Рефераты. Форма государств






Также стоит отметить, что в смешанной республики, президент может назначать вице-премьеров и министров, независимо от партийного состава и сил. Назначение премьер-министра происходит по разному, например, во Франции и Казахстане – самостоятельно, а в России и на Украине назначается с согласия парламента.  В том числе, президент имеет право уволить премьер-министра, отдельного министра или все правительство. В России этот признак мы могли наблюдать, когда президент периодически отправлял в отставку премьер-министров.

Таким образом, в смешанной республике президент не относится ни к одной из ветвей власти и правительство несет ответственность перед президентом. На данный момент, смешанная форма республики существует в Российской Федерации, Казахстане, Румынии, Франции и других странах.


Нетрадиционные республики

В современном мире существуют и иные, нетипичные, виды республик. Например, теократическая республика (Иран, Афганистан). Для некоторых стран Африки харак­терна своеобразная форма президентской монократической республики: в условиях однопартийного политичес­кого режима лидер партии провозглашался пожизненным президентом, парламент же реальных полномочий не имел (Заир, Малави).

Долгое время в отечественной юридической науке осо­бой формой республики считалась республика Советов. Ее признаками назывались: откровенно классовый характер (диктатура пролетариата и беднейшего крестьянства), отсутствие разделения властей при полновластии Советов, жесткая иерархия последних (обязательность реше­ний вышестоящих Советов для нижестоящих), право отзыва избирателями депутатов Советов до истечения срока их полномочий (императивный мандат), реальное перераспределение власти от эпизодически собиравших­ся Советов в пользу их исполнительных комитетов. Но крах социалистического строя в СССР привел к утверж­дению в нашей стране республики смешанного типа.



























Глава 2. Форма государственного устройства


2.1. Унитарное государство


 Термин “унитарное государство” происходит от латинского слова “унус”, что значит один, единствен­ный. Унитарное государство — это единое государство, не разделенное на более мелкие государственные образования, а состоящее, как пра­вило, из административно-территориальных единиц (районов, губерний, облас­тей, провинций и т.д.). Лишь некоторые очень мелкие государства, преимущественно острова в Океании, Карибском бассейне, не делятся на административно-территориальные единицы (Науру в Океании, Бахрейн в Азии, Мальта в Средиземном море, Аруба в Карибском бас­сейне, Монако в Европе и др.). Унитарное государство, как правило, более централизованная форма государственного уст­ройства по сравнению с федерацией, где государственной властью обладают и ее субъекты.

Унитарные государства бы­вают простыми и сложными. Простое унитарное государство состоит только из административно-территориальных единиц (Польша, Таи­ланд, Алжир, Колумбия, Вануату и др.), сложное имеет в своем составе одно или несколько автономных образований (Дания, Китай,Украина, Никара­гуа и др.). Сложные унитарные государства принято считать переходными к федерации.

Унитарная форма государственного устройства имеет место во многих странах. Она характеризуется единой структурой государственного аппарата на всей территории страны. Парламент, глава государства, правительство распространяют свою юрисдикцию на территорию всей страны. Их компетенция (функциональная, предметная, территориальная) ни юридически, ни фактически не ограничивается полномочиями каких-либо  местных органов.

Все административно-территориальные единицы имеют одинаковый юридический статус и равное положение по отношению к центральным органам. Они могут иметь в своей основе юридические акты, определяющие и закрепляющие их правовое положение (например, уставы). Административно-территориальные единицы не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью.

Население унитарного государства  имеет единую государственную принадлежность. Никакие административно-территориальные образования собственного гражданства не имеют и не могут иметь.

Для унитарного государства характерной является единая система права. Ее базу образует единая конституция - основной закон, нормы которого применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий и ограничений.

Также, действует единая судебная система, которая осуществляет правосудие на территории всей страны, руководствуясь общими для всех государственных образований нормами материального и процессуального права. Судебные органы, как впрочем, и все другие правоохранительные органы, представляют собой звенья единой централизованной системы.

В унитарном государстве используется одноканальная система налогов. Как правило, налоги поступают в центр, а оттуда уже распределяются в разные регионы. Таким образом, в унитарном государстве осуществляется централизация всего государственного аппарата и вводится прямой  либо косвенный контроль над местными органами.











2.2. Федеративное государство


Федерация (лат. foederatio – объединение, союз) есть союзное государство, состоящее из государственных образований юридической и политической самостоятельностью[5]. В современном мире существу­ют 25 федерации, их число выросло втрое после окончания Второй мировой войны. Обычно это крупные государства, существующие на всех континентах планеты: Германия и Россия — в Европе, Индия и Пакистан — в Азии, Нигерия и Эфиопия — в Африке, США и Бразилия — в Америке, Австралия в Океании и др. Среди них есть неболь­шие высокоразвитые государства (Австрия, Бельгия), страны среднего уровня развития (Мексика), отсталые государства (Исламская Федера­тивная Республика Коморских Островов), есть и совсем малые госу­дарства (Федерация Сент-Кристофер и Невис в Карибском бассейне с населением 50 тыс. человек).

Любая федерация — это сложное государство, состоящее из госу­дарств-членов или государственных образований. Это отличает феде­рацию от унитарного государства с одной или несколькими автоно­миями, занимающими обычно незначительную часть страны (исклю­чение — Китай). Территориальные образования в федерации называются субъекты, которые имеют равноправные функции. Они называются по-разному: штаты, эмираты, провинции, кантоны и т.д. Иногда в одном и том же государстве субъекты имеют разные названия (респуб­лики, края, области и т.д. в России).

Существует ряд признаков, по которым можно отличить федерацию от других форм государственного устройства:

существует два уровня государственного аппарата: федеральный, союзный и республиканский (уровень штата, кантона, земли). На высшем уровне федеративный характер государства выражается в создании двухпалатного союзного парламента, одна из палат которого отражает интересы субъектов федерации (верхняя). При ее формировании используется принцип равного представительства вне зависимости от численности населения. Другая палата формируется для выражения интересов всего населения государства, всех его регионов. В федерации может также существовать государственный аппарат и на местном уровне;

- наличие двойного гражданства. Каждый гражданин считается гражданином федерации и гражданином соответствующего государственного образования, и это закрепляется конституциями государств;

- функционирует правовая система, построенная на принципе централизации, единстве. Но субъекты федерации могут создавать и свою правовую систему. Чаще всего, хотя и не всегда, им предоставляется право принятия собственной конституции, но при этом устанавливается принцип субординации (иерархии законов), где конституция и федеральные законы стоят на верхней позиции;

- высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит общефедеральным органам – федеральному президенту, правительству парламента, судам;

- субъект федерации обладает правом иметь собственную судебную систему. Конституция определяет порядок организации, процедуры и предмет деятельности судебных и других правоохранительных органов, устанавливая модуль для построения судебной системы в субъектах федерации;

- используется двухканальная система налогов: федеральные и налоги субъекта федерации. Как правило, собранные налоги поступают в общую казну, а потом распределяются по субъектам;

- наличие единых вооруженных сил, полиции, служб безопасности, таможни, подчиняющихся центральному аппарату.

Так вот, можно сделать вывод, что при федеративном государственном устройстве субъекты федерации имели свою суверенность, но при ограничении федеральных органов.

Существуют несколько разновидностей федеративных государств: основанные на националь­но-территориальном признаке, и иные (территориальные и национальные) федерации; федерации симметричные и асимметричные; договорные и конститу­тивные (конституционные).


Территориальная федерация

В основу территориальной федерации положен принцип разделения страны по территориальному признаку. Это делается в целях удобства управления, как правило, в очень больших по территории государств (США, Мексика, Бразилия).  Также, федерации делятся по территориальному признаку, потому что число их субъектов федерации не соответствует числу национальных групп. В США нет компактно проживающих нацио­нальностей (хотя в отдельных частях городов, регионов иногда прожи­вают граждане, составляющие большинство какого-либо этноса — ки­тайцы, украинцы и др.), но существуют 50 штатов, в Швейцарии четы­ре языковые группы (используется французский, немецкий, итальян­ский, ретороманский языки) и более 20 кантонов, в Германии прожи­вают немцы (есть компактно проживающее небольшое славянское меньшинство — сорбы), но созданы 16 земель (субъектов федерации)[6]. По территориальному принципу были построены латиноамерикан­ские федерации (Аргентина, Бразилия, Мексика, Венесуэла), Австра­лия, многие федерации в новых государствах, возникших на месте прежних колоний (Индонезия, Ливия, Кения, федерация Египта и Сирии и др., все названные затем были преобразованы в унитарные государства либо возвратились в первоначальное состояние, напри­мер, федерации Египта и Сирии, Египта, Сирии и Ливии). В основном территориальный принцип лежит в основе федерации в Малайзии, Пакистане.


Национальная федерация

В национальных федерациях субъекты создаются на основе проживающих в них национальностей.  Тезис о создании федера­ций только по национальному признаку был безусловным требованием марксистско-ленинской теории по вопросам государства. Таким образом, строились федерации в СССР и РСФСР, в Югославии (Союз Сербии и Черногории), этот подход был использован в 1968 г. в Чехословакии (Союз Чехии и Словакии, распавшийся в 1993г.). Федерация в странах то­талитарного социализма рассматривалась только как средство реше­ния национального вопроса, объединения распавшейся многонацио­нальной страны, преодоления национальных противоречий и установ­ления их сотрудничества.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.