Рефераты. Лекции по конституционному праву






p> К. з-ны и иные н.п.а. республик не могут противоречить КРФ и ФЗ РФ, принятых в пределах полномочий РФ. Но если ФЗ, издан вне пределов полномочий РФ, действует н.а. последней (республики). Республика в составе
РФ пользуется правом законодательной инициативы в ФС РФ,

4. Республика в составе РФ самостоятельно определяет систему своих органов гос. власти. Каждая республика имеет свой законод. орган, главу исполн. власти или главу республики, свое ПР-во, свой Верх. Высш. Арб. Суд.

5. Наличие республиканского гр-ва. наличие гр-ва РФ и гр-ва республики означает не двойное гр-во, а 2 уровня единого гр-ва.

6. Наличие республ. собственности. Она включает землю, недра, имущества органов гос. власти, памятники культуры.

7. В соотв. со ст. 68 КРФ республика в составе РФ вправе устанавливать свой язык. В органах гос. власти и местн. самоупр. он употребляется наряду с гос языком.

8. Республика в составе РФ вправе выступать в качестве участника междунар. соглашений, подписывать договоры с другими иностр. гос-вами, открывать заруб. представительства, участвовать в междун. организациях. Но международная правосубъектность республики ограничена. Она не может противоречить КРФ, ФЗ, федер. договору.

9. Право на гос. символику, включ. гос герб, гос. флаг, гос. гимн и столицу.

10. Республики в составе РФ не вправе в одностороннем порядке изменять свой статус, однако статус республики не может быть изменен и без ее согласия., ст. 66 ч. 5.

11. Республика вправе самостоят. решать вопрос о своем наименовании.

12. Если ЧП вводится федер. органами гос. власти РФ, на тер-рии республики необходимо предварительное согласие органов гос. власти этой республики. Если обстоятельства, служащие основанием для введения ЧП, затрагивают территорию только 1 республики, ЧП в этой республике может быть введено органами гос. власти этой республики с немедленным уведомлением
Президента и парламента РФ.

13. Исключ. полномочия республик определены их К. на основе КРФ и федер. договора, но они не должны противоречить КРФ.

4. В составе РФ 6 краев, 49 областей, 2 города федер. значения (М. и
С.-П.), кот. в соотв. со ст. 65 КРФ являются субъектами РФ.

1. Края, области и города ф.з. обладают определенной учредительной властью. Они вправе принимать свои уставы, з-ны и иные н.п.а., кот. не противореч. КРФ и з-нам РФ.

Устав закрепляет прав. статус соотв. субъекта организацию гос. власти, порядок нормотворч. д-ти, организацию местного самоуправл.

2. Данные субъекты обладают своей территорией, кот. не могут быть изменены без их согласия.

3. Каждый из этих субъектов образует органы представит., исполнит. и суд. власти.

4. Они вправе иметь свою символику – самост. символика Вор. обл. по уставу.

5. Субъекты явл. самост. участниками междунар. и внешнеэконом. связей, соглашений с другими краями, областями, республиками, автономн. областью и автономн. округами.

6. Края и области имеют свои администр. центры, ст. 25, Вор. обл.

7. Статус субъектов РФ может быть изменен только с согласия данного субъекта и РФ.

8. От субъекта РФ избир. делегаты в ГД, входят по 2 представителя в
СФ: глава законод. и глава исп. власти (губернатор, председ. обл. думы).

9. Законод органы власти субъекта обладают правом законод. инициативы в ФС.

10. КРФ, Федер. договор уставы субъектов определяют предметы ведения соотв. субъектов, ст.76 ч. 2.

11. Введение ЧП на территории субъекта осуществляется федер. органами гос. власти с уведомлением органов власти субъекта РФ.

5. В составе РФ в качестве ее субъектов находятся 1 автономная область и 10 автономных округов.

Автономная обл. – это национальное гос. образование, отличающиеся особым нац. составом и бытом населения.

Автономн. округа обладают огромной территорией при небольшой численности населения.

Статус автоном. округа и автономн. области определяется КРФ, федер. договором, включ. договор "О разграничении предметов ведения и полномочий между фед. органами гос. власти РФ и органами власти автоном. области, автоном. округа", др. федер. актами.

Статус авт. обл. и округа соотв. статусу края, области, городов ф. знач.

Взаимоотн. с автон. округами, находящ. в составе краев и областей, определ. уставами этих краев и областей и уставами соотв. округов.

Предметы совместн. ведения РФ и автономии в ее составе, ст. 72 КРФ.

Исключ. полномочия органов гос. власти автономий определяются в уставах и иных н.п.а.

6. Адм.-тер. устройство – это разделение его тер-рии на определенные части в соответствии с кот. строится система местных органов гос. власти и местного самоуправления.

Такие части называются админ.-тер. единицами.

В федерат. гос-ве такое деление имеют субъекты РФ (область д-ти субъектов РФ).

Принципы админ.-тер. устройство:

1. Экономический – особенности хоз. профиля

2. Национальный

3. Максимальное приближение гос. аппарата и местного самоуправления к населению.

Существует 2 вида админ.-тер. единиц:

1. базовые – районы и города республиканского и областного или краевого значения.

2. первичные – города районного подчинения, районы в городах, поселки, сельские поселения.

Район (уезд) – это адм. – тер. единица, составляющая часть республики, края, области, автономной области, автономн. округа.

Города – это админ.-тер. единицы, кот. включ. в себя промышл. предприятия, жилой фонд, медицинские, культурно- промышленные учреждения и т.д.

Виды городов:

1. Города республиканского значения

2. Города краевого, областного, окружного значения.

3. Города районного значения.

Городские районы создаются в городах с численностью населения более
100 тыс. человек для обеспечения нормального ф-ния крупных городов.

К городским поселениям относятся городские поселки:

1. курортные

2. рабочие

3. дачные

Самой многочисленной админ.-тер. единицей являются сельские поселения: селы, станицы, аулы, кишлаки.

Тер-рия Москвы делится на администр. округа, кот. включают в себя муниципальные районы.

Административный округ – внутригородская администр. единица, система органов власти кот. строится на основе централизованного управления.

Муницип. район – админ.-тер. единица Москвы, в границах которой осуществляется самоуправление населения, проживающего на данной тер-рии.

Муницип. районы делятся на микрорайоны.

На тер-рии некоторых субъектов РФ для компактности проживающих численно небольших групп национальностей создаются нац. районы. Например, ненецкий нац. район в Алтайском крае.

В РФ имеются также закрытые админ.-тер. образования, статус кот. регулируется з-ном РФ от 14 июля 1992 г. "О закрытом админ.-тер. образровании".

Государственные органы в РФ

Президент РФ.

1. Система и виды гос. органов РФ.

2. Констит. принципы организации и д-ти гос. органов в РФ.

3. Президент в РФ: а) правовой статус Президента РФ б) выборы президента РФ в) компетенция Президента РФ г) досрочное прекращение полномочий Президента РФ

Н/а КРФ, глава 4.

ФЗ "О выборах Президента РФ" от 21 апреля 1995 г.

СЗ РФ, 95 г. № 21

1. Гос. орган является гр-ном или коллективом гр-н, наделенных гос.- властными полномочиями, уполномоченными гос-вом на осуществление его задач и функций, и действующий в установленном порядке.

Признаки гос. органов:

1. Гос. органы наделены гос.-властными полномочиям. Они имеют право издавать акты, обязательные для исполнения другими гос. органами, должн. лицами и гражданами.

2. Каждый гос. орган образуется в установленном гос-вом порядке.

3. Гос. орган уполномочивается гос-вом осуществлять его задачи и ф- ции

4. Каждый орган является составной частью единой системы органов гос. власти.

В своей совокупности гос. органы образуют единую систему.

1. по предм. признаку она включ. органы закон., исполн. и суд. власти.

Органы законод. власти: ФС, парламенты республик в составе РФ, краевые, обл., городские Думы и др. законод. органы, выборные органы в совок. сост. систему представит. органов власти.

Органы исполнит. власти: ПР-во РФ, ПР-ва республик РФ, министерства, главы администраций субъектов. По х-ру полномочий органы исполн. власти делятся:

1) на органы общей компетенции (пр-ва)

2) органы спец. компетенции (министерства).

Органы суд. власти: Конст. Суд, Вех. Суд, Высш.Арб. Суд, суды субъектов.

В общую группу гос. органов выделяют органы прокуратуры.

В систему органов гос. власти не входят органы местного самоуправления.

2. По территор. пределам действия

1) федеральные гос. органы

2) органы субъектов РФ

К федер. – ФС, пр-во

К органам субъектов

3. По порядку осуществления полномочий

1) коллегиальные ФС

2) единоначальные Президент РФ

2. 1. Принципы разделения властей, ст. 10

2. Принципы участия граждан в управлении гос-вом, ст. 3

3. Принципы законности, ст. 15 ч. 2.

4. Принципы федерализма, ст. 5, ч. 3-4

3. а) Пост президента был утвержден в 90 г., а первым президентом был
Ельцин 12 июня 91 г. Правовой статус Президента закреплен в ст. 80 КРФ.

1. Президент является главой гос-ва, институт президентства в РФ сочетает черты как президентской так и полупр. р-ки. П-т определяет структуру Пр-ва, принимает решения о его отставке, назначение председ. П-ва осуществл. с согласия ГД. Глава гос-ва не явл. главой Пр-ва.

Пр-во ответственно не только перед Президентом, но и перед парламентом.

2. Президент РФ является гарантом КРФ, прав и свобод ч. и г. В установленном КРФ порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и гос. целостности, обеспечивает согласованное функционировние и взаимодействие органов гос. власти.

3. Президент РФ в соотв. с КРФ и ФЗ определяет основные направления внутренней и внешней политики гос-ва.

4. Президент РФ как глава гос-ва представляет РФ внутри страны и в международных отношениях. б) Выборы Президента осущ. на основе КРФ и ФЗ "О выборах Президента
РФ" от 21 апр. 95 г.

Выдвигать кандидата на должность пр-та вправе, и.о., и. блок или непоср. избиратели, образов. инициативную группу не менее 100 человек. При этом они обязаны собрать в поддержку кандидата не менее 1 млн. подписей избир., при этом на 1 субъект – не более 7 % от требуемого общего числа подписей.

Выборы проводятся в случае, если зарегистрировано не менее 2-х канд.
Выборы счит. несост., если в них приняло участие менее 50 % избирателей, внесенных в списки. Избранным счит. кандидат более 50 % избир., принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не избран, назнач. повторное голосование по 2 кандидатам, получившим наиб. число избирателей.
В этом случае считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов при условии, что это число больше числа голосов, поданных против всех кандидатов. – II тур.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.