Рефераты. Идеи правового государства и его основные признаки






Идеи правового государства и его основные признаки

ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ.

П Л А Н

Введение.
1. Идеи правового государства в древности.
1. Идеи правового государства в эпоху феодализма.
1. Идеи правового государства в период ранних буржуазных революций.
1. Развитие концепций правового государства в России.
1. Взгляды современных исследователей государства и права
1. на проблему правового государства.
1. Правовое государство по Хропанюку В.Н.
1. Основы правового государства.
1. Основные признаки правового государства.
Заключение.

- 3 -

Правовое государство как определенная теоретическая кон- цепция и соответствующая практика имеет долгую и поучительную историю. Сам термин "правовое государство"(Rechtsetaat) прочно утвердился в немецкой литературе в первой трети ХIХ века( в трудах К.Т. Вельнера, Р. фон Моля и др.), а в дальнейшем полу- чил широкое распространение, в том числе и в России, где среди видных сторонников теории правового государства были Б.Н. Чиче- рин, Б.Ф. Кистяковский, П.И. Новгородцев и др.

Но различные теоретические концепции, выражавшие идею и понятие правовой государственности, сформировались гораздо раньше.

Уже в древности начинаются поиски принципов, форм и конс- трукций для установления надлежащих взаимосвязей, взаимозависи- мостей и согласованного взаимодействия права и власти. В про- цессе углублявшихся представлений о праве и государстве доволь- но рано сформировалась идея о разумности и справедливости такой политической формы общественной жизни людей.

Символическим выражением подобных представлений стал образ
Богини Правосудия(с повязкой на глазах, с мечом и весами право- судия), олицетворяющей единение силы и права: охраняемый боги- ней порядок в равной мере обязателен для всех. По представлени- ям древних этот образ правосудия(остающийся, кстати говоря, и сегодня наиболее подходящим символом для правового государства) выражает смысл и идею не только справедливого суда как специ- ального органа, но и идею справедливой государственности вооб-

ще(справедливой организации власти в человеческом обществе).

Целый ряд положений, значимых для последующих представлений о правовом государстве, был разработан уже античными авторами. В их числе положения о власти закона как сочетании силы и права(Аристотель и другие); о различении правильных и неправильных форм правления, о смешанном правлении и о роли права в типологии государственных форм(Сократ, Платон,
Аристотель, Полибий, Цицерон); о соотношении естественного и воле установленного права(Демокрит, софисты и др.); о равенстве людей по естественному праву(некоторые софисты, римские юристы); о праве как мериле справедливости и регулирующей нормы политического общения(Аристотель); о государстве(республике), как "деле народа", как правовом общении и "общем правопорядке"(Цицерон); о сферах частного и публичного права; о свободном индивиде как юридическом лице, субъекте права(римские юристы).

В эпоху перехода от феодализма к капитализму решающее зна- чение приобретают проблемы политическом власти и её формально равной для всех правовой организации в виде упорядоченной сис- темы разделенных государственных властей, соответствующей но- вому отношению социально-классовых и политических сил. Юриди- ческое мировоззрение нового восходящего класса требовало ут- верждения новых представлений о свободе человека посредством режима господства права и в частных, ив публично-политических отношениях.

В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой государственности с позиции историзма изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории
Макиавелли на основе многовекового опыта существования госу- дарств прошлого и настоящего предпринял попытку объяснить прин- цип политики, осмыслить движущие развития политической жизни с тем, чтобы изобразить контуры идеального государства, наилучшим образом отвечающего потребностям его времени. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечения безопасности для каждого. При рассмотрении вопроса о государственных формах предпочтение отдавалось республике, так как именно республика в большей мере отвечает требованиям равенства и свободы.

Боден же определяет государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государс- тва, по его мнению, состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы.

В период ранних буржуазных революций в разработку концеп- ции правового государства значительный вклад внесли филосо- фы-мыслители и просветители, такие как Г. Гроций, Б. Спиноза, т. Гоббс, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, Т. Джефферсон и многие другие.

Из этих учений мы выделим наиболее важные положения в пра- вовом государстве.

- 6 -

Гроций был первым выдающимся теоретиком школы естественно- го права. Правовые институты феодализма Гроций считал противо- речащими природе человека, поэтому он выдвинул требования ново- го права, "отвечающего законам разума". Целью государства он считал охрану частной собственности, посредством таких правоус- тановлений, которые обеспечивали бы каждому человеку свободное пользование своим достоянием с согласия всех. Источником любой формы государства по учению Гроция является общественный дого- вор, поэтому при создании государства народ может избрать любую форму правления, но, избрав её, народ обязан повиноваться пра- вителям.

Так же как и у Гроция, у Дидро государственная власть воз- никает как продукт общественного договора, который придает об- ществу организованную политическую форму. Люди лишь частично передают государству свою естественную независимость, с целью обеспечения интересов и объединения воли и силы всех. Государс- твенная власть, следовательно, основана на воле народа, который является сувереном.

"Лишь нация есть истинный суверен; истинным законодателем может быть лишь народ, лишь воля народа является источником по- литической власти."

Главная цель государства, по Дидро, есть обеспечение не- отъемлемых прав граждан и их счастья. Идеи Дидро продолжил и обосновал Кант в своей теории правового государства.

Одним из первых, кто дал теоретическое обоснование демок-

ратического государства, был Спиноза. Будучи связано законами, государство обеспечивает действительные права и свободы челове- ка. Он утверждал, что государство могущественное только тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранение жизни, но и удовлетворение его интересов, и предостерегал пра- вителей от посягательств на собственность, безопасность, честь, свободу и иные блага подданных.

Т. Гоббс был защитником абсолютной монархии в Англии, но тем не менее он разработал ряд прогрессивных положений о гос- подстве права в общественной жизни, которые впоследствии были развиты революционными буржуазными мыслителями. К их числу от- носится обоснование формального равенства перед законом, незыб- лемость договоров. Свободу человека Гоббс рассматривал как пра- во делать все то, что не запрещено законом, и тем самым закон- чил теоретические основы наиболее эффективного принципа право- вого регулирования общественных отношений.

В трактовке Д. Локка, который, по словам К. Маркса, был
"классическим выразителем правовых представлений буржуазного общества в противоположность феодальному". Идея господства пра- ва воплощается в государстве, где верховенствует закон, соот- ветствующий естественному праву и признающий неотчуждаемые естественные права и свободы индивида, и осуществлено разделение властей. Такое государство с господством права он противопос- тавляет деспотизму. "Свобода людей, находящихся под властью правительства, - отмечал он, - заключается в том, чтобы иметь

постоянное правило для жизни, общее для каждого в этом обществе и установленное законодательной властью, созданной в нем; это - свобода следовать моему собственному желанию во всех случаях, когда этого не защищает закон, и не быть зависимым от постоянной, неопределенной, неизвестной, самовластной воли другого че- ловека." Обоснованный здесь Локком правовой принцип, как и у
Гоббса, индивидуальной свободы лишь словесно несколько расхо- дится с последующей, ставшей актуальной и для нас, формулой:
"разрешено все, что не запрещено законом".

Новые представления о разделении властей получили система- тическую разработку в творчестве Монтескье. Различая в каждом государстве три рода власти - законодательную, исполнительную, судебную, он отмечает, что для предотвращения злоупотреблений властью необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга. Разделение и взаимное сдерживание властей являются, согласно Монтескье, главным условием для обеспечения политической свободы в её от- ношениях к государственному устройству.

Идеи Локка и Монтескье оказали заметное влияние не только на последующие теоретические представления о правовой государс- твенности, но и на раннебуржуазное конституционное законодательство и государственную практику.

Это влияние отчетливо проявилось, например, в Конституции США 1787 года. Она практически воплощает идею правового государства на американском континенте. Автор "Декларации Независи-

мости США" Джефферсон подвергает критике монархическую форму правления с позиции теории общественного договора и естествен- ных неотчуждаемых прав человека, и отстаивает принцип народного суверенитета. Декларация Независимости провозглашает, что су- ществуют неотчуждаемые права человека, для обеспечения которых создается государство. Путем включения в Декларацию естествен- ных прав человека, превратившихся в субъективные права отдель- ных индивидов по отношению к государству в целом.

С философским обоснованием теории правового государства выступил И.
Кант. Центральное место в ней занимает человек, личность. Важнейшим принципом публичного права философ считал прерогативу народа требовать своего участия в установлении правопорядка путем принятия конституции, выражающей его волю. Верховенство народа обуславливает свободу, равенство и независимость всех граждан в государстве, которое выступает как "объединение множества людей, подчиненных правовым законам". Там, где государство действует на основе конституционного права, отвечает общей воле народа, там государство правовое, там не может быть ограничения прав граждан в области личной свободы, со-вести, мысли, хозяйственной деятельности. В правовом государстве гражданин должен обладать той же возможностью принуждения властвующих к точному исполнению закона, какой обладает властвующий в его отношении к гражданину. Правовую организацию Кант так же как и Локк связывает с разделением властей на законодательную, принадлежащую парламенту, исполнительную - правительству, и судебную, осуществляемую судом присяжных, избранных на- родом.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.