Рефераты. Возможности деятельности специалиста по социальной работе в решении проблемы одиночества пожилых людей (на примере отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов МУ КЦСОН "Гармония" г. Устюжна)






Документы, необходимые для принятия на обслуживание на дому:

· Заявление;

· Заключение медицинского учреждения об отсутствии противопоказаний для принятия на обслуживание на дому;

· Акт обследования материально-бытовых условий;

· Справка о размере пенсии;

· Справка о составе семьи.

Принятие граждан на обслуживание на дому оформляется приказом директора Центра (см. прил.4). С клиентом оговариваются услуги, в которых он нуждается.

Гарантированные государством социальные услуги (см. прил.5) клиентам предоставляются бесплатно, если пенсия ниже прожиточного минимума, установленного в расчёте на душу населения в Вологодской области. Социальные услуги предоставляются за плату:

· В размере 25% от разницы между получаемой пенсией и величиной прожиточного минимума, при условии, что среднедушевой доход семьи составляет от 100 до 250% величины прожиточного минимума, установленного на душу населения в Вологодской области. С клиентом заключается договор на условиях частичной оплаты (см. прил.6);

· По полной оплате, в соответствии с тарифами на гарантированные государством социальные услуги, если разница между получаемой пенсией и величиной прожиточного минимума составляет 250% и выше величины прожиточного минимума, установленного на душу населения в Вологодской области. С клиентом заключается договор на условиях полной оплаты.

Дополнительные услуги (см. прил.7), не входящие в перечень гарантированных государством социальных услуг, оказываются гражданам на условиях полной оплаты в соответствии с установленными на территории Устюженского района тарифами на платные социальные услуги. С клиентом заключается договор на дополнительные услуги (см. прил.8).

Средства, поступающие от оплаты социальных услуг, зачисляются на счёт учреждения и направляются в размере 50% на дальнейшее развитие социального обслуживания и в размере 50% на стимулирование оплаты труда социальных работников учреждения.

В зависимости от количества услуг и затрат времени определяется степень нуждаемости клиента 1, 2, 3 по заявлению заведующего отделением (см. прил.9).

Степень нуждаемости определяется комиссией, в которую входят: заведующие отделениями, заместитель директора Центра, медицинский работник, психолог. Степень нуждаемости оформляется протоколом (см. прил. 10).

1 степень - социальный работник посещает клиента 1-2 раза в неделю и затрачивает на посещение 1-2 часа;

2 степень - социальный работник посещает клиента 2-3 раза в неделю и затрачивает на посещение от 2 до 3 часов;

3 степень сложности - социальный работник посещает клиента 4-5 раз в неделю и затрачивает на посещение 4 часа.

Отделение социального обслуживания на дому оказывает социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические услуги.

Изучив нуждаемость клиентов в различных видах услуг и на основе анализа отчётов социальных работников (см. прил. 11) можно сделать вывод, что все они в первую очередь нуждаются в социально-бытовых услугах, таких как:

· Покупка и доставка продуктов питания;

· Доставка воды;

· Доставка дров;

· Содействие в оплате коммунальных услуг;

· Содействие в уборке жилых помещений;

· Вынос мусора

Социально-медицинских, таких как:

· Вызов врача на дом;

· Наблюдение за состоянием здоровья;

· Содействие в обеспечении лекарственными средствами.

Социально-психологических, таких как:

· Беседа, общение, выслушивание.

Самое сложное в работе: уметь выслушать, понять, простить, помочь найти выход из трудной жизненной ситуации. Многие неприятные моменты в поведении клиентов связаны с возрастными изменениями, почти все они испытывают острое чувство одиночества. Специалисту приходится внимательно и доброжелательно реагировать на эмоциональные и кризисные ситуации в жизни клиента, правильно оценивать свое поведение и чувства.

Клиента нужно принимать таким, какой он есть, но при этом не предъявлять всем одинаковых требований, к каждому нужно найти свой подход. Очень важно в работе быть корректным, помнить, что цель действий определяет интересы клиента, по отношению к которому нужно проявить гибкость и готовность помочь избавиться от комплекса неполноценности, убедить, что человек может прибегнуть к социальной помощи, не опасаясь, что это уронит его престиж. Главное в работе специалиста - общение с человеком, каким бы он не был.

Социальный работник помогает пожилым людям не столь остро чувствовать свое одиночество. Ведь зачастую, кроме него, никто не заглядывает в дома пожилых людей.

В Устюженском районе 6400 пенсионеров и инвалидов, из них 3700 человек проживает на селе. Отделение обслуживает клиентов на территории 4 муниципальных образований: Моденском, Мерёжском, Мезженском, Перском, в которых проживает 585 пенсионеров и инвалидов. Только 90 из них состоят на обслуживании на дому. В основном это одинокие (38%) и одинокопроживающие пожилые люди, в возрасте от 65 до 93 лет.

Все клиенты отделения проживают на отдаленных от районного центра территориях (от 20 до 50км.), вдалеке от хороших дорог. Всё это затрудняет решение многих социальных вопросов: оформление различных документов, получение медицинских услуг, решение досуговой деятельности и т.д. Отсюда следует, максимальное приближение социальных услуг к пожилым людям остается основной задачей в работе отделения.

В связи с этим раз в квартал проводится выездной социальный день. Заведующим отделением составляется план работы на год (месяц) (см. прил.12), разрабатывается график выездов (см. прил. 13). График в течение года корректируется, в зависимости от погодных условий. В бригаду для выезда обычно входят: заведующий отделением социального обслуживания на дому, заведующий консультативным отделением, специалист отделения срочной помощи, специалист Управления социальной защиты населения. С Администрацией муниципальных образований выезд уточняется заранее, клиентов оповещают социальные работники.

Во время проведения социального дня решаются многие вопросы: оказывается консультативная помощь, проводится обследование материально-бытовых условий граждан с целью выявления их нужд, проводится проверка качества обслуживания клиентов, находящихся на обслуживании на дому.

Оказание только социально-бытовой помощи пожилым людям недостаточно для того, чтобы клиенты ощущали себя полноправными членами общества, вели активную жизнь, не чувствовали себя одинокими и покинутыми. Организация досуговых мероприятий на селе затруднена, т.к. отсутствуют клубы, библиотеки, расстояние между населенными пунктами достаточно велико. В связи с этим одним из важных аспектов в работе является психологическая поддержка, умение выслушать, поддержать беседу, успокоить клиента, обеспечить благоприятный психологический микроклимат. В районном центре есть отделение дневного пребывания, которое является центром досуга для пожилых людей. Основной задачей такого отделения является помощь пожилым людям в преодолении одиночества, замкнутого образа жизни. В отличие от районного центра на селе таких отделений нет, в силу этого заведующий отделением совместно с социальными работниками села организуют клубы на дому, что даёт возможность пожилым людям собраться вместе, отметить дни рождения, пообщаться.

При Центре занимается вокальная группа, состоящая из пожилых людей, бывших клиентов отделения дневного пребывания, «Устюжаночки», которая с удовольствием выезжает с концертами на село.

Большая работа проводится при подготовке праздников. Всех клиентов отделения поздравляем с праздниками, особенно с Днём Победы и Днём пожилого человека, юбилейными днями рождения. Социальные работники поддерживают связь одиноких, малоподвижных клиентов с церковью, выполняют их поручения, связанные с религиозными традициями.

Социальная работа на селе - сложный нелёгкий труд. От специалистов по социальной работе требуются знания психологии, права, навыки практической работы, такие человеческие качества, как доброта, внимание, уважение к людям.

Устранение оторванности наших сельских клиентов от активности жизни, преодоление одиночества и монотонности существования - главные задачи над которыми отделение социального обслуживания на дому будет работать и в будущем.

Глава 2. Изучение возможности деятельности специалиста по социальной работе в решении проблемы одиночества пожилых людей

2.1 Организация и методы исследования

Для более глубокого изучения проблемы одиночества пожилых людей мы провели анкетирование (см. прил. 14).

Анкетирование - письменное обращение исследователя к определяемой группе людей, называемых респондентами, с вопросами, содержание которых предоставляет проблему на уровне эмпирических индикаторов, статистическую обработку полученных ответов, их теоретическую интерпретацию [16, стр. 55].

Анкетирование по количеству опрашиваемых может быть сплошным и выборочным; по способу заполнения: прямым (ответы вписывает сам респондент), косвенным (ответы вписывает анкетер).

Способ общения респондента и анкетера может быть очным (заполняется в присутствии анкетера), заочным (наедине).

Процедура проведения может быть групповой и индивидуальной.

Способ распространения анкет может быть:

· Прессовым (на страницах газет);

· Почтовым (по почте);

· Раздаточным (раздаём сами).

Анкета состоит:

- Вводная часть - основное назначение побудить у респондента желание отвечать на вопросы анкеты, состоит из 8 составляющих:

1. название анкеты;

2. обращение к респонденту;

3. обозначение организации, которая проводит анкетирование;

4. цель опроса;

5. значимость респондента для достижения цели;

6. гарантия анонимности;

7. техника заполнения анкеты;

8. выражение благодарности.

- Основная часть - используются разные виды вопросов.

Закрытые (на них даны готовые варианты ответов), открытые (ответов не даётся), полузакрытые (имеются варианты ответов и графа другое, в которой респондент может высказать своё мнение).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.