Способ изложения правовой нормы в статьях нормативно правового акта. Статья нормативно правового акта- это форма выражающая правовую норму, при этом статья конкретного закона может содержать часть нормы, или часть ее структурного элемента. Таким образом, норма права может содержаться в ряде статей или в ряде нормативно правовых актов.
Способы изложения правовой нормы в статьях нормативно правовых актов.
. Прямой . Отсылочный . Бланкетный
Прямой- когда в статье закона прямо изложено все три или два элемента правовой нормы. Отсылочный- когда в статье нормативно правового акта изложены не вся правовая норма, но дается прямая отсылка к другой конкретно названной статье нормативно правового акта, в которой излагают недостающие элементы, либо более детально раскрыто их содержимое. Бланкетный- это такой способ когда в статье нормативно правового акта устанавливается лишь ответственность за нарушение определенных правил, но самих этих правил не содержится, нет отсылки к другим статьям, и недостающие сведения дополняют самостоятельные нормы права содержащихся в других нормативно правовых актах.
Соотношение норм права и статьи нормативно правового акта. . Норма права и статья нормативно правового акта совпадают. (Любая норма, особенно части уголовного кодекса) . Нормы права изложены в двух или нескольких статьях одного и то гоже нормативного акта или же другого нормативного акта. . В одной статье нормативного акта, содержаться две или несколько юридических норм.
Виды правовых норм. 1. Отраслевой признак. . Правовая норма конституционного права . Административного права . Финансового права . Земельного права . Сельскохозяйственного права . Трудовое право . Гражданское право . Семейное право . Уголовное право . Уголовно исполнительное . Уголовно процессуальное . Гражданско-процессуальное . Международное 2. В зависимости от выполняемой функции. . Регулятивные Предписание, которых непосредственно направленно на регулирование общественных отношений, путем предоставления участникам прав и возлагая обязанности. . Охранительные. Нормы направленные установление и регулирование мер юридической ответственности .
Виды регулятивных норм
. Обязывающие
. Запрещающие
. Которые обязывают лицо воздержаться от действий известного рода.
. Управомачивающие ( устанавливают права с положительным содержанием) 3. По характеру обязательств . Императивные ( которые содержат конкретные предписания, которые не могут быть изменены участниками отношений) . Диспозитивные. Это такой вид правовых норм, которые действуют постольку, поскольку участники отношений не установят для себя иного правила поведения. 4. По степени определенности. . Абсолютно определенные. Это такие нормы, которые не предусматривают никаких уклонений относительно их применения, все условия их действия оговорены в тексте. . Относительно определенные. Которые не содержат достаточно полных указаний о действии данной нормы. . Альтернативные.
Нормативно правовой акт как источник права. 1. Понятие нормативно правового акта и его признаки 2. Вида нормативно правовых актов в РФ и их систематизация 3. Порядок опубликования
В РФ нормативно правовые акты являются основными источниками права. Нормативно правовой акт- это надлежащим образом документально оформленная воля государства, его органов и отдельных компетентных должностных лиц, выступает в качестве носителя нормы права. Нормативно правовой акт - акт права творчества, устанавливающий, отменяющий, изменяющий правовую норму.
Признаки нормативно правового акта . Является внешней формой существования правовой нормы . Нормативно правовой акт присуще выражен в соответствующим документам виде, обязательное соблюдение формы и реквизитов . Нормативно правовой акт обладает волевым характером, фиксирует волю государства ил отдельного лица. . Нормативно правовой акт как источник права, в качестве инструмента, средство воздействия на правовую систему, она является одним из необходимых условий правового регулирования, средство донесения воли от законодателей к исполнителям. . Нормативно правовым актам должны быть присущи: четкость и понятность, без дополнительных толкований. . Законность Нормативно правового акта обеспечивает точное соблюдение процедуры их принятия. . Законом может быть только нормативно правовой акт принятый в пределах компетенции соответствующего органа. . Нормативно правовой акт может быть издан только правотворческим органом. . Комплексный нормативно правовой акт, затрагивающий меж ведомственные интересы может быть принят только процедурой согласования. . Все нормативно правовые акты должны пройти опубликование и регистрацию в министерстве юстиции. . Нормативно правовой акт содержит правило поведения общего характера. Они распространяются либо на неограниченный круг лиц, либо на широкий и рассчитаны на многократное применение.
Вида Нормативно правовых актов. 1. От их юридической силы . Конституции . Законы . Подзаконные акты Конституция-это принятый в особом порядке законодательный акт высшей юридической силы, закрепляющий наиболее значимые особенности политики государства, правового и экономического устройства конкретного государства. Содержит базовые ориентиры для правотворческих органов всех уровней. Дополнение и изменение к конституции вносится также в особом порядке. Законы - это законодательные акты, регулирующие наиболее значимые для государственной и общественной области отношения, принимаются законотворческими органами всех уровней.
Признаки законов. . Их издание входит в исключительную компетенцию органов законодательной власти, либо референдум . Посредством их издания регулируются важные, устойчивые общественные отношения. . Закон - первичный акт. В нем содержаться юридические предписания, которые представляют собой отправные начала всей правовой системы. . Закон обладает высшей юридической силой . Закон может быть дополнен, отменен, изменен только законом.
Законы бывают . Конституционные . Текущие Конституционные - это закон, принятый парламентом конкретного государства, в особом предусмотренным специальным законом порядке способом. Правовой акт по основным вопросам жизни государства, выражающий общую государственную форму, обладающей высшей юридической силой. Перечень конституционных законов определяет конституция РФ, это законы о порядке деятельности правительственных, судебной системе, конституционного суда, всего их 14. Текущие - принимают но основе и во исполнении конституционных законов, состоит текущее законодательство и регулирует различные стороны политической, экономической, культурной жизни страны.
Стадии принятия закона. . Законодательная инициатива . Проект . Обсуждение . Принятие . Опубликование
Подзаконные акты. Это нормативно правовые акты государственных органов и компетентных должностных лиц, которые изданы во исполнение законов, на них основаны и им не противоречат.
Виды подзаконных правовых актов. . Распоряжения президента . Указы президента Нормативные указы, носят обще обязательные и вели тельный характер. Правоприменительный указы носят индивидуальный, разовый характер, и применяется к конкретному вопросу управления.
. Постановление и распоряжение правительства . Приказы и распоряжения руководства министерств и ведомств . Инструкции ЦБ . Постановления правительства, субъектов федерации . Распоряжения Мэров и губернаторов . Актов в органах местного самоуправления 2. Вида актов по способу вступления в законную силу . Акты вступающие в силу , в срок указанный в законе или в другом нормативном акте. . Акты, в которых указанны конкретные сроки вступления в законную силу сразу или поэтапно 3. Виды акта в зависимости от характера регулирования прошлых или будущих правоотношений. . Обычно действуют с момента вступления до отмены . Акты возвратного характера, в которых содержаться прямые указания на то, что их действие распространяется на правоотношения сформированные ранее, до их принятия. . Акты перспективного характера. Это акты подлежащие введению в действие в будущем, в случае если возникнет ситуация прямо предусмотренная в тексте акта, в качестве основания для его введения. 4. В зависимости от сферы действия . Обще государственные . Региональные . Распространяется на оговоренные в нормативно правовом акте круг лиц 5. В зависимости от государственной структуры, на которые распространяется нормативно правовой акт. . Обще обязательные . Ведомственные и межведомственные
Правило разрешения коллизий . . Если противоречат друг другу акты одного и того же органа изданные в разное время, то применяют изданное последним. . Если противоречат друг другу акты разных органов, то применяют акты вышестоящих органов. . Если расходятся общие и специализированные нормы, то применяют специальные.
Систематизация Нормативно правовых актов.
Систематизация в праве- это деятельность по обеспечению системности права, при приведении действующих нормативно правовых актов в единую, согласованную, цельную систему.
Состоит из деятельности, по нормативному восполнению пробелов в праве, и деятельности по упорядочиванию и систематизации законодательства при этом: . Улучшается структура нормативно правового акта . Происходит взаимная увязка в ходе их принятия
Способы систематизации. . Кодификация . Консолидация . Инкорпорация
Кодификация-это такой вид правотворчества, при котором обеспечивается системное, нормативное регламентирование данного вида общественных отношений, путем издания единого, юридически и логически цельного внутри согласованного нормативного акта, выражающего содержание и юридическую специфику структурно обособленного подразделения системы права. Это основной способ создания новых правовых актов, путем объединения , создания новых норм и переработки.
Виды кодификационных актов. . Основы законодательства РФ. Это федеральные законодательные акты, устанавливающие общие начала правового регулирования в той, или иной сфере общественных отношений. . Кодекс- это кодифицированный законодательные акты объединяющиеся в строго определенном порядке, нормативно правовом регламентировании какой либо отрасли права. . Устав - кодифицированный акт, содержащий нормы, которыми регламентируется деятельность определенного ведомства. . Положение- свод кодифицированных актов, определяющих структуру, задачи, функции и компетенцию определенной системы государственных органов.
Консолидация-это сведение нескольких нормативно правовых актов в единый акт, когда в отличии от кодификации нормы права и нормативно правовых актов объединены без существенной переработки.
Цель: . Устранение множественности норм права. . Их унификация . Создания крупных однородных блоков в структуре законодательства.
Является промежуточным звеном между текущим правотворчеством и кодификацией.
Инкорпорация-это упорядочивание системы нормативно правовых актов, путем издания компетентными органами сборников, собраний сводов действующих нормативно правовых актов.
Это такой порядок объединения правового материала, при котором он полностью или частично размещается в разного рода сборниках в определенном порядке, по способам размещения и целям бывают : . Хронологическая инкорпорация . Доктринально, опубликование нормативно правовых актов подобранных в целях достижения определенного эффекта и цели. . Систематическое - опубликование нормативно правовых актов в сборниках с различным материалом по темам в целях удобства его использования.
Лекция №5 1. Понятие, признаки системы права. 2. Элементы российской системы права.
Система права- это строение права того, или иного государства, деление его на взаимодействующие органы.
Под системой права понимают:
. Сложное единство, сформированное различными факторами, и служащие для достижения общей цели.
. Это интегральная совокупность взаимодействия элементов предназначенное для кооперационного выполнения заранее назначенных функций.
. Это совокупность различных функциональных единиц.
Базовые признаки системы права. . Система права характеризуется объективностью, т.е. данная система сама не создается по произвольному усмотрению людей, а обусловлена системой объективно существующих общественных отношений. . Система права характеризуется согласованностью, это обусловлено тем, что возникающие противоречия, должны своевременно устранятся, законодательным путем, внесением изменений и дополнений в соответствующий нормативно правовой акт. . Особенности системы национального право определяются:
. Конкретными историческими условиями ее формирования
. Влияния традиции правовой системы, в состав которой входит система национального права. . Для всякой системы права характерно не только внутренняя связь между ее структурными элементами, но и внешние связи с моралью, политикой, идеологией, экономикой. . Система содержит функциональные связи и отношения.
Право в целом и его отдельные отрасли, реализуют по отношению к обществу ряд функций. ( Охранительную, регулятивную, воспитательную …) . Право- система формализованная, она может существовать только формально, документально в форме совокупности нормативно правового акта. . Основы системы права составляют существующие общественные отношения. (
Каждая область общественных отношений соответствует своя область права)
Система права- это внутренняя структура права, выражающая согласованность и единство, составляющих его юридических норм и вместе с тем, объективно необходимое деление их на отрасли и институты в соответствии с особенностями регулируемых этими нормами общественных отношений.
Элементы системы Российского права. Чтобы в полной мере обозреть право как социальное явление следует исследовать его вглубь ( вертикальное строение) и в ширь ( горизонтальное).
Вертикальное строение права ( элемента права). . Отрасль права - это совокупность правовых норм, регулирующих какую либо сферу общественных отношений. . Под отрасль права- это часть правовой отрасли, их совокупность, регулирующую определенную область общественных отношений, обычно это касается отраслей (старых) где накоплен значительные массив правовых норм. (Например, в гражданском праве под отрасли трудовое, пенсионное, частная собственность..) . Институт права- это совокупность правовых норм внутри отрасли права, регулирующих какой либо вид общественных отношений внутри отрасли права, в каждой отрасли можно выделить множество институтов. ( уголовное включает институты преступления против жизни, здоровья и свобод.) . Суб институт права- это совокупность правовых норм регулирующих общественные отношения. Например, институт преступления против жизни, здоровья и достоинства личности делится на суб институты, институт против здоровья, институт против жизни, институт против достоинства. . Норма права – это обязательное правило поведения охраняется силой государственного принуждения. Это первичная клеточка права. . Правовое предписание- это часть нормы права логически завершенная и обособленная в законе. В правовом предписании может содержаться гипотеза
( или ее часть), диспозиция или санкция.
Горизонтальное строение права.
Позволяет увидеть все отрасли его составляющие. Состоит из двух групп отраслей. 1 Группа. Регулятивные отрасли права , то есть те отрасли права, в которых основной упор делается на установление прав и обязанностей субъектов, к ним относятся : . Конституционное право. Закрепляет основы государства и общественного строя страны, правового положения личности, системы органов государства и их основные полномочия. Главным нормативно правовым актом является конституция. . Административное право регулирует общественные отношения, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной деятельности государства.
Основной нормативный акт- кодекс об административных правонарушениях. . Финансовое права- регулирует доходы и расходы государства. Основные акты- закон об государственном бюджете, налоговое законодательство. . Гражданское право – охраняет различные имущественные, личные не имущественные и другие права. Основные правовые акты- гражданский кодекс, имеет под отрасли авторское право, патентное, наследственное, торговое. . Банковское право- регулирует создание банков, принципы их деятельности, руководства коммерческими банками. Нормативно правовые акты- закон о банковское деятельности, закон о Центральном банке РФ. . Предпринимательское право – регулирует экономические, рыночные отношения.
Нормативно правовые акты – гражданский кодекс, закон о монополиях. . Трудовое право – регулирует общественные отношения, связан с применением труда. Нормативно правовые акты – кодекс законов о труде. . Природно-ресурсное право – определяет порядок выделения, пользования и распоряжения природными ресурсами. Землей - земельный кодекс, недрами - закон о недрах, водой - водный кодекс … . экологическое право- процесс выделения в самостоятельную отрасль не завершен. Нормативные акты – рассредоточены по различным документам. . Жилищное право – регулирует порядок предоставления и использования жилья.
Нормативный акт - жилищный кодекс. . Семейное право- регулирует брачные, семейные отношения. Семейный кодекс.
2 Группа Охранительные отрасли. Направлены на защиту правоотношений. . Уголовное право- система юридических норм, которые устанавливают, какие деяния являются общественно опасными, основной акт уголовный кодекс РФ. . Уголовно процессуальное объединение норм, определяющих порядок назначения наказания. Основные акты- уголовно процессуальный кодекс. . Исправительное трудовое право, регулирует процесс исполнения норм исполнения наказания. . Гражданское процессуальное право- регулирует порядок рассмотрения споров в которых хоть одна сторона гражданская. Гражданское процессуальный кодекс. . Арбитражное право, регулирует порядок рассмотрение споров между организациями и государственными органами.
Основное положение занимает международное право. Система норм регулирующая отношения между государствами, в процессе их борьбы или сотрудничества регулируются международными договорами, конвенциями, актами международных организаций и правовыми обычаями.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6