МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОЛОГОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра конституционного, международного права и политологии
по дисциплине «Теория государства и права»
на тему: «Государство и личность»
студента II курса дневного отделения,
группы «А» (бюджет)
Кокорина Виталия Николаевича
Научный руководитель – Косоногова
Cветлана Васильевна
Дата сдачи:_______________________________
Дата рецензирования:______________________
Дата защиты:___________ Оценка:___________
Вологда
2004
План работы:
Введение……………………………………………………………………............ 3
Глава 1. Ретроспектива соотношения государства и личности ......................... 5
§ 1. Идеалистическая концепция взаимодействия государства и личности...... 5
§ 2. Критический подход к сущности государства............................................ 7
§ 3. Правовое и деспотическое государства как пример идеалистического
и критического подхода к сущности государства...........................................10
Глава 2. Правовой статус личности....................................................................12
§ 1. Определение правового статуса личности.................................................12
§ 2. Гражданство................................................................................................12
§ 3. Структура правового статуса личности.....................................................13
Глава 3. Отношения государства и личности в современной России...............22
§ 1. Положительные тенденции в развитии прав и свобод................................22
§ 2. Ограничения прав и свобод.........................................................................24
§ 3. Перспективы развития личности и государства.........................................27
Заключение.........................................................................................................31
Библиография.....................................................................................................33
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Проблема взаимоотношения государства и личности появилась в эпоху зарождения первых государств и с тех пор не теряет своей актуальности в связи с тем, что государство, выступая как универсальное политическое образование, прошло в своем развитии огромный период, равный развитию человека и общества. Являясь во все времена единственным легитимным публичным институтом, оно в различные исторические эпохи отражало то состояние общества, которое было присуще конкретной этногеографической общности. Эволюция государства всегда шла в ногу с развитием общества, которое было необходимым атрибутом для становления личности как автономного субъекта права.
Вопрос взаимоотношения личности и государства достаточно широк и изучается рядом смежных дисциплин, таких как философия, философия права, политология, политическая психология.
Ввиду фундаментальности темы она была, есть, и будет актуальна на протяжении всего развития человечества.
Цели и задачи работы. Целью работы является всестороннее изучение избранной для исследования темы, выявление её теоретических, юридических и практических аспектов, анализ результатов деятельности различных школ и течений по данному вопросу.
Основными задачами курсовой работы являются: 1) подбор материала; 2) поиск путей решения выявленных проблем; 2) формирование собственной позиции по затрагиваемым вопросам.
Информационная база работы включает различные учебники, учебные пособия, монографии и статьи, законодательство Российской Федерации, а также международные правовые акты, ратифицированные Российской Федерацией. В целях выяснения смысла специальных слов и терминов автором используются словари, энциклопедии и справочники.
Методологическая база работы. В курсовой работе использованы следующие общенаучные методы: метод анализа, синтеза, индукции, дедукции, метод абстрагирования. Также в работе использованы частнонаучные методы: метод сравнительного правоведения и формально-юридический метод.
Структура работы. Курсовая работа состоит из трёх глав, каждая из которых делится на параграфы.
В первой главе автором изучается степень изученности исследуемой проблемы, изучаются различные подходы ученых к взаимодействию государства и личности.
Во второй главе дается понятие правового статуса личности, раскрывается его структура, отдельно выделяется гражданство как реальное правоотношение, возникающее между государством и личностью.
В третьей главе исследуется проблема соотношения государства и личности в современной России, перспективы и реальность общественного развития.
Каждая глава заканчивается кратким выводом по изучаемому в ней вопросу.
В конце работы даётся заключение и список используемой литературы.
РЕТРОСПЕКТИВА СООТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ЛИЧНОСТИ
В ходе исследования проблемы соотношения государства и личности постепенно сформировалась группа ученых, которых условно можно разделить на две части.
1.1 Исторически первой сформировалась точка зрения философов – идеалистов. Целый ряд положений, по вопросу о взаимоотношении государства и личности, был разработан античными авторами. Уже в древности начинаются поиски принципов, форм и конструкций для установления надлежащих взаимосвязей, взаимозависимостей и согласованного взаимодействия права, власти и личности. В процессе углублявшихся представлений о праве и государстве довольно рано сформировалась идея о разумности и справедливости такой политической формы общественной жизни людей.
К данной категории философов, в частности, относятся Платон и Аристотель . Они считали главной целью государства гармонию общественных отношений и справедливость.
Фихте признавал государство самым полным осуществлением человеческого «я», высшим эмпирическим проявлением человеческой личности. В «Основных чертах современной эпохи» Фихте писал: «Абсолютное государство по своей форме есть, на наш взгляд, искусственное учреждение, задача которого — направить все индивидуальные силы на жизнь рода и растворить их в последней, т.е. дать... форме идеи внешнюю реализацию и выражение в индивидуумах»[1]
Гегель видел в государстве наиболее совершенное воплощение мировой саморазвивающейся идеи. Для него государство есть «действительность нравственной идеи», и потому он называл его даже земным богом. «Государство есть действительность нравственной идеи...» «Государство — это шествие Бога в мире...»[2]
В чем же, однако, настоящие задачи и истинные цели государства? Они заключаются в осуществлении солидарных интересов людей. При помощи государства осуществляется то, что нужно, дорого и ценно всем людям. Государство само по себе есть пространственно самая обширная и внутренне наиболее всеобъемлющая форма вполне организованной солидарности между людьми. Вместе с тем, вступая в международное общение, оно ведет к созданию и выработке новых, еще более обширных и в будущем, может быть, наиболее полных и всесторонних форм человеческой солидарности.
К данным формам солидарности относятся различные международные организации. В уставе наиболее весомой и авторитетной международной организации – Организации Международных Наций, созданной 26 июня 1945 г. сразу же после завершения Второй мировой войны, в ст.1 прямо сказано о целях создания данного международного конгломерата.
«Организация Объединенных Наций преследует Цели: 1. Поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира; 2. Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира; 3. Осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии. 4. Быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей»[3]
Что сущность государства, действительно, в отстаивании солидарных интересов людей, это сказывается даже в отклонениях государства от его истинных целей. Даже наиболее жестокие формы государственного угнетения обыкновенно оправдываются соображениями о пользах и нуждах всего народа. Общее благо – вот формула, в которой кратко выражаются задачи и цели государства.
Способствуя росту солидарности между людьми, государство облагораживает и возвышает человека. Оно дает ему возможность развивать лучшие стороны своей природы и осуществлять идеальные цели. В облагораживающей и возвышающей человека роли и заключается истинная сущность и идеальная природа государства.[4]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5