, которые повышенное внимание уделяют системе , характеру правоотношений в обществе , которые возникли в результате правовых норм
. . Психологическая теория . Право возникло , как внутренняя потребность человека .
Признаки Права .
. Система норм или правил . Право должно выражать идею справедливости и свободу действий . . Нормы права установлены или санкционированы государством . . Право явление системное . Это проявляется в том , что все нормы права взаимно связаны , основаны на общих принципах и подходах . . Право закрепляет наиболее значимые интересы и потребности граждан . . Право действует на всей территории страны , правовые нормы обязательны для всех категорий граждан , которых они касаются . . Право определяет наиболее оптимальную меру свобода для каждого гражданина
, обеспечивая такое положение , когда проявление его личностной свободы не ущемляет права и интересы других граждан . . Право выступает как мера насилия допустимого над личностью в его интересах , и интересах других граждан . . Право – это равный масштаб по отношению к разным людям .
Право – есть система норм , которая исходит от государственных органов его принудительной силой , выражает коренные интересы страны , или значительной его части и выступают в качестве государственного регулятора общественных отношений .
Типы права . История права – это совокупность правовых систем обладающих объединенными признаками и принадлежащих к одному экономическому базису ( формации ) подразделяются : . Рабовладельческое право ( законы Ману , Хамоваты , Римское право ) . Феодальное право ( Сальвическое право , Русское право , Псковское судебная грамота , соборное уложение ) . Право периода становления и уложения капитализма . Социально ориентированное право , в капиталистических государствах с высоко эффективной рыночной экономикой .
Формы и источники права .
Ленин В.И. Пути и способы возведения в закон воли господствующего класса . Внешние формы устанавливают и закрепляют правовые нормы .
Виды источников Права
. Правовой обычай . Прецедент . Нормативно правовые акты . Юридическая практика ( в буржуазных странах Англо Американской правовой сист. ) . Юридические науки ( в буржуазных странах Англо Американской правовой сист. )
Правовой обычай – сложившееся в обществе правило поведения , которое в силу одобрения и охранение государством и государственной санкции придается характер правовой нормы ( парламентский обычай ) Прецедент- решение государственного органа по конкретному делу , который становится правилом по решению аналогичных дел . ( в административных , судебных и других видах , прецеденты различны ) Нормативно правовые акты – исходят от компетентных органов государственной власти , обще обязательно , письменно оформлены с соблюдением всех процедур , веления в которых устанавливаются , изменяются или отменяются правовые нормы . Нормативный договор –соглашение между несколькими государствами , международными организациями или иными субъектами права . ( международный договор , федеративный )
Соотношение Государства и Права
Общие черты : . Сходные исторические судьбы , возникшие в результате одних причин . . Одно без другого не существует . . Общая экономическая база . . Уровень правовой культуры , национально политическая особенность конкретного народа . . Государство и право, свойственны только классовому обществу . Государство и право, едины по своей социальной сущности. Различие . Государство – это орган ведущей политической партии , а право производная от взаимоотношений государства и общества . Государство возникает как орудие насилия , а право оправдывает это насилие .
Лекция №4
Механизм , Аппарат Государства. 1. Понятие принципы , структура государственного аппарата . 2. Организация и деятельность органов государства 3. Характеристики основных органов государства .
Литература : Копейников 84 г. « Механизм социального Государства»
Государственный аппарат – это сложная система входящих в качестве элемента в историческую концепцию типа общества , выступ его над системой. В целях организации деятельности общества, Государство реализует ряд внутренних и внешних функций, для реализации каждой из которых, действует конкретная структура государственного аппарата , она в совокупности составляет механизм государства.
Механизм государства – это совокупность государственных органов по средством которых господствующий класс или большая социальная группа, обеспечивает свое экономическое , политическое и идеологическое господство.
Признаки Государственного механизма . Состоит из людей, специально занимающихся управлением . Представляет собой сложную систему организаций и учреждений, которые находятся в тесной взаимосвязи, при осуществлении своих непосредственных властных функций. . Функции всех звеньев государственного аппарата обеспечение организации и финансовых средств, а в необходимых случаях и принудительно воздействовать . призваны надежно, гарантировать и охранять интересы своих граждан
Базовые принципы построения организации
И деятельности государственного аппарата .
Принцип разделения властей
Принцип концентрации власти и их преобладание в жестких административных структурах государственного управления.
Принцип идеологизации власти. В государстве реальная власть сконцентрирована у руководителя кокой либо общественной организации, партии или религиозной организации.
1. Принцип преобладания представительной власти.
Виды классификации государственного органа.
1. По территориальному признаку . Центральные . Местные 2. По субъекту формирования . Представительные (формируются путем выборов) . Формируются иным государственными органами 3. По характеру компетенции . Общей компетенции . Специальной компетенции 4. По порядку государственных полномочий . Коллегиальные . Единоличные 5. По формам деятельности . Законодательные . Исполнительные . Контрольные . Надзорные . Судебные
Общая характеристика системы государственных органов.
1. Система государственных органов представляет собой совокупность взаимосвязанных структур, законодательной, судебной, исполнительной, надзорной органов. 2. В зависимости от организации и специфики организации хозяйства в конкретной стране, происходит перераспределение власти между различными структурами государственного аппарата. 3. Всем государственным органам присуще обладающими властными полномочиями. . Проявляющиеся в том, что они в праве издавать юридические акты, принимать управленческие решения, давать распоряжения от имени государства. . Государственные органы, обладая правом и возможностью обеспечивать их силой государственного принуждения. 4. Все органы государственного аппарата действуют в рамках закона.
Признаки государственных органов.
1. Наделены властными полномочиями 2. Обладают внутренней структурой, устройством 3. Образуются в установленным государством порядке 4. Действуют в определенных формах и в пределах, установленных нормами процессуального права. 5. Состоят из коллектива людей, редко их одного лица. 6. Осуществляет функции государства.
Представительные органы государственной власти.
К числу представительных органов относятся: законодательные, местные органы власти и самоуправления. Они формируются путем избрания населения страны, действуют от их имени и ответственны перед ними. Функции законодательной власти осуществляют высшие представительные органы государства, законодательные органы занимают главенственное положение в механизме государства. Она устанавливает обще обязательные требование, которые исполнительная власть должна проводить в жизнь, и которые служат законной основой для судебного и прочего законодательства. В Демократическом государстве высший орган это парламент. Парламент может иметь 2 палатную и 1 палатную структуру. ( нижнюю и верхнюю ) Одно палатные парламенты существуют главным образом в странах с относительно однородным национальным составом населения или небольших территориальных размерах.
Полномочия парламента
1. Осуществляет контроль над использованием власти 2. Финансовые полномочия, принимает государственный бюджет.
Контроль парламента над исполнительной властью выражается :
1. Участие в назначении различных должностных лиц, составляющих исполнительную власть. 2. В некоторых странах назначает главу государства ( парламентская республика).
В государствах с классическим президентским правлением (США) парламент принимает лишь косвенное участие в избрании президента.
Местные органы государственной власти . Эти государственные органы имеют представительный характер и действуют в пределах соответствующих административно территориальных единиц, местные представительные органы ( местные органы самоуправления) избираются непосредственно населением административно территориальных единиц, им подведомственны в пределах установленной территории. ( предприятия, бюджет, благоустройство, транспорт, водоснабжение, образование, здравоохранение) ( короче все местное)
Исполнения распоряжений органов государственной власти. Глава Государства. В подавляющем большинстве стран, глава государства выступает носителем высшей исполнительной власти. В конституционной монархии, главой государства, формально считается монарх.
В странах с республиканским правлением , главой государства является президент.
Полномочия президента
1. Президент принимает иностранные дипломатические представителей, назначает послов. 2. Ратифицирует международные договоры и соглашения. 3. Является главнокомандующим вооруженными силами страны.
В ряде стран: 4. Распустить парламент. 5. Прервать сессию или отложить созыв.
Наиболее широкие властные полномочия обладает президент в президентской республике. В парламентской республике роль президента скромнее. Являясь главой государства, он лишь формально представляет высшую исполнительную власть, т.к. реально ее осуществляет глава правительства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6