Рефераты. Формы государства






       Под  протекторатом  понимается  международный  договор,  по  которому  одно  государство  обязывается  оказывать  покровительство  другому,  более  слабому  государству,  осуществлять  его  представительство  во  внешних  делах,  обеспечивать  вооруженную  защиту,  а  иногда  оказывать  экономическую  и  культурную  помощь. 

       Протекторат  относят  к  числу  разновидностей  государственного  устройства  лишь  по  традиции,  ибо  после  заключения  международного  договора  о  покровительстве  нового  («третьего»)  государства  не  появляется,  а  следовательно,  не  возникает  вопроса  и  о  его  территориальной  организации /4,стр.121/.

       Под  унией  понимается  союз,  соединение,  объединение  государств.  Среди  уний  различаются  конфедерации,   федерации,  объединения  монархических  государств  в  форме  реальной  и  персональной  (личной)  унии,  фузии,  инкорпорации  и  империи.

       Конфедерация -  постоянный  союз  государств,  который  образуется  для  достижения  конкретных  целей (защита  общих  интересов).  Такими  интересами  могут  быть  защита  территории  или,  напротив,  завоевание,  освобождение  от  зависимости  со  стороны  «третьего»  государства  и  т.п.

       Вступив  в  конфедеративный  союз,  государство  полностью  сохраняет  свой  суверенитет  и  продолжает  выступать  самостоятельным  субъектом  во  всех  внешних  и  внутренних  делах.  При  таких  условиях  органы  конфедерации  не  имеют  императивной  власти  по  отношению  к  входящим  в  союз  членам,  и  принимаемые  ими  решения   становятся  обязательными  для  вступивших  в  союз  государств  только  после  подтверждения  этих  решений  собственными  органами  власти.  Как  правило,  конфедерация  не  имеет  единой  армии,  законодательных  органов,  единого  гражданства,  единой  системы  налогов,  бюджета,  денежной  единицы.  Конфедерации  следует  отличать  от  коалиций,  являющихся  по  существу  оборонительными  или  наступательными  союзами.  В  отличии  от  них  конфедерация  является  относительно  постоянным  образованием,  имеющим  государственно - правовой  характер  и  конфедеральные  органы  управления  и  распространяющим  свою  власть  не  только  на  внешние  дела.

       Примерами  конфедераций  могут  служить  США   в  1776 - 1864 гг.,  Германский  союз  с 1815  по  1867 гг.,  Швейцарский  союз  с 1815г.,  Австро-Венгрия  до  1918 г.  и   др.

       Федерация -  союзное  государство, объединяющее  несколько  государств  или  государственных  образований  (земли,  кантоны,  штаты,  автономные  республики  и  т.д.),  каждое  из  которых  имеет  свои  органы  государственной  власти  (законодательные,  исполнительные  и  судебные).  В  отличие  от  конфедерации  она  обладает  своим  собственным  суверенитетом,  федеративными  органами  государственной  власти,  федеративной  конституцией,  армией,  системой  федеративных  налогов.  При  этом  нельзя  забывать,  что  федерация - именно  союзное  государство,  и  ее  суверенитет  производен,  вторичен  по  отношению  к  суверенитету  входящих  в  нее  государственных  единиц.

       Ряд  государствоведов   полагает,  что  входящие  в  состав  федерации  государства  не  суверенны.  Им  предоставлен  лишь  некоторый  эквивалент  суверенитета,  заключающийся  в  более  или  менее  широком  участии  в  осуществлении  государственной  власти  федерацией.  В  частности,  по  мнению  Георга  Еллинека,  «правопорядок  союзного  государства  основан  на  конституции,  которая  является  его  собственным  законом  и  может  быть  изменена  только  законом  союзного  государства,  но  отнюдь  не  волей -  хотя  бы  и  всех - отдельных  государств,  проявленной  в  иных,  кроме  установленных  конституцией,  формах.  В  пределах  господства  союзного  государства  отдельные  государства  теряют  свой  государственный  характер.  В  этих  пределах  их  деятельность  либо  совершенно  прекращается  и  заменяется  собственным  управлением  союзного  государства,  либо  они  получают  характер  самоуправляющихся  корпораций  наподобие  коммунальных  союзов,  поскольку  осуществляют  управление  через  посредство  своих  органов,  согласно  законам  и  под  контролем  союзного  государства» /5,стр.570/.  В  пользу  этой  точки  зрения  свидетельствует  и  то,  что  в  федерации  территория  и  население  отдельных  государств  часто  объединены  в  неразрывное  целое :  территория  отдельных  государств  есть  территория  федерального  государства,  народы  отдельных  государств - его  единый  народ.

       Однако  государственная  власть  федерации  в  конечном  счете  исходит  от  власти  вошедших  в  нее  государств.  Это  может  проявляться  в  разных  формах.  Иногда  правительства  входящих  в  федерацию  государств  образуют  высшую  власть  союзного  государства.  Иногда  из  среды  единого  народа  как  субъекта  федерации  выбираются  органы  федеративной власти,  например,  президент.  Но  и  в  этом  втором  случае  государствам  предоставлены  права  участия  в  осуществлении    союзной  государственной  власти.  Например,  во  всех  республиканских  союзных  государствах   одна  из  палат  парламента  функционирует  как  представительный  орган  членов  федерации.  Более  того,  в  некоторых  из  них  равенство  субъектов  федерации  выражается  в  предоставлении  каждому  государству - члену  равного  числа  депутатских  мест,  зачастую  отдельные  государства,  входящие  в  федерацию,  имеют  решающий  голос  при  изменении  конституции.

       Это  свидетельствует  о  большом  и  эмпирическом  разнообразии  федеративных  устройств,  часть  из  которых,  исторически  меняясь,  отражает  тенденцию  к  превращению  ряда  федераций  в  унитарные  государства.  Как  показывает  опыт  СССР  1989 - 1991 гг. , возможна  и  иная  тенденция  к  преобразованию  федерации  в  конфедерацию  и  даже  к  ее  полному  разрыву.  В  принципе  можно  утверждать,  что  федерация - объединение  государств,  суверенных  постольку,  поскольку  их  суверенитет  не  ограничен  суверенитетом  федеративного  государства.

       Объединения  монархических  государств  существуют  в  форме  личной  или  реальной  уний.  Общим  у  обеих  форм  является  то,  что  они  возникают  вследствие  совпадения  монархов  двух  или  нескольких  государств  в  одном  лице. 

       Личная  уния  имеет  основанием  случайное,  непреднамеренное  совпадение  независимых  друг  от  друга  прав  на  корону  в  нескольких   государствах  на  основе  различных  порядков  престолонаследия.  Она  продолжается  до  тех  пор,  пока  эти  различные  правомочия  персонифицированы  в  одном  лице.  Как  только  по  закону  корона  опять  переходит  к  другим  лицам,  личная  уния  тотчас  же  прекращается.  Так,  в  прошлом  веке  прекратилась  личная  уния  между  Великобританией  и  Ганновером  в  1837 г.,  между  Нидерландами  и  Люксембургом  в  1983 г.  вследствие  различия   системы  престолонаследия - когнатической  в  Великобритании  и  Нидерландах  и  агнатической    в  Ганновере  и  Люксембурге.  При  этом  в  двух  первых  государствах  на  престол  вступали  женщины,  которые  в  двух  других  государствах  вообще  исключались  из  престолонаследия.

       Политическое  значение  личных  уний  может  оказаться  значительным  и  привести  к  полному  слиянию  разных  государств  (Кастилия  и  Арагон,  Англия  и  Шотландия  и  др.).  Между  государствами,  объединенными  общим  монархом,  невозможна  война.  Однако  в  большинстве  случаев  сколько- нибудь   существенного  сближения  между  ними  не  происходит.

       Реальная  уния  возникает  в  результате  соглашения  государств,  в  силу  которого  у  них  появляется  общий  монарх.  Члены  реальной  унии  независимы  друг  от  друга,  и  соединение  не  ограничивает  их  суверенитетов.  Не  образуется  ни  общей  территории,  ни  единого  подданства,  ни  общих  законов,  ни  общих  финансов  и  т.п.  Представляя  по  существу  международно - правовое  соглашение,  она  имеет  значение  преимущественно  в  области  внешних  сношений,  выступает  в  качестве  военного  союза,  как  носитель  единой  внешней  политики  и  т.п.

       Реальные  унии  появляются  лишь  в  Новое  время,  т.к.  предполагают  развитый  монархический  порядок  и  оформившееся  единство  государства.  С  политической  точки  зрения  они  очень  часто  представляют  собой  результат  стремлений  основать  единое  государство. 

       Реальными  были  унии  между  Норвегией  и  Швецией  (1815 г.),  Австро - Венгрия.

       Реальные  унии  прекращаются  либо  из-за  превращения  в  единое  государство,  либо  из-за  расширения  союза  вследствие  того,  что  во  входящих  в  унию  государствах  корона  переходит  к  другим  монархам  конституционным  или  иным  путем.

       Империя - сложное  государство,  созданное  насильственным  путем.  Степень  зависимости  составных  частей  империи  бывает  различной.  В  прошлом  входящие  в  империю  образования  при  неразвитости  транспортных  средств  и  средств  связи  мало  соприкасались  с  имперской  властью.  В  Новое  время,  особенно  в ХХ  веке,  положение,  разумеется,  существенно  меняется /4,стр.129/.

       Некоторые  государствоведы   пришли  к  выводу,  что  у  составных  частей  империи  никогда  не  было  единого  государственно - правового  статуса. 

       Круг  империй  достаточно  широк.  Они  существовали  во  все  исторические  эпохи.  Империями  были  и  Римское  государство  последнего   периода  своего  существования,  и  Великобритания,  и  Россия.

       Фузия  (слияние  государств)  и  инкорпорация  (внешне  оформляемое  как  слияние  присоединение  одного  государства  к  другому)  -  последние  виды  уний,  рассматриваемых  государствоведением. 

       Фузией  было,  например,  воссоединение  ФРГ  и  ГДР,  инкорпорацией,  как  полагают  многие,  -  присоединение  Эстонии,  Латвии  и  Литвы  к  СССР  в 1940 г.        

      






 

 

3.  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

                

       Проанализируем  некоторые  возможные варианты форм  посттоталитарного  государства  их   особенности   и  перспективы.

       Парламентская  республика,  скорее  всего,  окажется  недееспособной.  В  парламенте,  сформированном  не  на  партийной,  а   на  индивидуальной  основе,  вряд  ли  сложится  устойчивое  большинство  и  оппозиция.  Фракционная  структура  находится  в  зачаточном  состоянии :  политические  течения  не  устоялись,  фракции  малочисленны,  количество  их  велико,  а  персональный  состав  подвижен,  внутрифракционная  дисциплина  отсутствует,  межфракционные  отношения  нестабильны.  В  таких  условиях  неизбежны  постоянные  правительственные  кризисы (если  правительство  вообще  удастся  сформировать),  частые  смены  кабинета,  а  следовательно,  и  курса.  Общество  может  совсем  потерять  управляемость,  а  там  недалеко  и  до  реставрации  тоталитаризма.

       В  президентской  республике  правительство  более  независимо  от  раздираемого  противоречиями  парламента,  а  потому  способно  к  радикальному  реформированию.  Президентская  республика  также  соответствует  традициям  посттоталитарных  обществ,  но  в  этом  и  кроется  ее  основная  опасность.  У  президента  и  правительства  велик  соблазн  не  тратить  время  на  поиски  компромиссов  с  парламентом,  а,  превратив  его  в  чисто  декоративный  орган,  быстро  проводить  реформы.  Но  от  усиления  авторитарности  рукой  подать  до  новой  диктатуры.  И  все  же  при  отсутствии  в  обществе  ясно  выраженных  социально - политических  интересов   и  нормальной  партийной  системы  президентская  республика  кажется  более  предпочтительной,  если  не  единственно  возможной,  формой  посттоталитарного  государства.  Необходимо  лишь,  чтобы  исполнительным  структурам  не  удалось  полностью «подмять»  другие  ветви  власти.  

       Серьезные  потрясения  переживает  посттоталитарное  национально-государственное  устройство.  В  многонациональных  унитарных  государствах  неизбежное  в  переходный  период  ослабление  центральной власти  и  межрегиональных  экономических  связей  вызывает  самоизоляцию  административных  единиц:  игнорирование  местными  руководителями  законов  и  распоряжений  правительства,  переход  в  режим  натурального  хозяйства.  Но  по  мере  возникновения  рыночных  связующих  механизмов  и усиления  новых  государственных  структур  эти  тенденции  ослабевают  и  государственное  единство  постепенно  восстанавливается.

       В  многонациональных  федерациях  центробежные  процессы  осложняются  стремлениями  наций  к  подлинному  внутреннему,  а  часто  и  внешнему,  самоопределению.  Проявляются   ранее  подавляемые  силой  различные  (в  том  числе  территориальные)  споры  и  противоречия.  Помочь  сохранить  единое  государство  способно,  как  это  ни  парадоксально,  неразбериха  в  национально - государственном  устройстве -  использование  различных  политико - правовых  режимов  для  субъектов,  претендующих  на  разный  уровень  самостоятельности:  автономия,   федеративные  или  даже  конфедеративные  отношения.  Тогда  между  всеми  «самоопределяющимися  регионами»  остаются  определенные  связи,  а  главное - снижается  опасность  военного  разрешения  конфликтов. 

       А  в  общем  основная  цель  посттоталитарного  национально - государственного  устройства  бывших федераций  -  не  сохранить  государственное  единство  (это  часто  нереально),   а  избежать  крови  при  распаде.  Возникающим  новым  национальным  государствам  надо  уделять  особое  внимание  обеспечению  прав  национальных  меньшинств  и  неуклонно  придерживаться  принципов  нерушимости  границ,  пусть  даже  проведенных  прежним  режимом  крайне  неудачно,  случайно,  а  то  и  просто  абсурдно  (по  крайней  мере,  до  тех  пор,  пока  новые  поколения  не  станут  воспринимать  территориальные  проблемы  менее  болезненно).

       Политический  режим  посттоталитаризма  можно  назвать  становящейся  демократией.  Большинство  западных  демократических  конструкций,  оттачиваемых  веками,  не  могут  быть  реализованы  сразу  и  в  «чистом»  виде.  Их  приходится  адаптировать  к  посттоталитарным  реалиям.  Процесс  адаптации - дело  чрезвычайно  деликатное.  Важно,  чтобы  необходимые  модификации  не  выхолостили  демократического  содержания.








4. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ

 

абсолютизм    

-форма  феодального  государства,  при  которой  монарху  принадлежит  неограниченная   верховная  власть


аристократия

-форма  государственного  правления,  при  которой  власть  принадлежит  представителям  родовой  знати


бюрократия

-специфическая  форма  социальных  организаций  в  обществе,  в  которых  центры  исполнительной  власти  практически  независимы  от  большинства  их  членов,  слой,  оторванный  от  масс  и стоящий  над  ними


вотум 

-мнение,  выраженное  голосованием


деспотия

-форма  самодержавной  неограниченной  власти


иерархия

-расположение  частей  или  элементов  целого  в  порядке  от  высшего  к  низшему


олигархия

-режим,  при  котором  политическая  власть  принадлежит  узкой  группе  лиц


статус

-правовое  положение  гражданина  или  юридического  лица


субъект  права

-физ. или  юридическое  лицо,  наделенное  по  закону  способ-  ностью  иметь  права  и  принимать  на  себя  юр. обязанности


типология

-научный  метод,  основа  которого -  расчленение  систем  объектов  и  их  группировка  с  помощью  обобщающей  модели  или  типа


тирания

-власть,  установленная  насильственным  путем  и  основанная  на  единоличном  правлении








5. ЛИТЕРАТУРА


1.   Аристотель.  Политика.  М., 1911.

2.   Арон Р.  Этапы  развития  социологической  мысли.  М., 1993.

3.   Геродот.  История в  девяти  книгах. Л.,1982.

4.   Денисов А.И.  Теория  государства  и  права.  М., 1948.

5.   Еллинек Г.  Общее  учение  о государстве.  С.Пб.,  1908.

6.   Ленин  В.И.   Государство  и  революция.  Полн. собр. соч. Т.33

7.   Мамут Л.С.  Сверим  ориентиры:  наука  о  государстве  и  праве  нуждается  в  радикальном  обновлении.  Пульс  реформ.,  М.,  1989.

8.   Маркс К.;  Энгельс Ф.  соч. т.13

9.   Маркс К.;  Энгельс Ф.  соч. т.21

10.Петражицкий Л.И.  Теория  государства  и  права  в связи  с  теорией  нравственности.  Т.1,  С.Пб. ,1907.

11.Платон.  Государство.  с.с. , М., 1968 - 1971., т.3.

12.Руссо  Ж.Ж.  Об  общественном  договоре.  М.,  1938.

13.Солоневич И.  Народная монархия.  М., 1991.

14.Философский  энциклопедический  словарь.  М.,  1988.

15.Хропанюк  В.Н.  Теория  государства  и  права.  М.,  1993.

16.Шумпетер  Й.  Капитализм,  социализм  и  демократия.  М.,  1995.

17.Энциклопедический  политологический  словарь.  М.,  1993.


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.