Рефераты. Экзаменационные вопросы к государственному экзамену по теории государства и права







13. Политический режим – совокупность приёмов, методов, способов, средств осуществления политической власти.. К ним относятся: ценности – жизненно важные, желаемые цели с события; нормы – правила на основе которых организуется жизнь государства, взаимодействие граждан; авторитет – желание и способность граждан действовать. От содержания и взаимоотношения этих компонентов зависят типы политических режимов. Демократические - желание и способность граждан действовать в рамках правил и норм; авторитарные – функции государства сосредоточены в одном узком социальном слое; тоталитарные – отрицаются или значительно ограничиваются права и свободы граждан.


14. Механизм государства – целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства. Признаки: 1. Целостная иерархическая система; 2. Первичными структурными частями являются органы и учреждения; 3. Для обеспечения государственных властных велений имеет орудия принуждения; 4. При помощи механизма выполняются функции и задачи государства. Государственная власть – концентрированное выражение воли и силы, мощи государства, воплощённое в государственных органах и учреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств путём использования различных методов, в том числе государственного принуждения и военной силы.


15. Разделение властей – рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляется гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.


16. Государственная власть – концентрированное выражение воли и силы, мощи государства, воплощённое в государственных органах и учреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств путём использования различных методов, в том числе государственного принуждения и военной силы. Легитимность – принятие власти населением страны, признание её права управлять государственными процессами, готовность ей подчиняться. Легитимность власти (властвующего субъекта) отражено в конституции. Юридическим выражением власти является её легальность, то есть, нормативность, способность воплощаться в нормах права, функционировать в рамках законности. Опирается на официально признанные, документально зафиксированные нормы.


19. Форма государственного устройства – территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями. Унитарное государство – целостное государство, административно-территориальные единицы которого имеют статус государственных образований не обладая суверенными правами. Федерация – сложное союзное государство, части которого являются государством или государственными образованиями, обладающие суверенными правами, строиться на началах децентрализации. Конфедерация – союз суверенных государств, образованных для достижения определённых целей (имеют нестойкий переходной характер).


21. Гражданское общество – свободное, демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и закону, общегуманным идеалам, обеспечивающее свободу творчества и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства. Отражает собой срез развития человечества, характеризуемый стремлением мыслящих людей создать модель идеального общественного устройства. Формирование всегда увязывалось с проблемами совершенства государства, возвышения роли права и закона. Древний мир – идея государства (эйдоса). Это: а. Сообщество свободных индивидов; б. Открытое социальное образование; в. саморазвивающаяся самоуправляемая система.


25. ТГП и философия. Ф. – наука о всеобщих закономерностях природы, общества и мышления, система знаний об общих принципах бытия и сознания. Достижения ф. Обеспечивают общенаучный уровень учения о Г. и П. Экономические науки изучают способы производства благ, формы собственности и так далее, а ТГП исходит из тезиса, что каждый способ производства функционирует успешнее, чем больше простора ему дают правовые механизмы. Опираясь на достижения социологии ТГП может успешно решать проблемы повышения эффективности норм права. С политикой связаны все политические партии и иные политические институты, и они взаимодействуют с государством и правом.


17. Государственная служба - профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. К государственной службе относится исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности категорий "Б" и "В". Государственная служба на государственных должностях категории "Б" ограничена сроком, на который назначаются или избираются соответствующие лица, замещающие государственные должности категории "А". Государственная служба включает в себя: а. федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации; б. государственную службу субъектов Российской Федерации, находящуюся в их ведении.


32. Права человека – естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни. Имеют естественную природу и неотделимы от индивида, существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства (свобода вероисповедания, слова, мысли и так далее). Права гражданина совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативно-правовых актах.


33. Сущность – главное, основное в рассматриваемом объекте. Право базируется на трёх “китах”, нравственность, государство, экономика. Это внешние условия вызвавшие право к жизни как новое соц.явление. Право имеет общесоциальную сущность, служит интересам всех людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей.


35. Правовое регулирование – целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.


36. Механизм правового регулирования – система юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование. К элементам механизма относят: юридические нормы, нормативные акты, акты официального толкования, юридические факты, правоотношения, акты реализации права, правоприменительные акты, режим законности.


37. Субъективное право – предусмотренная для управомочного лица в целях удовлетворения его интересов мера возможного поведения, обеспеченная юридическими обязанностями других лиц. Субъект – индивиды или организации, которые на основании юридических норм могут быть участниками правоотношений, то есть носителями субъективных прав и обязанностей. Объект – реальное благо, на использование или охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности.


38. Термин источник – сила создающая право. Древняя форма – правовой обычай, то есть правило вошедшее в привычку. Судебный прецедент – нормативный характер решения суда (то есть суть дела, а не само решение или приговор). Нормативный акт – доминирующий источник права. а. Издан оперативно, изменён в любой своей част; б. Систематизированы в. Позволяют точно фиксировать содержание правовых норм; г. поддерживаются и охраняются государством. 2 группы: нормативно-правовые акты (указы, законы и т.д.) и источники права ненормативного характера. Таким образом нормативный акт – официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержит общеобязательные юридические нормы (правила поведения).


40. 2 вида систематизации: инкорпорация и кодификация. Инкорпорация – вид систематизации в ходе которой сводятся воедино без изменения их содержания, переработки и редактирования. Результат – издание сборников, которые формируются по тематическому принципу, или по годам издания нормативных актов. Кодификация – переработка норм права по их содержанию и систематизированное изложение в новом законе (своде законов, кодексе). Систематизационная работа более высокого уровня.


41. В любом праве есть нормы призванные обеспечить общезначимые (публичные) интересы, то есть интересы общества, государства в целом (конституционное, уголовное, процессуальное права). Нормы, защищающие интересы частных лиц (гражданское, трудовое, семейное права). Публичное право связано с публичной властью, носителем которого является государство. Частное право обеспечивает интересы лиц, не обладающих властными полномочиями (физических и юридических) и выступающих в качестве свободных и равноправных собственников. Частное право - это совокупность правовых норм, охраняющих и регулирующих отношения частных собственников в процессе производства

и обмена, их интересы, как свободных субъектов рынка.


42. Функции права – основные направления юридического воздействия на общественные отношения. Выделяют социальные и юридические функции права. К социальным функциям относят – политическую, экономическую, иногда информационную. К юридическим функциям – относится регулятивная и охранительная. Регулятивная – направление воздействия выражающееся в установлении определённых правилах поведения. Охранительная - направление правового воздействия нацеленное на охрану общественных отношений урегулированных правом. Ценность права – способность права служить средством для удовлетворения справедливых, прогрессивных потребностей и интересов общества и отдельных его членов.

43. Система права – обусловленное характером общественных отношений внутренне строение права, выраженное в объединении составляющих его норм права в институты, подотрасли и отрасли права. Отрасль права – регулирует однородную сферу общественных отношений (например, гражданское право). Подотрасль права – обособленная часть отрасли права, которая регулирует особо крупные подразделения общественных отношений, входящих в сферу отношений, регулируемых отраслью права (например, авторское право).


44. Юридическая техника – совокупность правил, средств и приёмов разработки, оформления и систематизации нормативных актов в целях их ясности, понятности и эффективности. Предпроектный этап (выявляется потребность в урегулировании социальной проблемы). Проектный – происходит работа над текстом документа (внесение в правотворческий орган текста документа, рассмотрение его, обсуждение законопроекта, принятие).


45. Во времени: 1. Распространённый момент начала действия – официальное опубликование; 2. Момент принятия или опубликование; 3. Указание на момент оговорено в самом акте; 4. Вступает в действие с момента получения акта ведомствами или учреждениями. В пространстве осуществляется на основе территориального (в пределах государства или административной единицы) и экстерриториального (распространение за пределы территории – например, при рассмотрении судом внешнеторговых сделок может быть применено иностранное законодательство) принципов. По кругу лиц: распространяется на всех лиц, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.