Рефераты. Лекции по ТГП из МНЭПУ






p>Гипотеза, диспозиция, санкция могут быть разбросаны по различным нормативно правовым актам или гипотезу необходимо домысливать самому. Нормы уголовного права состоят из диспозиций и санкций.

Способ изложения правовой нормы в статьях нормативно правового акта.
Статья нормативно правового акта- это форма выражающая правовую норму, при этом статья конкретного закона может содержать часть нормы, или часть ее структурного элемента. Таким образом, норма права может содержаться в ряде статей или в ряде нормативно правовых актов.

Способы изложения правовой нормы в статьях нормативно правовых актов.

. Прямой
. Отсылочный
. Бланкетный

Прямой- когда в статье закона прямо изложено все три или два элемента правовой нормы.
Отсылочный- когда в статье нормативно правового акта изложены не вся правовая норма, но дается прямая отсылка к другой конкретно названной статье нормативно правового акта, в которой излагают недостающие элементы, либо более детально раскрыто их содержимое.
Бланкетный- это такой способ когда в статье нормативно правового акта устанавливается лишь ответственность за нарушение определенных правил, но самих этих правил не содержится, нет отсылки к другим статьям, и недостающие сведения дополняют самостоятельные нормы права содержащихся в других нормативно правовых актах.

Соотношение норм права и статьи нормативно правового акта.
. Норма права и статья нормативно правового акта совпадают. (Любая норма, особенно части уголовного кодекса)
. Нормы права изложены в двух или нескольких статьях одного и то гоже нормативного акта или же другого нормативного акта.
. В одной статье нормативного акта, содержаться две или несколько юридических норм.

Виды правовых норм.
1. Отраслевой признак.
. Правовая норма конституционного права
. Административного права
. Финансового права
. Земельного права
. Сельскохозяйственного права
. Трудовое право
. Гражданское право
. Семейное право
. Уголовное право
. Уголовно исполнительное
. Уголовно процессуальное
. Гражданско-процессуальное
. Международное
2. В зависимости от выполняемой функции.
. Регулятивные Предписание, которых непосредственно направленно на регулирование общественных отношений, путем предоставления участникам прав и возлагая обязанности.
. Охранительные. Нормы направленные установление и регулирование мер юридической ответственности .

Виды регулятивных норм

. Обязывающие

. Запрещающие

. Которые обязывают лицо воздержаться от действий известного рода.

. Управомачивающие ( устанавливают права с положительным содержанием)
3. По характеру обязательств
. Императивные ( которые содержат конкретные предписания, которые не могут быть изменены участниками отношений)
. Диспозитивные. Это такой вид правовых норм, которые действуют постольку, поскольку участники отношений не установят для себя иного правила поведения.
4. По степени определенности.
. Абсолютно определенные. Это такие нормы, которые не предусматривают никаких уклонений относительно их применения, все условия их действия оговорены в тексте.
. Относительно определенные. Которые не содержат достаточно полных указаний о действии данной нормы.
. Альтернативные.

Нормативно правовой акт как источник права.
1. Понятие нормативно правового акта и его признаки
2. Вида нормативно правовых актов в РФ и их систематизация
3. Порядок опубликования

В РФ нормативно правовые акты являются основными источниками права.
Нормативно правовой акт- это надлежащим образом документально оформленная воля государства, его органов и отдельных компетентных должностных лиц, выступает в качестве носителя нормы права.
Нормативно правовой акт - акт права творчества, устанавливающий, отменяющий, изменяющий правовую норму.

Признаки нормативно правового акта
. Является внешней формой существования правовой нормы
. Нормативно правовой акт присуще выражен в соответствующим документам виде, обязательное соблюдение формы и реквизитов
. Нормативно правовой акт обладает волевым характером, фиксирует волю государства ил отдельного лица.
. Нормативно правовой акт как источник права, в качестве инструмента, средство воздействия на правовую систему, она является одним из необходимых условий правового регулирования, средство донесения воли от законодателей к исполнителям.
. Нормативно правовым актам должны быть присущи: четкость и понятность, без дополнительных толкований.
. Законность Нормативно правового акта обеспечивает точное соблюдение процедуры их принятия.
. Законом может быть только нормативно правовой акт принятый в пределах компетенции соответствующего органа.
. Нормативно правовой акт может быть издан только правотворческим органом.
. Комплексный нормативно правовой акт, затрагивающий меж ведомственные интересы может быть принят только процедурой согласования.
. Все нормативно правовые акты должны пройти опубликование и регистрацию в министерстве юстиции.
. Нормативно правовой акт содержит правило поведения общего характера. Они распространяются либо на неограниченный круг лиц, либо на широкий и рассчитаны на многократное применение.

Вида Нормативно правовых актов.
1. От их юридической силы
. Конституции
. Законы
. Подзаконные акты
Конституция-это принятый в особом порядке законодательный акт высшей юридической силы, закрепляющий наиболее значимые особенности политики государства, правового и экономического устройства конкретного государства.
Содержит базовые ориентиры для правотворческих органов всех уровней.
Дополнение и изменение к конституции вносится также в особом порядке.
Законы - это законодательные акты, регулирующие наиболее значимые для государственной и общественной области отношения, принимаются законотворческими органами всех уровней.

Признаки законов.
. Их издание входит в исключительную компетенцию органов законодательной власти, либо референдум
. Посредством их издания регулируются важные, устойчивые общественные отношения.
. Закон - первичный акт. В нем содержаться юридические предписания, которые представляют собой отправные начала всей правовой системы.
. Закон обладает высшей юридической силой
. Закон может быть дополнен, отменен, изменен только законом.

Законы бывают
. Конституционные
. Текущие
Конституционные - это закон, принятый парламентом конкретного государства, в особом предусмотренным специальным законом порядке способом. Правовой акт по основным вопросам жизни государства, выражающий общую государственную форму, обладающей высшей юридической силой. Перечень конституционных законов определяет конституция РФ, это законы о порядке деятельности правительственных, судебной системе, конституционного суда, всего их 14.
Текущие - принимают но основе и во исполнении конституционных законов, состоит текущее законодательство и регулирует различные стороны политической, экономической, культурной жизни страны.

Стадии принятия закона.
. Законодательная инициатива
. Проект
. Обсуждение
. Принятие
. Опубликование

Подзаконные акты.
Это нормативно правовые акты государственных органов и компетентных должностных лиц, которые изданы во исполнение законов, на них основаны и им не противоречат.

Виды подзаконных правовых актов.
. Распоряжения президента
. Указы президента
Нормативные указы, носят обще обязательные и вели тельный характер.
Правоприменительный указы носят индивидуальный, разовый характер, и применяется к конкретному вопросу управления.

. Постановление и распоряжение правительства
. Приказы и распоряжения руководства министерств и ведомств
. Инструкции ЦБ
. Постановления правительства, субъектов федерации
. Распоряжения Мэров и губернаторов
. Актов в органах местного самоуправления
2. Вида актов по способу вступления в законную силу
. Акты вступающие в силу , в срок указанный в законе или в другом нормативном акте.
. Акты, в которых указанны конкретные сроки вступления в законную силу сразу или поэтапно
3. Виды акта в зависимости от характера регулирования прошлых или будущих правоотношений.
. Обычно действуют с момента вступления до отмены
. Акты возвратного характера, в которых содержаться прямые указания на то, что их действие распространяется на правоотношения сформированные ранее, до их принятия.
. Акты перспективного характера. Это акты подлежащие введению в действие в будущем, в случае если возникнет ситуация прямо предусмотренная в тексте акта, в качестве основания для его введения.
4. В зависимости от сферы действия
. Обще государственные
. Региональные
. Распространяется на оговоренные в нормативно правовом акте круг лиц
5. В зависимости от государственной структуры, на которые распространяется нормативно правовой акт.
. Обще обязательные
. Ведомственные и межведомственные

Правило разрешения коллизий .
. Если противоречат друг другу акты одного и того же органа изданные в разное время, то применяют изданное последним.
. Если противоречат друг другу акты разных органов, то применяют акты вышестоящих органов.
. Если расходятся общие и специализированные нормы, то применяют специальные.

Систематизация Нормативно правовых актов.

Систематизация в праве- это деятельность по обеспечению системности права, при приведении действующих нормативно правовых актов в единую, согласованную, цельную систему.

Состоит из деятельности, по нормативному восполнению пробелов в праве, и деятельности по упорядочиванию и систематизации законодательства при этом:
. Улучшается структура нормативно правового акта
. Происходит взаимная увязка в ходе их принятия

Способы систематизации.
. Кодификация
. Консолидация
. Инкорпорация

Кодификация-это такой вид правотворчества, при котором обеспечивается системное, нормативное регламентирование данного вида общественных отношений, путем издания единого, юридически и логически цельного внутри согласованного нормативного акта, выражающего содержание и юридическую специфику структурно обособленного подразделения системы права. Это основной способ создания новых правовых актов, путем объединения , создания новых норм и переработки.

Виды кодификационных актов.
. Основы законодательства РФ. Это федеральные законодательные акты, устанавливающие общие начала правового регулирования в той, или иной сфере общественных отношений.
. Кодекс- это кодифицированный законодательные акты объединяющиеся в строго определенном порядке, нормативно правовом регламентировании какой либо отрасли права.
. Устав - кодифицированный акт, содержащий нормы, которыми регламентируется деятельность определенного ведомства.
. Положение- свод кодифицированных актов, определяющих структуру, задачи, функции и компетенцию определенной системы государственных органов.

Консолидация-это сведение нескольких нормативно правовых актов в единый акт, когда в отличии от кодификации нормы права и нормативно правовых актов объединены без существенной переработки.

Цель:
. Устранение множественности норм права.
. Их унификация
. Создания крупных однородных блоков в структуре законодательства.

Является промежуточным звеном между текущим правотворчеством и кодификацией.

Инкорпорация-это упорядочивание системы нормативно правовых актов, путем издания компетентными органами сборников, собраний сводов действующих нормативно правовых актов.

Это такой порядок объединения правового материала, при котором он полностью или частично размещается в разного рода сборниках в определенном порядке, по способам размещения и целям бывают :
. Хронологическая инкорпорация
. Доктринально, опубликование нормативно правовых актов подобранных в целях достижения определенного эффекта и цели.
. Систематическое - опубликование нормативно правовых актов в сборниках с различным материалом по темам в целях удобства его использования.

Лекция №5
1. Понятие, признаки системы права.
2. Элементы российской системы права.

Система права- это строение права того, или иного государства, деление его на взаимодействующие органы.

Под системой права понимают:

. Сложное единство, сформированное различными факторами, и служащие для достижения общей цели.

. Это интегральная совокупность взаимодействия элементов предназначенное для кооперационного выполнения заранее назначенных функций.

. Это совокупность различных функциональных единиц.

Базовые признаки системы права.
. Система права характеризуется объективностью, т.е. данная система сама не создается по произвольному усмотрению людей, а обусловлена системой объективно существующих общественных отношений.
. Система права характеризуется согласованностью, это обусловлено тем, что возникающие противоречия, должны своевременно устранятся, законодательным путем, внесением изменений и дополнений в соответствующий нормативно правовой акт.
. Особенности системы национального право определяются:

. Конкретными историческими условиями ее формирования

. Влияния традиции правовой системы, в состав которой входит система национального права.
. Для всякой системы права характерно не только внутренняя связь между ее структурными элементами, но и внешние связи с моралью, политикой, идеологией, экономикой.
. Система содержит функциональные связи и отношения.

Право в целом и его отдельные отрасли, реализуют по отношению к обществу ряд функций. ( Охранительную, регулятивную, воспитательную …)
. Право- система формализованная, она может существовать только формально, документально в форме совокупности нормативно правового акта.
. Основы системы права составляют существующие общественные отношения. (

Каждая область общественных отношений соответствует своя область права)


Система права- это внутренняя структура права, выражающая согласованность и единство, составляющих его юридических норм и вместе с тем, объективно необходимое деление их на отрасли и институты в соответствии с особенностями регулируемых этими нормами общественных отношений.

Элементы системы Российского права.
Чтобы в полной мере обозреть право как социальное явление следует исследовать его вглубь ( вертикальное строение) и в ширь ( горизонтальное).

Вертикальное строение права ( элемента права).
. Отрасль права - это совокупность правовых норм, регулирующих какую либо сферу общественных отношений.
. Под отрасль права- это часть правовой отрасли, их совокупность, регулирующую определенную область общественных отношений, обычно это касается отраслей (старых) где накоплен значительные массив правовых норм. (Например, в гражданском праве под отрасли трудовое, пенсионное, частная собственность..)
. Институт права- это совокупность правовых норм внутри отрасли права, регулирующих какой либо вид общественных отношений внутри отрасли права, в каждой отрасли можно выделить множество институтов. ( уголовное включает институты преступления против жизни, здоровья и свобод.)
. Суб институт права- это совокупность правовых норм регулирующих общественные отношения. Например, институт преступления против жизни, здоровья и достоинства личности делится на суб институты, институт против здоровья, институт против жизни, институт против достоинства.
. Норма права – это обязательное правило поведения охраняется силой государственного принуждения. Это первичная клеточка права.
. Правовое предписание- это часть нормы права логически завершенная и обособленная в законе. В правовом предписании может содержаться гипотеза

( или ее часть), диспозиция или санкция.

Горизонтальное строение права.

Позволяет увидеть все отрасли его составляющие. Состоит из двух групп отраслей.
1 Группа.
Регулятивные отрасли права , то есть те отрасли права, в которых основной упор делается на установление прав и обязанностей субъектов, к ним относятся :
. Конституционное право. Закрепляет основы государства и общественного строя страны, правового положения личности, системы органов государства и их основные полномочия. Главным нормативно правовым актом является конституция.
. Административное право регулирует общественные отношения, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной деятельности государства.

Основной нормативный акт- кодекс об административных правонарушениях.
. Финансовое права- регулирует доходы и расходы государства. Основные акты- закон об государственном бюджете, налоговое законодательство.
. Гражданское право – охраняет различные имущественные, личные не имущественные и другие права. Основные правовые акты- гражданский кодекс, имеет под отрасли авторское право, патентное, наследственное, торговое.
. Банковское право- регулирует создание банков, принципы их деятельности, руководства коммерческими банками. Нормативно правовые акты- закон о банковское деятельности, закон о Центральном банке РФ.
. Предпринимательское право – регулирует экономические, рыночные отношения.

Нормативно правовые акты – гражданский кодекс, закон о монополиях.
. Трудовое право – регулирует общественные отношения, связан с применением труда. Нормативно правовые акты – кодекс законов о труде.
. Природно-ресурсное право – определяет порядок выделения, пользования и распоряжения природными ресурсами. Землей - земельный кодекс, недрами - закон о недрах, водой - водный кодекс …
. экологическое право- процесс выделения в самостоятельную отрасль не завершен. Нормативные акты – рассредоточены по различным документам.
. Жилищное право – регулирует порядок предоставления и использования жилья.

Нормативный акт - жилищный кодекс.
. Семейное право- регулирует брачные, семейные отношения. Семейный кодекс.

2 Группа Охранительные отрасли.
Направлены на защиту правоотношений.
. Уголовное право- система юридических норм, которые устанавливают, какие деяния являются общественно опасными, основной акт уголовный кодекс РФ.
. Уголовно процессуальное объединение норм, определяющих порядок назначения наказания. Основные акты- уголовно процессуальный кодекс.
. Исправительное трудовое право, регулирует процесс исполнения норм исполнения наказания.
. Гражданское процессуальное право- регулирует порядок рассмотрения споров в которых хоть одна сторона гражданская. Гражданское процессуальный кодекс.
. Арбитражное право, регулирует порядок рассмотрение споров между организациями и государственными органами.

Основное положение занимает международное право. Система норм регулирующая отношения между государствами, в процессе их борьбы или сотрудничества регулируются международными договорами, конвенциями, актами международных организаций и правовыми обычаями.



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.