Рефераты. Исламская Республика Мавритания






Ещё одним показателем неразвитости населения является сохранение в северных районах страны дофеодальных укладов деления населения на традиционные социальные группы (касты) - хасаны (воины), марабуты (духовенство), зависимые (земледельцы, слуги, данники и др.). Более того, в Мавритании сохраняются рабовладельческие отношения. Хотя таковые были отменены более 20 лет назад. Система рабовладения, существующая в этой стране на протяжении многих веков, практикуется как частными лицами, так и целыми семьями. Большинство чёрного населения страны даже после принятия закона об отмене рабства не могут покинуть своих хозяев. Они считают, что единственная возможность выжить для них - это оставаться преданным своему хозяину. Это объяснимо тем, что большинство чёрных не имеют никакого образования, и только и умеют служить хозяевам. Но не всегда рабство носит добровольный характер. Беглых рабов разыскивают и возвращают. Правительство же страны опровергает все претензии о нарушении прав человека и не признаёт факта рабства, так как есть риск прекращения поступления западных инвестиций в страну.





                                                     *   *   *

                                                   (возникновение страны)

 

Что касается возникновения страны в нынешнем её виде, то здесь роль играет уже не географический фактор.


Португальцы в 16 веке на побережье Атлантического океана, в районе впадения в него реки Сенегал основали торговый флот и базу. Их на протяжении веков сменяли голландские, английские и, наконец, французские торговцы. Европейские купцы стремились установить контроль над торговлей гуммиарабиком из зоны Сахеля. Местные эмиры пытались обложить данью эту торговлю. Тогда французы отправили на север пехотные отряды для зачистки территории от нападающих. Эта территория современной Мавритании централизованно не контролировалась ни кем. На ней правили местные вожди, эмиры, племена берберов и др. Таким образом, после операции французских войск, территория современной Мавритании вошла в состав французской колонии Сенегал. В 1904 эти территории были выведены из состава Сенегала и в 1920 включены в состав Французской Западной Африки. Французы с немалым трудом управляли кочевым населением, среди которого не прекращались межплеменные распри, а также соперничество между арабами и берберами. Административные трудности усиливала и напряженность в отношениях между кочевым и оседлым населением. Даже после окончания Второй мировой войны некоторые районы продолжали оставаться под управлением военной администрации. Управлять колонией было не просто. Чтобы каждый раз не вмешиваться в распри и дела населения, в 1946 Мавритании было предоставлено право на формирование территориальной ассамблеи и на представительство в парламенте Франции. Стали возникать первые политические организации, которые еще не были массовыми. В 1958 Мавритания вошла в состав Французского сообщества под названием Исламская Республика Мавритания.  Но новые сформированные партии и организации стали ратовать за независимость Мавритании. В них входили различные социальные слои населения и политической группировки – это были местные торговцы, представители феодально-племенной верхушки, а также элита вождей и немногочисленная интеллигенция. Они организовывали подрывную деятельность против французских колонистов. Члены из этих партий вступали в заговор с представителями колониального управления, с теми представителями, которые относились к числу местного коренного населения. Но они занимали самые низшие посты в управлении и потому не могли эффективно осуществлять борьбу, а только снабжали борцов за независимость различной информацией. Как раз эти люди и были наиболее прогрессивными во всей Мавритании, и они сами хотели распоряжаться ресурсами, которые вывозил французы. Ситуация становилась напряжённой: северные районы вышли из под контроля французов, и в них стали хозяйничать берберы. Борцам за свободу в качестве моральной поддержки служили примеры других африканских стран, боровшихся за свободу и получивших её, а так же нараставшие в мире антиимпериалистические настроения, подогреваемые Советским Союзом и социалистическими странами, которые осуждали колониальную политику. С другой стороны сами Французы начинали постепенно терять интерес к этой территории, так как вывоз ресурсов из Мавритании был не велик, да и чтобы снова взять её под контроль, необходимо было вводить дополнительные военные формирования. Это  неизбежно вызвало бы  кровопролитие со стороны местного населения, что в новом формирующемся послевоенном мире, с новой системой взглядов, получило бы всестороннее осуждение. И в 1960 году французское правительство предоставило Мавритании независимость. На карте мира появилось новое государство – Исламская Республика Мавритания.


Таким образом, на формирование Мавритании повлиял комплекс факторов. Первым фактором – была человеческая воля, которая проявилась среди борцов за независимость страны и со стороны французских колонистов. Первые своей волевой борьбой добились того, что французы ушли, и они смогли занять их место, стали самостоятельно управлять страной, сами контролировать использование ресурсов. А вторые своим решением добровольно оставили страну, предоставив ей независимость.

Вторым фактором был – антиколониальный мировой протест, проявившийся в борьбе других государств против империалистов, и в осуждении немалой частью мира, а особенно СССР, колониальной политики - и это всё повлияло на волю мавританских борцов за независимость, усилив её, и на волю французских эксплуататоров, ослабив её.

Также повлияли объективные экономические факторы. Франции было тяжело содержать свою колонию, так как это требовало дополнительных экономических и военных ресурсов, а её собственное хозяйство требовало восстановления и модернизации после разрушительного периода Второй Мировой Войны. И дальнейшее существование хозяйства Мавритании требовало развития, которое было невозможно при сверхэксплуатации её метрополией.

Также существует политический фактор, опосредованный экономическим интересом. Колониальным державам не удалось получить политическую поддержку США, так как  у Штатов был экономический интерес: получить доступ на рын­ки колоний и привлечь на свою сторону освободив­шиеся страны. А потому США активно выступали за деколонизацию.


П.С. А если до конца придерживаться объективного анализа, то не стоит однозначно утверждать, что эпоха колониальной экспансии, в частности для Мавритании, носит исключительно негативный характер и последствия. Весь костяк существующего в Мавритании экономического хозяйства был создан французскими колонизаторами. Если бы они его не создали, то Мавритания его не имела бы до сегодняшнего времени, и ни о каком развитии страны говорить бы не приходилось, так как население страны сплошь неразвитое, и оно не смогло бы самостоятельно построить имеющееся хозяйство.


                                                     *   *   *

                           (влияние геополитического фактора на развитие страны)

 

Что касается импульсов из внешнеполитической сферы, то они оказывают влияние на развитие государства. По сути, после провозглашения независимости Мавритания продолжала оставаться под контролем Франции. Произошла смена эпохи колониализма на эпоху неоколониализма. Мавритания, получив внешнюю свободу действий в самоуправлении, оставалась в зоне влияния французского франка. Экономически, Мавритания полностью зависела от Франции, которая навязала ей неравноправные соглашения о "сотрудничестве". Только в 1973 году был создан центральный банк и введена своя денежная валюта.

Но даже внутри страны среди политической элиты существовал раскол. После провозглашения независимости партия Мавританское Согласие (МС) выступала за присоединение Мавритании к Марокко. Партия Мавританский Прогрессивный Союз (МПС)  ратовала за суверенитет страны. С наступлением диктаторского режима всё образумилось, но среди населения, умеющего мыслить, до сих пор имеется раскол: арабизированные мавры ориентированны на Марокко, а чернокожее население на страны Западной Африки. Вот таким образом ближайший сосед Мавритании – Марокко влияет на Мавританию, показывая пример, как надо жить. Потому и часть населения Мавритании желает жить под властью Марокко, считая, что социально-экономическое положение наладится.

До 1976 года Мавритания вела себя спокойно во внешнеполитической сфере. Но заключив соглашение с Испанией и Марокко о передачи Западной Сахары от Испании под временное управление Марокко и Мавритании, фронт национально-освободительного движения ПОЛИСАРИО, которому оказывал военную помощь Алжир, объявил им войну. Мавритания поспешила выйти из войны, но Марокко настаивал на том, чтобы она её продолжала. Тогда пришлось урезать расходы на социальную сферу, увеличив их в военном секторе. И без того голодающее население стало ещё сильней недовольно. А военизированным колонам ПОЛИСАРИО даже удалось напасть на Нуакшот, несмотря на то, что он находился в 300 км от границы. В результате, военный офицерский корпус в 1977 году совершил переворот в стране. Вместо свергнутого президента к власти пришёл руководитель Военного комитета национального спасения (ВКНС), бывший до этого главой генерального штаба вооружённых сил и взял всю власть в свои руки. Так в Мавритании стали править военные. С ПОЛИСАРИО был заключён мир.

А в 1989 году произошёл пограничный спор Мавритании с Сенегалом. Последовала высылка сенегальских негров из Мавритании и разрыв дипломатических отношений на 3 года. В начале этого периода Мавритания также была вынуждена увеличить расходы в военной сфере, тем самым, усложнив социальную обстановку, обострённую голодом, усиливающимся из-за продолжительных засух.

Вот таким образом на развитие Мавритании влияет ближайшее геополитическое окружение.


                                                     *   *   *

             (государственное устройство, в т.ч. положения избирательного законодательства)


Ныне действующая конституция ИРМ является второй по счёту, и была принята в 1991 году. В 2006 году она была изменена по инициации ВССД (Военный Совет за Справедливость и Демократию) и одобрена на всенародном референдуме. ВССД выполнял роль временного правительства с 2005 года, после того, как свергнул президента, правившего с 1984 года. ВССД был выразителем недовольных слоёв общества, которые считали, что бывший президент является диктатором, что в стране нет провозглашённой ранее демократии и так далее. В соответствии с изменённой конституцией Мавритания является президентской республикой. Исполнительная власть принадлежит президенту и кабинету министров, и она отделена от законодательной ветви власти, представленной сенатом и национальным собранием. Судебная власть также является отдельной ветвью власти. В стране разрешена многопартийность.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.