Рефераты. Национально-государственное строительство в 30х годах






p> Следует отметить, что смена правительства прибалтийских республик явилась результатом не только демаршей Советского правительства. Она была подготовлена Народным движением, развившимся в этих государствах особенно с осени 1939 г. под руководством очень небольших, но боевых коммунистических партий. Новые правительства, получившие название народных, не были коммунистическими. Первоначально в эстонском правительстве не было вообще ни одного коммуниста, а в латвийском их было всего двое. И политика, которую они стали проводить, была не социалистической, а общедемократической, антифашистской. При этом власть президента сохранялась.

Среди мероприятий Народного правительства была и организация выборов в новые парламенты, проведенная с соблюдением всех требований демократии. В этих выборах коммунисты имели только одно преимущество - у них были действующие партийные организации, вышедшие из подполья. Буржуазные же партии, разогнанные в 1934 г., не сохранились и поэтому не смогли проявить себя на выборах.
Избранные парламенты, как уже говорилось, на первой сессии провозгласили свои республики советскими и решили просить Советский Союз о принятии их в его состав. Замечание А.Л.Стронг по поводу Литвы : «Суверенное государство переходило от капитализма к социализму вполне конституционным путем – без кровопролития и уничтожения имущества»[7] - вполне применимо и к Латвии и к
Эстонии.

В августе 1940 г. Верховный Совет СССР удовлетворил ходатайства трех прибалтийских республик. Они стали новыми членами Союза ССР.

Вскоре в республиках Прибалтики были приняты новые конституции. Они, как и Основной Закон Молдавской ССР, восприняли принципы Конституции СССР
1936 г. Однако в Основных Законах этих республик не могли не отразиться существенные особенности их общественного строя. Ведь в отличие от всего
Советского Союза социализм здесь еще не победил. Названные государства лишь вступали в переходный от капитализма к социализму период.

В соответствии с этим ст.4 Конституции Латвийской ССР, утвержденной 25 августа 1940 г., ставила задачу «полного уничтожения эксплуатации человека человеком и построения социалистического общества». А ст.8 определяла, что
«наряду с социалистической системой хозяйства в Латвийской ССР допускаются частные хозяйства единоличных крестьян, ремесленников и кустарей, мелкие частные промышленные и торговые предприятия в пределах, установленных законом». Аналогичные нормы содержались и в конституциях других новых советских республик.

Кое-кому выгодно кричать о якобы насильственном включении Прибалтики в
Советский Союз, об её оккупации Красной Армией. Напомним, что выборы в новые парламенты прибалтийских республик, проходившие летом 1940г., были абсолютно свободными и совершались по демократичной избирательной системе, заметно отличавшейся от того избирательного права, которое существовало при фашистских диктаторах Эстонии, Латвии и Литвы. Выборы проходили при внушительной активности граждан, и депутатов избирали подавляющим большинством голосов. Законно избранные парламенты прибалтийских республик по своей инициативе и совершенно свободно провозгласили советскую власть, просили принять их страны в Советский Союз и утвердили свои советские конституции. Свободу волеизъявления трудящихся Прибалтики могли наблюдать и наблюдали дипломаты западных держав, что не помешало им, однако, вопреки очевидным фактам, высказать свое негативное отношение к образованию новых советских республик.

Таким образом в течение предвоенного периода количество союзных республик в нашей стране выросло с 7 до 16.

Произошли в этот период также важные изменения границ некоторых союзных республик. Здесь нужно отметить прежде всего присоединение западных областей Белоруссии к БССР, т.е. воссоединение всего белорусского народа в едином советском государстве, осуществленное в 1939г.

Когда Германия напала на Польшу и быстро разгромила её, возникла угроза, что немецкие войска скоро окажутся на нашей границе. С другой стороны, восточные районы тогдашней Польши были не чем иным, как захваченными в ходе Гражданской войны и интервенции территориями, заселенными по преимуществу белорусами и украинцами.

Как помним, после неудачного финала войны с Польшей в 1920 г.
Советской России пришлось согласиться на невыгодные условия мира и отодвинуть свою границу, вернее границу советской Белоруссии, намного восточнее.

Белорусское население районов, отошедших к Польше, оказалось под тяжелым национальным и социальным гнетом и, естественно, мечтало об объединении со всей Белоруссией. В сентябре 1939 г. это оказалось возможным.

Как уже отмечалось, 17 сентября Советский Союз ввел свои войска в
Восточную Польшу, т.е. в Западную Белоруссию, а также в Западную Украину.
Население этих областей цветами встречало воинов-освободителей. Вскоре избранное на демократической основе Народное Собрание Западной Белоруссии приняло решение просить Советский Союз о включении её в состав Союза и
Советской Белоруссии. Эта просьба была, конечно, удовлетворена.

Аналогично присоединилась к Союзу и Западная Украина. А на следующий год территория этой республики увеличилась еще больше, когда к ней были присоединены три украинских уезда Бессарабии и Северная Буковина. Это означало, что почти все украинские земли воссоединились в рамках Советской
Украины.

Следует отметить изменение границ одной республики, первоначально не входившей в состав Союза – Литовской. Дело в том, что когда в 1920 году
Советской России пришлось признать буржуазную государственность в Литве, были определены и границы новой республики, включавшие в себя Вильнюс и
Виленский край. Однако как только Литва изменила статус и лишилась поддержки мощных восточных соседей, панская Польша тотчас отняла у нее
Виленский край вместе со столицей республики – Вильнюсом. Теперь же, когда
Красная Армия заняла Восточную Польшу, Советское государство решило вернуть
Литве Виленский край. При вхождении Литвы в состав Советского Союза, она уже имела новые границы.

Для развитых союзных республик характерно в данный период и изменение их правового статуса. Новая Конституция СССР закрепила те тенденции к централизации, которые наблюдались на всем протяжении переходного от капитализма к социализму периода. Управление промышленностью, которое до упразднения ВСНХ было сферой совместной компетенции Союза и союзных республик, теперь все больше переходило в руки Союза, поскольку новые промышленные наркоматы создавались преимущественно как общесоюзные.
Централизация управления сельским хозяйством выразилась в создании
Наркомзема СССР, которому были подчинены наркоматы земледелия республик.
Созданный в 1932 году Наркомат зерновых и животноводческих совхозов с самого начала стал общесоюзным органом. Налоговая реформа централизовала финансовые отношения. Конституция 1936 года создала единую стройную систему прокурорских органов, окончательно подчинив прокуратуры республик прокурору
Союза. Конституция отнесла также к ведению союза издание уголовного, гражданского, процессуальных кодексов. Были расширены и еще некоторые другие права Союза.

Причины определенного изменения статуса союзных республик были двоякого свойства – объективные и субъективные. С одной стороны, построение и дальнейшее развитие социалистического общества закономерно предполагают его все большую интеграцию, создание единого хозяйства, которое не мыслимо без дальнейшей политической консолидации. С другой стороны, элементы избыточной централизации были порождены субъективистскими взглядами И. В.
Сталина.

Получает дальнейшее развитие советская автономия. Конституция СССР изменила круг и характер автономных единиц. Как уже отмечалось, две из них были преобразованы в союзные республики, в то же время некоторые автономные области были преобразованы в АССР. Конституция закрепила и возникновение новой формы автономности – национального округа. Уже на грани 30-х годов автономность получают наиболее отсталые районы страны. Это прежде всего народы Крайнего Севера, шагнувшие в социализм прямо из родового строя. В
1926 году ЦИК и СНК РСФСР утвердили временное положение об управлении туземных народностей и племен северных окраин РСФСР. Положение допускало, в частности, возможность родовых туземных Советов.

Благодаря последовательному проведению национальной политики, направленной на всесторонний подъем экономики и культуры ранее отсталых народов, государству удалось относительно быстро добиться заметных успехов в развитии малых народностей Крайнего Севера и Дальнего Востока. Это позволило создать национально-государственные образования этих народов, что в дальнейшем способствовало поднятию их культурного и хозяйственного уровня. Поднялся, естественно, и политический уровень. В частности в 30-х годах был ликвидирован родовой принцип построения органов власти. Советы стали здесь строится как и по всей стране.

Формой автономии для народов Крайнего Севера был избран национальный округ. Первый национальный округ – Коми-Пермяцкий – был образован еще 1925 году. В 1929 году был создан Ненецкий округ. Теперь образование национальных округов народов Крайнего Севера и Дальнего Востока приняло массовый характер. В 1930 году были созданы Корякский, Чукотский,
Таймырский, Эвенкийский, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий национальные округа. Национальные округа были образованы только в РСФСР. Они вошли в состав соответствующих областей и краев.

Идет и качественное развитие автономии народов СССР, отражающее их неуклонный рост, успехи на пути от отсталости к прогрессу. В 1932 году Кара-
Калпакская автономная область была преобразована в автономную республику. В
1935 году такое же преобразование коснулось Калмыкии, а в 1934 – Удмуртии и
Мордовии. Особенно показателен пример развития правового статуса Мордовии.

Вопрос об автономии мордовского народа был поставлен еще в середине 20- х годов. Однако большим препятствием в деле ее создания была распыленность мордовского населения между несколькими губерниями, отсутствие достаточно крупного компактного национального ядра. Тем не мене в 1928 году в составе
Средне-Волжской области был создан Мордовский округ с центром в г.
Саранске, мордовское население в округе составляло лишь 1/3. В 1930 году округ был преобразован в автономную область, вошедшую в состав Средне-
Волжского края. При этом территория области была несколько изменена, что привело к некоторому увеличению удельного веса коренного населения в новых границах области. А вскоре область была преобразована в автономную республику.

Были образованы также две новые автономные области – Хакасская и
Еврейская.

Уже в начале периода было произведено одно существенное изменение в административно-территориальном устройстве, закрепленное затем и в
Конституции. В целях улучшения работы местных советов в административно- территориальном делении страны было ликвидировано окружное звено. Это устранило лишнюю ступень в системе органов власти и управления и позволило направить высвободившихся работников для укрепления районного звена.

Заключение

Настоящая курсовая работа является попыткой осмысления одного из интереснейших на мой взгляд, периода, периода 30-40х годов. Причем на его фоне рассматривалась актуальнейшая во все времена проблема развития
«советского единства», отчасти которой, а точнее ее результата, коснулось наше поколение.

Не секрет, что разные ученые по-разному смотрят на эти вопросы и довольно-таки редко можно встретить объективную позицию. Преобладают либо явно негативные оценки происходящего, такие как «насильственный ввод войск
- плебисцит - и советская республика», либо уже ярко позитивные
«рукоплескания или то, что например прибалтийские республики хирели без
России» и т.п.

Но факт остается фактом. К истории нельзя применить сослагательное наклонение. Может создание СССР было насильственное механическое объединение, а может и нет. Предпосылки для объединения этих независимых государств были: это и общие экономические цели и оборонительные и историческая привязанность народов. Налицо условия для создания конфедеративного государства, но проблема вся в том, что им уже нельзя было централизованно управлять, а принцип прагматизма, который возобладал в послеоктябрьский период властно требовал сохранить бывшую Российскую
Империю максимально сильной и целой ибо в противном случае становилась проблематичной отводимая ей большевиками роль «двигателя» мировой революции. А поскольку ничего не получилось с унитарным государством, то была попытка создать федеративное, которая более или менее увенчалась успехом. Итак уже в 40-х годах в состав СССР входили 16 республик: РСФСР,
УССР, БССР, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Азербайджан, Армения,
Грузинская, Казахская, Киргизская, Карело-Финская, Латвийская, Литовская,
Эстонская и Молдавская ССР.

Библиография

1. Съезды Советов Союза ССР, союзных и автономных советских социалистических республик // Сб. док. Т. VI. М., 1964. С. 464-465.
2. История национально-государственного строительства СССР. 1917-1908 гг. т.1. с.354
3. Донгаров А.Г. Война, которой могло не быть // Вопросы истории. 1990. №5. с.38.
4. Иванов В.М., Кастаки Г.И. Конституционное развитие Молдавской ССР.

Кишинев, 1979 г. с.94
5. Стронг А.Л. Новый путь Литвы. М. 1990 г. с.11.
6. История государства и права России/Учебник. Изд. Былина. М. 1996. Отв.

Ред. Ю.П. Титов.
7. История государства и права России/Учебник. Изд. Былина. М. 1998. Отв.

Ред. С.А. Чибиряев.
8. История государства и права России/Учебник ч.2. М. 1997. Отв. Ред.

Чистяков. Изд. «Век»
9. Пособие по истории отечества./Изд. «Простор». М. 1994.
10. Абрамов А.В. История России. М. 1993.
11. Долуцкий И.И. Отечественная история ХХ века. М. 1994.
12. История государства и права СССР, ч.2./Под ред. И.О. Чистякова и Ю.С.

Кукушкина. М. 1971.

-----------------------
[1] Первоначально в СССР входили РСФСР, Украинская ССР, Белорусская СССР и
Закавказская федерация
[2] Съезды Советов Союза ССР, союзных и автономных советских социалистических республик // Сб. док. Т. VI. М., 1964. С. 464-465
[3] История национально-государственного строительства СССР. 1917-1908 гг. т.1. с.354
[4] Донгаров А.Г. Война, которой могло не быть // Вопросы истории. 1990.
№5. с.38.
[5] Иванов В.М., Кастаки Г.И. Конституционное развитие Молдавской ССР.
Кишинев, 1979 г. с.94
[6] Стронг А.Л. Новый путь Литвы. М. 1990 г. с.11.
[7] Стронг А.Л. Там же.



Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.