1. Постановка задачи. 2. Построение модели: определить главную цель модели, какие выходные нормативы или информацию предполагается получить. 3. Проверка модели на достоверность: степень соответствия модели реальному миру, степень, в которой информация, получаемая с помощью модели, помогает руководству справиться с проблемой (способ: опробовать модель на ситуациях прошлого). 4. Применение модели. 5. Обновление модели при изменении цели или внешних условий. Виды моделей: физическая – то, что исследуется с помощью увеличенного или уменьшенного описания объекта или системы; аналоговая – представляет объект аналогом, который ведет себя как реальный объект, но не выглядит как таковой; математическая – используются символы для описания свойств или характеристик объекта, события.
Типы моделирования
Теория игр – метод моделирования оценки воздействия принятого решения на конкурентов. Модели теории очередей – используются для определения оптимального числа каналов обслуживания по отношению к потребности в них. Имитационное моделирование – процесс создания модели и ее экспериментального применения для определения изменений реальной ситуации. Используется в ситуации с большим числом переменных. Модель управления запасами – используется для определения времени размещения заказов на ресурсы и их количества, а также массы готовой продукции на складах.
ВОПРОС 4. ПРИНЦИП ОБРАТНОЙ СВЯЗИ. Классификация (виды) обратных связей в системах управления
ОБРАТНАя СВяЗЬ: 1) ОБРАТНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ УПРАВЛЕНИя СИСТЕМОЙ НА ПРОЦЕСС ЭТОГО УПРАВЛЕНИя; 2) использование в управлении информации, поступающей от управляемого объекта, о результатах управления; 3) по крайней мере один из выходов системы, служащий для нее входом; 4) обеспечивает соответствие между действительным и требуемым состоянием выхода системы. Управление связано не с любым информационным процессом, а лишь со специфической обратной связью между двумя подсистемами единой системы управления. Система управления включает в себя управляющую и управляемую подсистемы. Между ними происходит непрерывный обмен информацией, осуществляемый, как правило, по двум каналам обратной связи. Наличие двух каналов обратной связи (отрицательной и положительной) между управляемой и управляющей системами является общим случаем. Так как способность управления и свойство управляемости у соответствующих материальных образований становится действительностью при их сопряжении и особого рода взаимодействии, имеется основание говорить о диалектическом единстве управляющего и управляемого как подсистем некоторой целостной функционирующей самоуправляемой системы, и о ее функционировании – как о процессе самоуправления. Важнейшим для самоуправления является принцип активного отображения самоуправляемой системой окружающей среды и самоотражения, поскольку процесс управления везде и всегда осуществляется сообразно свойствам окружающей среды и возможностям самоуправляемой системы. Универсальность управления по принципу обратной связи является следствием неопределенности в поведении как самой управляемой системы, так и внешней среды, с которой данная система взаимодействует. Каждый из двух каналов обратной связи играет свою специфическую роль в процессе управления. Поскольку будущее управляемой системы никогда не может быть представлено с абсолютной точностью возникает потребность в информации о действительной реакции системы на управляющее воздействие. Только благодаря такой информации можно осуществлять целенаправленное воздействие и тем самым осуществлять управление. При этом приходится учитывать не только данное состояние, но и вероятность перехода системы в любое из возможных состояний. Основные функции обратной связи: синтезирование внешних и внутренних возмущений, стремящихся вывести систему из состояния устойчивого равновесия, сведение этих возмущений к отклонениям одной или нескольких управляемых величин; компенсация возмущений и поддержание состояния устойчивого динамического равновесия системы; представление информации, необходимой для выработки управляющих воздействий на объект управления. Отсюда – благодаря обратной связи социальная система приобретает способность противодействовать всему тому, что стремится вывести ее за установленные рамки деятельности. Именно главные и местные обратные связи в своей совокупности и составляют первооснову такого важнейшего свойства поведения сложных динамических систем, как саморегулирование. Саморегулируемыми называются системы, способные самосовершенствоваться и адаптироваться к условиям среды, а при высших формах приспособления – изменять саму среду сообразно своим потребностям. При наличии ОС отправитель и получатель меняются коммуникативными ролями. Изначальный получатель становится отправителем и проходит через вес этапы процесса обмена информацией. ОС повышает эффективность обмена управленческой информацией. Двусторонний обмен информацией по сравнению с односторонним протекает медленнее, но эффективнее снимает напряжения, более точен и повышает уверенность в правильной интерпретации сообщений. Системы ОС в организации составляют часть контрольно-управленческой информационной системы. ОС помогают подавлять шум, т. е. искажение смысла. Обратные связи бывают: . положительные и отрицательные; . гладкие и пороговые (одноуровневые и многоуровневые); . односторонние и двухсторонние; . моментальные, опережающие и запаздывающие;
ВОПРОС 7. СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ОТКРЫТЫЕ
СИСТЕМЫ, их сущность, свойства и закономерности взаимодействия с внешней средой
СОЦИАЛЬНАя ОРГАНИЗАЦИя – ИСКУССТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, ЗАНИМАЮЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕННОЕ МЕСТО В ОБЩЕСТВЕ И ПРЕДНАЗНАчЕННОЕ ДЛя ВЫПОЛНЕНИя КАКИХ-ЛИБО ФУНКЦИЙ (СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ). Организации возникают тогда, когда: 1) достижение каких-либо общих целей осуществляется через достижение индивидуальных целей, что характерно для деловых организаций; 2) достижение индивидуальных целей осуществляется через выдвижение и достижение общих целей, что характерно для организаций союзного типа. При таком подходе организация выступает как система обмена между целым и его элементами. В ней для этого образуются точки интеграции, в которых сопрягаются интересы индивидов и задачи организации (например, обмен труда на вознаграждение). Организация как система для координации поведения, т. е. поведение является сутью организации. Чтобы достичь цели, люди в процессе организации добровольно передают часть своих индивидуальных свобод. Организоваться значит разрешить другим направлять свое поведение. Признаки такой организации: 1) направленность на достижение цели; 2) цель может быть достигнута при наличии иерархии и управления. Функции (или свойства): Организация как инструмент решения общественных задач, средство достижения целей. Характерно – организационные цели и функции, эффективность результатов, мотивы и стимулы персонала. Организация как человеческая общность, специфическая социальная среда. Совокупность социальных групп, статусов, норм, отношений лидерства, сплоченности – конфликтности. Организация как безличная структура связей и норм. Организационные связи, построенные иерархически, также связи с внешней средой. Равновесие, самоуправление, разделение труда, управляемость. Между этими свойствами организации нет резких граней, они переходят одна в другую. Организация и коллектив – понятия различные: трудовой коллектив – объединение работников, осуществляющих трудовую деятельность в организации; организация – более широкое понятие, она немыслима без человека, который является основной производственной силой. Факторы, влияющие на жизнедеятельность организации: . общественный уклад (степень развитости общества, интеграционные связи и ориентации, традиции, экономические, политические, правовые, социально- нравственные, демографические факторы); . конкретная среда. Организации также влияют на состояние общественных отношений и макроэкономические процессы, на достижение общественных целей. Противоречия организации и общества неизбежны. Вопрос в том, как они разрешаются. В нормальном противоречии всегда заложен конструктивный потенциал, всегда существует опасность перерастания противоречия в конфликт. Это происходит из-за группового эгоизма, консерватизма общественного устройства. Организация – это систематизированное сознательное объединение действий людей, преследующее достижение определенных целей. Любая организация – часть более крупной системы, т. е. встроена во внешнее окружение. На входе организация получает ресурсы из внешнего окружения, а на выходе она отдает продукт или услугу. Содержание входа и выхода задано для организации внешней средой. Сама же организация преобразует заданный вход в заданный выход и ее жизнеспособность состоит из трех процессов: 1) получение сырья или ресурсов из внешней среды; 2) преобразование сырья в продукт; 3) передача продукта во внешнюю среду. Все три процесса жизненно важны для организации. Таким образом, организация – это взаимодействие ее членов по поводу преобразования полученных ресурсов в требуемый продукт. Ключевая роль в поддержании баланса между тремя процессами, а также в мобилизации усилий организации на осуществление этих процессов принадлежит управлению.
ВОПРОС 8. ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЩЕСТВЕ
(административные, союзные, ассоциативные) И ИХ ОСОБЕННОСТи
КАК ОБЪЕКТОВ УПРАВЛЕНИЯ
СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЛяТСя НА АДМИНИСТРАТИВНЫЕ, СОЮЗНЫЕ И АССОЦИАТИВНЫЕ. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ (ДЕЛОВЫЕ) ОРГАНИЗАЦИИ создаются отдельными предпринимателями и более широкими социальными системами: государством, местной властью, АО. Они могут быть государственными, муниципальными, частными. Участие в них дает доход, зарплату. Основа внутреннего регулирования – административный распорядок, принцип единоначалия, назначения, целесообразности. СОЮЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, цели вырабатываются изнутри и представляют собой обобщение индивидуальных участников. Регулирование обеспечивается совместно принятым уставом, принципом выборности. Членство в них дает удовлетворение политических, социальных, культурных, творческих, материальных интересов. АССОЦИАТИВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ: семья, научная школа, неформальная группа. Присуща автономия от среды, относительная стабильность состава, иерархии (лидерства), сравнительно устойчивое распределение участников по ролям, престижу, принятие общих решений. Регулятивные функции осуществляют спонтанно складывающиеся в них нормы и ценности. Строятся на взаимном удовлетворении интересов, фактор объединения – не общая цель, а цели каждого, т. е. цель одного – средство для другого. Анализ количественных и качественных характеристик и отношения между типами – материал для характеристики общества. Социальные организации являются разновидностями целевых общностей, сопоставимыми по ряду параметров, ключевым из них является характер общей цели, точное соотношение с индивидуальными целями. Такое понимание явления организации дает новые возможности для выведения универсальных закономерностей построения и функционирования различных социальных объектов, распространения принципов организационного анализа на общественную жизнь. Социальное управление как атрибут общественной жизни выражается в признаках, предопределенных общими чертами, свойственными управлению как научной категории, а также особенностями организации общественной жизни. Наиболее существенное значение имеют следующие из них. Во-первых, социальное управление есть только там, где проявляется совместная деятельность людей. Сама по себе такого рода деятельность (производственная или иная) еще не в состоянии обеспечить необходимое взаимодействие ее участников. Управление организует людей именно для совместной деятельности в определенные коллективы и организационно их оформляет. Во-вторых, социальное управление своим главным назначением имеет упорядочивающее воздействие на участников совместной деятельности, придающее взаимодействию людей организованность. При этом обеспечивается согласованность индивидуальных действий, а также выполняются общие функции из ее природы (например, планирование, координация, контроль и т. д.). В-третьих, социальное управление имеет в качестве главного объекта воздействия поведение (действия) участников совместной деятельности, их взаимоотношения. Это – категории сознательно-волевого характера, в которых опосредствуется руководство поведением людей. В-четвертых, социальное управление, выступая в роли регулятора поведения людей, достигает этой цели в рамках общественных отношений, прежде всего, между субъектом и объектом в связи с практической реализацией функций социального управления. В-пятых, социальное управление базируется на определенной соподчиненности воль людей – участников управленческих отношений, так как их отношения имеют сознательно-волевое опосредствование. Отсюда властность социального управления. В-шестых, социальное управление нуждается в особом механизме его реализации, который олицетворяют субъекты управления. В роли таковых выступают определенная группа людей, организационно оформленная в виде соответствующих органов управления (общественных или государственных), или же отдельные, уполномоченные на это лица. Их деятельность, имеющая специфическое назначение и особые формы выражения, является управленческой. Управление, понимаемое в социальном смысле, многообразно. В самом широком смысле оно может пониматься в качестве механизма организации общественных связей. В подобном смысле можно говорить о том, что его задачи и функции практически выполняют все государственные органы, независимо от конкретного назначения, а также общественные объединения. Элементом системы социального управления является также и местное самоуправление. В качестве объекта управления здесь выступает все общество в целом, все варианты развивающихся в нем общественных связей. Социальное управление имеет и специальный смысл. В этом варианте его обычно характеризуют как государственное управление, по которым понимается специфический вид государственной деятельности, отличный от ее иных проявлений (например, законодательная, судебная, прокурорская деятельность), а также от управленческой деятельности общественных объединений и других негосударственных формирований.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13