кругу семьи: очерки по истории частной жизни в Европе до начала нового времени. М., 1996. С. 105-107.
[20] Баткин Л.М. Европейский человек наедине с собой. М., 2000. С. 741-807.
[21] Брагина Л.М. Культурная жизнь Флоренции первой половины XV в. в оценке современников // Средние века. М., 1997. Вып. 60. С. 325-241.
[22] Там же. С. 332.
[23] Брагина Л.М. Итальянский гуманизм: этические учения XIV-XV в. М.,
1977. С. 204.
[24] Там же. С. 42.
[25] Брагина Л.М. Идеи гражданского гуманизма в речах флорентийских магистратов XV в. // Средние века. М., 1982. Вып. 45. С. 46-71; Брагина
Л.М. Социально-политические идеи в итальянском гуманизме XVв. // Культура
Возрождения и общество. М., 1986. С. 32-41.
[26] Брагина Л.М. Идеи гражданского гуманизма… С.69.
[27] Там же. С. 66.
[28] Буркхард Я. Культура Возрождения в Италии. М., 1996. С. 139.
[29] Виллари П. Джироламо Савонарола и его время. М., 1995. С. I-II.
[30] Там же. С. 39-40.
[31] Гуковский М.А. Итальянское Возрождение. Л., 1990. С. 430.
[32] Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1986. 392 с.
[33]Дажина В.Д. Портретная иконография Медичи: от республики к монархии //
Культура Возрождения и власть. М., 1999. С. 133,141.
[34] Гращенков В.Н. Портрет раннего итальянского Возрождения: опыт социологической характеристики // Культура Возрождения и общество. М.,
1986. С. 53-59.
[35] Ролова А.Д. Налоговая политика тосканских герцогов во второй половине
XVI в. и в начале XVII в. // Средние века. М., 1983. Вып. 46. С. 96-99,106.
[36] Данилова И.Е. Итальянский город XV века. М., 2000. С.85-133.
[37] Там же. С. 207, 223.
[38] Дживилегов А.К. Творцы итальянского Возрождения. М., 1998. С. 87.
[39] Там же. С. 59-67, 88-95.
[40] Жебар Э. Начало Возрождения в Италии. Спб., 1900. 391 с.
[41] Зайчик Р. Люди и искусство итальянского Возрождения / пер. с нем.
Спб., 1906. С. 4.
[42] Там же. С. 155,146.
[43] Там же. С. 194,195.
[44] Котельникова Л.А. Феодализм и город в Италии в VII-XV веках. М., 1987.
С. 84-85.
[45] Там же. С. 164.
[46] Краснова И.А. Суждения о бедности и благотворительности в купеческой среде Флоренции XIV-XV вв. // Средние века. М., 1997. Вып. 59. С. 12.
[47] Краснова И.А. Идея гражданского единства и власть во Флоренции //
Культура Возрождения и власть. М., 1999. C. 17-27.
[48] Краснова И.А. Деловые люди Флоренции XIV-XV вв. : занятия, образ жизни и обыденное сознание. В 2 ч. Ч. 1. Ставрополь, 1995.
[49] Кудрявцев О.Ф. Меценатство как политика и как призвание: Козимо Медичи и флорентийская Платоновская академия // Культура Возрождения и власть. М.,
1999. С. 37.
[50] Там же. С. 45.
[51] Кудрявцев О.Ф. Миф о «золотом веке» в культуре Возрождения //
Личность – идея – текст в культуре средневековья и Возрождения. Иваново,
2001. С. 84-92.
[52] Гергей Е. История папства. М., 1996. С. 207-209; Лозинский С.Г.
История папства. М., 1986. С. 204-207.
[53] Ролова А.Д. Возникновение синьории Медичи и культура Возрождения //
Культура и общество Италии накануне нового времени. М., 1993. С. 39.
[54] Там же. С. 51.
[55] Там же. С. 71.
[56] Там же. С. 74.
[57] Рутенбург В.И. Итальянский город от раннего средневековья до
Возрождения. Л., 1987. С. 90-100.
[58] Рутенбург В.И. Очерк из истории раннего капитализма в Италии. М-Л.,
1951. С. 156.
[59] Рутенбург В.И. Народные движения в городах Италии. М-Л., 1958. С. 294-
324.
[60] Symonds J. Renaissance in Italy. London, 1881. P. 358-370.
[61] Kent D. The Rise of the Medici. Oxford, 1978.
[62] Cleugh J. The Medici. A tale of fifteen generations. Garden City
(N.Y), 1975.
[63] Hale J.R. Florence and the Medici. The pattern of control. Plymouth,
1977.
[64] Речь идет прежде всего о фактах, касающихся личной жизни Лоренцо. См.:
Roscoe W. The life of Lorenzo de`Medici, called the Magnificent. London,
1800. P. 150-160.
[65] Rubinstein N. The goverment of Florence under the Medici (1434 to
1494). Oxford, 1966.
[66] Любопытна периодизация, данная Н.Рубинштейном относительно правления
Медичи. Время Козимо это, по его мнению, основание режима Медичи. Период правления Пьеро столкновение интересов республиканской оппозиции и медичейского режима, некий переходный период. Ну и, наконец, Лоренцо – наивысшее укрепление власти семьи Медичи. Cм.: Ibid. P. 1-5, 136-137, 176-
177.
[67] О биографии Макиавелли см.: Хлодовский Р. О Никколо Макиавелли, секретаре флорентийской республики, гуманисте, историке, авторе комедий, а также поэте трагическом. // Макиавелли Никколо. Избранное. М., 1999. С. 5-
79; Рутенбург В.И. Жизнь и творчество Макьявелли // Макьявелли Никколо
История Флоренции. М., 1987. C. 354-374; Виллари П. Николло Макиавелли и его время. Спб., 1914. C. 233-409; Де Санктис Ф. Макиавелли // Макиавелли
Н. Государь. М., 1999. С. 624-627.
[68] Рутенбург В.И. Жизнь и творчество Макьявелли… C. 378.
[69] Ridolfi R. Op.cit. P. 27.
[70] В то время как в одной редакции было принято разделение на главы
(Guicciardini Francesco. Storie fiorentine. Firenze, 1974. 350 p.), в другой редакции текст был сопровожден названиями разделов на полях.
(Guicciardini Francesco. Storie fiorentine // Opere di Francesco
Guicciardini. Torino, 1974. P. 61-172. ).
[71] Далее – «История».
[72] Ridolfi R. Op.cit. P. 27.
[73] Gaeta F.Op.cit. P. 151.
[74] Ibid. P. 134.
[75] Ridolfi R. Op.cit. P. 29.
[76] Ridolfi R. Op.cit. P. 28.
[77] Gaeta F. Op.cit. P. 143.
[78] Opere di Francesco Guicciardini. Torino, 1974. P. 34.
[79] Гвиччардини Ф. Заметки о делах политических и гражданских / Пер. с ит.
// Сочинения. М., 1934. С. 107-231.
[80] Там же. С. 179.
[81] Дживилегов А.К. Франческо Гвиччардини… С. 42.
[82] Гвиччардини Ф. Семейная хроника / Пер. с ит. // Сочинения. М., 1934.
С. 231-301.
[83] В русском варианте «Истории Флоренции» даны переводы глав с 9 по 16, в то время как в данной работе предметом анализа служит содержание глав с 1 по 9. См.: Гвиччардини Франческо. История Флоренции / Пер. с итал. //
Сочинения великих итальянцев XVI в. Спб., 2002. С. 72-141.
[84] По мнению Л.М.Брагиной, Гвиччардини в своей «Истории» занимался тем же самым. См.: Брагина Л.М. Проблема власти… С. 61.
[85] Рутенбург В.И. Жизнь и творчество… С. 387.
[86] Там же.
[87] Там же.
[88] Рутенбург В.И. Жизнь и творчество… С. 390.
[89] Де Санктис Ф. История итальянской литературы… С. 139.
[90] Де Санктис Ф. Макиавелли… С. 627.
[91] Хлодовский Р. О Никколо Макиавелли… С. 74.
[92] Цит. по: Баткин Л.М. Европейский человек… С. 803.
[93] Там же. С. 75.
[94] Виллари П. Николло Макиавелли… С. 401-404.
[95] Там же. С. 404.
[96] Макиавелли Н. К Франческо Гвиччардини // Средние века. М., 1997. Вып.
60. С. 457-458.
[97] Филельфо Ф. Флорентийские беседы об изгнании // Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения. М., 1985. С. 110-121.
[98] Аламанно Р. Диалог о свободе // Сочинения итальянских гуманистов эпохи
Возрождения. М., 1985. С. 156-162.
[99] Полициано А. О заговоре Пацци // Культура Возрождения и средние века.
М., 1993. С. 204-217.
[100] Полициано А. Анджело Полициано приветствует Якопо Антикварио //
Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения. М., 1985. С. 235-242.
[101] Полициано Анжело. О заговоре Пацци // Культура Возрождения и средние века. М., 1993. С. 204-205.
[102] Необходимо отметить, что Макиавелли в предисловии к своей «Истории
Флоренции» писал о том, что первоначально планировал начать повествование с
1434 года, «…со времени, когда дом Медичи благодаря заслугам Козимо и его родителя Джованни достиг во Флоренции большего влияния, чем какой-либо другой». См.: Макиавелли Н. История… С. 202.
[103] Микеле ди Ландо (Микеле Ландо) – стоял во главе восставших, в ходе выступления пошел на заключение союза с пополанами, за что был обвинен в предательстве.
[104] Guicciardini F. Storie fiorentine // Opere di Francesco Guicciardini.
Torino, 1974. P. 61.
[105] Ibid.
[106] Дживилегов А.К. Творцы… С. 65.
[107] Рутенбург В.И. Народные движения… С. 217.
[108] Рутенбург В.И. Очерк… С. 156.
[109] Hale J. Op.cit. P. 12; Виллари П. Николло Макиавелли… С. 31.
[110] Рутенбург В.И. Народные движения... С. 191.
[111] Там же. С. 192.
[112] Ролова А.Д. Возникновение синьории Медичи… С. 39, 44-47.
[113] Рутенбург В.И. Народные движения... С. 294; Ролова А.Д. Возникновение синьории Медичи… С. 45.
[114] Макиавелли Н. История… С. 336.
[115] Там же. С. 340.
[116] Guicciardini F. Storie fiorentine // Opere… P. 63.
[117] Макиавелли Н. История… С. 364.
[118] Брагина Л.М. Итальянский гуманизм… С. 36; Hale J. Op.cit. P. 12-14;
Kent D. Op.cit. P. 39; Виллари П. Николло Макиавелли… С. 31; Краснова И.А.
Идея гражданского единства и власть во Флоренции… С. 23-24; Краснова И.А.
Деловые люди Флоренции… С. 31-40.
[119] 1360-1429.
[120] Hale J. Op.cit. P. 12.
[121] В 1402, 1408, 1411 годах. См.: Cleugh J. Op.cit. P. 38.
[122] Hale J. Op.cit. P. 13.
[123] Ibid. P. 14.
[124] Макиавелли Н. История... С. 115, 640.
[125] Абрамсон М.С. Ук.соч. С. 106.
[126] Kent D. Op.cit. P. 72.
[127] Как писал хронист Джованни Кавальканти: «Природа Джованни Медичи скорее божественная, чем человеческая». Цит. по: Краснова И.А. Идея гражданского единства и власть во Флоренции… С. 24.
[128] Hale J. Op.cit. P.12; Cleugh J. Op.cit. P. 40.
[129] Cleugh J. Op.cit. P. 41.
[130] Guicciardini F. Storie fiorentine // Opere… P. 63.
[131] Аверардо (1373-1434) был сыном Франческо, брата Джованни д`Бенчи
(отец Козимо).
[132] Лоренцо (1394-1440) был родным братом Козимо.
[133] Макиавелли Н. История... С. 404.
[134] Вот что писал об этом сам Гвиччардини: «В 1420, а потом в 1434 году город воевал с герцогом Филиппо; и в это же время город оказался разделен на две части: одних возглавлял Никколо Уццано, которого считали человеком очень благоразумным и приверженцем свободы, во главе другой партии стоял
Джованни де Бенчи Медичи, а потом и его сын Козимо, и существование этих двух сторон вызывало много споров и волнений. В 1433 произошло так, что в сентябре месяце гонфалоньером правосудия стал Бернардо Гуарданьи, из партии
Никколо Уццано, который к тому времени уже умер, и, использовав то что он получил власть над синьорией, арестовал во дворце Козимо Медичи и потом выслал его (Козимо) вместе с Лоренцо его братом и Аверардо его двоюродным братом, в Венецию; а во главе их партии на несколько месяцев был оставлен мессер Аньоло Аччайуоли, который за то, что поддерживал связь с Козимо, был подвергнут пыткам и выслан в Грецию». Цит. по: Guicciardini F. Storie fiorentine // Opere… P. 63.
[135] Данилова И.Е. Ук.соч. С. 103.
[136] Guicciardini F. Storie fiorentine // Opere… P. 63.
[137] Rubinstein N. Op.cit. P. 2.
[138] Всего было выслано 73 человека. См: Ibid.
[139] Макиавелли Н. История... С. 402.
[140] Отправлены в ссылку были следующие представители дома Медичи: Козимо
Медичи, Аверардо ди Франческо, Лоренцо ди Джованни, Джулиано ди Аверардо,
Бернардо д`Сальвестро, Джорджио д`Сальвестро, Орландо д`Гуччо, Ванни д`Андреа ( Cosimo di Giovanni, Averardo di F, Lorenzo di Giovanni, Giuliano di Averardo, Bernardo di Alamano di Salvestro, Gregorio di Alamano di
Salvestro, Orlando di Guccio, Vanni di Andrea ). См.: Kent D. Op.cit. P.
44.
[141] Франческо ди Биччи был основателем одного из филиалов известного банка Вьери ди Камбио в 1392 и 1393г. См.: Котельникова Л.А. Ук.соч. С.
153.
[142] Основан в 1397 г.
[143] Котельникова Л.А. Ук.соч. С. 153.
[144] Абрамсон М.Л. Ук.соч. С. 119.
[145] Роль отца семейства как абсолютного патрона рассматривается в статье
И.А.Красновой. См.: Краснова И.А. Проблемы воспитания делового человека во
Флоренции XIV в. // Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи позднего средневековья и начала нового времени. М., 1990. С. 60-62.
[146] Дживилегов А.К. Творцы... С. 82; Hale J. Op.cit. P. 22.
[147] Падуя – город, в который был выслан Козимо и его родственники, находился на территории Венеции. См.:Макиавелли Н. История... С. 402.
[148] Hale J. Op.cit. P. 23.
[149] Guicciardini F. Storie fiorentine // Opere… P. 63.
[150] К началу XV века в Афинах жило большое количество флорентийских семей среди них были Питти, Медичи, Макиавелли, Аччайуоли (Рутенбург В.И. Очерк…
С. 97).
[151] Макиавелли Н. История... С. 403.
[152] Племянник Козимо Пьерфранческо вышел замуж за Лаудомию Аччайуоли.
[153] Любопытно, что Франческо Фильфо называл Лоренцо - коровой, Козимо - лисой, а Аверардо – волком. (Cleugh J. Op.cit. P. 61).
[154] Guicciardini F. Storie fiorentine // Opere… P. 63.
[155] Ibid.
[156] Макиавелли Н. История... С. 404.
[157] Guicciardini F. Storie fiorentine // Opere… P. 63-64.
[158] Макиавелли Н. История... С. 406.
[159] Там же. С. 407.
[160] Там же.
[161] Guicciardini F. Storie fiorentine // Opere… P. 64.
[162] Ibid.
[163] О нем Гвиччардини упоминает в самом начале своей «Истории Флоренции».
См.: Guicciardini F. Storie fiorentine // Opere… P. 61.
[164] Гвиччардини Ф. Семейная хроника // Сочинения. М., 1934. С. 240.
[165] Там же. С. 242.
[166] Там же. С. 243.
[167] Ridolfi R. Op.cit. P. 27.
[168] Жебар Э. Ук.соч. С. 105; Д.Кент отмечает, что Козимо после возвращения постарался сделать так, чтобы рядом с его домом во Флоренции, другие здания были заняты или принадлежали ему, или его друзья. Таким образом даже в плане города «территория Медичи» вырисовывается довольно четко. ( Kent D. Op.cit. P. 64-66 ).
[169] Гуковский М.А. Ук.соч. С. 424; Cleugh J. Op.cit. P. 96.
[170] Rubinstein N. Op.cit. P. 2.
[171] Guicciardini F. Storie fiorentine // Opere… P. 65.
[172] Аккопиаторы ( accopiatori) – выборщики, вынимавшие из избирательных сумок карточки с именами кандидатов на должности в различные магистратуры, в том числе и в Синьорию.
[173] Это называлось imborsazione
[174] Это называлось squittino. См.: Рутенбург В.И. Примечания //
Макиавелли Н. Избранное. М., 1999. С. 793.
[175] Rubinstein N. Op. cit. P. 23-25.
[176] Cleugh J. Op.cit. P. 59; Ролова А.Д. Возникновение синьории Медичи…
С. 39.
[177] Макиавелли Н. История... С. 521; Guicciardini F. Storie fiorentine //
Opere… P. 65-67.
[178] Guicciardini F. Storie fiorentine // Opere… P. 66-67.
[179] Guicciardini F. Storie fiorentine // Opere… P. 66-67.
[180] Дживилегов А.К. Творцы... С. 85.
[181] Cleugh J. Op.cit. P. 71.
[182] «Был в то время в городе Бальдаччо Ангиари, капитан пехоты, человек большой души и опытный в своем деле и имел также большое доверие среди солдат. Был также значительно приближен, как личный друг, к Нери; этого боялся Козимо, и хотел устранить от Нери это орудие которое [Нери] мог бы применить для того, чтобы совершить нужные ему действия. Поэтому ждали, когда Нери будет вне Флоренции в качестве посла или комиссара, и произошло то, что мессер Бартоломео Орландини, гонфалоньер правосудия, послал за
[Бальдаччо] в дом, и когда оказались они рядом с одной из комнат
[Бартоломео] сделал сразу же людям, которые специально были там, знак и выбросили [Бальдаччо] на землю под окна». Цит. по: Guicciardini F. Storie fiorentine // Opere… P. 67.
[183] Как пишет П. Виллани, «…многие это подозревали, но никто не мог доказать…». (Виллари П. Николло Макиавелли… С.34 ).
[184] Дживилегов А.К. Творцы... С. 86.
[185] В данном случае любопытно отметить, что налоговая система, существовавшая во флорентийской республике времен Козимо Медичи, оставалась практически неизменной до времени появления Тосканского герцогства, образованного в 1569 г. ( Ролова А.Д. Налоговая политика… С. 51
).
[186] Жебар Э. Ук.соч. С. 105; Дживилегов А.К. Творцы... С. 86; Cleugh J.
Op.cit. P. 78; Виллари П. Николло Макиавелли…С. 33.
[187] Филельфо Ф. Ук. соч. С. 112.
[188] Там же. С. 116.
[189] Если 1433 такие листы содержали фамилию лишь одного представителя дома Медичи (Nicola di Vieri), то в новых списках их было 19. См.: Hale J.
Op.cit. P. 36.
[190] Макиавелли Н. История... С. 528.
[191] «Из двух локтей красного сукна выкраивается добропорядочный человек».
См.: Макиавелли Н. История... С. 529. Там же автор приводит и другие изречения Козимо Медичи.
[192] Дживилегов А.К. Творцы... С. 86; Виллари П. Николло Макиавелли… С.
33.
[193] Guicciardini F. Storie fiorentine // Opere… P. 67.
[194] Ibid. P. 68-69.
[195] Дживилегов А.К. Творцы... С. 82.
[196] Guicciardini F. Storie fiorentine // Opere… P. 72-73.
[197] Макиавелли Н. История... С. 530.
[198] Hale J. Op.cit. P. 35.
[199] Guicciardini F. Storie fiorentine // Opere… P. 73; Макиавелли Н.
История... С. 526.
[200] Церковь Сан-Лоренцо была построена на месте сгоревшей древней церкви
Сант-Амброджо. Строительство церкви было начато в 1425 году Филиппо
Брунеллески. Завершил работу Антонио Манетти. Фасад церкви заканчивал
Микельанджело Буанаротти, но довести работу до конца ему не удалось.
(Рутенбург В.И. Примечания… С. 789).
[201] Аббатству в Бадия Фьезоле Козимо передал большое количество манускриптов, переписанных по его заказу.
[202] Монастырь Сан-Марко к началу XV века был «жалким зданием», где проживало несколько монахов. Козимо отдал монастырь доминиканцам, а затем решил перестроить его с самого основания. Работу вел архитектор Микелоццо
Микелоцци. Перестройка шла шесть лет и завершилась в 1443 году, потрачено было 36000 флоринов. Позже Козимо передал туда часть библиотеки Николо
Николи, с условием сохранения к ней доступа. Было передано около шестисот манускриптов. (Виллари П. Джироламо Савонарола… С. 28; Бурхард Я. Ук.соч.
С. 123; Hale J. Op.cit. P. 26).
[203] Виллу Карреджо в непосредственной близости от Флоренции построил
Козимо Медичи (по проекту Микелоццо) для Платоновской академии, ставшей гуманистическим центром изучения трудов Платона и неоплатоников. Козимо подарил виллу Марсилио Фичино, который более тридцати лет возглавлял
Платоновскую академию.
[204] В Иерусалиме было построено убежище для неимущих и больных пилигримов. См.: Макиавелли Н. История... С. 526.
[205] Guicciardini F. Storie fiorentine // Opere… P. 107.
[206] Ibid. P. 108.
[207] Брагина Л.М. Итальянский гуманизм… С. 204; Cleugh J. Op.cit. P. 79.
[208] Виллари П. Джироламо Савонарола… С. 28; Cleugh J. Op.cit. P. 80.
[209] Бурхард Я. Ук.соч. С. 123.
[210] Макиавелли Н. История... С. 529-530.
[211] Флорентийский платонизм – направление философской мысли эпохи
Ренессанса, связаное с возрождением интереса к философии Платона. Марсилио
Фичино известен своей работой «Платон. Теология о бессмертии души», в которой изложил свои взгляды о Боге, душе и мире. Бог рассматривался как бесконечное высшее существо, деятельность которого порождает мир вещей в процессе постепенного творения. Мир состоит из ряда ступеней. Душа, по мнению Фичино, олицетворяет связь между телами в природе, помогая подняться до ангелов и даже высшего божественного существа. О деятельности Фичино во
Флоренции подробнее см.: Гарэн Э. Ук.соч. С. 120-132.
[212] Кудрявцев О.Ф. Ук.соч. С.37; Виллари П. Джироламо Савонарола… С. 46;
Зайчик Р. Ук.соч. С. 146.
[213] Кудрявцев О.Ф. Ук.соч. С. 40.
[214] Виллари П. Николло Макиавелли… С. 149.
[215] Брагина Л.М. Культурная жизнь Флоренции… С. 331-332.
[216] Guicciardini F. Storie fiorentine // Opere… P. 107.
[217] Как пишет Л.М.Брагина, «…в положительной оценке Козимо нельзя усмотреть никакой политической корысти» См.: Брагина Л.М. Проблема власти…». С. 58.
[218] Дживилегов А.К. Творцы... С. 84.
[219] Краснова И.А. Суждения о бедности и благотворительности… С. 13.
[220] Виллари П. Николло Макиавелли… С. 32; Краснова И.А. Идея гражданского единства и власть во Флоренции... C. 22-24; Краснова И.А. Проблемы воспитания делового человека… С. 62-63.
[221] Цит. по: Hale J. Op.cit. P. 40.
[222] Буркхард Я. Ук.соч. С. 308; Rubinstein N. Op.cit. P. 136-137; Hale J.
Op.cit. P. 43.
[223] Guicciardini F. Storie fiorentine // Opere… P. 73.
[224] Hale J. Op.cit. P. 43.
[225] Guicciardini F. Storie fiorentine // Opere… P. 73, 81.
[226] Макиавелли Н. История... С. 551.
[227] Guicciardini F. Storie fiorentine // Opere… P. 75, 76.
[228] Макиавелли Н. История... С. 534.
[229] Там же. С. 535.
[230] Там же.
[231] Rubinstein N. Op.cit. P. 136-137.
[232] Цит. по: Rubinstein N. Op.cit. P. 136.
[233] «Цветок Флоренции», или «цвет Флоренции». См.: Rubinstein N. Op.cit.
P. 138.
[234] Hale J. Op.cit. P. 47.
[235] Guicciardini F. Storie fiorentine // Opere… P. 75-76.
[236] Rubinstein N. Op.cit. P. 138.
[237] Guicciardini F. Storie fiorentine // Opere… P. 75.
[238] Rubinstein N. Op.cit. P. 142-143 .
[239] Guicciardini F. Storie fiorentine // Opere… P. 75.
[240] «…в то время, что длилось правление той магистратуры, много изменено было, но после конца всего, показалось многим, что изменения были незначительными». Цит.по: Guicciardini F. Storie fiorentine // Opere… P.
76.
[241] Rubinstein N. Op.cit. P. 144.
[242] Макиавелли Н. История... С. 535.
[243] Guicciardini F. Storie fiorentine // Opere… P. 76.
[244] Там же. С. 540.
[245] Там же. С. 541.
[246] Guicciardini F. Storie fiorentine // Opere… P. 76-77.
[247] Макиавелли Н. История... С. 537.
[248] Guicciardini F. Storie fiorentine // Opere… P. 77.
[249] Макиавелли Н. История... С. 537.
[250] Guicciardini F. Storie fiorentine // Opere… P. 77.
[251] Cleugh J. Op.cit. P. 102.
[252] Guicciardini F. Storie fiorentine // Opere… P. 77; Макиавелли Н.
История... С. 544.
[253] Hale J. Op.cit. P. 48.
[254] Guicciardini F. Storie fiorentine // Opere… P. 77.
[255] Ibid. P. 81.
[256] Hale J. Op.cit. P. 48
[257] «Хотя многие ценили в городе его, подобно пожару смерть Пьеро могла породить революцию, тем не менее вечером когда он умер, а главное следующим вечером, собрались в Санта Антонио более 600 граждан, цвет города, и постановили сохранить и союз и государство в настоящем виде и сохранить старшими сыновей Пьеро; и так участвовал весь город, представленный Томмазо
Содернини который имела тогда бульшую репутацию, чем другие граждане и может быть был более благоразумным». Цит.по: Guicciardini F. Storie fiorentine // Opere… P. 81.
[258] Макиавелли Н. История... С. 552.
[259] Официальное собрания для решения этого вопроса ( такие собрания назывались pratice ) состоялось во Флоренции спустя три дня после данного выступления. Cм: Rubinstein N. Op.cit. P. 174.
[260] Rubinstein N. Op.cit. P. 174. Такую же цифру называет и Д.Хейл. См.:
Hale J. Op.cit. P. 61.
[261] Guicciardini F. Storie fiorentine // Opere… P. 81.
[262] Rubinstein N. Op.cit. P. 175.
[263] Ibid. P. 176.
[264] Цит. по: Hale J. Op.cit. P. 60-61.
[265] Макиавелли Н. История... С. 552.
[266] Guicciardini F. Storie fiorentine // Opere… P. 73.
[267] В связи с этим необходимо отметить, что в «Историях» обоих авторов к имени Лоренцо Медичи слово «Великолепный» не добавляется.
[268] Guicciardini F. Storie fiorentine // Opere… P. 84.
[269] Вот что пишет о результате этих реформ сам Гвиччардини: «И как только такое положение утвердилось, Лоренцо приобрел самую большую репутацию и силу; таким образом, он мог приступить к захвату власти, и в данном случае у него было желание быть первым и быть арбитром города и, кроме того, он не хотел позволить управлять другим, но в первую очередь заботился о том, чтобы не дать слишком большую власть мессеру Томмазо и другим, что было нужно для репутации его и укрепления его семьи. И хотя не был он в недостатке и предназначались ему все почести как первому магистрату города, тем не менее на самом деле считали его второстепенным, поскольку без его участия несколько раз проводили деловые предприятия». Цит.по: Guicciardini
F. Storie fiorentine // Opere… P. 84.
[270] Guicciardini F. Storie fiorentine // Opere… P.84.
[271] Ibid.
[272] Rubinstein N. Op.cit. P. 180.
[273] Hale J. Op.cit. P.65
[274] Guicciardini F. Storie fiorentine // Opere… P. 85.
[275] Hale J. Op.cit. P. 65.
[276] Рутенбург В.И. Итальянский город… С. 90.
[277] Guicciardini F. Storie fiorentine // Opere… P. 85.
[278] Имя Лоренцо не фигурировало в договорах о копях, но сущность обвинений в его адрес состояло в том, что он был тайно заинтересован в этом. ( Виллари П. Николло Макиавелли… С. 36).
[279] Макиавелли Н. История... С. 558.
[280] Hale J. Op.cit. P. 65.
[281] Рутенбург В.И. Итальянский город... С. 90.
[282] Guicciardini F. Storie fiorentine // Opere… P. 85.
[283] Фердинанд II Арагонский.
[284] Макиавелли Н. История... С. 560; Guicciardini F. Storie fiorentine //
Opere… P. 86.
[285] Виллари П. Николло Макиавелли… С. 36.
[286] Макиавелли Н. История... С. 565-566.
[287] Guicciardini F. Storie fiorentine // Opere… P. 87-88.
[288] Ibid. P. 89.
[289] Макиавелли Н. История... С. 569.
[290] Полициано А. О заговоре Пацци… С. 205-206.
[291] Guicciardini F. Storie fiorentine // Opere… P. 89-90.
[292] Полициано А. О заговоре... С. 206
[293] Полициано А. О заговоре... С. 206; Макиавелли Н. История... С. 570.
[294] Макиавелли Н. История... С. 570.
[295] Макиавелли Н. История... С. 572; Полициано А. О заговоре... С. 207.
[296] Полициано А. О заговоре... С. 208. Д.Клей отмечает, что несмотря на большое количество заговоров участие в заговоре человека из того же дома на члена которого готовилось покушение было явлением для того времени нетипичным. См.: Cleugh J. Op.cit. P. 129.
[297] Guicciardini F. Storie fiorentine // Opere… P. 90.
[298] Guicciardini F. Storie fiorentine // Opere… P. 90; Макиавелли Н.
История... С. 570-572.
[299] Сикст IV (Франческо делла Ровере), 1471-1484.
[300] Лозинский С.Г. Ук.соч. C. 205; Гергей Е. Ук.соч. С. 208.
[301] Guicciardini F. Storie fiorentine // Opere… P. 90.
[302] Ibid. P. 91.
[303] Guicciardini F. Storie fiorentine // Opere… P. 91.
[304] Макиавелли Н. История... С. 570.
[305] Guicciardini F. Storie fiorentine // Opere… P. 91.
[306] Виллари П. Джироламо Савонарола… C. 22.
[307] Человек этот в представлении Полициано был «умелым подхалимом, очень непостоянным и лживым, дерзким и решительным, лукавым и бесстыдным». См.:
Полициано А. О заговоре... С. 206.
[308] Guicciardini F. Storie fiorentine // Opere… P. 91.
[309] Виллари П. Джироламо Савонарола… C. 23.
[310] Guicciardini F. Storie fiorentine // Opere… P. 91.
[311] Кардинал Сансони-Риарио, родственник папы Сикста (Лозинский С.Г
Ук.соч. С. 206).
[312] Guicciardini F. Storie fiorentine // Opere… P. 92.
[313] Ibid. P. 93.
[314] Guicciardini F. Storie fiorentine // Opere… P. 93; Полициано А. О заговоре... С. 217, 208.
[315] Ibid. P. 93.
[316] Вместе с Лоренцо туда направился Полициано который сопровождал сына
Лоренцо – Пьеро.
[317] Известна также под названием Сан Репарата. Это имя носила церковь, сейчас известная как церковь Санта Мария дель Фьоре. Cм.: Рутенбург В.И.
Примечания… С. 793.
[318] Монтесекко Иероним Джованни Баттиста, военачальник папской курии.
Сомневался в успехе заговора и стал участвовать в нем только после аудиенции у папы. Ему было поручено убить Лоренцо. Однако позже он отказался от участия в убийстве по религиозным соображениям так как оно должно было произойти во Флорентийском соборе. (Полициано А. О заговоре...
С. 216; Буркхард Я. Ук.соч. С. 44).
[319] Guicciardini F. Storie fiorentine // Opere… P. 93-94.
[320] Полициано А. О заговоре... С. 209.
[321] Макиавелли Н. История... С. 577.
[322] Вот что пишет об этом сам Гвиччардини: «В то время, как эти события происходили в церкви, архиепископ, который немного ранее пришел в сопровождении из многих близких и друзей, которые большей частью не знали ничего, и в сопровождении некоторых не надежных (людей) и перуджианцев, был приведен во дворец (Синьории) для того, чтобы занять его, под предлогом желания посетить синьорию; мессер Якопо (Якопо Пацци) был в доме, как планировалось, поэтому собрал всадников и, бегая по городу, кричал
"свобода" для того, чтобы побудить народ. Не произошло во дворце по плану архиепископа; напротив, захотев применить силу, он был заключен в какую-то комнату, в которой и остался, и так же надо отметить то, что синьория, видевшая эти волнения, заперла двери дворца, и, осмыслив увиденное каждый стал защищаться. Вернувшийся между тем Якопо Пацци, видя дверь закрытую, хотел вломиться во дворец; но был отбит с помощью камней, которые были кинуты для того, чтобы он ускакал». Цит.по: Guicciardini F. Storie fiorentine // Opere… P. 94.
[323] Или «Народ и свобода» (popolo e libertа). См.: Rubinstein N. Op.cit.
P. 196. В этом плане необходимо отметить замечание Э.Гарэна о том, что толпа кричала «Да зравствует Лоренцо, дающий нам хлеб». См.: Гарэн Э.
Ук.соч. С. 110.
[324] Макиавелли Н. История... С. 579. Об этом же говорит и Аламано
Ринуччи, который пишет, что «флорентийский народ из-за длительного и жестого рабства уже давно отказался…от любви к свободе». (Ринуччини А.
Ук.соч. С. 182).
[325] Guicciardini F. Storie fiorentine // Opere… P. 94.
[326] Полициано А. О заговоре... С. 210, 217; Макиавелли Н. История... С.
578.
[327] Ibid. P.95
[328] Полициано А. О заговоре... С. 212.
[329] Guicciardini F. Storie fiorentine // Opere… P. 95.
[330] Полициано А. О заговоре... С. 207.
[331] Макиавелли Н. История... С. 577.
[332] Полициано А. О заговоре... С. 207.
[333] Guicciardini F. Storie fiorentine // Opere… P. 96.
[334] Как пишет Гвиччардини, Якопо Пацци хотел даже отказаться от заговора:
«…потому что Лоренцо в торговле был во всяком беспорядке, у него в течении нескольких лет были обязательно ошибки, и он терял богатства и кредит и мог потерять положение, и говорил Ренато: " Если он разменивать деньги хочет, то это, хотя с некоторыми нашими потерями, поможет ему разориться в большей степени".Цит.по: Guicciardini F. Storie fiorentine // Opere… P. 96.
[335] Ibid. P.103.
[336] Виллари П. Николло Макиавелли… С. 35.
[337] Гуковский М.А. Ук.соч. С. 515.
[338] Зайчик Р. Ук.соч. С. 191.
[339]Андреев М.Л., Хлодовский Р. Ук.соч. С. 19; Ролова А.Д. Итальянский купец… С. 66.
[340] Guicciardini F. Storie fiorentine // Opere… P. 96-97.
[341] Guicciardini F. Storie fiorentine // Opere… P. 96.
[342] Макиавелли Н. История... С. 581. Как напишет позже Аламано Ринуччи, говоря о казни Пацци, «почетную смерть следует предпочесть позорной жизни».
См.: Ринуччини А. Ук.соч. С. 179. Анализ взглядов Аламанно Ринуччи на правление дома Медичи во Флоренцию см. также: Брагина Л.М. Самознание флорентийцев по сочинениям гуманистов XV в. // Город в средневековой цивилизации Западной Европы. В 4 т. Т. 3. Человек внутри городских стен.
Формы городских связей. М., 2000. С. 299-306.
[343] Guicciardini F. Storie fiorentine // Opere… P. 97.
[344] Ibid. P. 97.
[345] Макиавелли Н. История... С. 575.
[346] Жебар Э. Ук.соч. С. 245.
[347] Буркхард Я. Ук.соч. С. 44.
[348] Guicciardini F. Storie fiorentine // Opere… P. 97.
[349] Ibid.
[350] Зайчик Р. Ук.соч. С. 189.
[351] Guicciardini F. Storie fiorentine. Firenze, 1974. P. 48.
[352] Виллари П. Николло Макиавелли…С. 37.
[353] Guicciardini F. Storie… P. 48.
[354] Цит. по: Rubinstein N. Op.cit. P. 196.
[355] Ринуччини А. Ук.соч. С.176, 185.
[356] Guicciardini F. Storie… P. 48.
[357] Ibid. P. 55.
[358] Здесь следует отметить, что И.А.Краснова, исследуя идеологию флорентийского купечества XV в. приходит к выводу о приоритете идеи служения обществу, родине и государству. См.: Краснова И.А. Идея гражданского единства… С. 23-24.
[359] Макиавелли Н. История... С. 594.
[360] Guicciardini F. Storie fiorentine // Opere… P. 74-75.
[361] Макиавелли Н. История... С. 596.
[362] Guicciardini F. Storie… P. 56.
[363] Макиавелли Н. История... С. 594.
[364] Guicciardini F. Storie… P. 56.
[365] Ibid.
[366] Ibid. P. 57.
[367] Герцог Калаврийский был сыном Феррандо Арагонского и главнокомандующим военных сил неаполитанского королевства.
[368] Макиавелли Н. История... С. 595.
[369] Rubinstein N. Op.cit. P. 197.
[370] Guicciardini F. Storie… P. 58.
[371] Макиавелли Н. История... С. 596.
[372] Как пишет Гвиччардини: «…тогда навстречу Лоренцо вышли все граждане и принимали его с ликованием , ведь он вез с собой мир и уверенность в незыблемости государственного порядка». Гвиччардини Ф. История Флоренции…
С. 93.
[373] Guicciardini F. Storie… P. 58-59.
[374] Rubinstein N. Op.cit. P. 198.
[375] 40% выбранных работали в предыдущей балии. (Rubinstein N. Op.cit. P.
199).
[376] Rubinstein N. Op.cit. P. 200.
[377] Виллари П. Николло Макиавелли… С.37.
[378] Rubinstein N. Op.cit. P. 199.
[379] Guicciardini F. Storie… P. 69.
[380] Ibid. P. 72-73.
[381] Их называли riformatori. (Rubinstein N. Op.cit. P. 204).
[382] Гвиччардини пишет, что «…для того, чтобы избежать трудностей и надоедливых проверок и советов, и чтобы была данная реформа сделано наиболее удобно, рекомендовали создать совет авторитетный или балию из 17 граждан которые могли распоряжаться многим во всем городе настолько, насколько могло и все население Флоренции; и были созданных упомянутые 17 граждан, которыми были: Лоренцо Медичи, Якопо Гвиччардини, Бернардо Нери,
Никколо Ридольфи, Пьерфилиппо Пандольфини, Джованни Серристори, Аньоло
Никколини, Пьеро Аламани......... Антонио Бернардо. И потому что Якопо
Гвиччардини умер в течение учреждения, был выбран на его месте Пьеро его сын». Цит.по: Guicciardini F. Storie… P. 72.
[383] Виллари П. Николло Макиавелли…С. 39; Баткин Л.М. Европейский человек… С. 690.
[384] Rubinstein N. Op.cit. P. 220.
[385] Hale J. Op.cit. P. 45.
[386] Вот что он пишет: «Был общий мир в городе, объединенными и близкими являлись граждане государства и управление такое сильное было, что не было недовольных; радовалось население всяким зрелищам, праздникам и другими новинкам; кормился город, снабжаясь съестными припасами и благодаря всем этим действиям был в городе расцвет…». Цит.по: Guicciardini F Storie fiorentine // Opere… P. 98.
[387] Макиавелли Н. История... С. 622.
[388] Полициано А. Анджело Полициано приветствует Якопо Антикварио… С. 236.
[389] Guicciardini F. Storie fiorentine // Opere… P. 98.
[390] Полициано А. Анджело Полициано приветствует Якопо Антикварио… С. 236.
[391] Там же. С. 241-242.
[392] Макиавелли Никколо. История... С. 622.
[393] Баткин Л.М. Итальянское Возрождение… С. 123.
[394] Гуковский М.А.Ук.соч. С. 562.
[395] Полициано А. Анджело Полициано приветствует Якопо Антикварио… С. 238-
239.
[396] Виллари П. Джироламо Савонарола… С. 117; Гаспари А. Ук.соч. С. 217.
[397] Гаспари А. Ук.соч. С. 217.
[398] У П.Виллари очень подробно освещается спор в историографии относительно подлинности письма Полициано, и вообще спор относительно диалога, имевшего место между Савонаролой и Лоренцо Медичи. См.: Виллари П.
Джироламо Савонарола… С. 335-338.
[399] Виллари П. Николло Макиавелли… С. 182.
[400] Такая структура произведения, когда сначала идет описание жизни города, политических и иных действия какой либо личности, а затем дается его портрет, описание его личных качеств, встречается как у Макиавелли так и у Гвиччардини несколько раз. В данном случае можно говорить о том, что характеристика личности «привязывается» к описанию его смерти. Макиавелли использует этот прием и в другом своем труде – «Жизнь Каструччо Кастракани из Лукки». Гвиччардини использует этот прием в своей «Истории» в дальнейшем несколько раз – при описании смерти Франческо Валори
(Гвиччардини Франческо. История Флоренции… C. 132-133), Пьеро Каппони ( Там же. С. 115), Савонаролы (Там же. С. 134-136).
[401] «Власть Лоренцо с каждым днем росла и достигла апогея после заговора
1478…». Цит.по: Гвиччардини Ф. История Флоренции… C. 73.
[402] В создании мифа о «золотом веке» и возвеличивание Козимо и Лоренцо активно участвовали члены дома Медичи, пришедшие к власти после свержения режима Савонаролы. Особенно этим увлекался Козимо I Медичи, герцог флорентийский, который, к примеру, заказал ряду живописцев (Понтормо,
Вазари) портреты своих предков. Главной целью этой политики было показать идею преемственности власти Медичи и прославить семью. (Дажина В.Д. Ук.соч.
С.133). Проблеме «золотого века» целиком посвящена статья Кудрявцева О.Ф.
См.: Кудрявцев О.Ф. Миф о «золотом веке» в культуре Возрождения //
Личность – идея – текст в культуре средневековья и Возрождения. Иваново,
2001. С. 84-92.
[403] Баткин Л.М. Итальянское Возрождение… С. 336; Дажина В.Д Ук.соч. C.
143; Гращенков В.Н. Ук.соч. С. 54, 58.
[404] Guicciardini F. Storie fiorentine // Opere… P.100
[405] Ibid.
[406] Макиавелли Н. История... С. 622.
[407] Под названием «Карнавальные песни» подразумеваются произведения, написанные для распевания во время карнавалов, проводившихся во Флоренции.
(Мокульский С.С. Ук.соч. С.103).
[408] Мокульский С.С. Ук.соч. С. 103; Баткин Л.М. Итальянское Возрождение…
С. 321.
[409] Баткин Л.М. Итальянское Возрождение…С. 321.
[410] Виллари Пасквале. Джироламо Савонарола… С. 31; Виллари П. Николло
Макиавелли… С. 38.
[411] Помимо «Карнавальных песен» самыми известными произведениями Лоренцо считаются пастушеские идиллии «Коринто» и «Амбра», стих «Леса любви», поэмы
«Ненча да Барберино» и «Пир и пьяницы». См.: Мокульский С.С. Ук.соч. С. 103-
104; Хлодовский Р. Лоренцо Медичи… С. 102-104. Можно отметить и его
«Комментарии к некоторым сонетам о любви», анализ которых дает в своей работе Л.М.Баткин. См.: Баткин Л.М. Европейский человек… С. 689-718.
[412] Гаспари А. Ук.соч. С. 215.
[413] Там же. С. 217.
[414] Guicciardini F. Storie fiorentine // Opere… P. 101.
[415] Макиавелли Н. История... С. 561.
[416] Guicciardini F. Storie fiorentine // Opere… P. 101.
[417] Цит. по: Зайчик Р. Ук.соч. С.174
[418] Рутенбург В.И. Итальянский город... С. 126.
[419] Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) – итальянский философ- гуманист, автор «Речи о достоинстве человека», «О сущем и едином» и т.д.
[420] Главным образом Мирандола прославился своей речью «О достоинстве человека» в которой была выражена основная его идея о человеке, как кузнеце своего счастья и будущего. Известно, что он верил в то, что путем манипуляций с буквами и цифрами можно оказать влияние на сверхестественное.
Подробнее о деятельности Мирандолы во Флоренции см.: Гарэн Э. Ук.соч. С.
132-142.
[421] Guicciardini F. Storie fiorentine // Opere… P. 103.
[422] Филельфо Ф. Ук.соч. С. 116.
[423] Цит. по: Баткин Л.М. Европейский человек наедине с собой. М.,2000. С.
745. В «Истории Флоренции» в переводе Н.Я.Рыковой эта фраза звучит следующим образом: «А между тем он был весьма склонен к любовным наслаждениям, любил беседу с балагурами и остряками и детские забавы более, чем это, казалось бы, подобало бы такому человеку» (Макиавелли Н. История…
С. 394). В нашем тексте приведен фрагмент переведенный Л.М.Баткиным по итальянскому изданию «Истории», который, по утверждению самого Л.М.Баткина, является более точным.
[424] Л.М.Баткин предлагает именно такой перевод слов «uomini facenti e mordaci» ( «балагуры и остряки» в уже упоминавшемся переводе Н.Я.Рыковой ).
См.: Баткин Л.М. Европейский человек… С. 745; Макиавелли Н. История… С.
394.
[425] В книге Виллари приведена выдержка из проповеди Савонаролы. См.:
Виллари П. Джироламо Савонарола… С. 99.
[426] Виллари П. Джироламо Савонарола… С. 101.
[427] Распространенным является случай, когда Гвиччардини вместо Медичи дает нам имя по отцу. К примеру Лоренцо Гвиччардини называет как Лоренцо
Медичи, так и Лоренцо ди Пьеро, добавляя к его имени имя отца.
[428] Guicciardini F. Storie fiorentine // Opere… P. 103. Этот эпизод разбирает в своей книге Д.Клей. См.: Cleugh J. Op.cit. P. 67.
[429] Цит.по: Roscoe W. The life of Lorenzo de`Medici… P.158
[430] Symonds J. Op.cit. P. 374-375.
[431] Guicciardini F. Storie fiorentine // Opere… P. 106.
[432] Ibid.
[433] Ibid.
[434] Ibid. P. 104.
[435] Ibid. P. 100.
[436] Ibid. P. 106.
[437] Об этом пишет, в частности Р.Зайчик. См.: Зайчик Р. С. 184-186.
[438] Symonds J. Op.cit. P. 371.
[439] Guicciardini F. Storie fiorentine // Opere… P. 106.
[440] Жебар Э. Ук.соч. С. 82.
[441] Жебар Э. Ук.соч. С. 97.
[442] Там же. С. 110.
[443] Брагина Л.М. Идеи гражданского гуманизма… С. 70-71; Брагина Л.М.
Социально-политические идеи… С. 32. Об этом же см.: Краснова И.А.
Представление о свободе у флорентийских граждан // Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т.4. Extra muros: город, общество, государство. М., 2000. С. 79-84.
[444] «Козимо приходилось бороться за власть с могуществом немногих, не вызывая противодействия народа, не ведавшего свободы» - писал Гвиччардини.
См.: Гвиччардини Ф. Заметки… С. 124, 219.
[445] Гвиччардини пишет о людях связанных с Медичи так. «…Медичи должны были опираться на им преданных, т.е на людей, которым их правление приносило бы достаточную выгоду, а люди эти, с другой стороны, должны были знать, что они пропали и не могут оставаться во Флоренции, если только
Медичи будут изгнаны». См.: Гвиччардини Ф. Заметки… С. 116, 207.
[446] «Cosimo fussi piъ valente uomo, e nondimento per la virtъ e per la fortuna l`uno e l`altro fu so grandissimo, che forse dalla declinazione di
Roma in qua non ha avuto Italia uno cittadino privato simile a loro». См.:
Guicciardini F. Storie fiorentine // Opere… P. 108.
[447] Как писал сам Гвиччардини: «Люди должны были бы считаться гораздо больше с существом и последствиями дела, чем с внешними формами». См.:
Гвиччардини Ф. Заметки… С. 119. Об этом же рассуждает и Постников о приоритетных формах власти у Гвиччардини. Он приходит к выводу, что рассматривая различные формы власти, Гвиччардини не склоняется ни к одной из них. Для него важно лишь то, какая практическая польза будет от этого нового правления. См.: Постников В.А. Франческо Гвиччардини… С. 178-179.
[448] Рутенбург В.И. Жизнь и творчество Макьявелли… С. 390.



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.