Рефераты. Форма государства и социальная функция государства.Проблемы их взаимосвязи






Поэтому форма государства, в каких бы философских категориях она ни трактовалась, «это - способ организации и функционирования государственной власти на базе прямых и обратных связей ветвей власти с населением».

Форма государства в содержательном отношении выступает раз­ными своими сторонами. Во-первых, это определенный порядок об­разования и организации высших органов государства. Во-вторых, это способ территориального устройства государства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной властей. В-третьих, это приемы и методы осуществления государст­венной (политической) власти.

Таким образом, форма государства синтезируется из трех основных элементов, а именно:

- формы (государственного) правления;

- формы (государственного) устройства;

- формы (государственного) режима.

Интересно, что некоторые авторы полагают, что в форму госу­дарства развились в ходе исторического прогресса три основных признака государства. В форме государства прежде всего воплощается связь населения в политическое  целое, т.е. те публично-властные отношения, которые позволяют рассматривать государство как объединение индивидов, одномасштабное общество, основанное на обмене товарами и деятельностями. В форме государства, далее, воплощается природа и организация публичной власти - системы уч­реждений, управляющих делами общества. Наконец, в ней выражается внутреннее  территориальное деление государства.

Как видим, форма государства - это его устройство, выражающееся в характе­ре политических взаимоотношений между людьми, между людьми и государством, между государством и людьми в процессе управления ими (государственный режим), в способах организации высших ор­ганов государственной власти (форма правления) и в администра­тивно-территориальном делении государства (форма территориаль­ного устройства).

В юридической литературе термин «государст­венное устройство» обозначает организацию территории государства, соотношение государ­ства как целого с его составными частями. Поэтому в последние годы он все чаще заменяется понятием «государ­ственно-территориальное устройство». Это и понятно, поскольку исторически любое государство возникало в виде особенного терри­ториального объединения.

Для выполнения своего социального назначения - организации производственно-экономической жизни, обеспечения защиты интересов и прав различных групп населения, а также всего общества от внешних угроз и   - государство реализует собственные важ­нейшие задачи на всей «своей» территории. Вся эта многообразная деятельность не может эффективно осуществляться только из одно­го центра. Тем более если размеры территории и численность насе­ления достаточно большие. Именно в связи с этим возникает необ­ходимость деления всей территории государства на соответствующие подразделения - губернии, области, штаты, земли и т.п., которые управляются региональными органами государства. Следовательно, с неизбежностью встает вопрос оптимального распределения власти центра и регионов[12].

На это структурирование государства влияет множество факто­ров: потребности экономики, рост населения, политические интере­сы, исторический опыт государственности, политико-правовые за­имствования, геополитическое окружение и т.д. Эти и другие фак­торы определяют конкретную форму государственного устройства той или иной страны. Это было осознано еще в самых древних го­сударствах, которые знали различные виды внутреннего деления. При этом статус территориальных единиц, входящих в государство, уже тогда мог быть неодинаков[13].

Таким образом, форма государственного устройства показывает следующее: I) из каких составных частей состоит внутренняя струк­тура государства; 2) каков статус (правовое положение) этих частей и взаимоотношения их органов власти; 3) каким образом строятся отношения центральных и региональных государственных органов.

Следовательно, понятие формы государственного устройства раскрывает то, какова территориальная организация государства, ста­тус частей, его составляющих, их взаимоотношения между собой и центральной властью страны.

Роль и значение формы государства нельзя приуменьшать. От того, как организована и как реализуется госу­дарственная власть, определяющим образом зависит эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопоряд­ка в стране, а также благосостояние населения.

3. Влияние формы государства на осуществление социальной функции


Социальная функция свойственна не только демократическим, но и антидемократическим режимам. Примером является СССР, политический режим в котором принято квалифицировать как тоталитарный. Но в СССР социальная функция осу­ществлялась довольно активно, особенно в таких аспектах, как право на труд, право на медицинскую помощь, право на образование и так далее.

В качестве примера обратимся к одному из наиболее важных аспектов проявления социальной функции государства - пенсионному обеспечению.

Пенсии в СССР финансировались из общественных фондов потребления, которые складывались из средств государственного бюджета и из отчислений предприятий. Сами работники из индивидуальных доходов не отчисляли ничего. Относительно низкий возраст выхода на пенсию (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин) также можно считать весьма важной составляющей данного аспекта проблемы. Следует отметить, что сроки возможного выхода на пенсию по старости не изменились и по сей день.

В 1990г. в России был принят Закон РСФСР «О государственных пенси­ях в РСФСР», самый гуманный и самый социальный закон о пенсионном обеспечении за всю историю России. Он ввел институт социальных пенсий; был расширен перечень выплат, за счет которых формируется пенсия; размер пенсий был поставлен в зависимость от уровня оплаты труда и числа проработанных лет; период учета заработка для исчисления пенсии был увеличен с 12 до 24 месяцев перед выходом на пенсию; появилась возможность рассчитывать пенсию из зара­ботка за любые пять лет непрерывного стажа; в трудовой стаж включили «нестраховые» периоды (служба в армии, учеба, нахождение в декретном отпуске по уходу за ребенком и т.п.); право получать пенсию в полном раз­мере получили все работающие пенсионеры; минимальная пенсия в соот­ветствии с этим законом не должна была опускаться ниже прожиточного минимума; пенсии предполагалось индексировать в соответствии с ростом цен. Но данный закон был рассчитан на советское государство с плановой экономикой, на другие реалии. В условиях рыночной экономики данный закон стал невыполним по целому ряду причин[14].

Для современной России неотъемлемым элементом социальной функции является система государственных гарантий права граждан на пенсионное обеспечение. Но в настоящее время пенсия слабо зависит от трудового вклада и совсем не учитывает вклад страховой, т.е. продолжительность и объем уплаченных в Пенсионный фонд взносов. На размер пенсионных выплат сильнее всего влияет стаж работы, а сла­бее всего - заработная плата, и общий уровень пенсий остается при этом сравнительно низким. Поэтому пенсионные выплаты  напоминают разновидность социальной помощи.

Итак, в плане выполнения социальной функции современное Российское государство может еще поучиться у СССР, хотя политический режим в современной России можно квалифицировать как демократический режим либерального толка.

Если говорить о взаимосвязи формы правления и социальной функции, то сле­дует отметить, что тут нет прямой зависимости. Например, Япония является монархией, но одновременно достаточно развитым социальным государством, если квалифи­цировать ее по уровню жизни населения, по уровню образования и оказания качественных медицинских услуг. Ее вполне можно отнести к социальному государству. Хотя в Японии основное бремя по осуществлению социальной функции несет семья, что отличает Японию от, например, Германии, которой присуща республиканская форма правления.

Таким образом, нет какой-либо зависимости в проявлениях социальной функции государства от формы правления. Здесь прямая зависимость прослеживается опять же от того, на каком уровне развития находится конкретное го­сударственно-организованное общество: если на индустриальном или постин­дустриальном, то социальная деятельность является имманентным атрибутом деятельности государственно-организованного общества; если на аграрном уровне - осуществляется фрагментарно[15].

Аналогичным образом решается вопрос с зависимостью социальной фун­кции от территориального устройства государства. Ни тип социального государства, ни качество социальной деятельности не зависят от формы территориального устройства. Так, например, Дания является унитарным государством. Ей присущ со­циально-демократический тип социального государства, высокий уровень развития социальной функции, специфичность которой определяется этнокультурными особенностями, а в целом - постиндустриальным обществом, в рамках которого существует данное государственное образование.

Швейцария является федеративным государством. Но и ей присущ тот же тип социального государства, что и Дании, т.к. опре­деляющим критерием степени развитости и качества социальной деятельности является не форма территориального устройства, а уровень развития общества и этнокультурные особенности. Разница лишь в организационных моментах реализации социальной функции, которая во многом обусловлена унитарным или федеративным способом территориальной организации того или иного государства.

Таким образом, прямая, непосредственная зависимость степени развитости и объема реализации социальной функции от форм государства прослеживает­ся только в случае с политическим режимом, тогда как ни формы правления, ни территориальное устройство не являются детерминантами социальной функ­ции государственно-организованного общества.

Заключение

Таким образом, функции государства - это основные направ­ления его деятельности, выражающие сущность, социальное на­значение, задачи и цели государства по управлению обществом в присущих ему формах и свойственными ему методами.

К внутренним функциям государства относятся: экономическая;  обеспече­ние прав и свобод человека и гражданина, охрана правопоряд­ка; экологическая; стимулирование научно-технического про­гресса и ограничение его вредных последствий; информацион­ная и социальная.

К внешним функциям го­сударства относятся: оборона страны; интеграция в мировую экономику, взаимовыгодное экономическое сотрудничество; обеспечение мира; сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем современности, поддержание мирового правопорядка.

Функции государства имеют объективный харак­тер, но реализуются сознательной деятельностью людей. Все они тесно взаимосвязаны, действуют в системе, осуществляют­ся соответствующими государственными органами. Динамика и изменчивость функций государства зависит от задач, стоящих перед обществом в ходе исторической эволюции, целей, ко­торые оно преследует.

Каждое государство, как особая политическая организация, все свои содержательные призна­ки проявляет в той или иной форме.

Форма государства - это его устройство, выражающееся в характе­ре политических взаимоотношений между людьми, между людьми и государством, между государством и людьми в процессе управления ими (государственный режим), в способах организации высших ор­ганов государственной власти (форма правления) и в администра­тивно-территориальном делении государства (форма территориаль­ного устройства).

Роль и значение формы государства нельзя приуменьшать. От того, как организована и как реализуется госу­дарственная власть, определяющим образом зависит эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопоряд­ка в стране, а также благосостояние населения.

Какой-либо зависимости в проявлениях социальной функции государства от формы правления не существует. Здесь прямая зависимость прослеживается от того, на каком уровне развития находится конкретное государственно-организованное общество: если на индустриальном или постин­дустриальном, то социальная деятельность является имманентным атрибутом деятельности государственно-организованного общества; если на аграрном уровне - осуществляется фрагментарно.

Аналогичным образом решается вопрос с зависимостью социальной фун­кции от территориального устройства государства. Ни тип социального государства, ни качество социальной деятельности не зависят от формы территориального устройства.

Прямая, непосредственная зависимость степени развитости и объема реализации социальной функции от форм государства прослеживает­ся только в случае с политическим режимом, тогда как ни формы правления, ни территориальное устройство не являются детерминантами социальной функции государственно-организованного общества.

Список использованной литературы

1.                 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)//«Российская газета». 25 декабря 1993 г. № 237.

2.                 Венгеров А.В. Теория государства и права. М.: Новый Юрист, 1998. 

3.                 Ильин И.А. О государственной форме//Советское государство и право. 1991. № 11.

4.                 Пацация М.Ш. Теория государства и права. М.: Академия, 2000.

5.                 Родионова О.В. Социальная функция современного государства. М., 2006.

6.                 Рассолов М.М. Теория государства и права. М.: Закон и право, 2004.

7.                 Соколов А.Н. Теория государства и права. Калининград, 2002.

8.                 Темнов Е.И. Теория государства и права. М.: Юрист, 2003.

9.                 Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. М.Н. Марченко. М.: Зерцало, 2004.

10.            Теория государства и права/Под ред. д. ю. н., проф. В.Д. Перевалова. М.: Норма, 2007.

11.            Чиркин В.Е. Государствоведение. М.: Юрист, 1999.


[1] Ильин И.А. О государственной форме//Советское государство и право. 1991.№ 11. С.135.

[2] Венгеров А.В. Теория государства и права. М.: Новый Юрист, 1998;  Соколов А.Н. Теория государства и права. Калининград, 2002; Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. М.Н. Марченко. М.: Зерцало, 2004; Темнов Е.И. Теория государства и права. М.: Юрист, 2003; Чиркин В.Е. Государствоведение. М.: Юрист, 1999.

[3] Родионова О.В. Социальная функция современного государства. М., 2006. С. 7.

[4] Теория государства и права/Под ред. д. ю. н., проф. В.Д. Перевалова. М.: Норма, 2007. С.69-71.

[5] Теория государства и права/Под ред. д. ю. н., проф. В.Д. Перевалова. С.74-75.

[6] Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)//«Российская газета». 25 декабря 1993 г. № 237.

[7] Теория государства и права/Под ред. д. ю. н., проф. В.Д. Перевалова. С.76-77.

[8] Теория государства и права/Под ред. д. ю. н., проф. В.Д. Перевалова. С.77-78.

[9] Теория государства и права/Под ред. д. ю. н., проф. В.Д. Перевалова. С.75-76.

[10] Теория государства и права/Под ред. д. ю. н., проф. В.Д. Перевалова. С.80-84.

[11]Рассолов М.М. Теория государства и права. М.: Закон и право, 2004. С.88.

[12] Рассолов М.М. Указ. соч. С.90.

[13] Пацация М.Ш. Теория государства и права. М.: Академия, 2000. С. 154.

[14] Родионова О.В. Указ. соч. С. 19.

[15] Родионова О.В. Указ. соч. С. 71.


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.