Рефераты. Экзаменационные вопросы к государственному экзамену по теории государства и права







46. Юридический факт – конкретное жизненное обстоятельство, с наступлением которого норма права связывает возникновение, изменение, прекращение правоотношений. Для возникновения правоотношений требуется фактический состав (совокупность двух или более юрфактов). По последствиям: правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие. По волевому признаку: а. События – не зависят от воли субъекта (пожар от удара молнии). Б. Действия – внешнее выражение воли людей (индивидуальные решения и юридические поступки); в. бездействие – пассивное поведение (правомерное и неправомерное).


47. Юридическое и фактическое содержание. А. Юридическое – возможность определённых действий; б. Фактическое – сами действия. Содержание – субъективные юридические права и обязанности. Субъективное право – предусмотренная для управомочного лица в целях удовлетворения его интересов мера возможного поведения, обеспеченная юридическими обязанностями других лиц.


48. По последствиям: правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие. По волевому признаку: а. События – не зависят от воли субъекта (пожар от удара молнии). Б. Действия – внешнее выражение воли людей (индивидуальные решения и юридические поступки); в. бездействие – пассивное поведение (правомерное и неправомерное).


49. Классификация производиться по различным основаниям: 1. По отрасли права: конституционные, гражданско-правовые, административные, уголовно-правовые, трудовые, семейные, иные правоотношения. 2. По содержанию: общерегулятивные, регулятивные, охранительные. 3. По степени определённости сторон: абсолютные (отношения собственности), относительные (отношения купли-продажи); 4. По характеру обязанностей: пассивного и активного типов.


50. Норма права – общеобязательное формально-определённое правило поведения,установленное и обеспеченное обществом и государством, закреплённое и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путём определения прав и обязанностей их участников. Признаки: 1. Мера свободы волеизъявления и поведения; 2. Форма определения и закрепления прав и обязанностей; 3. Правило поведения общеобязательного характера (каким образом действовать, предписывает правильный образ действий, носит общий характер); 4. Формально-определённое правило поведения. Виды: 1. По субъектам: от государства и общества; 2. По социальному назначению (учредительные, регулятивные, охранительные, обеспечительные, декларативные, коллизионные, оперативные).


55. Законность – комплексное, политико-правовое явление, отражающее правовой характер организации общественно-политической жизни, органическую связь права и власти, права и государства. Также можно сказать, что законность – общественно-политический режим, состоящий в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в деятельности должностных лиц, в обеспечении порядка и организованности в обществе.  С понятием законности тесно связано другое понятие правопорядок, то есть основанное на праве и законности организация общественной жизни, отражающая качественное состояние общественных отношений на определённом этапе развития общества.


56. Система права – внутреннее строение (структура) права, отражающее объединение и дифференциацию юридической нормы. Система законодательства – совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права.


31. Пробел в законодательстве – отсутствие конкретной нормы, необходимой для регламентации отношения, входящего в сферу правового регулирования. Пробел в позитивном праве – нет закона, подзаконного акта, обычая, прецедента. Пробел в нормативно-правовом регулировании – отсутствие норм закона или подзаконного акта. Пробел в законодательстве – отсутствие закона вообще. Пробел в законе – неполное регулирование вопроса в данном законе.  Юридическая аналогия – разрешение случая, непосредственно не урегулированная правом, но обязательно находящегося в сфере  правового регулирования, путём применения правовой нормы, регулирующие сходные по характеру отношения (аналогия закона), или на основе общих начал и смысла законодательства (аналогия права).


57. Применение права – властная деятельность компетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основании юридических фактов и  конкретных правовых норм.


58. Толкование права – интеллектуально-волевая деятельность по установлению подлинного содержания правовых актов в целях их реализации и совершенствования. Уяснение – процесс понимания норм (для себя(. Разъяснение – объяснение для других. Способы: а. Грамматическое; б. Логическое (по смыслу с использованием законов логики); в. Систематическое (уяснение нормы права сравнения её с другими); г. Историко-политическое; д. Специально-юридическое; е. Телеологическое (целевое) – цель издания акта; ж. Функциональное (учитывание условий и факторов, при которых реализуется норма).


59. Правосознание – совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни. Виды правосознания: а. По носителям (индивидуальное, групповое, массовое, общественное); б. По уровню (обыденное, профессиональное, научное). Правовая культура – обусловленное всем социальным духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом и в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.


62. Правонарушение – общественно вредное виновное деяние дееспособного субъекта, противоречащее требованиям правовых норм. Является антиподом правомерного  поведения. Признаки: а. Акт поведения, выражающееся в действии или бездействии; б. Им считаются только волевые действия; в. признаётся, если только индивид сознаёт, что действует противоправно; г. действие противоправное, нарушающее действие норм; д. Социально вредно. Отсутствие хотя бы одного из признаков не позволяет рассматривать деяние как правонарушение.


63. Юридическая ответственность применение к правонарушителю предусмотренных санкцией юридической нормы мер государственного принуждения, выражающихся в форме лишений личного, организационного либо имущественного характера. Признаки: а. Государственное принуждение; б. Мера принуждения; в. связано с правонарушением; г. негативные последствия для правонарушителя; д. Характер и объём установлены в норме; е. Осуществляется в ходе правоприменительной деятельности. Принципы: законность, справедливость, неотвратность наступления, целесообразность, индивидуализация наказания, ответственность за вину, недопустимость удвоения наказания. Виды: уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная, материальная. Освобождение: изменение обстановки, лицо перестало быть общественно опасным, замена уголовного наказания другим, условно-досрочное освобождение, отсрочка исполнения приговора, амнистия, помилование, устранено в законе. Невиновность.


64. Состав правонарушения – совокупность обязательных признаков (или элементов. Объект – общественные отношения охраняемые правом, которым наносится ущерб. Объективная сторона – элементы противоправного нарушения характеризующийся внешним проявлением в действительность. Субъект – лицо (организация) совершившее правонарушение. Субъективная сторона – психическое отношение субъекта к совершённому деянию. Виды: а. Преступление – виновное противоправное поведение, нарушающее нормы уголовного права и наносящее ущерб; б. Проступок – все остальные правонарушения не признанные преступлениями. Характеризуются меньшей степенью общественной опасности.


65. 2 противоположные теоретические позиции по этой проблеме: а. Этатически - тоталитарная исходит из того, что государство выше и важнее права, оно творит право и использует его как инструмент своей политики; б. Либеральная базируется на естественно-правовой теории, согласно которой право выше и важнее государства. Соотношение между ними следует проводить анализируя их в совокупности, а не по отдельности. Государство не творит право, а лишь оформляет и закрепляет лишь то, что уже созрело в обществе в виде объективных потребностей. Право без поддержки и воздействия государства обойтись не может, но и государство нуждается в праве.


68. (см. 65). Государство не может функционировать и развиваться без экономического фундамента, под которым понимают систему экономических (производственных) отношений общества, существующих в нём форм собственности. От базиса зависит и собственно его финансово-экономическая основа (бюджет).Капиталистическое государство опиралось на стихийную рыночную экономику.  Частная и государственная собственности разнополярны, каждая из которых обладает достоинствами и недостатками.


75. Механизм правового регулирования – система правовых средств, при помощи которых  осуществляется правовое регулирование общественных отношений. В качестве элементов механизма выделяют законность и правовую культуру. В рамках темы механизма п.р. получает освещение проблемы понятия и форм правового воздействия, понятия, предмета и пределов правового регулирования, а также методов способов и типов п.р. Механизм п.р. неразрывно связан с государством.


78. Закон – нормативно–правовой акт, принимаемый в особом порядке по наиболее важным вопросам общественной и государственной жизни. Обладает высшей юридической силой. В зависимости от значимости законы делятся на: а. основные т.е. конституции (Регулируют основы государственного строя, закрепляют основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, образование и деятельность высших органов государства); б. Конституционные (законы дополняющие конституцию, или издающиеся по отдельным, указанным в конституции наиболее важным вопросам); в. органические (законы определяющие организации и деятельности государственных органов на основе бланкетных статей конституции); г. обычные (все остальные законодательные акты).


80. Юридический позитивизм, основные положения: а. Право – продукт государственной воли, содержится в нормативных актах; б. правоприменительная (судебная) власть не должна выходить за пределы норм; в. задача юридической науки – исследовать нормы, издаваемые государством, их классифицировать; г. граждане получают свои права от государства законодателя. Нормативный подход – самый пригодный для отражения его инструментальной роли. Определение права как совокупности устанавливаемых и охраняемых государством норм позволяет исполнителям правовых предписаний знакомиться с ними и сознательно избирать вариант своего поведения.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.