Государство, согласно Гегелю, это тоже право, а именно конкретное право, так как оно включает в себя признание "всех остальных прав личности, семьи и общества" Возводя государство в абсолют, стоящий над личностью и обществом, Гегель доказывает, что такие государства предшествуют развитию гражданского общества. В этом утверждении Маркс видел главный порок гегелевской концепции государства, поскольку в реальной жизни общество возникает раньше государства, а последнее является его продуктом и результатом развития общества. "Государство, по Ге- гелю, это наиболее совершенная организация общественной жизни, в которой все строится на правовой основе, представляющей царс- тво реальной жизни."
Ценность гегелевских воззрений на государство состоит в том, что принудительная, насильственная функция в нем играет не столь важную роль. В целом вся вся гегелевская концепция право- вого государства прямо и однозначно направлена против произво- ла, бесправия и вообще всех неправовых форм применения силы со стороны частных лиц, политических объединений и государственной власти.
Маркс и Энгельс поддержали и на материалистической основе
развили дальше идею Гегеля о разграничении гражданского общест- ва и государства( у философов 17-18 веков гражданское общество и государство нередко выступали как нечто единое). Маркс и Эн- гельс показали, что именно гражданское общество составляет пер- вооснову здания человеческого общежития, а жизнедеятельность гражданского общества есть главная движущая сила исторического прогресса, или дословно "истинный очаг и арена всей истории". Маркс рассматривал государство и право исходя из открытой или классовой теории общественного развития. Согласно данной теории государство и право исчезнут вместе с исчезновением классов в результате установления диктатуры пролетариата в процессе пере- хода к обществу без классов. Примечательным является утвержде- ние Маркса, в котором он выразил идею правового государства "Свобода состоит, чтобы превратить государство, стоящее над об- ществом, в орган, всецело этому обществу подчиненный."
Прогрессивная политико-правовая мысль Западной Европы в лице Исринга, Паунда, Спекира и других оттачивали элементы тео- рии правового государства с позиции своего времени и опыта прошлого. большинство авторов сходилось во мнении, что правовым можно считать лишь такое государство, где законодатель так же подзаконен, как и гражданин. В концепции Еллинека государство определяется как представитель общих интересов своего народа, удовлетворяющий индивидуальным и общечеловеческим солидарным интересам в направлении прогрессивного развития общества.
Идеи правового государства были отражены и в трудах русских мыслителей, таких как Писарев, Герцен, Чернышевский, Радищев, Муравьев и др., где они подвергали критике беззаконие феодализма. Правоведы и философы предоктябрьского периода: Котля- ровский, Новгородцев, Чичерин, Бердяев и др. в своих произведениях теоретически завершили русскую концепцию правового государства.
Рассмотрим основные идеи и принципы правового государства с точки зрения Г.Ф. Шершевича. Он отмечает следующие пути фор- мирования и основные параметры правового государства:
1) Для устранения произвола необходимо установление норм объективного права, которые определяют пределы свободы каждого и ограничивают одни интересы и другие, в том числе и государс- твенной организации, -отсюда идея господства права в управлении.
2) Если личная инициатива требует простора, то государству достаточно ограничиться охраной субъективных прав.
3) Чтобы новый порядок не нарушался самими органами влас- ти, необходимо строго определить полномочия последних, отделив от исполнительной власти законодательную, утвердить самостоя- тельность судебной власти, и допустив к соучастию в законода- тельстве выборные общественные элементы.
Реальные гарантии правовой государственности Шершевич ви- дит в том, что в различное время выдвигались различные гарантии правового порядка против произвола "...а) неотъемлемое ограни-
чение власти; б) принцип разделения властей; в) правовое само- ограничение власти; г) подчиненность государства стоящему над ним праву. В действительности такой гарантией является только сдерживающая сила общественного мнения."
В послеоктябрьский период в России идеи правового госу- дарства были налажены требованиями революционного правосозна- ния, а затем полностью исключены из реальной жизни.
Советская государственно-правовая наука в период тоталита- ризма не воспринимала идею правового государства, считая её буржуазной, диаметрально противоположной классовой концепции государства.
В последние годы в русле реформаторских процессов произош- ли серьезные изменения в научных взглядах на государство и пра- во.
Концептуальные положения и пути формирования правового го- сударства излагаются в трудах сегодняшних исследователей права и государства: С.С. Алексеева, В.Н. Хропанюка, В.Н. Кудрявцева и др.
По В.Н. Хропанюку правовое государство - "это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится на взаимоотношениях с индивидами и различными объеди- нениями на основе норм права."
Теперь рассмотрим основные характеристики правового госу- дарства.
В.Н. Хропанюк различает экономическую, социальную и нравс-
- 14 -
твенную основу правового государства.
"Экономической основой правового государства являются про- изводственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности(государственной, коллективной, арендной, частной, акционерной, кооперативной и др.) как рав- ноправных и в одинаковой мере защищенных юридически." В право- вом государстве собственником должен быть производитель и пот- ребитель материальных благ. Правовое начало же государственнос- ти реализуется только при наличии свободы и самостоятельности собственности, которые обеспечивает право.
"Социальную основу правового государства составляет само- регулирующееся гражданское общество, которое объединяет свобод- ных граждан... В центре внимания... находится человек, его пра- ва, свободы и интересы. Правовое государство это и социальное государство."(Но далеко не обязательно и не всегда).
Нравственная основа правового государства заключается в общечеловеческих принципах гуманизма, справедливости, равенства и свободы личности, её чести и достоинства. Правовое государство отличается от неправового качеством законов: они должны быть гуманными, закреплять неотъемлемые права каждого человека, справедливыми. "Правовое государство - это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих его территорию."
"Политическая природа государства наиболее четко проявля- ется в его суверенитете." Суверенность государства выражается в
том, что ему принадлежит право официально представлять все об- щество в целом, издавать законы и другие нормативные акты, обя- зательные к выполнению всеми членами этого общества, и, нако- нец, осуществлять правосудие.
Рассмотрим теперь основные признаки правового государства:
1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни.
Высшей формой выражения и защиты прав и свобод людей в системе правовых ценностей является закон. Если вдуматься в словосочетание "правовое государство", то можно понять, что на первом месте в таком государстве - право. Это и означает верхо- венство права в обществе, во всех его сферах.
Нерушимость его закрепляется в Конституции(основном зако- не) страны и распространяется на прочие законы и нормативные акты. На страже неукоснительного соблюдения конституционных предписаний стоит Конституционный Суд и вся система судов пра- вового государства. поэтому правовое государство это и консти- туционное государство.
Верховенство права(закона) в обществе как главный принцип правового государства предопределяет и прочие его принципы, в частности подчинение закону и самого государства, и его орга- нов, и должностных лиц.
2. Реальность прав личности, обеспечение её свободного развития.
В социально-политической жизни свобода человека выступает как его право. В правах человека выражаются возможности его действий в различных сферах жизнедеятельности: экономической, политической, социально-культурной, личной. Чем шире эти права, чем больше они гарантированы, тем свободнее личность. Если же естественные права человека ущемлены, то он чувствует себя неу- веренно, униженно, теряет способность к творчеству, ограничивая таким образом собственное развитие и развитие общества. Напри- мер, когда в США была распространена практика подслушивания правительственными агентами телефонных разговоров, вследствие чего нарушались права гражданина. Многие американцы, зная о подслушивании, стали замкнутыми, раздражительными, постоянно испытывали страх. " А жить с глазами, полными страха, - спра- ведливо заметил бывший министр юстиции в администрации прези- дента Джонсона, - значит жить в несчастливой стране."
Правовое государство провозглашает и конституционно зак- репляет свободу людей и их равенство в правах как прирожденные качества каждого человека.
3. Взаимная ответственность государства и личности.
Самоограничение государства правом, закрепляющим свободу личности, не является односторонней привилегией личности. Пос- ледняя, в свою очередь тоже соглашается не определенные ограни- чения и обязуется подчиняться общим установлениям государства. Правовой характер взаимной ответственности государства и лич- ности - это важная составная часть объективно складывающегося в обществе права, а не продукт волеизъявления государства. Следо- вательно, в правовом государстве устанавливается принцип взаим-
ной ответственности государства и личности.
Основным принципом организации и деятельности правового государства является разделение властей. Это принцип разделения власти между законодательными, исполнительными и судебными ор- ганами государства. Данный принцип означает, что ни одному из государственных органов не принадлежит вся государственная власть в полном объеме. Каждый из них осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа. Такое разграничение направлено на то, чтобы удержать власть от возможных злоупотреблений и не допустить возникновения тоталитарного управления государства, не связан- ного правом - вместе с тем, если одна из трех ветвей(отраслей государственной власти) не выйдет на первое место, то государс- твенный механизм будет поражен постоянной борьбой между ними за фактическое верховенство и превратится в силу не движения и развития, а торможения. Поэтому верховное положение занимает законодательная власть, поскольку именно она облекает в закон основные направления внутренней и внешней политики, обеспечива- ет верховенство закона в обществе. Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Судебная же власть призвана охра- нять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал.
Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами.
- 18 -
Таковы основные характеристики правового государства. В них концентрируются общечеловеческие ценности, сформированные в процессе длительного развития государственно-организованного общества. естественный прогресс человеческой жизни вносит и будет вносить новые элементы в теорию и практику строительства правового государства.
- 19 -
2СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. В.И. Хропанюк "Теория государства и права" ,М.1993.
2. Е.И. Жильцова "Современная цивилизация и политическая жизнь"
3. С.С. Алексеев "Теория государства и права"
4. "История политических учений", ч.1;М.1971
5. В.Н. Кудрявцев "Правовое государство", изд."Вопросы фи- лософии"
6. В.С. Нерсиянец "Гражданское общество и правовое госу- дарство"., журнал "Государство и право"
7. К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения, т. 17
Страницы: 1, 2