Рефераты. Национально-государственное строительство в 30х годах






p> Известно, что вопрос об упразднении ЗСФСР был поставлен на июньском
(1936 г.) Пленуме ЦКВКП(б) при обсуждение проекта новой конституции Союза.
Пленум высказал мнение, что ЗСФСР выполнило свою историческую задачу и поэтому может быть ликвидирована. Эта идея была реализована в конституции
СССР 1936 года, предусмотревшей непосредственное вхождение трех закавказских республик в состав СССР.

В феврале 1937 года Чрезвычайный Восьмой Всегрузинский съезд Советов принял новую конституцию республики как члена Союза ССР. В марте того же года Чрезвычайный Девятый Всеазербайджанский съезд Советов принял постановление о непосредственном вхождении в состав СССР. В Армении идея непосредственного вхождения была поддержана еще при обсуждении проекта конституции Союза и закреплена в ее основном законе, принятом 23 марта 1937 года. Подобно Азербайджану и Грузии на съезде Советов было принято специальное постановление «О ликвидации Закавказской Социалистической
Федеративной Советской Республики», в котором говорилось: «согласно 13-й статье конституции СССР, по которой устанавливается непосредственное вхождение Азербайджанской ССР, Грузинской ССР и Армянской СССР в Союз ССР признать необходимой ликвидацию ЗСФСР и ее руководящих органов, выполнивших свою историческую роль».[2] Таким образом, их новый правовой статус был определен не только общесоюзным законом, но и высшими органами самих республик.

Несколько иначе вошли в состав СССР еще две новые союзные республики
– Казахская и Киргизская, преобразованные из автономных.

Казахская государственность возникла в 1920-м году, когда была образована в составе РСФСР автономная республика, получившая тогда название
Киргизская. В 1921-м году к этой республике были присоединены две крупные губернии – Акмолинская и Семипалатинская. В 1924-м в ходе национально - государственного размежевания Средней Азии, к Казахстану отошли значительные территории, примкнувшие к республике с юга, в том числе
Семиреченская и Сыр-Дарьинская области. Территория республики выросла на
1/3, а население почти на 1,5 млн. человек. Теперь все казахские земли были воссоединены. В 1925-м году было восстановлено исторически правильное название республики ее населения: Пятый съезд Советов Киргизской АССР постановил впредь именовать коренное население казахами а саму республику –
Казахской.

Рост и укрепление Казахской АССР побудил некоторых работников республики поставить вопрос о преобразовании ее в союзную. Но в 1924-м это было еще преждевременно: отсталая экономика, плохие средства сообщения, сплошная неграмотность, патриархально-феодальные пережитки не позволили бы без помощи РСФСР успешно развивать республику.

Обстоятельства изменились к 1936-му году. К этому времени Казахстан сделал громадный рывок вперед. Благодаря постоянной помощи всероссийских и всесоюзных партийных и государственных органов Казахстан уверенно догонял по своему потенциалу центральные районы страны. К концу второй пятилетки ранее крестьянский Казахстан стал индустриальным краем: промышленная промышленность республики составляла уже 50% от вала удельный вес городского населения уже к концу первой пятилетки поднялся до 25%. Заметных успехов Казахстан добился и в сельском хозяйстве, где ему пришлось преодолеть громадные трудности, поскольку здесь наряду с оседлыми земледельческими районами большое место занимали кочевые и полукочевые, в которых проводить коллективизацию было необычайно трудно. Пришлось начать с перевода кочевников-скотоводов на оседлость. Однако эта политика не увенчалась желаемым успехом, больше того она привела к массовой откочевки казахов даже за пределы нашей страны – в Китай. туда переселилось до двух миллионов человек. В 1932-м году в оседлых районах коллективизация была в основном завершена, в животноводческих же к этому времени объединилось лишь чуть больше половины хозяйств. За тем по ходу ликвидации известных перегибов, которые не перешли и этот регион коллективизация пошла успешно в скотоводческих районах.

Развивался и транспорт, особое место имело строительство знаменитого
Турксиба. Развитие экономики вызвало и рост культуры. Это способствовала и развитию национальных кадров, что позволило развернуть коренизацию. Идея преобразования Казахской республики в союзную впервые появилась в проекте новой конституции СССР. Она получила одобрение трудящихся республики при всенародном обсуждении проекта. 5 декабря 1936 года с принятием конституции
Казахская республика стала союзной.

Киргизский народ впервые получил собственную автономию в 1924-м году, когда в ходе размежевания Средней Азии была образована Кара-Киргизская автономная область. Позже она была преобразована в Киргизскую автономную республику. Теперь же она получала статус союзной республики. Как ив
Казахстане, это было подготовлено успехами экономического и культурного развития республики.[3]

Преобразование Казахстана и Киргизии в союзные республики обычно объясняется их экономическим и культурным подъемом который несомненен, однако думается, что истинные причины этой реформы лежат где-то глубже. В литературе данная проблема всерьез еще не ставилась и не изучалась. Друга группа членов союза образовалась за счет внешних факторов. В результате подписания мирного договора с Финляндией весной 1940-го года территория
СССР несколько увеличилась. Большая часть новых земель была включена в состав Карельской АССР, территория которой резко возросла. Именно это обстоятельство было названо основной причиной основания Карельской АССР в союзную республику. В действительности причины преобразования были иные.

Уже в самом начале Советско-Финской войны 2 декабря 1939 года, в газете «Правда» было опубликовано сообщение, что в занятом нашими войсками финском поселке Терийоки создано временное народное правительство
Финляндской Демократической Республики во главе с коммунистом У. В.
Куусиненом, альтернативное существующему правительству Финляндии. Оно было немедленно признано Советским Союзом, заключившим с ним договор о взаимопомощи и дружбе.[4] По всей видимости политики рассчитывали, что развитие событий позволят сбросить буржуазное правительство Финляндии и заменить его новым. Поскольку исход войны оказался не таким, как предполагалось, то была создана своеобразная фикция: вновь присоединенная к
Советскому Союзу территория рассматривалась как находящаяся под властью правительства Куусинена. Будучи объединенной с Карелией она и позволила провозгласить Карело-Финскую союзную республику.

Далее летом 1940-го года на базе воссоединения молдаван была образована Молдавская ССР. Еще при образовании МАССР было специально отмечено, что ее западная и юго-западная границы определяются государственной границей СССР. Это подчеркивало то, что Советское правительство ни когда не признавала границу по Днестру законной, постоянно добиваясь возвращения Заднестровья.

С оккупацией Бессарабии не мирилось не только Советское правительство, но и сами трудящиеся края. Об этом факте говорит то, что уже в пору создания Молдавской АССР в Бессарабии вспыхнула мощная Татар-
Бунарское восстание.

Дело изменилось в 1940-м году, когда окрепшее Советское государство, использовав благоприятную международную обстановку, потребовал от Румынии возвращения ему незаконно удерживаемых оккупантами Бессарабия.
Правительству Румынии пришлось удовлетворить это требование. Большая часть
Бессарабии была объединена с Молдавской АССР, Молдавский народ воссоединился в одном государстве, который получил статус союзной республики. 2 августа 1940-го года Верховный Совет СССР принял закон об образовании Молдавской ССР, что по мнению исследователей означало преобразование автономной республики в союзную.[5]

Летом же 1940 года число союзных республик выросло еще на три за счет установления Советской власти в Прибалтике. После гибели власти советов в
Эстонии, Латвии и Литве в 1919-1920 годах там на долгие два десятилетии установилась диктатура буржуазии, которая взяла курс на расширение контактов с Западом и повернулась спиной к России, Советскому Союзу. Это не могло не отразиться пагубно на экономики как России, так и Прибалтики. Для развитых европейских держав Прибалтика была лишь аграрно-сырьевым придатком. Они видели в этом, по их мнению европейском захолустье преимущественно хороший плацдарм для нападения на страну Советов. В условиях возрастающего политического кризиса прибалтийские государства пошли на установление фашистских диктатур. В 1934-м году по примеру нацистской Германии в прибалтийских республиках практически одновременно была установлена фашистская диктатура. Президенты – Пяцтс, Ульманис,
Сметона взяли в свои руки единоличную власть. Были распущены парламенты, запрещены все, даже буржуазные партии, введены ограничения всех демократических свобод.

С началом Второй мировой войны экономическое и политическое положение прибалтийских республик резко ухудшилось, связи с западными державами были оборваны германской блокадой Балтийского моря. Соответственно, например, в
Латвии были введены карточки на сахар, бензин, керосин, ограничена продажа многочисленных видов товаров. Отсутствие сырья и топлива привело к свертыванию промышленного производства, росту безработицы и нищеты.
Однако, не только и может быть не столько экономические трудности поставили
Прибалтику перед историческим выбором. Уже в 1939 г. стало ясным, что
Эстония, Латвия, Литва находятся под угрозой захвата фашистской Германией.
Нужно было или смиряться с этим, или опереться на Советский Союз и пойти под его покровительство. В этих условиях договоры о взаимопомощи, предложенные Советским Союзом республикам Прибалтики осенью 1939 г. явились верным шансом для них сохранить свою государственность. Получив согласие на размещение военных баз в Прибалтике и введя туда небольшие воинские контингенты, Советский Союз не вмешивался во внутренние дела прибалтийских–республик. Войскам был отдан об этом строгий приказ. Вся западная печать придирчиво следила за нами и вряд ли кто мог упрекнуть
Красную Армию в нарушении суверенитета прибалтийских государств. Отмечает это и американская писательница и журналистка А.Л.Стронг, бывшая очевидицей событий в Литве. .[6]

К лету 1940 г. обстановка в Европе резко ухудшилась. Гитлеровская
Германия, которую практически не беспокоили объявившие ей войну в сентябре
1939 г. Франция и Англия, за последующую осень и зиму накопила силы и в середине 1940 г. мощным броском захватила Голландию, Бельгию и Люксембург, вышла к северной границе Франции, мало защищенной от нападения, и скоро поставила эту страну на колени. Военные успехи на Западе позволили Гитлеру перебросить свои силы на Восток.

В этих условиях Советский Союз счел необходимым усилить свои базы в
Прибалтике, чтобы защитить её и себя от германского вторжения.
Правительства прибалтийских республик с большой неохотой пошли на это. Не рассчитывая на то, что с существующими правительствами, которые больше устраивала перспектива гитлеровской оккупации, удастся договориться об усилении своих военных баз, Советский Союз пошел на известный дипломатический нажим, потребовав от президентов Эстонии, Латвии и Литвы в июне 1940 г. заменить правительства своих государств на такие, которые могли бы действительно обеспечить выполнение договоров о взаимопомощи.
Пяцтс (Эстония), Ульманис (Латвия), Сметона (Литва) вынуждены были пойти на это. Были созданы новые правительства, облеченные властью надлежащими президентскими актами. Вскоре эти правительства были признаны и державами
Запада.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.