Рефераты. Концепция судебной реформы






p> Тогда встает вопрос о судебной системе, то есть о конституционно закрепленном перечне судов, осуществляющих судебную власть. В этой связи
Конституцией РФ предусмотрены:

1. Конституционный суд РФ, который состоит из 19 судей и разрешает дела о соответствии Конституции РФ (ст.125 ч.2);

2. Верховный суд РФ, который является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам (ст.126)- высшее звено, надзирающий за общими судами (среднего и основного звеньев) и военными судами (среднего и основного звеньев);

3. Высший Арбитражный Суд РФ, который является высшим судебным органом по разрешению экономических споров (ст. 127) - высшее звено, надзирающий за
Высшими арбитражными судами основного звена ;

4. Система федеральных судов, порядок деятельности которых должен устанавливаться федеральным конституционным законом.

Что же касается более низких звеньев, как то на уровне районов и городов, а также на уровне субъектов РФ, то их система должна определятся федеральным конституционным законом.

В условиях формирования правового демократического государства вполне логичным представляется статьи 5 и 6 Закона “О судоустройстве РСФСР”, в которых указывается на равенство граждан перед законом и судом и право граждан на судебную защиту.

Статус судей Российской Федерации определяется Конституцией РФ, и
Законом РФ “О статусе судей в Российской Федерации”. Все судьи в РФ обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией (ст.2 п.1). Безусловно, судье даются широкие права и полномочия, но и требования предъявляемые к нему - немалые. Конституцией РФ установлено, что судьи независимы и подчиняемы только закону и Конституции
РФ (ст.120 п.1). Согласно ст.121 Конституции РФ судьи несменяемы. Это важный шаг вперед в построении демократического общества, особенно учитывая мафиозные наклонности власть имущих. Принцип несменяемости судей является одним из основополагающих демократических начал деятельности суда, а также служит гарантией подлинной независимости и стабильности в работе судей. В соответствии со статьей 13 Закона о статусе судей полномочия судей прекращаются в случае:

1. Письменного заявления судьи об отставке;

2. Продолжения судьей деятельности, не совместимой с его деятельностью, несмотря на предупреждение соответствующей квалификационной коллегии судей или приостановления его полномочий;

3. Истечения срока полномочий - для судьи, срок полномочий которого установлен законом (имеются ввиду мировые судьи, судьи федеральных районных судов, судьи военных судов);

4. Состоявшегося о нем и вступившего в законную силу обвинительного приговора суда;

5. Признания его недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

6. Утраты судьей гражданства РФ;

7. Объявления его умершим в установленном законом порядке решением суда, вступившим в законную силу;

8. Смерти судьи;

9. Совершения поступка, позорящего честь и достоинство судьи;

10. Отказа судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда.

Одной из дополнительных гарантий соблюдения прав судьи являются статьи
Закона “О внесении изменений и дополнений в Закон о статусе судей РФ”.
Изменение к ст. 14 п.2, в частности, которое говорит о том, что решение соответствующей квалификационной коллегии судей может быть обжаловано судьей в Высшую квалификационную коллегию судей в течение 10 дней со дня получения копии решения.

Кроме того, в соответствии со статьей Закона о статусе судей, полномочия судьи приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей в случаях, если:

1) было дано согласие соответствующей квалификационной коллегии судей на привлечение судьи к уголовной ответственности или на его заключение под стражу;

2) судья занимается деятельностью, не совместимой с его должностью;

3) судья был подвергнут принудительным мерам медицинского характера или ограничен в дееспособности соответственно определением или решением суда, вступившим в законную силу;

4) судья был признан безвестно отсутствующим в установленном законом порядке решением суда вступившим в законную силу.

Один из важнейших принципов, закрепленных в Конституции РФ (ст. 122),
- неприкосновенность судей. Этот принцип - одновременно гарантия независимости судей. В статье 16 Закона о статусе судей установлена система гарантий обеспечения неприкосновенности судей. Неприкосновенность распространяется не только на личность судьи, но также на имущество, служебное помещение, жилище, транспорт и корреспонденцию (ст. 16 п.1).
Кроме того, судья не может быть привлечен к административной и дисциплинарной ответственности (ст. 16 п.2). Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором РФ, при наличии согласия соответствующей квалификационной коллегии судей (ст. 16 п.3).

В Законе о статусе судей статья 9 отводится под важнейший вопрос -
“Гарантии независимости судей”. Независимость судьи, согласно этого Закона, обеспечивается:

1) предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

2) установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;

3) правом судьи на отставку;

4) неприкосновенностью судьи;

5) системой органов судейского сообщества;

6) предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

На статус любого государственного чиновника, каковым, несомненно, является судья большое значение имеет денежное содержание. Закон о статусе судей, и Закон о внесении дополнений и изменений выделяет специальную статью для этого “Материальное обеспечение судей” (ст. 19).

Проблема рационального устройства судебной системы и ее органов существует столько же времени, сколько существует государство, как форма организации общества.

Правопорядок в стране нельзя навести, если законотворчество будет происходить только "сверху вниз". Должно быть открыто встречное движение законов "снизу вверх" путем либерализации судопроизводства.

В каждой стране есть свое писанное право, отраженное в тех или иных юридических документах, и обычное право, поддерживаемое общественным мнением. В интересах общества добиваться того, чтобы разница между обычным и писанным правом была бы минимальной. Право будет естественным для общества, если закон станет продолжением санкций общественного мнения.

В нашей стране, однако, разница между обычным и писанным правом велика как, наверное, нигде в современном мире. У нас имеется огромное количество юридических норм, которые не поддерживаются общественным мнением (об их нарушении можно легко рассказать друзьям за столом). И в тоже самое время у нас есть огромное количество норм обычного права, которые никак не защищаются официальным законом.

Большинство обычных прав могут быть обнаружены только в конфликте, легализация которого становится единственным способом получения достоверной юридической информации о них.

Чтобы осуществить эту легализацию, суд должен получить возможность рассматривать конфликт, исходя из обычаев окружающей конфликт среды, и тем самым применять новые правовые нормы.

Либерализация судопроизводства ставит два трудных вопроса: о юридической квалификации судей и защите от их произвола.

Нетрудно понять также, что проведение подобной судебной либерализации делает местных судей наиболее могущественными государственными людьми в округе. В этих условиях местные собственники будут заинтересованы в крайне скрупулезном подборе кандидатур, устраивающих всех. Поэтому надлежащим образом оформленный политический процесс может ставить подходящие по своим данным лица на судейские места.

Правовая квалификация судей, несомненно, есть и будет оставлять желать много лучшего. Правовые знания сейчас являются дефицитом в современной
России в еще большей степени, чем знания рыночной экономики несколько лет назад. Правда, тогда серьезно обсуждался вопрос о том, способны ли вообще русские к предпринимательству, что теперь кажется просто смешным. Высокий общий уровень образования населения России дает, возможно, основания надеяться, что и спрос на юридически грамотных людей в короткое время сможет породить достаточное предложение.

Введение института мировых судей на территории того или иного субъекта
Федерации позволит существенно расширить использование юридических инструментов защиты значимых общественных интересов.

Компетенция мирового суда является достаточно обширной и превращает мировой суд в орган чрезвычайно значимый с точки зрения общественности. В последние годы развиваются правозащитная работа экологического и коммунального движений, женского движения против насилия, антимилитаристского движения, защита прав общественных объединений.

Выбирать мировых судей будет непосредственно население.

Суд был и остается органом, олицетворяющим судебную власть, именно ту власть, которая в значительной степени, чем другие ветви государственной власти, должна и может охранять право.

Процесс обновления российского судопроизводства со времен 18 века по сегодняшний день значительной активизировался. И пока совершенствуется российское законодательстве и общество в целом, столько же времени будет совершенствоваться и судебная система в соответствии с задачами развития РФ как демократического, правового государства, будь это кардинальная реформа или просто последовательное воплощение в жизнь намеченных временем решений.

Далее можно привести несколько примеров попытки воплощения на местах судебной реформы, о результатах которых каждый может сделать свои выводы:

Судебная реформа в один день 24 октября 1995 года президент Казахстана
Нурсултан Назарбаев подписал указы об освобождении от должностей одиннадцати из девятнадцати председателей областных судов и о ликвидации системы арбитражных судов. В тот же день глава государства назначил новых председателей областных судов. Упразднен Конституционный суд, поскольку в новой конституции страны он не предусмотрен.

Юридический консультант N 1 январь 1997. Актуальная тема - Судебная реформа в России: реальность и перспективы. Интервью с Председателем Совета по судебной реформе при Президенте РФ Вициным С.Е. Указом Президента РФ N
2100 от 22 ноября 1994 года образован Совет по судебной реформе при
Президенте РФ. Одной из главных задач Совета является подготовка предложений для Президента Российской Федерации по вопросам определения государственной политики, направленной на осуществление реформы судебной системы в нашей стране.

ТРУСКАВЕЦ, Львовская обл. Семинар "Европейская конвенция по правам человека и судебная реформа на Украине" прошел в Трускавце 6--8 марта. Его организовали Департамент прав человека Совета Европы и Украинская ассоциация "Международной амнистии". В семинаре участвовали сотрудники правоохранительных органов 6 западно-украинских областей, журналисты- правозащитники, адвокаты и ученые-юристы. Они рассказали о проблемах применения на Украине положений Европейской конвенции по правам человека, которую Украина подписала в 1995 года при вступлении в Совет Европы, но до сих пор не ратифицировала. 8 марта участники семинара приняли обращения к украинскому правительству "О затягивании украинскими властями введения моратория на исполнение смертных приговоров" и "О необходимости публикации в официальных изданиях международных документов, подписанных Украиной".

Как сообщил 11 августа на пресс-конференции председатель Верховного суда
Республики Беларусь Валентин Сукало, за полгода, прошедшие после
Всебелорусского съезда судей, судебная реформа продвинулась гораздо дальше, чем за прошедшие несколько лет. За эти полгода начала применяться и хорошо зарекомендовала себя единоличная форма правосудия, когда приговор выносится одним профессиональным судьей. Таким образом рассмотрено 60% уголовных,
100% административных и хозяйственных преступлений.
-----------------------
[1] Б.В. Виленский "Судебная реформа и контрреформа в России" , С., 1969
[2] М.Г. Коротких "Самодержавие и судебная реформа 1864 года в России",
1989
[3] А.Ф. Кони "Отцы и дети судебной реформы", гл. III.
[4] М.Г. Коротких "Самодержавие и судебная реформа 1864 года в России",
1989
[5] В.И. Ленин "Полн. собр. соч.", т. 20, с. 165-166
[6] С.М. Казанцев "Суд присяжных в России: Громкие уголов. 1864-1917 гг.",
Л., 1991, стр.5-7

[7] В.И. Ленин "Полное собрание сочинений", т.4, стр.407-408
[8] Н.П. Ерошкин "История гос. учреждений дореволюц. России", М.: ВШ, 1968, стр.242-246
[9] В. И. Смолярчук "Анатолий Федорович Кони", М., 1981, стр.46

[10] Г.А. Джаншиев "Сборник статей", стр.179
[11] В. И. Ленин "Полное собрание сочинений", т.4, стр.407
[12] В. И. Смолярчук "Анатолий Федорович Кони", М., 1981, стр.47-48
[13] С. М. Казанцев "Суд присяжных в России: Громкие уголовные процессы
1864-1917 гг.", Л. 1991, стр.14
[14] Большая Советская Энциклопедия, т.25

[15] К.Ф. Гуценко, М.А. Ковалев "Правоохранительные органы", М., 1995, гл.12, стр. 219


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.