Рефераты. Функции государства






В условиях ухудшения экологической обстановки во всем мире, ряда экологических катастроф это направление социальной политики государства приобретает самостоятельное значение. Интенсивная эксплуатация природной среды, нарушение экологических требова­ний, вредные последствия различного рода катастроф требуют посто­янного вмешательства государства. Оно устанавливает правовой режим природопользования, определяет экологические требования, условия и порядок использования природных ресурсов, сохранения, восстановления и улучшения качества природной среды, принимает меры при экстремальных экологических ситуациях. Право на безопас­ную (благоприятную) окружающую среду – одно из естественных прав человека.

В ст. 42 Конституции РФ зафиксировано: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Это конституционное право предполагает возможность требовать соответствующего поведе­ния от физических и юридических лиц, а также прибегать к помощи государства для обеспечения этого права.

Государственные гарантии прав человека на благоприятную окружающую среду состоят в том, что государство обязано осуществлять: планирование и государственное нормирование качества окружаю­щей среды; принимать меры по предотвращению экологически вред­ной деятельности, предупреждению и ликвидации аварий, стихийных бедствий, катастроф; государственное и общественное страхование граждан, образование резервных фондов помощи, возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения природы и иных вредных воздействий; государственный контроль за соблюдени­ем природоохранного законодательства; привлекать к ответственнос­ти лиц и организации, виновные в нарушении экологических требо­ваний.

Важной функцией государства является налогообложение и финан­совый контроль.

Рыночная экономика использует налоги в качестве инструмента экономической и социальной политики. Налоги предназначены для:

а) покрытия расходов на содержание государственного аппарата;

б) перераспределения доходов среди различных групп и слоев населе­ния;

в) обеспечения перспективного экономического, культурного и иного развития страны.

Рыночные отношения способны эффективно развиваться только на базе устойчивой налоговой, системы, поэтому рассматриваемая функция есть реализация соответствующих властных полномочий го­сударства. В то же время рыночная экономика диктует необходимость рассматривать данную функцию как специфические обязательствен­ные отношения между государством и плательщиком налогов. И хотя этот вид отношений носит ярко выраженный «вертикальный» харак­тер, тем не менее демократизация деятельности государства предпо­лагает внедрение в сферу налогообложения механизмов юридической, в том числе судебной, защиты прав и законных интересов налогопла­тельщиков.

Другой частью данной функции является финансовый контроль. Он выступает одним из видов государственного контроля за образо­ванием, распределением и использованием всех ресурсов финансо­вой системы страны. В эту систему включаются не только государ­ственные финансы, но и рынок ценных бумаг, валютные ценности и др.

Финансовый контроль имеет своими задачами: проверку финансовых обязательств перед государством; проверку соблюдения правил финансовых операций; контроль за правильностью использования юридическими лицами находящихся в их распоряжении государст­венных финансовых ресурсов; предупреждение и устранение нарушений финансовой дисциплины и др.

 Государство располагает широким кругом субъектов финансового контроля. В России это Счетная палата, Центральный банк, Минис­терство финансов, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, контрольно-ревизионные органы федеральных органов ис­полнительной власти и др.

В контроле могут участвовать и негосударственные аудиторские организации.

В юридической литературе функцию налогообложения и финан­сового контроля нередко трактуют не как самостоятельную, а в ка­честве вспомогательной и во многом обслуживающей по отношению к другим функциям. Безусловно, нельзя отрицать такую ее природу. Но на переходных этапах развития общества, в период его реформи­рования, сопровождаемого становлением новых рыночных структур и механизмов, данная функция приобретает особое значение и может быть выделена в качестве самостоятельной. Она отличается от других функций не только особой сферой применения, но и форма­ми и методами осуществления: проведение ревизий, проверок, уста­новление нормативов деятельности субъектов, мерами воздействия и др.

Значение функции налогообложения и финансового контроля за­висит от той роли, которую стремится играть государство в экономи­ке, а также от того, принимает ли оно на себя в полном объеме социальную функцию. Государство, провозглашающее себя как правовое и социальное, должно вести строгий финансовый контроль во всех, сферах с целью максимальной защиты интересов общества, государ­ства, личности.

Переход к демократическому государству возводит в разряд при­оритетных функцию защиты прав и свобод личности, обеспечение за­конности и правопорядка.

Обеспечение прав человека и гражданина – главный критерий де­мократичности государства. Права человека составляют основу поли­тики в отношениях с другими государствами и со всем мировым со­обществом. В современных условиях происходят интернационализа­ция проблемы прав человека, перерастание ее из внутреннего дела государства в фактор международной политики, признание междуна­родной юрисдикции по вопросам нарушения прав человека.

Во Всеобщей декларации прав человека (1948) закреплен принцип уважения прав человека. Это значит, что все государства должны, во-первых, рассматривать права и свободы человека, как естественные, неотчуждаемые и неприкосновенные; во-вторых, не допускать дис­криминации по признакам пола, языка, расы, религии; в-третьих, со­трудничать друг с другом в этой сфере.

Многие государства, в том числе Россия, возвели в ранг конститу­ционного принципа уважение прав и свобод человека, а также их за­щиту и соблюдение. Однако обращает на себя внимание разрыв между некоторыми конституционными положениями и практикой.

Выполнение функции защиты прав и свобод человека, обеспече­ние законности и правопорядка осуществляются системой правоохра­нительных органов, среди которых большая роль принадлежит судам, органам внутренних дел, государственной безопасности и др.

3. Основные внешние функции государства.


Интеграция в мировое сообщество ряда постсоциалистических государств серьезно изменила их внешнюю политику и побудила к при­знанию гуманистических и общедемократических норм и принципов в международных отношениях. В частности, провозглашается, что общепризнанные принципы и нормы международного права, междуна­родные договоры имеют приоритет перед внутригосударственными правом и законом.

Реализация функции интеграции в мировую экономику стала возможной с ослаблением напряженности в отношениях между государствами. Эта функция основывается на признании взаимозависимости государств в современном мире. Взаимозависимость охватывает ши­рокий круг отношений, в том числе производственные, научно-техни­ческие, торговые, кредитные, транспортные и др.

Экономическая интеграция играет огромную роль в сохранении мирового порядка и в установлении стабильности отношений между государствами. Интеграция базируется на ряде принципов, главные из которых: 1) суверенитет государства над его природными ресурсами: каждое государство свободно в распоряжении ими; 2) свобода выбора форм интеграционных связей; 3) равенство и взаимовыгодное сотруд­ничество, исключение дискриминационных мер.

Названные принципы предполагают систему государственно-пра­вовой защиты права собственности и иностранных инвестиций. Так, иностранные инвестиции и собственность должны быть защищены от национализации и экспроприации. Мировая практика допускает национализацию лишь на одинаковых для всех условиях и с установлением равных гарантий, а также способов разрешения возникающих конфликтов. Национализация не должна носить дискриминационного характера; осуществляется только на основе закона; собственнику надлежит компенсировать потерю имущества и обеспечить возможность оспаривания акта о национализации в судебном порядке.

Функция обороны основывается в большинстве демократических! государств на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности страны, отвечающего требованиям национальной безопасности. Отсюда вытекает, что вооруженные силы нужны государству для реализации двух задач: а) защиты независимости и территориальной целостности государства; б) выполнения международных обязательств. Это позволяет значительно сократить военные расходы государства, осуществить в больших размерах конверсию оборонной промышленности.

Вместе с тем защитить себя в одиночку в современных условиях практически невозможно. Поэтому мировое сообщество создало в рамках ООН систему коллективной безопасности государств, т.е. организацию совместных мероприятий, которая исключала бы возможность возникновения войн. Данная система базируется на принципах неприменения силы, мирного разрешения споров, равной безопасности государств, подавления актов агрессии.

Функция поддержания мирового порядка охватывает, во-первых, деятельность по разоружению, ликвидации ядерного оружия, запрещение его применения; во-вторых, обеспечение сотрудничества государств в таких сферах, как борьба с организованной преступностью, в том числе контрабандой, наркобизнесом, международным терроризмом; в-третьих, участие мирового сообщества в регулировании межнациональных конфликтов, поскольку они сопровождаются нарушением прав человека, особенно в отношении национальных меньшинств, что требует международного вмешательства.

Функция сотрудничества с другими государствами в различных сферах, в том числе в решении глобальных проблем, появилась в постконфронтационный период отношений между государствами. Ее фундамент составляет поиск взаимоприемлемых решений проблем, которые затрагивают интересы каждого народа и человечества в целом и требуют международного реагирования.

К числу глобальных относится, например, всеобщая заинтересованность мирового сообщества в предотвращении крупных экологических катастроф, которые перерастают территориальные пределы одного государства. Объединение международных усилий здесь происходит в двух главных направлениях: 1) ограничение вредных воздействий на окружающую среду; 2) рациональное использование при­родных ресурсов. Такое сотрудничество позволяет: предупреждать промышленные аварии; обеспечивать готовность к чрезвычайным си­туациям и раннее оповещение о них; снижать серьезные последствия катастроф.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.