Рефераты. Ответы на вопросы к ГЭ по ТГиП






p> Система «сдержек и противовесов», установленная в Конституции, законах, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной.
Так, применительно к законодательной власти используется довольно жесткая юридическая процедура законодательного процесса, которая регламентирует основные его стадии. В системе противовесов важную роль призван играть
Президент, который имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя. Деятельность Конституционного Суда РФ также можно рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он имеет право блокировать все антиконституционные акты.
В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного законодательства, запреты на принятие ею актов, затрагивающих такие отношения, которые должны быть урегулированы только законом. Сюда можно отнести сроки президентской власти, импичмент, вотум недоверия Правительству, запрет ответственным работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой деятельностью.
Для судебной власти тоже есть свои правоограничивающие средства, выражающиеся в Конституции, процессуальном законодательстве, в его гарантиях, принципах: презумпции невиновности, праве на защиту, равенстве граждан перед законом и судом, гласности и состязательности процесса, отводе судей и т.п.
Кроме всего прочего, фиксируются правоограничения, которые запрещают осуществлять функции, принадлежащие по закону другому органу. Деятельность государственных структур должна ограничиваться их компетенцией, которая основывается на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено законом».
43. Г- во и личность: взаимная ответственность ***
Взаимная ответственность Г и личности — самостоятельный принцип правового государства. Еще И. Кант сформулировал эту идею так: каждый гражданин должен обладать той же возможностью принуждения в отношении властвующего к точному и явному исполнению закона, что и властвующий в его отношении.
Гражданину. своеобразный способ ограничения политической власти, который выражает нравственно-юридические начала в отношениях с государством как носителем политической власти, гражданином как участником ее осуществления.
Устанавливая в законной форме свободу общества и личности, само Г- во свободно от ограничений в собственных решениях и действиях.
Лидерством ДЦцством закона оно должно брать на себя обязательства, обеспечивающие справедливость и равенство в своих отношениях с гражданином, общественными организациями, другими государственными -
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства», — закреплено в ст. 2 Конституции РФ.
Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать предписания и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей.
Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся: 1)
Ответственность Правительства перед представительными организациями
(дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность); 2) ответственность должностных лиц Г любого уровня за нарушение прав и свобод конкретных лиц, за превышение власти, злоупотребление служебным положением и пр.3) импичмент
Мерами контроля со стороны общественности за выполнением решений правительственных государственных структур могли бы быть референдумы, опросы, отчеты депутатов перед избирателями и т.д.

На тех же правовых началах строится и ответственность лиц. нести перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободу личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения
Таким образом, отношения между государством и личностью должны осуществляться на основе взаимной ответственности.
44. Соотношение общества и Г ***
Общество — (в широком смысле) совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; (в узком) исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений.

Г- во — это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории.
Общество и Г- во — понятия несовпадающие. Первое шире второго, ибо в обществе кроме Г есть и негосударственные структуры (политические партии, политические движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.д.). Г- во есть лишь политическая часть общества, его элемент.

Г- во занимает в обществе центральное положение и главную роль. По характеру Г можно судить о его общества, его сущности.

Г- во по отношению ко всему обществу выступает как форма правления, ведения общих дел (обеспечивая порядок и безопасность), а по отношению к противникам господствующего класса — нередко как орудие подавления и насилия. Исторические рамки общества и Г тоже не совпадают. Общество возникло раньше и имеет более богатую историю нежели второе. Рожденное развивающимся обществом, приобретает по отношению к нему относительную самостоятельность. Причем степень этой самостоятельности постоянно меняется, зависит от внутренних и внешних условий их взаимодействия.
45. Гражданское общество: понятие, структура, признаки ***
Понятие «гражданское общество» формировалось такими мыслителями как
Аристотель, Цицерон, Греции, Гоббс, Локк, Гегель, многими другими. и нитью - идея человека. Гражданское общество можно определить как совокупность нравственных, религиозных, национально-экономических, семейных отношений и институтов, о которых удовлетворяются интересы индивидов и их

Структура гражданского общества:
1) негосударственные социально-экономические отношения и институты
(собственность, труд, предпринимательство); 2) совокупность независимых от
Г производителей (частные фирмы и т.п.); 3) общественные объединения и организации; 4) политические партии и движения; 5) сфера воспитания и негосударственного образования; 6) система негосударственных средств массовой информации; 7)семья; 8) церковь и т.п.
Признаки гражданского общества:
— наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина; — самоуправляемость; — конкуренция образующих его структур и различных групп людей; — свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм; — всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление права человека на информацию; — жизнедеятельность базируется на принципе координации (в отличие от государственного аппарата, который построен на основе принципа субординации); — многоукладность экономики; — легитимность и демократический характер власти; — правовое государство; — сильная социальная политика государства, обеспечивающая достойный уровень жизни людей, и др.
46. Социальные и технические нормы, их особенности и взаимосвязь ***
Общество не может существовать без регулирования, под которым понимается упорядочение поведения людей в различных сферах жизнедеятельности.
Упорядочение осуществляется с помощью норм, которые подразделяются на технические и социальные.
Технические нормы — это правила наиболее рационального общения людей с орудиями труда и предметами природы. В качестве примера технических норм можно назвать правила выполнения определенных строительных работ, нормы расходования сырья, топлива, государственные стандарты, технические условия.
Особенности технических норм:
1 предмет регулирования здесь не сугубо социальный;
2. субъектный» состав связан не только с людьми, но и с внешним миром, природой, техникой.
Социальные нормы — это правила поведения, используемые для Дарования общественных отношений. К ним относят правовые, религиозные, политические, эстетические, обычные и иные нормы.
Особенности социальных норм:
•Предмет регулирования здесь уже сугубо социальный — общественные отношения;
•субъектный состав связан только с людьми как представителями социальной сферы.
Технические и социальные нормы взаимодействуют между собой. В частности, важнейшие для общества технические нормы Изживаются правом и государством, становясь уже технико-Иряескими правилами поведения. В силу этого они выступают целесообразными, но и общеобязательными, влекущими определенные юридические последствия. Так, уголовное законодательство предусматривает ответственность за нарушение норм безопасности при производстве строительных работ, за нарушение правил вождения и эксплуатации транспорта и т.п.

47. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие и противоречия ***
Мораль — это система норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого и т.п. Мораль и нравственность можно рассматривать в качестве синонимов. Этика же есть наука о морали (нравственности).
Единство между правом и моралью:
1) в системе социальных норм они выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество; 2) у них единый объект регулирования — общественные отношения; 3) исходят в конечном счете от общества.
Различия между правом и моралью:
1) по происхождению (если мораль возникает вместе с обществом, то право — вместе с государством);
2) по форме выражения (если мораль содержится в общественном сознании, то право — в специальных нормативных актах, имеющих письменную форму);
3) по сфере действия (если мораль может регулировать практически все общественные отношения, то право — наиболее важные и только те, которые в состоянии упорядочить);
4) по времени введения в действие (если моральные нормы вводятся в действие по мере их осознания, то правовые — в конкретно установленный срок);
5) по способу обеспечения (если нормы морали обеспечиваются мерами общественного воздействия, то нормы права — мерами государственного воздействия);
6) по критериям оценки (если нормы морали регулируют общественные отношения с позиции добра и зла, справедливого и несправедливого, то нормы права — с точки зрения законного и незаконного, правомерного и неправомерного).
Право и мораль взаимодействуют между собой в процессе упорядочения общественных отношений. Их требования во многом совпадают то, что осуждает и поощряет право, осуждает и поощряет, как правило, и мораль. И наоборот.
Многие правовые нормы вытекают из нравственных (не убий, не укради и т.п.).
Вместе с тем возможны и противоречия между ними, когда одна и та же ситуация может регулироваться по-разному со стороны права и морали. Причины противоречий могут быть объективные (действующие различия между правом и моралью) и субъективные. Право меняется быстрее морали и подчас с ней не согласуется в силу определенных идеологических, конъюнктурных моментов).
48. Понятие, структура и виды правосознания ***
Правосознание — это совокупность представлений и чувств, эмоций, оценок и установок, выражающих отношение к действующему и желаемому праву.
Правосознание — одобрительная или отрицательная реакция людей на вновь принятые законы, на конкретные проекты нормативных актов

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.