Рефераты. Ответы на вопросы к ГЭ по ТГиП






p> Структура правосознания включает в себя два элемента:
1) правовую психологию (переживания, которые испытывают люди в результате отношения к праву; это уровень чувств, настроений, во многом выражающий поверхностные, эмоциональные оценки права субъектами);
2) правовую идеологию (понятия, принципы, убеждения, выражающие отношение людей к действующему или желаемому праву это более глубокое осмысление субъектами правовых явлений, характеризующее более рациональный уровень правовых оценок).
Правовая идеология — главный элемент в структуре правосознания.
По содержанию правосознание подразделяется на:
— обыденное (массовые представления людей, настроения по поводу права, возникающие под влиянием жизненного опыта);
— профессиональное (чувства, убеждения, традиции, складывающиеся у юристов на основе юридической практики);
— научное (идеи, понятия, концепции, выражающие теоретическое освоение права).
С одной стороны, развитие правосознания в определенной степени обусловлено действующим правом; с другой стороны, само право зависит от правосознания как на уровне правотворчества (принимая нормативные акты, законодатель должен учитывать уровень правосознания общества и отдельных групп населения), так и на уровне правореализации (правосознание обеспечивает добровольное соблюдение норм права и помогает правоприменению; оно необходимо для толкования правовых предписаний, для оценки доказательств, для преодоления пробелов).
Таким образом, правосознание пронизывает весь механизм правового регулирования, предшествует изданию юридических норм и сопровождает на всем протяжении их действия.

49. Правовая культура: понятие и структура *** правовая культура личности — это знание и понимание права и действия в соответствии с ним. Правовая культура личности связана с правосознанием, опирается на него. Но она шире правосознания, ибо включает в себя не только психологические и юридические его элементы, но и юридически значимое поведение всякого индивида, знающего и понимающего можно считать правокультурным человеком. Таковым является только тот, у кого знания юридических правил сочетаются с точностью соблюдения их предписаний, кто в своей деятельности следует.
Структура правовой культуры личности состоит из следующих элементов:

1) психологический элемент (правовая психология); 2)идеологический элемент (правовая идеология);3) поведенческий элемент (юридически значимое поведение).
Правовая культура личности означает правовую образованность включая правосознание, умение и навыки пользоваться подчинение своего поведения требованиям юридических правовая культура общества — это уровень правосознания и активности общества, степень прогрессивности юридической деятельности.
Структура правовой культуры общества состоит из
1) степень правосознания и правовой активности общества; 2) степень прогрессивности юридических норм (уровень развития общества, культура юридических текстов и т.п.); степень прогрессивности юридической деятельности (культуру правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности).
Правовая культура общества является частью его общей культуры и характеризуется следующими факторами: 1) — реальной потребностью в праве;
2) — состоянием законности и правопорядка в стране; 3)— степенью развитости в обществе юридической науки и юридического образования.
50. Понятие и признаки нормы права ***
Норма права — это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством направленное на урегулирование общественных отношений.
Юридическая норма — первичная клеточка права, исходный элемент его системы. Поэтому естественно, что данной норме свойственны основные черты права как особого социального явления. этого не следует, однако, что понятия «право» и «норма » совпадают. Они соотносятся между собой как целое и частное

К признакам нормы права относят:
1) общеобязательность (она представляет собой властное предписание Г относительно возможного и должного поведения людей); 2) формальная определенность (она выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего определяет рамки деяний субъектов); 3) связь с государством
(она устанавливается государственными органами и обеспечивается мерами государственного воздействия — принуждением и стимулированием); 4) предоставительно-обязывающий характер (она не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязанности и обязанность без права); 5) микросистемность (она выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из таких взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция).
51. Предоставительно-обязывающий характер правовых норм ***
Данный признак означает, что норма не только предоставляет субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности. Ибо нельзя реализовать право без обязанности и обязанности без права. Вот почему можно назвать благими пожеланиями те, которые не обеспечены реальными обязанностями соответствующих лиц. представительно-обязывающий характер не у всех юридических норм выражен одинаково:
Четко он виден прежде всего в регулятивных нормах (гражданских, трудовых, семейно-брачных и т.п.), в которых фиксируются как права, так и обязанности субъектов; В охранительных же нормах (уголовных, административных) больший упор делается на воплощение запретов и обязанностей. В декларативных и дефинитивных нормах предоставительно-обязывающий характер выражен слабо, ибо они не являются кон- Цми правилами поведения.
При рассмотрении предоставительно-обязывающего характера норм важно иметь в виду, что права и обязанности не могут содержаться в одной статье нормативного акта.
Нередко право закреплено в одной статье, а обязанность — в статье этого же нормативного акта или даже в статье иного акта.
Кроме того, в статье закона могут конкретно указываться только права, а обязанности подразумеваться, вытекать из содержания закона. Может быть и наоборот, когда указываются лишь обязанности, а права подразумеваются.

52. Структура нормы права ***
Одним из основных признаков права является микросистемность. Выступая клеточкой права, норма в то же время представляет собой такое образование, которое обладает специфическим внутренним строением, своеобразной организацией.
Структура юридической нормы — это упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. Данная структура показывает, из каких частей состоит норма и как они взаимосвязаны.
Таких частей три:
1) гипотеза — элемент нормы права, указывающий на условия ее действия
(время, место, субъектный состав и т.п.), которые определяются путем закрепления юридических фактов;
2) диспозиция — элемент нормы права, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов; диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы, ее ядром;
3) санкция — элемент нормы права, предусматривающий последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными, неблагоприятными — меры наказания, так и позитивными — меры поощрения
(премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей работником).
Каждый из названных элементов имеет в структуре правовой нормы свое место и играет особую роль, вследствие чего, по справедливому суждению, сложившемуся в юридической науке, без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна.
Проблема структуры правовой нормы является дискуссионной, Одни авторы считают, что норма права состоит из двух частей — гипотезы и диспозиции или диспозиции и санкции. Большинство же ученых-юристов придерживаются трехзвенной структуры правовой нормы, состоящей из рассмотренных выше элементов (гипотезы, диспозиции, санкции).
53. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта ***
Норма права и статья нормативного акта не тождественны, не они могут не совпадать. Норма права — это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья законодательного акта:— форма выражения государственной воли.
Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится с содержанием нормативного акта, выступающей в качестве ее формы. Законодатель может все три элемента логической структуры нормы права деть в одну статью нормативного акта; может в одну статью нормативного акта включить несколько норм; Может элементы нормы права изложить в нескольких статьях этого же нормативного акта; Может элементы нормы права изложить в нескольких статьях иных нормативных актов.
Способам изложения возможны три варианта соотношения норм права и статьи нормативного акта:1) Прямой способ имеет место тогда, когда норма права непосредственно излагается в статье нормативного акта; 2) ссылочный способ имеет место тогда, когда статья нормативного акта, не излагая всей нормы права, отсылает к другой статье этого же нормативного акта; 3) бланкетный способ имеет место тогда, когда статья отсылает не к конкретной статье, а к целому виду каких-то нормативных актов, правил.
54. Классификация норм права ***
Классификация позволяет четче обозначить место и роль юридических норм в системе правового регулирования, глубже познать их природу и назначение.
Выделяют следующие основные виды правовых норм:
1) в зависимости от функциональной роли они разделяются на:
— исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления (это, например, декларативные нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий, и т.п.);
— общие нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права;
— специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих особенностей и т.д. (они детализируют общие, корректируют иные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности);
В зависимости от предмета правового регулирования (по отраслевой принадлежности) они разделяются на конституционные, гражданские, административные, земельные и т.п.;
В зависимости от их характера — на материальные (уголовные, экологические и пр.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско- процессуальные);
В зависимости от методов правового регулирования на: императивные (содержащие властные предписания); диапозитивные (содержащие свободу усмотрения); поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение); рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для Г и общества вариант поведения);
В зависимости от времени действия — на постоянные (содержащиеся в законах) и временные (содержащиеся, например, в Указе Президента о введении чрезвычайного положения в определенном городе в связи со стихийным бедствием).
55. Понятие и виды форм (источников) права***
Норма права — это общеобязательное, установленное или санкционированное и охраняемое государством правило поведения, выражающее обусловленную материальными условиями жизни общества волю и интересы народа, активно воздействующее на общественные отношения с целью их упорядочить.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.