Можно также выделить несколько черт феодального права: Во-первых, основное место в феодальном праве, особенно на ранних этапах, занимают нормы, регулирующие поземельные отношения и нормы, обеспечивающие внеэкономическое принуждение. Во-вторых, феодальное право в значительной степени является "правом-привилегией", закрепляющим неравенство различных сословий. Оно наделяло правами (или урезало их) в соответствии с тем положением, которое занимал человек в обществе. В-третьих, в феодальном праве не было привычного для нас деления на отрасли права. Существовало деление на ленное право, церковное право, городское право и т.д., что объясняется его сословным принципом. В-четвертых, огромное влияние на феодальное право оказали церковные нормы, нередко превращавшиеся сами в нормы права. Характерной чертой права Европы был партикуляризм, т.е. отсутствие единого права на всей территории государства и господство правовых систем, основанных на местных обычаях.
Еще одной особенностью было то, что для многих народов Западной Европы феодальное право было первым правовым опытом классового общества. По своей внешней форме, степени разработанности отдельных институтов, внутренней целостности и юридической технике оно в значительной степени уступало наиболее совершенным образцам рабовладельческого частного права, особенно римского, которое в Западной Европе было активно востребовано и пережило второе рождение, так называемую "рецепцию" римского права.
1.3. Достоинства и недостатки феодального типа государства.
Говоря о плюсах феодального типа государства нельзя не отметить того, что этот тип государства был более прогрессивным, чем рабовладельческое государства. В феодальном государстве, несмотря на эксплуатацию крестьян феодалами, у крестьян существовало больше стимулов к труду, нежели у рабов. Рабовладельческое общество задерживало развитие науки и техники потому, что оно не было способно предложить новые методы хозяйствования, а нововведения не требовались из – за того, что сами работники не были заинтересованы в результатах своего труда. При феодализме же крестьяне обладали личным имуществом, необходимым им для обработки земли и могли оставлять себе часть урожая, то есть они были уже в какой – то степени заинтересованы в повышением производительности своего труда, что стимулировало развитие техники и новых форм хозяйствования. Именно в период феодального строя в Западной Европе развиваются города дававшие людям бесценный экономический и правовой опыт, стимулировавшие развитие самоуправления и демократии. Феодальное государство (по крайней мере на Западе) имело существенные возможности к трансформации в более демократическом направлении, благодаря ряду факторов которые будут описаны позднее. Феодальное государство было проще организовать – для управления страной не нужно было создавать громоздкий чиновничий аппарат, достаточно было назначить соответствующих людей в различных регионах государства. Не требовалось создавать регулярную армию, при необходимости можно было собрать дружины своих вассалов и т. д.
Малоэффективной формой государства показала себя вассально-сеньориальная монархия, при которой развивается феодальная раздробленность. Вследствие деления государства на отдельные феодальные владения резко снижалась сопротивляемость внешней агрессии, т. к. для эффективного противостояния внешним силам требовалась единая армия, а при феодальной раздробленности вооруженные силы не могли быть едины, вследствие того, что существовавший порядок вассалитета не предполагал сосредоточения всех властных полномочий в руках, например монарха. Следствием стало множество междоусобных войн. Именно вследствие феодальной раздробленности произошло завоевание Руси татаро - монголами.
Недостаточно эффективным стимулом работы было внеэкономическое принуждение – оно вызывало усиление напряженности внутри общества, следствием чего следует считать значительное количество восстаний и конфликтов внутри средневекового общества.
Опорой своей власти на заключительных этапах развития феодального государства монархи зачастую видели в дворянстве, пренебрегая интересами других сословий, что сильно ослабляло их позиции. Способ производства при феодальном типе государства недостаточно стимулировал развитие науки и техники. Торговля и промышленность не могла эффективно развиваться при феодализме и порожденных им формах государства. В результате по мере развития капиталистических форм экономики, феодализм стал тормозом общественного развития. Следствием этого стали буржуазные революции на Западе.
Элита в феодальном государстве формировалась зачастую путем принятия наследства, что далеко не гарантировало ее высокое качество. Новая буржуазная формация предлагала здесь более эффективные методы формирования элиты.
2.1. Особенности феодального типа государства.
Особенности феодального государства и права стран Западной Европы.
Особенности феодального государства и права Англии.
Первые раннефеодальные государства в Англии стали образовываться на базе разложения родоплеменных отношений среди англосаксонских племен. В течение IХ-ХI веков в Англии окончательно побеждает феодализм. Вся власть в государстве сосредотачивается в руках короля и знати, которая образует королевский совет. Именно королевский совет становится высшим органом государственной власти. Без его согласия король не имел права ни издавать законы, ни проводить какие-либо важные государственные мероприятия.
После норманнского завоевания в Англии в 1066 года было образовано централизованное государство с сильной королевской властью. Королю принадлежали верховные права на все земли страны, что обеспечило ему власть над феодалами. В руках короля были сосредоточены законодательная, судебная и военная власть. При короле действовала так называемая Королевская курия - совещательный орган из знати и приближенных короля[1].
Особенностью английского феодального государства был довольно ранний отказ от войска, состоявшего из военных дружин вассалов. Другим важным мероприятием, укрепившим роль королевской власти, стала судебная реформа Генриха II. В ходе реформы из сеньориальной юрисдикции были исключены все уголовные дела и значительная часть исков о земельной собственности и ленном владении. Вводятся институты разъездных судей и присяжных обвинителей. Начиная с XIII века в королевских судах стали составлять протоколы судебных заседаний, "свитки тяжб", которые потом сменили сборники судебных отчетов. Именно в это время зарождается основной принцип "общего права": решение вышестоящего суда, записанное в "свитки тяжб", является обязательным при рассмотрении аналогичного дела этим же или нижестоящим судом. Этот принцип стал называться судебным прецедентом.
Деятельность разъездных судей, выезжавших на места для рассмотрения дел и контроля над местной администрацией, содействовала становлению единой судебной системы.
Но сильная королевская власть и централизация управления создали благоприятные условия для произвола и деспотизма.
Английский король Иоанн Безземельный, практиковавший введение чрезвычайных налогов и широкие произвольные поборы, вступил в открытый конфликт с большинством светских и духовных феодалов, поддержанных городами и частью крестьянства. Этот конфликт завершился подписанием Великой Хартии Вольности (1215 г.).
В целом содержание Великой Хартии Вольностей не выходило за рамки феодальной эпохи. Тем не менее ряд ее статей стал основой для дальнейшей глубокой эволюции политического строя Англии. Статья 12 утверждала право короля взимать налоги лишь после утверждения их советом королевства, а статья 14 определила состав этого совета непосредственные вассалы короля (бароны, графы, епископы и т.п.) и представители рыцарства в лице шерифов и бейлифов. Совет - прообраз будущего средневекового английского парламента.
Статьи 39 и 40 говорили об аресте, заключении в тюрьму, лишении владения, объявлении вне закона или изгнании лишь на основании суда равных и согласно законам страны. Тем самым утверждается неприкосновенность личности.
Во второй половине XIII века в Англии возникла сословно-представительная монархия. В 1265 г. созывается парламент, который может считаться первым парламентом в истории Англии. В нем заседало по два рыцаря от каждого графства и по два представителя от каждого города.
Как средство достижения компромисса между королем и баронами, рыцарями и богатыми горожанами в 1295 г. Эдуард I созывает парламент, получивший название "образцового". Кроме крупных светских и духовных феодалов, приглашенных королем лично, в него вошло по 2 представителя от 37 графств и по 2 представителя от городов.
В первой половине XIV века парламент стал делиться на верхнюю палату лордов, где заседала феодальная знать, и нижнюю палату общин, где заседали представители графств и городов.
Парламент Англии периода сословно-представительной монархии закрепил за собой следующие полномочия: а) утверждение порядка и размеров налогообложения; б) право законодательной инициативы, постановления, принятые королем и обеими палатами парламента ("Статуты") становились высшим законодательным актом государства; в) согласие на объявление войны или заключение мира; г) право "импичмента", т.е. возбуждение судебного процесса перед палатой лордов против тех или иных чиновников короля за злоупотребление.
В Англии наряду с сильной королевской властью продолжали существовать парламент и местное самоуправление, а также отсутствовала централизация и бюрократизация госаппарата.
Особенности феодального государства и права Германии.
Важной особенностью политического развития Германии является постепенный распад ее на отдельные княжества, сохранившие самостоятельность вплоть до XIX века. Этому способствовали экономические и политические условия развития Германского государства.
Экономическое развитие страны происходило неравномерно, единого хозяйственного центра не сложилось, в силу чего интересы отдельных регионов зачастую расходились.
Усилению сепаратизма способствовала и политическая обстановка как внутри страны, так и за ее пределами. Королевская власть в своих политических интересах поддерживала отдельные группировки князей, наделяла их разными привилегиями. Длительная борьба германских королей за завоевание Италии и противоборство с папской властью, хотя и завершилась принятием в 962 г. Оттоном I титула императора и образованием "Священной римской империи германской нации", но привела к еще большему ослаблению императорской власти, поскольку за свою поддержку германским монархам пришлось расплачиваются новыми уступками феодалам.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6