Рефераты. Исламская Республика Мавритания






Главой государства является президент. Он избирается всеобщим прямым голосованием сроком на 5 лет и может переизбираться не более чем на два срока подряд. Исполнительная власть осуществляется правительством во главе с президентом. Президент назначает премьер-министра, а по рекомендации последнего - других министров. Премьер-министр под контролем президента определяет политику правительства, а также распределяет задачи среди министров, направляет и координирует работу правительства. Для принятия наиболее важных решений президент созывает Совет министров и председательствует на нем. Президент Республики после консультации с премьер-министром и председателями палат может объявлять о роспуске Национальной ассамблеи.

Премьер-министр и министры ответственны перед Президентом Республики и Национальной ассамблеей. Вотум недоверия или отказ в доверии Национальной ассамблеей влечет отставку правительства.

Законодательная власть осуществляется двухпалатным парламентом, состоящим из Сената (верхняя палата) и Национальной ассамблеи (нижняя палата). Сенат состоит из 56 сенаторов избираемых путем непрямых и тайных выборов главами местных органов власти сроком на 6 лет. Часть сенаторов переизбирается каждые 2 года. В Национальную ассамблею входит 81 депутат, избираемый всеобщим прямым голосованием сроком на 5 лет. Законодательные полномочия Парламента строго ограничены установленным Конституцией кругом вопросов, за пределами которого регулирование осуществляется президентскими. Кроме того, парламент может делегировать законодательные полномочия правительству.

Судебная система Мавритании представлена двумя типами судов: гражданскими судами и судами шариата. Высшей судебной властью является Верховный суд. С 1978 года действует так называемый специальный суд справедливости, рассматривающий дела о преступлениях против внутренней и внешней безопасности. Характерной особенностью судебной системы Мавритании является широкое распространение в стране норм исламского права, которыми народные массы продолжают руководствоваться в семейной и личной жизни. Принимая новые законы, в частности уголовные, семейные, земельные кодексы, государство вынуждено включить в них многие устоявшиеся нормы шариата. По самым различным категориям дел, особенно в области брака и наследования, нормы мусульманского права для судов являются основаниями их решений. Вплоть до настоящего времени осужденному за воровство отсекают правую руку, причем казни производятся публично, нередко транслируются по телевидению.

За рамками общей судебной системы находится Высокий суд правосудия, который имеет исключительное право судить в порядке импичмента Президента Республики, а также членов правительства. Высокий суд состоит из членов, избранных из его среды (в равном числе) Национальной ассамблеей и Сенатом.

Конституционный контроль осуществляет Конституционный совет (КС), состоящий из 6 членов, 3 из которых назначаются Президентом, 2 председателем Национальной ассамблеи и один - председателем Сената. Срок полномочий членов КС составляет 9 лет без права повторного назначения. Конституционный контроль носит предварительный характер. КС также следит за соблюдением законности при проведении выборов и референдумов.


Мавритания – унитарное государство. Территория страны разделена на 12 провинций (вилай), возглавляемых вали (губернаторами), столичный автономный округ (на правах вилайи), 53 района (муатта) во главе с хакимами (префектами) и 208 коммун (местные органы самоуправления, формируемые в ходе муниципальных выборов).

                                                      *   *   *

                  (состояние демократии – партии, группы интересов, СМИ, свободы)

В 1991 году была принята вторая конституция, в соответствии с которой страна переходила в режим многопартийности, взамен прежнего состояния, когда вся власть в стране принадлежала одной Партии мавританского народа. До этого разрешения партии существовали, но на нелегальном положении. Но всё равно после разрешения партий в стране, по сути, продолжал оставаться режим однопартийности. Оппозиционные партии жалуются на постоянные притеснения со стороны властей, поскольку, если их политические платформы чем-либо не устраивают президента, партия просто переходит из разряда легальных в запрещённые, а какие-либо протесты ни к чему не приводят. Ведь в Мавритании были очень велики полномочия главы государства и сильна централизация власти. Таким образом, несмотря на то, что в стране разрешена деятельность политических партий и ассоциаций, страна остаётся под властью одной партии, и независимая пресса подвергается строгой цензуре, а оппозиция, по существу, лишена доступа к средствам массовой информации. Такая ситуация продолжалась до 2005 года, пока президент страны, правивший 21 год, был свергнут ВССД в результате быстрой революции. Хотя революцией, исходя из мавританской специфики, этот акт назвать нельзя. По мавританским меркам вполне обычным способом произошёл переход власти. «Революция» же произойдёт позже. А Президент был обвинён в использовании тоталитарной практики управления, от которой все последние годы страдал мавританский народ. ВССД взял власть в свои руки на время. За это время он должен был способствовать составлению новой конституции и её принятию. В общем, он взял на себя роль временного правительства, которое должно было подготовить базу для демократических президентских выборов и установлению и внедрению демократических принципов, на которых должно зиждется будущее развитие страны. Мало кто верил, что военные отдадут власть будущему выбранному президенту. Прогнозировалось, что они под разными предлогами будут продлевать сроки своего правления. Но произошла «революция», «революция» в мавританском смысле. ВССД подготовив конституцию, приняв её после всенародного одобрения на референдуме, провёл демократические выборы и передал власть новому всенародно избранному во втором туре выборов президенту. Глава же ВССД даже не стал участвовать в этих выборах и ВССД сложил с себя управленческие полномочия. Такого в истории Мавритании ещё не было, чтобы власть в стране перешла по закону, добровольно, демократически. Обыденной же практикой до этого момента являлись военные перевороты. С этого момента Мавритания пошла по пути демократизации, что было подтверждено всеми международными наблюдателями на выборах президента страны, прошедших  в апреле этого года.

 В Мавритании существует немало партий, движений, ассоциаций, объединений союзов и др. Но большинство из них не оказывает никакого влияния на ситуацию в стране. Это объясняется их слабой организацией, малой поддержкой со стороны общества и, конечно же, продолжительным препятствованием развитию со стороны руководства страны. Почти половина населения Мавритании, как уже было выше сказано, не умеет не читать, не писать, не говоря уже о понимании роли общественных движений, как условия здорового функционирования общества. Но существует достаточно влиятельное профсоюзное объединение с единым общенациональным профцентром – это Союз трудящихся Мавритании, созданный в 1961 году. Данный союз насчитывает около 45 тысяч членов и входит в Международную конфедерацию свободных профсоюзов. Он является группой интересов всех рабочих страны и с ним власти считаются, так как от членов этой организации зависит горнодобывающая отрасль страны. Также существует организация, с которой считается правительство - это объединение женщин Мавритании, которое отстаивает права женщин.


Что касается СМИ, то они не имеют такого значения, как в развитых странах. Обеспеченность населения приёмными устройствами (телевизорами, радио, компьютерами) крайне низка. А потому абсолютно большая часть населения не входит в зону влияния информационного поля. В основном все телеканалы и радиостанции являются официальными правительственными источниками распространения информации. Существуют независимые СМИ. Это несколько радиостанций и один телевизионный канал. На эти источники постоянно оказывалось давление со стороны власти. Но с приходом нового президента возможно ситуация улучшится. Если давать характеристику правительственным каналам информационного воздействия на населения с точки зрения развитости манипулятивных технологий, то эти технологии не развиты. Правительственные СМИ в основном констатируют факты, события, во много раз их приукрашивая. Свои действия освещают, как исключительно положительные, верные и нужные для блага народа. Печатные СМИ наиболее развиты из всех. Здесь спектр также представлен правительственными вестниками, имеющими самый большой тираж среди всех остальных печатных изданий. Но опять же и эта сфера не развита. Тираж правительственных печатных изданий составляет около 100000 экземпляров, что ни как не удовлетворяет потребности всего населения. Например, разноплановый иллюстрированный журнал «Марьему» выходит один раз в три месяца.


Конституция Мавритании во многом копирует французский основной закон. Она предоставляет человеку весь стандартный набор свобод. Гарантируются политические свободы, экономические свободы. Свобода слова, вероисповедания. Мавритания является исламской республикой. Но это совсем не означает, что все её граждане должны исповедовать ислам или какую-то другую религию. Исламской она считается потому, что более 97% населения являются мусульманами. Идеологии в стране не существует. Но на практике, до того момента как власть захватил ВССД, эти гарантии не выполнялись. Всегда существовала правящая партия, которая занимала почти все места в Национальной ассамблее. А оппозиционные партии жестко притеснялись. Все выступления народа подавлялись. Проводилась насильственная исламизация населения, особенно негритянского. СМИ были подконтрольны правительству, альтернативные источники информации закрывали. Почти всегда гарантировались и выполнялись только экономические свободы для того чтобы создать в стране благоприятный инвестиционный климат, так как инвестиции и экономическая помощь других стран играют для Мавритании огромную роль.

Но возможно, с приходом нового гражданского президента, экономиста по образованию, а не военного - как обычно, президента у которого есть программа и план действий, положение в стране улучшится. Тем более, что в Мавритании в 2001 году было открыто нефтяное месторождение, и с этого времени вся страна живет ожиданием нефтяного бума. По предварительным оценкам, речь идет о запасах в 600 млн барр., расположенных в территориальных водах.


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.