Рефераты. Форма государства и социальная функция государства.Проблемы их взаимосвязи






С другой стороны, человечество отнюдь не сразу осознало вредные последствия научно-технического прогресса, а государ­ство с опозданием и недостаточно энергично стало применять адекватные меры по ограничению этой грозной опасности. В современных условиях создание экологически чистых произ­водств, безотходных технологий - одна из важнейших целей, достижение которой позволит человечеству выжить. Без их со­здания, повсеместного и широкого применения, как полагают многие ученые, всемирная катастрофа неизбежна. Сегодня эко­логическая функция и по этой причине приобретает новые чер­ты, выходит на иной качественный уровень, требует иной сте­пени обязательности, ответственности, применения предупре­дительных и карательных средств и мер против экологических правонарушений.

К появлению новой информационной функции государ­ства подталкивает быстро развивающаяся информатизация об­щества, создание баз данных, всемирных информационных си­стем, формирование общемирового информационного про­странства.

Специфика данной функции заключается в способах ее воздействия на об­щество: целенаправленное информирование населения (а под­час и манипулирование общественным сознанием), другие спо­собы передачи информации создают необходимые условия для нормального функционирования всех ветвей власти и органов государства[8].

Социальная функция многообразна по видам и объему государственной деятельности. Главное ее назначение - устра­нить или смягчить возможную социальную напряженность в обществе, не допускать большого разрыва между богатством и бедностью, развивать здравоохранение, образование, культуру. Великий китайский мыслитель Конфуций утверждал, что если государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когда государство не управляется согласно с разумом, постыдны богатства и почести. Рассматриваемая функция свя­зана с понятием социального государства, деятельность кото­рого направлена на создание условий, обеспечивающих достой­ную жизнь и свободное развитие человека, защиту семьи, со­циальную защищенность.

Для выполнения социальной функции государство создает фонды, расходуемые на выплату пенсий, пособий, здравоохра­нение, образование. Оно разрабатывает и реализует програм­мы, стабилизирующие занятость населения и сокращающие безработицу. Больших успехов в социальной сфере добились Скандинавские государства, в которых государственно-право­вое регулирование нацелено на достижение экономической ста­бильности и перераспределение доходов в пользу наименее обеспеченных слоев населения. В этих государствах установлен высокий уровень прогрессивного налогообложения. Государ­ство, выступая равноправным хозяйствующим субъектом, реа­лизует функцию обеспечения высокого уровня жизни населе­ния и берет на себя ответственность за создание достойных условий жизни своих граждан.

В развитых странах социальная деятельность государства регулируется особой отраслью права - социальным правом. Например, в ФРГ уже многие годы действует Социальный ко­декс, в котором сведены воедино (кодифицированы) нормы о различных видах социальных льгот и социального обеспечения, о формах социальной помощи (жертвам войны, семьям воен­нослужащих, молодежи, детям, многодетным семьям и т. д.)[9].

В современных условиях возрастает роль государства в деле поддержания и развития здравоохранения, образования и культуры. Для управления названными видами деятельности го­сударством создаются и финансируются соответствующие орга­ны и учреждения.

Го­сударство выполняет свои функции в присущих ему формах, использует в своей деятельности различные методы. Под фор­мами осуществления функций понимается однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства по выпол­нению функций государства. Различают правовые и неправовые формы реализации функций государства.

В правовых (основных) формах отражается связь права и государства, обязанность последнего действовать на основе норм права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие юридические действия совершают. Обычно выделяют ряд правовых форм осуществления функций государства - право­творческую, правоисполнительную, правоохранительную, пра­восудие и контроль.

Неправовые формы охватывают большой объем органи­зационно-подготовительной работы в процессе осуществления функций государства. Такая фактическая работа и необходима, и правомерна, но она не связана с юридически значимыми дей­ствиями, влекущими за собой правовые последствия. Это, на­пример, подготовительная работа по сбору, оформлению, изу­чению различной информации, необходимой для принятия уп­равленческих решений, ознакомление с письмами, жалобами граждан и др. Сюда же относятся бухгалтерский учет, статисти­ка, организация снабжения, сбыта и т. д.

Методы осуществления функций государства многооб­разны и зависят от вида функций, государственных органов, которые их осуществляют[10].

Таким образом, функции государства - это основные направ­ления его деятельности, выражающие сущность, социальное на­значение, задачи и цели государства по управлению обществом в присущих ему формах и свойственными ему методами.

Функции государства имеют объективный харак­тер, но реализуются сознательной деятельностью людей. Все они тесно взаимосвязаны, действуют в системе, осуществляют­ся соответствующими государственными органами. Динамика и изменчивость функций государства зависит от задач, стоящих перед обществом в ходе исторической эволюции, целей, ко­торые оно преследует.

 

2. Понятие формы государства


Каждое государство, как особая политическая организация, все свои содержательные призна­ки проявляет в той или иной форме. Иначе не может быть. Содержание любого организованного социального фе­номена непременно «формировано», существует и проявляется во­вне обязательно в какой-то форме. В наиболее широком смысле под содержанием понимается упорядоченная определенным образок совокупность элементов и процессов, образующих предмет или яв­ление. Форма же представляет собой внешнее выражение содержания предмета, его пространственные и временные границы.

Государство не составляет исключения в этом смысле. Оно не­обходимо приобретает ту или иную форму, без изучения которой не представляется возможным понять его природу, назначение и роль в обществе.

Античная философская мысль особо подчеркивала значение фор­мы, отводя ей активную, определяющую роль. У Аристотеля, напри­мер, форма имела приоритет перед содержанием. Древнегреческий философ считал, что всякая конкретная вещь состоит из материи и формы, причем форма является как активным фактором, благодаря которому вещь становится действительной, так и целью процесса. становления предмета и явления. Римские юристы полагали, что именно форма, а не что-либо другое, содержательна. «Forma dat esse rei» - «форма дает бытие вещи», - считали они. Такой подход был заимствован и развит в Средние века и Новое время. Так, напри­мер, Фома Аквинский утверждал, что сущность и существование лю­бой вещи возникают из ее формы. Кант относился к форме госу­дарства как к способу упорядочения государственности, единения ее слагаемых.

Марксистская философия выдвинула тезис о диалектическом един­стве формы и содержания. При этом содержание представляет собой ведущую сторону предмета, а форма - ту его сторону, которая мо­дифицируется и изменяется в зависимости от изменения содержа­ния и конкретных условий его существования. В свою очередь, фор­ма, обладая относительной самостоятельностью, может оказывать обратное активное воздействие на содержание: форма, соответст­вующая содержанию, ускоряет его развитие, тогда как форма, пере­ставшая соответствовать изменившемуся содержанию, тормозит его дальнейшее развитие[11].

К сожалению, в отечественной литературе до­перестроечного периода наблюдалась извест­ная недооценка формы государства. Не всегда обращалось внимание на то, что содержание «формировано», что форма и есть способ существования и выражения содержания, что именно форма, а не что-либо другое содержательно. С «легкой ру­ки» представителей марксизма все прогрессивное относилось к «классовому» содержанию. Однако история многих стран учит, что во времена жестоких социально-политических кризисов, чреватых национальными катастрофами, лишь форма государства, его внут­ренняя организация, если в ней оставались живые силы, спасала от гибели. Все, что есть устойчивого, стабильного в государстве, в боль­шей мере относится к его форме.

В настоящее время под формой государства понимают организа­цию государственной власти и ее устройство. Подобно другим «пар­ным» философским категориям, форма государства характеризуется неразрывной связью с его содержанием. Под содержанием государ­ства следует понимать его многогранную деятельность, нацеленную на решение стоящих перед ним задач. В этом плане просматривается связь формы государства с его функциями как основными на­правлениями деятельности государства, а также иными общетеорети­ческими категориями: механизмом государства, социальным назначе­нием государства и др. Изучение же формы государства проливает свет на то, как организована власть в государстве, какими органами представлена, каков порядок образования этих органов, сколь длителен период их полномочий, наконец, какими методами при этом осуществляется государственная власть и т.д.

Изучить государство с точки зрения его формы - это значит в первую очередь изучить его строение, его основные состав­ные части, внутреннюю структуру, основные методы осуществления го­сударственной власти.

Становится очевидным, что роль и значение формы государства нельзя приуменьшать, а сама проблема формы государства имеет не только теоретическое, но и первостепенное практически-полити­ческое значение. От того, как организована и как реализуется госу­дарственная власть, определяющим образом зависит эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопоряд­ка в стране. Так, личная твердость в отстаивании демократических принципов короля Испании неоднократно спасала эту страну от происков реваншистских сил в послефранкистский период ее раз­вития (в том числе в ходе вполне реальных государственных пере­воротов, исходящих от агрессивно настроенных военных).

Итак, форма государства - это не только понятие государствоведения. Это также институт государственности и реальность - кон­кретное явление каждого государства. Как институт она характери­зуется обобщением родовых признаков (включающих не только юридические). Как конкретное явление она присуща любому госу­дарству: нет государства, которое не имело бы уникальной, во всех деталях присущей только ему государственной формы. Вместе с тем понятие, институт и явление имеют в виду один и тот же феномен.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.