Рефераты. Правление дома Медичи во Флоренции в XV веке по Историям Флоренции Франческо Гвиччардини и Никколо Макиавелли






p>Глава III. Лоренцо Великолепный и его время в представлениях авторов
«Историй Флоренций»
Наиболее известным представителем семьи Медичи, жившей во Флоренции, был, несомненно, Лоренцо Медичи, получивший прозвище Великолепного[267]. Человек
Возрождения, как его называли, прежде всего привлекал внимание многих исследователей своими деяниями и личными качествами. Вполне естественно, что и Франческо Гвиччардини и Никколо Макиавелли не могли в своих работах обойти вниманием время его правления. В данной главе мы попытаемся рассмотреть, чем отличались, в чем были схожи их взгляды на дела Лоренцо, и как авторы относились к нему самому.
Фактически повествование о времени правления Лоренцо Медичи Гвиччардини начинает сразу после сообщения о смерти его отца – Пьеро Подагрика. После описания внешнеполитических событий, происходивших в Италии в то время, когда во Флоренции во главе дома Медичи вставали новые люди, автор пишет что Лоренцо Медичи «встал на ноги», то есть стал приобретать все большую власть, и связывает это Гвиччардини с реформами в управлении городом[268].
Далее автор описывает нам, что, находясь в сомнении, «Лоренцо и друзья» приступили к реформе аккопиаторов и совета Ста. Решения о преобразованиях рассматривалось Синьорией и наибольшую роль здесь сыграл Аньоло Стуффа, бывший тогда гонфалоньером правосудия. Гвиччардини не раскрывает нам подробностей проводимых реформ[269], однако это необходимо, поскольку здесь речь идет о методах, которыми Медичи, управляли Флоренцией. Но сначала необходимо отметить, что Гвиччардини говоря, что Лоренцо провел реформу аккопиаторов в 1470 году[270], немного ошибся. Действительно, обсуждение этого вопроса велось значительное время, но все же решение о реформе было принято 9 января 1471г. В чем же заключалась суть реформы, которую описывает Гвиччардини ?. Как известно, аккопиаторы во Флоренции по сути отвечали за выборы в различные органы власти (Балию, совет Ста и т.д.).
Аккопиаторы избирались сроком на пять лет. Таким образом когда Лоренцо пришел к власти, то есть к 1470 году, у власти были аккопиаторы, выбранные в 1465 году. При этом следует помнить, что в 1466 году имел место мятеж против Пьеро Медичи. В результате перед Лоренцо встала необходимость избавить себя от ненадежных элементов правительства и при этом позаботиться, что бы такое не повторилось в дальнейшем. Предложения которые он вносил, были предложениями от «частного лица» и заботиться об их осуществлении был должен главным образом новый гонфалоньер правосудия -
Аньоло Стуффа[271], сторонник Медичи и союзник Галеаццо, с которым дом
Медичи поддерживал самые тесные связи. Суть реформы, по замыслу Лоренцо сводилась к тому, что аккопиаторов надо было выбирать не на пять лет, а на год. Перевыборы должны были проводиться в июле-августе каждого года, начиная с текущего[272]. Это позволило бы устранить ненадежных людей и выбрать новых, а если и те подведут, то по крайне мере срок их деятельности был ограничен всего одним годом. Следует отметить, что Макиавелли вообще не счел нужным упомянуть о этих событиях.
Следующие важное событие, о котором сообщает Гвиччардини, произошло в самом начале правления Лоренцо Медичи и послужило иллюстрацией тех проблем, с которым пришлось столкнуться главе дома Медичи, как новому правителю[273].
Как правильно указывает Гвиччардини, причиной конфликта были залежи квасцов, которыми владела коммуна Вольтерры[274]. Квасцы в то время были важным сырьем, и стояли на третьем месте по необходимости для Флоренции после соли и серебра[275]. Квасцы использовались в стекольном, кожаном, и, что наиболее важно, текстильном производстве, «из которого семья Медичи не забывала черпать прибыли, как и из банковских операций»[276]. Как сообщает нам в своей «Истории» Гвиччардини, Лоренцо Медичи желал полностью завладеть квасцовыми рудниками, и при этом считал, что если предприятие окончиться неудачей, то будет затронута его репутация[277]. Его критика[278], продолжает далее автор, привела к тому, что вольтерранцы, взявшись за оружие, начали мятеж. При этом автор признает, что точно не знает, какие требования предъявляли вольтерранцы. Как уточняет Макиавелли, требования же их были достаточно просты и сводились к требованию возврата прав на использование квасцов жителям Вольтерры[279]. Этому способствовали и неудачно проведенные переговоры. Посол от Флоренции, некто Ридольфи, настолько неудачно их провел, что лишь укрепил вольтерранцев в желании получить объект их устремлений[280]. Ничего не дали и переговоры, которые проходили во Флоренции. Как нам сообщает Макиавелли некоторые послы «будучи то ли подкуплены заинтересованными, то ли по искреннему своему убеждению» постановили отнять у вольтерранцев права на разработку квасцовых залежей.
Лоренцо уже не мог пойти на уступки. В.И.Рутенбург, к примеру, объясняет это самим характером господствующей во Флоренции синьории, направленной на подавление классовых выступлений[281]. Далее Гвиччардини пишет, что во
Флоренции были сомнения, которые касались главным образом возможной помощи
Вольтерре[282] от венецианцев или Феррандо[283]. Но поскольку не один из них на помощь Вольтерре не пришел, то флорентийские войска под командованием герцога Урбинского благополучно завершили кампанию. Оба автора, Гвиччардини и Макиавелли упоминают о том, что Вольтерра подверглась страшному разграблению[284]. Именно это позже и ставили в вину Лоренцо
Медичи. Казалось бы, жесткость на войне неизбежна, и не стоило ставить это правителю Флоренции в виду. Но причина пристального внимания к вольтерранским событиям заключалась в том, что такое жестокое отношение к своему же, тосканскому городу, было делом для того времени неслыханным[285]. Макиавелли и Гвиччардини не упоминают при описании военных действий имя Медичи, и это правильно, поскольку ни Лоренцо, ни
Козимо, ни Пьеро в отличие от некоторых других правителей, во время войн не вели свои войска в походы, а предпочитали следить за ситуацией из
Флоренции, решая дипломатические вопросы. На этом собственно в этой главе
Гвиччардини заканчивает описание событий к которым представители дома
Медичи имели непосредственное отношение.
Необходимо отметить, что автор довольно подробно останавливается на описании заговора в Милане, в результате которого был убит герцог Галеаццо.
Это же описывает в своей «Истории» Макиавелли[286]. Напомним, что 26 декабря 1476 года в Милане, в церкви Святого Стефана Джованни Андреа
Лампоньяно, Карло Висконти и Джироламо Ольджато закололи герцога Галеаццо.
Подробное описание[287] этого события вовсе не случайно. Последовавший затем во Флоренции заговор Пацци был похож на события в Милане, отличаясь правда масштабами и последствиями.
Повествование о заговоре Пацци Гвиччардини начинает с описания ситуации в городе, при этом отмечая, что «хотя находилось определенное число благородных и благоразумных граждан на которых распределяли почести в городе и обходились с которыми с важностью, тем не менее многие также продолжали его [Лоренцо] советы и мнения осуждать и подталкивали других к этому»[288]. В этой фразе сразу же проявляется отношение автора к заговору.
Примерно о том же говорит и Макиавелли, который пишет, что Медичи получили в государственных делах такое влияние, что никто не осмеливался высказываться против них открыто, как это было в начале правления дома
Медичи[289]. Все же те, кто хотел изменить существующие положение, продолжает Макиавелли, были вынуждены делать это тайно и прибегать к заговрам и интригам. Фактически о том же пишет и Полициано, который говорил, что «все добропорядочные люди находились на стороне братьев
Лоренцо и Джулиано, а также других Медичи; только род Пацци и кое-кто из
Сальвиати, сперва тайно, а потом уже и открыто начали противиться положению дел»[290]. Однако не все во Флоренции были сторонниками Лоренцо. Кто же были эти Пацци ? В свое «Истории» Гвиччардини сообщает нам, что Пацци были одним из влиятельных и богатых семейств Флоренции. Благодаря своим связям и богатым родственникам эта семья имела влияние не только в городе, но и в
Италии и за её пределами[291]. Главой дома был мессер Якопо. Человек, недостатками которого были, по мнению Гвиччардини, его суждения и богохульство. По свидетельству Полициано, Якопо Пацци также играл в карты, а помимо этого главу дома Пацци отличала «неуемная жадность и сильнейшая страсть к проматыванию имущества»[292]. Здесь конечно, не стоит забывать, что Полициано был для Лоренцо одним из лучших друзей, и поэтому такое сгущение красок вполне объяснимо. В чем сообщения Гвиччардини и других источников совпадают, так это в том, что мессер Якопо не имел сыновей[293].
Это важно отметить, поскольку в данном случае мы имеем дело не с покушением отдельных лиц, а фактически с борьбой за власть двух домов Флоренции. И поэтому при заговоре были задействованы все возможности семьи Пацци, в том числе и возможности многих родственников. Итак, помимо побочной дочери[294], у Якопо имелось большое количество племянников, сыновей его братьев Пьеро и Антонио. Гвиччардини называет нам имена Ренато, Гульермо, и
Франческо. Из них к руководителям заговора причисляют Франческо Пацци[295].
Другой племянник Якопо – Гульемо, был женат на Бьянке, внучке Козимо. Этот факт необходимо отметить, поскольку позже именно своим связям с домом
Медичи Гульермо обязан спасению жизни. Кроме того, из-за этого он оставался нейтральным, ибо он, можно сказать, «сидел на двух стульях»[296].
Гвиччардини сообщает, что представители этого семейства не занимали важных постов в государстве[297]. В данном случае, это не совсем верно.
Действительно, Лоренцо не доверял представителям этого дома и не поручал
Пацци важных постов, из-за чего вражда между этими семействами только усиливалась. Однако до усиления власти Медичи Пацци играли важную роль в жизни города, а мессер Якопо был в 1469 году избран гонфалоньером правосудия.
В своих «Историях» авторы указывает и главную причину заговора – осложнение отношений с папой Сикстом[298]. Во время правления Лоренцо Флоренция долгое время была вынуждена находиться в состоянии войны с папой. Связанно это было с тем, что правитель Флоренции испортил отношения с папским двором, а конкретно с уже упоминавшимся папой Сикстом IV[299]. Новый папа, придя к власти, энергично принялся расширять свои владения, что в конечном счёте и привело к его столкновению с домом Медичи.[300] Как пишет Гвиччардини не последнюю роль сыграл конфликт вокруг города Имолы, который жаждали получит и Лоренцо и папа. Пацци, по свидетельству Гвиччардини[301] предоставили папе средства для приобретения Имолы, в результате чего стали конкурентами
Медичи в финансировании папской курии, что стало причиной ненависти между
Медичи и Пацци. Остается лишь добавить, что проведением этой операции занимался именно Франческо Пацци, племянник Якопо[302]. Кроме истории с
Имолой, имели место и другие события, приведшие к осложнению отношений с папой.
Когда папские войска осаждали один из городов Италии, то Лоренцо помог его правителю Никколо Виттели, что ухудшило и без того напряженные отношения с
Римом. Не последнюю роль в этих событиях сыграл родственник Сикста IV –
Джироламо Риарио,[303] посвященный во все детали заговора Пацци который явился наиболее ярким проявлением политики папы.[304] Как правильно отражено в «Истории» Гвиччардини, все началось с контактов Франческо Пацци с Джироламо Риарио. Как далее пишет Гвиччардини Франческо убеждал Джироламо и папу Сикста, что Лоренцо хочет стать главой Романьи[305]. Так это или нет, но доводы эти сыграли свою роль, ибо учитывая отношения Рима и
Флоренции они не казались фантастичными. Существует точка зрения, что Пацци пошли на этот заговор, чтобы прибрать к рукам финансы Медичи, а папа также оставался в выгоде, так как Сикст не мог смириться с тем, что он был должником этой семьи. Как уже было отмечено, у Гвиччардини описание этого заговора, стоит сразу после описания миланских событий. Это время Виллари назвал «годы заговоров», так как помимо заговоров против Медичи во
Флоренции в 1476 году в Милане был убит герцог Галеаццо, а в Ферраре неудачей закончилась попытка захвата власти Николо д`Есте[306].
Пока Медичи боролись за влияние с другими домами граждане могли открыто выражать своё мнение. Когда же они пришли к власти то это стало опасным, и результатом этого стали заговоры, которые ставили целью свержение существующей власти.
Другим участником заговора, о котором упоминает Франческо Гвиччардини, был архиепископ Пизы Сальвиати[307], у которого были свои причины ненавидеть
Лоренцо. Как правильно отмечено у Гвиччардини Сальвиати хотел стать флорентийским епископом[308]. Кроме того архиепископом Пизы Сальвиати стал против воли Лоренцо, который в течении трех лет не признавал этого назначения.
Участие духовенства вообще и Сальвиати в частности важно отметить. Как пишет Виллани, одному из священников был поручен на хранение кинжал который должен был поразить Лоренцо. Он же отмечает, что факт участия в заговоре духовных лиц предавал всему происходящему ещё более ужасающую окраску, подчеркивая ту ситуацию, которая сложилась в религиозной жизни Флоренции и, по его мнению, повлияла на формирование взглядов Савонаролы.[309]
Как пишет Гвиччардини далее, заговорщикам казалось, что убить Лоренцо было делом легким потому, что «он ходил только безоружным и считал подозрение в чем-то подобном оскорбительным»[310]. Оба Медичи хоть и знали о неприязни к ним Пацци тем не менее не ожидали нападения. Макиавелли говорит о том, что
Медичи просто не допускали мысли, что Пацци могут воспользоваться незаконными методами для их устранения[311].
Главная трудность заключалась в том, что Лоренцо и Джулиано необходимо было убить вместе. Это объясняется таким же образом, как и то, что Гвиччардини говоря о высылке Козимо, выделяет его самого и его брата Лоренцо. То есть
Лоренцо и Джулиано, как когда-то Лоренцо и Козимо были главой дома Медичи.
Далее Гвиччардини перечисляет попытки заговорщиков совершить покушение, при этом опять же подчеркивая, что главной проблемой было то, что братьев не удавалось застать вместе[312].
Наиболее реальная возможность для заговорщиков представилась в апреле 1478, когда во Флоренцию приехал кардинал Сан-Джорджио, «брат или истинный племянник графа Джироламо»[313]. Странно, что автор не называет его имя, а ограничивается намеками. Человек, приехавший во Флоренцию назывался Риарио
Сансони Рафаэлло, и он действительно занимал пост кардинала Сан-Джорджио.
Как пишет Гвиччардини, он не знал в то время о заговоре[314]. Далее
Гвиччардини пишет, что кардинал устроился в поместье семьи Пацци – Монтуе.
По случае приезда был организован обед во Фьезоле – загородной вилле
Медичи, куда должны были приехать и Лоренцо и Джулиано[315]. Как правильно сообщает Гвиччардини, спасло глав дома Медичи от покушения то, что не приехал Джулиано[316]. О том, почему заговорщикам было необходимо убить обоих братьев, было рассказано выше. Поэтому, продолжает Гвиччардини, план было решено осуществить в церкви Санта Репарата[317] следующим утром. Здесь же автор называет нам имена еще одного человека, замешанного в заговоре –
Джованни Баттисты Монтесеччо, родственника Джироламо Риарио[318]. Вот как описывает Гвиччардини то, что произошло далее: «…как только священник начал пение в мессе запричастного стиха, внезапно, как было временем установлено, подали знак; Франческино Пацци который шел к церкви за руку с Джулиано, внезапно его убил. Другие с началом пения, как Стефано секретарь Якопо
Пацци с некоторыми другими также набросились на Лоренцо, но не схватили они его полностью, пришел в себя он и раненный в плечо, он начал прятаться, вырвался от них раненный, защищаясь, под защитой выходящего народа…и при этой ярости был умертвлен Франческо Нори, который был вместе с ними; в конце концов Лоренцо, с помощью кого-то подошел к священнику, и был приведен живым в ризницу, где закрыли дверь, и смотрели чтобы его не могли умертвить»[319]. Если сравнить свидетельство Гвиччардини с свидетельством
Полициано, который был в то время в церкви, обнаруживаются лишь незначительные различия. Так к примеру первым удар Джулиано нанес Бернардо
Бандини, один из заговорщиков, а Франческо «…многократно повторяя удары, пронзал лежащего кинжалом»[320]. Тот же Бернардо убил и Франческо Нори. В чем можно заметить расхождения с Полициано, так это в том, кто напал на
Лоренцо. У Гвиччардини это Стефано, секретарь Якопо Пацци, у Полициано –
Антонио да Вольтерра. В данном случае уместно привести и свидетельство
Макиавелли, который пишет, что на Лоренцо напали оба: «Со своей стороны мессер Антонио и Стефано напали на Лоренцо, - пишет Макиавелли. –нанесли ему несколько ударов, но лишь слегка поранили горло» [321].
Далее Гвиччардини описывает то, что происходило в это время на улицах
Флоренции. По свидетельству Гвиччардини, архиепископ в сопровождении перуджианцев и других людей, отправился в Синьорию, чтобы её захватить[322]. Якопо Пацци, с отрядом вооруженных людей бегал по улицам и кричал «Свобода»[323], но, по словам Макиавелли «счастливая судьба и щедрость Медичи сделали народ глухим, а свободы во Флоренции уже не знали».[324] Что касается дальнейшей фразы Гвиччардини о том, что план архиепископа сорвался, так как он оказался в какой-то комнате, в которой и остался[325], то она нуждается в пояснении. Дело в том, что зайдя в синьорию перуджианцы и архиепископ бросились в канцелярию, которой им было необходимо овладеть, и сразу же закрыли за собой дверь. Но когда заговорщикам понадобилось её вновь открыть, то им это не удалось, поскольку и изнутри и снаружи дверь не открывалась без ключа[326]. План заговорщиков провалился по нескольким причинам, но главная была в том, что, как пишет
Гвиччардини, народ Флоренции не пошел за ними, а с криками «Шары, шары» стали охотится на заговорщиков[327]. Лоренцо же, продолжает автор, начал использовать плоды своей победы. Об этом же пишет и Полициано, который сообщает, что «Лоренцо ничто не мешало заботиться о делах: ни ранение, ни опасность, ни печаль…»[328].
Гвиччардини высказывает свое мнение о том, как Лоренцо использовал последствия заговора. Архиепископ, его брат и Якопо Сальвиатти были повешены. Причем повешены они были сразу же после того, как члены Синьории обнаружили неладное, то есть после того, как была захвачена канцелярия.
Можно лишь отметить, что брат архиепископа, о котором упоминает
Гвиччардини[329], был человеком вовлеченным в планы заговорщиков, что и подтверждает Полициано[330]. Франческино Пацци, был также повешен, ибо умудрился ранить себя же в пятку[331] и не мог убежать далеко. Как сообщает
Полициано, его повесили на одной раме с архиепископом, правда Франческо погиб раньше[332].
Необходимо отметить, что Гвиччардини приводит слова Ренато Пацци, схваченного и казненного несколько позже, о том, что если Лоренцо далее будет разменивать деньги, то это больше поможет разориться ему, чем нам[333]. Перед этим автор уточняет, что Ренато имел в виду то, как Лоренцо действует при торговых делах[334]. Почему же Гвиччардини выделят именно эту фразу? Трудно сказать была ли он произнесена на самом деле, поскольку в других сочинениях и историографии, которые были использованы в этой работе она не упоминается. Это можно объяснить следующим образом. Во-первых,
Гвиччардини не очень хорошо относился к Лоренцо. Это видно из его сравнения
Лоренцо и Козимо Медичи, о чем речь пойдет позже. Во-вторых, автор словами
Ренато Пацци указывает нам на одну из причин крушения дома Медичи. В главе, посвященной сравнению Лоренцо и Козимо автор пишет, что Лоренцо «не разбирался в коммерции и не обращал на это внимание, что привело в конечном счете к тому, что Лоренцо пришлось брать деньги взаймы у разных людей»[335]. Эту точку поддерживает, к примеру, Виллани, который пишет, что
Лоренцо «мало годился для роли коммерсанта и не заботился о своем банке»[336]. Справедливости ради надо отметить, что виноват в сложившемся положении был не только Лоренцо. Как считает М.А.Гуковский начало крушению фирмы началось уже при Козимо, так как он подал многим дурной пример, запуская деньги в кассу фирмы для погашения долгов флорентийского государства[337]. Это же точку зрения разделяют и другие авторы[338], при этом отмечая, что в это время (вт.пол. XVв.) происходит упадок всей итальянской торговли[339]. Далее Гвиччардини продолжает перечислять, кого повесили и наказали, что совпадает с сообщениями других авторов[340].
Единственное отличие от «Истории» Макиавелли заключается в том, что у
Гвиччардини указывается цифра погибших – около пятидесяти человек[341].
Кроме того можно отметить и спасение Гульермо Пацци, которому, из-за его принадлежности к дому Медичи, была сохранена жизнь. Глава дома Медичи мессер Якопо был казнен погребён в склепе своих предков, затем его тело извлекли оттуда и зарыли под стенами города, а затем его останки было брошено в Арно.[342]
Весьма любопытным представляется вывод автора о последствии этих событий для Лоренцо. Он пишет, что хоть риск был достаточно большим, но в результате все закончилось для него с наибольшим успехом[343]. Во-первых, умер Джулиано. Фактически это означало то, что Лоренцо становился полноправным главой дома Медичи, и не был обязан делить свою власть с кем либо. Во-вторых, считает Гвиччардини, эти события увеличили его популярность[344]. Это также правильно, ибо прежде всего людей оттолкнуло то, что заговорщики для осуществления своих целей пошли на убийство в церкви, в момент совершения евхаристии, и в присутствии кардинала
(которого, кстати пригласили сами заговорщики, рассчитывая что его приезд станет ширмой для заговора)[345]. Один из исследователей высказал предположение, что убийцы, шедшие на преступление в церкви, были «насквозь пропитаны язычеством»[346]. Однако существует и другая точка зрения, согласно которой убийство в священном месте не являлось проявлением безбожия, так как до хорошо охраняемого правителя проще всего было добраться именно в церкви[347].
Как пишет автор, это и конечно то, что он позже появился в окне перед народом, также сыграло свою роль[348]. Что касается вопроса о данных ему привилегиях, то его будет уместно рассмотреть несколько позже, вкупе с остальными изменениями, произошедшими во Флоренции после заговора Пацци.
Однако все же можно отметить фразу о том, что Лоренцо стал «судьей и почти повелителем города». Кроме того, Гвиччардини отмечает, что он стал главой города, уничтожив оппозицию[349]. Поведение Лоренцо во время заговора Пацци было также, по мнению автора первым, но не последний примером, когда его благоразумие превратилось в безрассудство. Зайчик считает поведение Лоренцо во время заговора лишним свидетельством его ума. Как пишет исследователь,
«он просто стоял в стороне, а толпа сделала свое дело…»[350].
Далее повествование Гвиччардини переходит в сообщения о начале войны
Флоренции с Сикстом и Фердинандом Арагонским. Как считает Гвиччардини, причиной войны явились действия во Флоренции, а именно убийство пизанского архиепископа и то, что пришлось испытать кардиналу Сан Джорджио[351].
Причем существует точка зрения, что если бы папа не начал войну против
Флоренции, власть Лоренцо Медичи стала бы абсолютной[352]. Папа наложил интердикт, продолжает автор, на город и отлучил Лоренцо от церкви.
Необходимо обратить внимание на то, что Гвиччардини пишет о том, что Сикст считал себя обиженным не Лоренцо лично, а «теми, кто был в правительстве города»[353]. Однако, известно, что папа Сикст в своей булле от 1 июня 1478 писал, что ведет войну «не против флорентийского народа, а против Лоренцо
Медичи, флорентийского тирана для свободных граждан»[354]. На это же обращал внимание и Аламанно Ринуччи, который выступал против дома Медичи и считал их косвенно виновными в войне, которая принесла много страданий флорентийскому народу[355].
Как сообщает Гвиччардини в ответ на это было флорентийцами направлены послания к первым правителям Италии и затем интердикт был признан недействительным[356]. Далее автор начинает рассказ о ведении военных действий между противоборствующими сторонами, что для нас не представляет интереса, поскольку Медичи, как говорилось выше, непосредственно в боевых действиях не участвовали.
Наиболее важным событием в ходе войны для Флоренции стала поездка Лоренцо в
Неаполь. Как пишет Гвиччардини причины, побудившие Лоренцо поехать в
Неаполь были следующими: во-первых, Лоренцо считал себя флорентийским гражданином и хотел выдержать удары судьбы вместе со всеми. Во-вторых, если причина войны заключалась именно в нем, то враги могли его получить и прекратить войну[357]. В общем, как пишет Гвиччардини благополучие общества было для него выше благополучия частного лица[358]. Отправлялся же именно он, поскольку его личное присутствие могло привести к большей выгоде, чем присутствие кого-либо другого. Так же рассуждал и Макиавелли, при этом дополняя, что Лоренцо решил отправиться именно к королю, а не к папе, поскольку в то время «…не один светский государь не мог полностью доверять главе церкви и без опасности для себя связать его судьбу со своей судьбой»[359]. Здесь конечно же можно вспомнить и конфликт Сикста и
Лоренцо, в то время как отношения с королем были не столь напряженными.
Однако это ещё не давало гарантий полной безопасности, ибо всем хорошо было известно о том, как был убит приглашенный в Неаполь к королю Якопо
Пиччино[360], и были опасения как бы такого же не произошло с Лоренцо[361].
Стоит обратить внимание и на слова Гвиччардини о том, что Лоренцо надеялся, что его дом и семейство, а также положение государства будет сохранено[362]. В данном случае это лишний раз является подтверждением того, что дом Медичи имел во Флоренции многих союзников. Отсутствие такой поддержки, на мой взгляд, могло привести к потери Медичи власти в период отсутствия Лоренцо, ибо военной силой они не обладали. При этом во главе государства вновь остался Томмазо Содерини[363]. Также необходимо отметить фразу Гвиччардини о том, что Лоренцо хотел поехать сам, ибо война началась с крови его брата[364]. Тем не менее, выехав из города, Лоренцо вскоре написал письмо синьории, в котором объяснял причины своего поступка. Эта же синьория наделяла его правами посланника, и в этом качестве, как сообщает
Гвиччардини, он отправился в Неаполь[365]. Что касается упоминания о том, что Лоренцо просил герцога Калаврийского не наносить вреда городу, то в данном случае Гвиччардини имеет в виду захват Лодовико Фрегозо крепости
Сарцане[366]. Флорентийцы посчитали, что это дело рук герцога
Калаврийского[367] и попросили его прекратить нарушать перемирие. Герцог же в ответ писал, что не имеет к этому никакого отношения[368]. Как считают некоторые авторы, отлучка Лоренцо вызвала серьезный стресс и стала серьезной проверкой для его позиций в городе[369].
Гвиччардини пишет, что Лоренцо, достигнув Неаполя, был принят там с большой честью. Исходя из того, что сообщает нам автор «Истории», главная причина, по которой Феррандо тянул с заключением мира заключалась в том, что он хотел посмотреть, как будет вести себя Флоренция, лишившаяся своего лидера[370]. Эту же точку зрения подтверждает и Макиавелли, который писал, что король хотел посмотреть, не случится ли чего во Флоренции во время отсутствия там Лоренцо Медичи[371]. Возвращение Лоренцо во Флоренцию напомнило Гвиччардини возвращение его отца Козимо из изгнания[372].
В конце автор останавливается на описании реформ, проведенных в то время во
Флоренции. Вначале речь идет о создании Совета Семидесяти. Гвиччардини пишет следующее: «…обсудив все мнения рекомендовала синьории тридцать граждан выбрать на несколько месяцев, и потом было по новым спискам выбрано ещё двести десять, порядок новый был тяжелым, и поэтому рекомендовали к тридцати выбрать еще сорок, которые 5 лет были во многом у власти, и создавали синьорию и другие [комитеты] из круга испытанных лиц городом, которые создали совет 70и…»[373]. Здесь заслуживают разъяснения следующие моменты. Во-первых очевидно, что все эти мероприятия проводились Лоренцо
Медичи и его партией для усиления своего влияния. Во-вторых необходимо пояснить, что реформа которая проводилась, касалась выборов балии. Итак, в
1471 году во время учреждения балии был испробован новый метод выборов. Из членов Синьории были выбраны тридцать человек, которые составили списки 210- и человек которые, по их мнению, могли занять ключевые посты в структуре государственного управления[374]. Но поскольку члены этой комиссии кооптировали в основном тех людей которые были им нужны, выборы эти были антилиберальными и не получили поддержки[375]. Вот тогда-то, в целях сокращения государственного аппарата и был создан Совет 70-и, который стал высшим органом контроля и мимо которого не проходило ни одно важное решение[376]. Совет 70-и стал как бы «постоянной балией»[377]. В его состав вошли тридцать представителей существующей балии, и еще сорок граждан были выбраны из числа избиравшихся в балию в разное время за последние сорок лет[378]. Также необходимо упомянуть и о новом комитете – Коллегии Восьми
(Otto di pratica), о котором упоминает Гвиччардини. Этот комитет действительно выбирался каждые шесть месяцев из числа этих семидесяти и занимался вопросами внешней политики. А вот внутренними делами, и особенно финансами занимался другой комитет, также избираемый из числа семидесяти –
Dodici Procuratori.
После того, как новым папой стал Иннокентий VIII, отношения Флоренции с
Римом заметно улучшились. Как сообщает Гвиччардини, новый папа чтобы упрочить мир, использовал проверенный способ, а именно династический брак.
Как правильно сообщает Гвиччардини, замуж за дочь Лоренцо Медичи –
Маддалену, был выдан внебрачный сын папы Иннокентия XVIII – Франческето.
Кроме того, младший сын Лоренцо – Джованни Медичи, стал кардиналом. Как пишет автор, это произошло в следствии того, что возрос вес Лоренцо Медичи и он «располагал всегда любыми предметами»[379].
Далее автор рассказывает о новых реформах государства во Флоренции. 17 граждан, о которых упоминается у Гвиччардини[380], были специальной комиссией[381], которая была создана в июле 1482 года и должна была закончить свою деятельность в том же месяце, но ввиду угрозы войны, которая могла потребовать быстрых решений, срок их деятельности был продлен на неопределенный срок. 5 представитель были выбраны из Флорентийского ломбарда (Ufficiali del Monte), и еще 12 были выбраны в совете Ста. При перечислении состава этой комиссии сразу же бросаться в глаза имя Лоренцо
Медичи[382]. Это важно отметить по следующей причине. В большинстве работ, в которых так или иначе затрагивается тема правления дома Медичи авторы подчеркивают, что Медичи правили городом, не занимая официальных постов[383]. Это не так. Профессор Рубинштейн, исследовав составы правительственных органов Флоренции приводит следующие данные, касающиеся
Лоренцо Медичи. Он был одним из пяти распорядителей в Флорентийском ломбарде с 1487 по 1490. Он был одним из Procuratori пять раз. Каждый год он был аккопиатором за период с 1481 по 1489 год. Он также состоял в
Комиссии Десяти (Dieci di Balia), в 1478 году он состоял в Комиссии Восьми по охране государства (Otto di guardia) и, наконец, в составе 17и реформаторов в 1481-2 и 1490-1 годах[384]. Его отец, Пьеро Медичи, был одним из аккопиаторов и заседал в pratice и в 1461 был гонфалоньером правосудия[385], правда после смерти Козимо он уже не занимал каких-либо постов.
Последние годы правления Лоренцо были для Флоренции, по сообщению
Гвиччардини, одними из самых благоприятных[386]. Однако в 1492 году наступил поворотный пункт в жизни Лоренцо и всей Флоренции – его смерть.
Гвиччардини пишет, что Лоренцо болел довольно долго одной болезнью. Он не называет её, однако известно, что он болел подагрой, как его отец и дед.
При этом Макиавелли упоминает о желудочных болях[387], а Полициано отмечает что причиной всему была лихорадка, которая была поначалу достаточно незаметна, а когда обнаружилась, то выяснилось, что делать что-либо уже поздно[388]. Также Гвиччардини пишет, что Лоренцо с большим усердием принимал священников, чем врачей. Он объясняет это тем, что о докторах
Лоренцо был не лучшего мнения[389]. Однако более правдоподобной кажется версия Полициано, который писал, что Лоренцо «…будучи всегда человеком предусмотрительнейшим и благоразумнейшим…» решил вызвать целителя души, чтобы покаятся в том, что он совершил в течении жизни[390]. Далее
Гвиччардини уделяет большое внимание описанию тех чудес, которые, по его мнению, являлись знаками этой смерти. Надо отметить, что упоминание этих чудес было довольно распространено. Гвиччардини говорит о следующих знаках смерти Лоренцо: вой волков; полет кометы; обезумевшая женщина, говорящая о быке с огненными рогами; драка львов и смерть самого красивого из них; молния, ударившая в купол одного из флорентийских соборов и камни покатившиеся в сторону дома Медичи. Сведения о всех этих событиях находятся и у Полициано[391], откуда, судя по всему, и черпал их Гвиччардини, впрочем как и Макиавелли, который говорит, что это было «знамение Неба»[392].
Баткин, изучавший деятельность Полициано, отмечает, что на его взгляд
Полициано придумал все эти впечатляющие подробности, стилизовав предсмертные реплики своего друга[393]. Хотя к примеру М.А.Гуковкий, говоря о соборе Санта Мария дель Фьоре, о котором упоминается у Полициано, отмечает что его купол часто поражали молнии[394]. Необходимо отметить и еще один факт, связанный со смертью Лоренцо. Речь идет о разговоре между
Лоренцо и Савонаролой. Ни в истории Гвиччардини, ни в повествовании
Макиавелли вообще нет упоминания о том, что эта беседа состоялась.
Полициано описывает, что Савонарола, «муж замечательной учености и благочестия», беседовал с Лоренцо, а затем дал ему свое благословение, о чем и просил умирающий[395]. Однако существует другая точка зрения, у которой есть свои сторонники. Она заключается в том, что Савонарола выдвинул три условия, на которых он мог исповедовать Лоренцо: необходимость иметь веру в милосердие божие, необходимость загладить совершенное им зло и необходимость вернуть флорентийскому народу его свободу. Лоренцо якобы ничего на это не ответил, и Савонарола ушел, так и не исповедовав его, так и не отпустить его грехов[396]. Кроме того Лоренцо якобы признался в трех главных грехах, в ограблении Вольтерры, в похищении денег из общественной кассы приданных, благодаря чему многие девушки остались лишенными средств, и в жестокости по отношению к Пацци[397]. Казалось бы Гвиччардини, который не особенно стремился возвеличить Лоренцо, мог бы упомянуть об этом событии. Однако он этого не сделал. Трудно точно сказать почему, однако на мой взгляд главной причиной была противоречивость этих точек зрения. Автор предпочел вообще не упоминать о этом разговоре, чем давать какую-либо сомнительную версию[398]. Гвиччардини и Макиавелли не забывают упомянуть и дату смерти Лоренцо – апрель 1492. Как обычно авторы не дают нам точную
(вплоть до числа) дату, а именно 8 апреля 1492 года[399].
Далее идет, на мой взгляд, самое интересное в данной части «Истории».
Гвиччардини отступает от изложения событий и дает свою точку зрения на происходившее во Флоренции и на правление Лоренцо Медичи[400].
Итак прежде всего отметим то, что автор «Истории» говорит о том, что вначале Лоренцо правил под опекой Томмазо Содерини и «других людей государства», и лишь позже стал сам управлять городом. Как уже было отмечено, автор упоминает об этом также и после описания событий связанных с заговором Пацци. Таким образом можно сказать, что скорее всего именно после заговора Пацци Лоренцо фактически стал первым правителем города[401].
Также Гвиччардини отмечает что возвеличиванию Лоренцо способствовало то, что в его правление многие писали о нем исключительно положительно. Во время Лоренцо Медичи довольно активно творился миф о времени его правления как о «золотом веке», причем в нем принимали участие такие люди как Фичино,
Луиджи Пульчи и многие другие[402], и миф этот творился не только пером литераторов[403].
То в чем с автором можно согласиться, так это в том, что Лоренцо был, по его словам, человек уникальным в своем роде[404]. При этом Гвиччардини среди главных его достоинств упоминает его успехи в литературе и его красноречие[405]. Об этом же мы читаем у Макиавелли, который пишет, что
Лоренцо «самозабвенно» увлекался поэзией, и выпустил ряд «поэтических произведений, снабженных его комментарием»[406]. Известно, что он получил блестящее образование и в возрасте 18 лет подарил Фридриху Арагонскому составленный им сборник стихотворений. Вскоре он начинает писать сам.
«Карнавальные песни»[407] Лоренцо считаются лучшим его произведением.[408]
В них отражалась вся его сущность как человека Возрождения, главная мысль – поймать мгновение и успеть им насладиться. Однако то, что для одних было
«очаровательными карнавальными песенками»[409] для других было песнями, к которым «теперь не только молодые люди из хорошей семьи, но и последняя чернь отнеслась бы с презрением».[410] Несмотря на столь резкие выражения
Виллани, в трудах, посвященных итальянской литературе, поэзии Лоренцо
Медичи уделяется значительное место[411]. Выделяют «кружок Лоренцо Медичи», оставивший свой значительный след в истории итальянской литературы. Помимо
Лоренцо в этот круг входили Полициано и Луиджи Пульчи. Не углубляясь в освещение этого вопроса можно отметить, что один из исследователь называет отличительными чертами его поэзии выражение ума, человеческих чувств, живого реализма в сочетании с комическими элементами[412]. Одной же из главных заслуг Лоренцо считается то, что он сохранил и улучшил стиль народной поэзии которая «под пером Лоренцо Медичи и Полициано достигла своего наиболее блестящего развития»[413].
Однако далее Гвиччардини открыто говорит о недостатках Лоренцо Медичи.
Первым его неправильным поступком, по мнению Гвиччардини, явилась война с
Вольтеррой[414]. С ним согласен и Макиавелли высказавшийся об этом словами
Содерини, когда его спросили о взятии Вольтерры: «Я считаю, что теперь-то она и потеряна. Если бы вы взяли ее по взаимной договоренности, это было бы сделано с пользой и прочно. Но теперь её надо удерживать в нашей власти силой. И в трудные времена она будет причинять нам лишние хлопоты и ослаблять нас, а в мирных условиях доставлять беспокойство и расходы»[415].
Второе - осложнение отношений с папой и последовавшая вслед за этим война.
Рискованным предприятием была, по мнению Гвиччардини, и поездка в
Неаполь[416], поскольку, по мнению Гвиччардини, он мог осуществить задуманное находясь во Флоренции с меньшим для себя вредом.
С его именем Гвиччардини связывает и расцвет во Флоренции искусства. Так автор перечисляет тех людей, которые сыграли в этом большую роль. Полициано был приглашен в дом к Медичи. Лоренцо назначил его учителем своего сына
Пьеро, дал ему денег, стал его близким другом. Деметрио, Ласкари были знатоками греческого, и также жили во Флоренции за счет Медичи. Пико делла
Мирандола был также человеком, приближенным к Лоренцо. Как писал сам глава дома Медичи «…мало есть людей, к которым бы я чувствовал больше любви, чем к Пико»[417]. Пико был обязан Лоренцо своей жизнью, так как тот спас его от преследования инквизиции, под который философ попал за свои «еретические» тезисы[418]. В истории же Пико делла Мирандола[419], остался как человек, который внес свои идеи в такое течение филосовской мысли, каким являлся флорентийский платонизм[420].
Наконец Гвиччардини останавливается и на любовных делах Лоренцо. Он отмечает, что Лоренцо был «чувствителен до всяких красот и известен в своем любвеобилии»[421], хотя это, по мнению Гвиччардини и ускорило его смерть.
Сказано, надо сказать, в достаточно мягкой форме, в отличие к примеру, от
Леонардо Бруни, который, по словам Фичино утверждал, что Лоренцо
«омерзительнейшим образом запятнал себя всеми видами самого разнузданного разврата»[422]. Макиавелли пишет о Лоренцо ничуть не лучше. По его словам
Лоренцо «был на удивление захвачен похотливыми делами»[423], а «балагуров и остряков», с которыми он любил проводить время, можно охарактеризовать, как людей, любящих соленые выходки и веселые непристойности[424]. Самого
Лоренцо, уже в его время продолжал обвинять Савонарола, выступая с обвинительными речами и, по свидетельству Виллани, представляя Флоренцию как «мерзость запустения, город крови, вертеп разбойников»[425], а самого
Лоренцо как тирана, любящего «лицемерные похвалы»[426].
Гвиччардини, в отличие от Макиавелли, останавливается на последней любви
Лоренцо ди Пьеро[427] – Бартоломее Наси, замужней женщины, и в доказательство их любви приводит трогательную историю. В современной историографии, эта история нашла подтверждение, однако надо отметить, что единственная женщина, о которой автор рассказывает более-менее подробно[428]. При этом он не упоминает даже имени жены Козимо, например.
Ничего не сообщает и о законной жене Лоренцо – Клариче Орсини. Это можно объяснить тем, что, возможно, автор считал, что по настоящему Лоренцо любил именно Бартоломею. Известно, что о своей жене Лоренцо говорил, что он
«…взял эту даму в жены, а точнее, она была отдана за меня»[429]. Также известно и то, что «любвеобилие» Лоренцо нашло свое выражение в его поэзии.
Чуть ли не каждый второй стих посвящался им своей новой любви[430].
Можно отметить, вернувшись к словам Савонаролы, что конечно Флоренция не была городом где жили в соответствии с идеалами апостольской церкви. Как отмечает сам Гвиччардини, город во время Лоренцо «…непрерывными был обязан ему карнавалами, удовольствиями, радостями и праздниками (коих было) достаточно…»[431].
Ту жестокость, которая была присуща Лоренцо, Гвиччардини называет результатом заговора Пацци[432]. Но при этом, говоря о произошедшем далее,
Гвиччардини отмечает, что постепенно его ярость исчезала, и в целом его нельзя назвать кровожадным. Второй причиной его жестокости Гвиччардини называет подозрение. По его мнению, Лоренцо, которому было необходимо держать в подчинении целый город, был просто обречен быть подозрительным[433].
Тут же Гвиччардини затрагивает и другой важный вопрос, а именно: как оценить ту форму правления, которая была во Флоренции. Гвиччардини пишет, что это была особенная форма свободы[434]. Главная мысль Гвиччардини сводится к тому, что хоть город и считался свободным, на самом деле Лоренцо был тираном[435]. Далее же он четко пишет о том, что Лоренцо был тираном, но тираном наилучшим и наиболее благоприятным для города[436]. Здесь надо сказать, что Лоренцо Медичи для Флоренции не был чужеродным элементом[437], как другие правители, которые приезжали править из вне. Он был настоящим
“флорентийцем среди флорентийцев”[438] и уж в чем, а в отсутствии патриотизма его обвинять было никак нельзя. Тирания его, продолжает
Гвиччардини была умеренной и принуждение он использовал только по необходимости[439]. Это утверждение в какой-то мере может служить примером к идее о тирании, высказанной Эмилем Жебаром. Он считал, что тирания явилась следствием развития капитализма в Италии. Кроме того, этот исследователь считает, что тиран в Италии являлся «выразителем духа своей эпохи и своей страны»[440], то есть, другими словами для Италии и для
Флоренции в то время тирания была самой удобной формой правления, и при этом имела свою специфику[441]. При Лоренцо по его мнению «между тиранией и
Возрождением был заключен союз»[442].
В конце своей «Истории Флоренции» Гвиччардини делает вывод о том, «что
Козимо был более стоящий человек, и тем не менее для добродетелей и для судьбы один и другой были самыми большими, что может быть с упадком Рима здесь не имела Италия гражданина частного похожего на них». В связи с этим надо отметить, что более лояльное отношение к Козимо, чем к Лоренцо не является чем-то особенным и уникальным. Исследования Л.М.Брагиной, в частности, показывают, что позиция Гвиччардини схожа с позицией флорентийских магистратов, современников Медичи. Если во время правления
Козимо отмечается вера в возможность сохранения республиканских порядков, то в правление Лоренцо Медичи республиканские иллюзии рассеиваются[443].
Макиавелли, что любопытно, не дает сравнения Лоренцо и Козимо.
В заключении можно отметить следующие особенности изложения правления
Лоренцо в «Истории Флоренции» Франческо Гвиччардини и Николо Макиавелли. Во- первых Гвиччардини более подробно останавливается на описании реформ, проведенных Лоренцо Медичи во Флоренции. Во-вторых, значительное место в обоих «Историях» уделено описанию заговора Пацци, как наиболее значительному событию, произошедшему во время правления Лоренцо. В-третьих, необходимо отметить содержание специальной главы, которую Гвиччардини целиком посвящает описанию портрета Лоренцо и его сравнению с Козимо. Здесь
Гвиччардини предстает с более критической точкой зрения на правление
Лоренцо, при этом объективно не забывая упомянуть и о достижениях, связанных с его именем. Эта часть в обоих «Историях» является наиболее сложной для анализа. Это объясняется несколькими факторами. В «Истории
Флоренции» Макиавелли автор изложением фактов, касающихся времени правления
Лоренцо Медичи завершает свое произведение и поэтому уделяет им несколько более пристальное внимание и отводит больше объема. Как уже было отмечено,
Макиавелли в своей «Истории» рассматривает ту же идею, что и в «Государе», а именно то, каким должен быть идеальный правитель. И вполне естественно, что власть во Флоренции сосредоточилась для него в одном лице – лице
Лоренцо Медичи. Гвиччардини же ставит целью больше исследовать функционирование государственного аппарата города в целом и Лоренцо рассматривается им в данном плане как один из элементов этой системы. С другой стороны, Гвиччардини не мог обойти вниманием такую неординарную личность, как Лоренцо Великолепный и поэтому, как бы выносит рассмотрение его личности за границу описания флорентийских событий ( в отдельную главу).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.