2.Республиканская форма правления, её понятие, характерные черты и разновидности.
Республика (от латинского res publica – общественное дело)– это форма государственного правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам.
Современные республики подразделяются на: - президентские (дуалистические); - парламентарная; - смешанные (полупрезидентские);
Различаются они, главным образом, тем, какой из органов власти (президент или парламент) формирует правительство, и перед кем это правительство несёт ответственность.
Президентская республика – это форма правления, при которой президент является главой государства, он же формирует правительство, которое несёт ответственность за свою деятельность пред ним. В президентских республиках, как правило, отсутствует должность премьер – министра, так как функции главы правительства выполняет президент. Немного подробнее о структуре властных полномочий в президентской республике.
В президентской республике министров назначает президент по своему усмотрению. В некоторых странах, например в США, требуется согласие верхней палаты парламента, в других президентских республиках, например Мексике, этого не нужно. Президент увольняет их в отставку (без согласия верхней палаты). Состав правительства (кабинета) не нуждается в одобрении парламента (нижней палаты), голосования по поводу вотума доверия, одобрения программы правительства не требуется. Правительств по существу не является коллегиальным органом, это – кабинет президента, совещательный орган, а министры – советники президента, но при этом они осуществляют государственное управление в своей области. При решении вопросов на заседаниях правительства не происходит или по крайней мере они решаются не путём голосования: мнение президента имеет решающее значение. В истории США были случаи, когда все министры возражали против предложения президента, но оно тем не менее принималось. Во многих президентских республиках должности премьер – министра нет, президент сам является премьер – министром. Правительство не несёт ответственности перед парламентом. Парламент не может уволить правительство или министров в отставку.
Президентская республика (как форма правления) несколько напоминает дуалистическую монархию, тем более что впервые создавалась в США по её примеру, однако имеет весьма существенные отличия от неё.
Прежде всего, здесь наиболее последовательно проведён принцип разделения властей, а взаимоотношения между ветвями власти строятся на базе принципа так называемых сдержек и противовесов. В президентских республиках нередко наблюдается ситуация, характеризующаяся тем, что президент принадлежит к одной партии, а большинство в парламенте имеет другая. Тем не менее они вынуждены сотрудничать, ибо ни одна из властей не может конституционным путём устранить другую. Сдержки и противовесы проявляются, в частности, в том, что президент может тормозить законодательную деятельность парламента, налагая на принятые им законы отлагательное (суспенсивное) вето, для преодоления которого требуется квалифицированное большинство голосов в обеих палатах парламента. В свою очередь, верхняя палата парламента может воспрепятствовать назначению президентом должностных лиц, а кроме того ратифицирует (и может отказать в этом) заключённые президентом международные договоры. Судебная власть контролирует конституционность актов и парламента, и президента, обеспечивая тем самым соблюдение правопорядка как законодательной, так и исполнительной властью.
Парламентская республика – это форма правления, при которой парламент наделён не только законодательными полномочиями, но и фактически возможностью формировать правительство. Парламент имеет право требовать отставки правительство, выразив ему недоверие. Руководит правительством премьер – министр.
К этой форме правления относится всё сказанное выше о парламентской монархии, за исключением вопроса о главе государства.
Парламентских республик в мире не так много (Венгрия, Германия, Италия, Молдова, Словакия, Эстония и др.). В парламентской республике правительство формально назначается президентом, во всяком случае он подписывает акт о назначении совета, кабинета министров. Однако выбор президента не свободен: он обязан назначить министрами лиц, предложенных партией (партиями), одержавшей победу на парламентских выборах (в нижнюю палату) и имеющей в ней большинство или поддерживаемую другими партиями при голосовании по вопросу о доверии правительству. Правительство будет создано только когда, когда оно получит вотум доверия. С формальной точки зрения президент может назначить (пользуясь своими конституционными полномочиями) правительство по собственному усмотрению из партии меньшинства (согласно конституции правительство назначает президент), но это означает, что оно в действительности не будет создано. Поэтому президент может пойти на самостоятельное назначения правительства только в условиях своеобразного парламентского кризиса, когда правящая партия утрачивает большинство в парламенте (например - переход значительной части депутатов в другие партии – так было в Индии, но теперь такое в этой стране невозможно, т. к согласно поправке к конституции переход в другую партию влечёт утрату депутатского мандата).
Выражение недоверия правительству или отдельному министру в условиях парламентарной республики влечёт за собой его отставку. Но у президента есть другая возможность: не увольнять правительство, а досрочно распустить парламент с назначением новых выборов, чтобы избиратели решили, кто прав в споре правительства и парламента.
Смешанная (полупрезидентская) республика – это форма правления, при которой парламент и президент в той или иной мере делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству.
Полупрезидентская республика сочетает элементы президентской и парламентарной республики. От президентской республики в ней сохраняется ведущая роль президента в системе государственной власти, включая его право брать в исключительных ситуациях всю полноту власти в свои руки (Франция), назначать министров и увольнять их в отставку, руководить непосредственно деятельностью некоторых министров, действовать в ряде случаев независимо от премьер – министра и министров, издавать свои акты по некоторым важным вопросам (назначение референдумов, применение исключительных полномочий и др.) без контрассигнатуры премьер – министра и министров, руководить заседаниями правительства. В полупрезидентской республике у президента есть и такие полномочия, которые не существуют в условиях ни президентской ни парламентарной республики. Таково, например, его право распустить или не распустить парламент при определённых обстоятельствах, при выражении вотума недоверия правительству.
От парламентарной республики восприняты разделение постов президента и премьер – министра и главное – возможность ответственности правительства перед парламентом. В полупрезидентской республике возможен вотум недоверия (резолюция порицания). Правда, вынесение и принятие такой резолюции порицания затруднено, поскольку требуется большое количество подписей депутатов под проектом резолюции; если она не пройдёт, депутаты, подписавшиеся под проектом, будут на некоторое лишены права вносить другие резолюции недоверия. На практике такие акты крайне редки и ещё реже – результативны (во Франции имели место единичные случаи успеха). Во многих странах Латинской Америки существуют суперпрезидентские республики (такой термин утвердился в зарубежной литературе). Полномочия президента в этих странах шире, чем в США. В частности, назначение министров и других высших должностных лиц не требует утверждения сената (в США сенат утверждает около 6 тысяч назначений). Большую роль в политике стран Латинской Америки традиционно играют вооружённые силы, на которые опирается президент (их роль возросла в связи с частыми военными переворотами, когда армия ставила и смещала президентов). Напротив, роль политических партий традиционно слаба, ровно как и роль парламентов, которые, как правило, послушно следуют за президентом.
В странах Африки и некоторых странах Азии в 60 – 80-х годах существовала своеобразная форма президентской монократической (советской) республики, хотя данная форма правления применяется только в «социалистических» странах, где политический режим, как правило, тоталитарный, то есть максимально удалённый от демократического. Независимо от того, как конкретно именуются «представительные» органы в «социалистических» странах – народные советы и Национальное собрание (парламент) во Вьетнаме, собрание народных представителей в Китае, народные собрания в КНДР, ассамблеи народной власти на Кубе, в доктрине этих стран более или менее общепризнанно, что всё это – органы советского типа. Такую форму республики использовали как лидеры стран, провозглашавшие социалистическую ориентацию (например Гвинеи), так и в ёще большей степени государств, развивающихся по капиталистическому пути (Тунис, Уганда, Центрально – Африканская Республика, затем империи – Малави, Гвинея и др.).
Советская типажность проявляется в первоначальных признаках таких, как производственно-территориальный признак формирования представительных органов, обеспечивающих «чистоту классового состава», избрание вышестоящих ступенями нижестоящих. В большинстве «социалистических» стран эти признаки либо в последствии исчезли, как в СССР, либо вообще не появлялись, как в Румынии. «Выборы» в эти органы, как правило, считались и сегодня считаются всеобщими, равными, прямыми при тайном голосовании.
Для советской республики характерно: 1. Верховенство и полновластие советов либо «представительных» органов под иными наименованиями – все остальные государственные органы (кроме жестко централизованной прокуратуры) формируются советами соответствующего уровня, ответственны перед ними и (или) подотчётны им
(включая даже суды). 2. Советы всех ступеней образуют единую систему, внутри которой существуют отношения руководства и подчинения. 3. Поскольку депутаты советов выполняют свои функции, не оставляя основной работы, сессии советов редкие и краткие, а их текущие полномочия осуществляются их исполнительными органами на местах и особыми сравнительно узкими коллегиальными органами в центре, решения которых обычно подлежат последующему утверждению советами.
Страницы: 1, 2, 3, 4