Рефераты. Возможности деятельности специалиста по социальной работе в решении проблемы одиночества пожилых людей (на примере отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов МУ КЦСОН "Гармония" г. Устюжна)






5. Теория возрастной стратификации», учитывая разделение общества в возрастном и социальном отношениях, помогает объяснить характерные особенности различных поколений, делает упор на образ жизни и общие особенности, присущие определенной возрастной группе. Из этого следует, что каждое поколение людей старшего возраста уникально и обладает только ему одному присущим опытом.

6. «Теория меньшинств» «теория субкультуры». Трактуют социальные аспекты старости. Первая рассматривает стариков как группы меньшинства населения с более низким социально-экономическим статусом. Вторая - относит людей старшего возраста к особой субкультуре: во-первых, особая близость между людьми старшей возрастной группы; во-вторых, особенности их взаимодействия с другими группами населения.

Жизнь человека отличается продолжительным детством и продолжительной старостью. Даже после смерти люди остаются в человеческом сообществе благодаря результатам своего труда, накопленным нравственным ценностям и опыту.

Пожилым людям свойственно обладать многими качествами, схожими с представителями других поколений. Но у пожилых есть одно, которого нет и не может быть у других. Это - мудрость жизни, знаний, ценностей, богатейший жизненный опыт [18, стр. 25].

Основная проблема пожилых людей заключается в том, что они не всегда знают, как наилучшим способом его использовать. Поэтому нужно обеспечить пожилым людям моральную, психологическую, организационную поддержку, но так, чтобы она не воспринималась как полная опека. Пожилые люди имеют право на полноценную жизнь. Это возможно лишь в том случае, если они сами принимают деятельное участие в решение вопросов их касающихся.

Психологические проблемы пожилых людей

Теряя друзей и близких пожилые, люди переживают одиночество, утрачивают внимание окружающих, возникает самоизоляция от социального окружения.

Американские психологи выделили пять основных видов жизненной позиции пожилых людей [11, стр. 125].

1. «Конструктивная позиция». Люди с такой позицией всю жизнь были спокойными, рассудительными, весёлыми. Они сохраняют эти черты и в старости, радостно относятся к жизни, активны, стремятся помогать друг другу. Из своего возраста и недомогания не делают трагедии, ищут контакты с другими людьми.

2. «Зависимая позиция». Она присуща людям, которые всю жизнь не очень доверяли себе, были слабовольными, уступчивыми, пассивными. Старея, они ищут помощи, признания, а не получая их, чувствуют себя несчастными и обиженными.

3. «Защитная позиция». Формируется у людей, которые как бы «покрыты броней». Они не стремятся к сближению с людьми, не желают получить от кого бы то ни было помощь, держатся замкнуто, отгораживаются от людей, скрывают свои чувства. Старость они ненавидят, так как она вынуждает их быть зависимыми.

4. «Позиция враждебности миру». Характерна для людей, обвиняющих окружение и общество, которые, по их мнению, виноваты во всех неудачах их прошлой жизни. Люди такого типа подозрительны, агрессивны, никому не верят, не хотят от кого-либо зависеть, испытывают отвращение к старости.

5. «Позиция враждебности к себе и своей жизни». Люди этой позиции пассивны, склонны к депрессии, у них отсутствуют интересы и инициативы. Такие люди считают себя одинокими и ненужными, свою жизнь считают неудавшейся, к смерти относятся без боязни, как к избавлению от несчастного существования.

Данная типология отражает реальную картину поведения и жизнедеятельности пожилых людей. Она позволяет объективно подходить к оценке действий пожилого человека, к выбору форм и методов общения с ним.

В старости у людей редко вырабатывается новая жизненная позиция. Часто жизненная позиция зрелого возраста к старости обостряется под влиянием новых обстоятельств.

Знание особенностей поведения пожилых людей, психологических, эмоциональных черт необходимо специалистам по социальной работе, чтобы принимать их такими, какие они есть. Помочь пожилому человеку - это, прежде всего, воспринять и принять его мир.

Таким образом, старость приносит с собой изменение привычных жизненных стандартов, болезни, тяжёлые душевные переживания. Пожилые люди оказываются на обочине жизни. Возникают материальные трудности, психологические.

Уход на пенсию, потеря близких, друзей, болезни приводят к тому, что жизнь человека становится беднее, меньше положительных эмоций, возникает чувство одиночества и ненужности.

Но самая главная психологическая проблема пожилых - это не востребованность в обществе.

Всё это приводит к состоянию материальной и физической зависимости, к увеличению потребности лиц пожилого возраста в социальной помощи и поддержке.

1.2 Одиночество пожилых людей как социальная проблема

Одиночество с научной точки зрения одно из наименее разработанных социальных понятий.

Одиночество - это социально-психологическое состояние, которое характеризуется недостаточностью или отсутствием социальных контактов, поведенческой или эмоциональной неудовлетворенностью индивида, характером и кругом его общения.

Факторы проявления одиночества:

- чувство, когда увеличивается разрыв с окружающими;

- боязнь последствий одинокого образа жизни;

- ощущение покинутости, беспомощности, ненужности собственного существования.

Чувство одиночества особенно актуально в пожилом возрасте.

Существуют три основных измерения одиночества, касающиеся оценки индивидом его социального положения, типа испытываемого им дефицита социальных отношений и временной перспективы, связанной с одиночеством [22, стр. 53].

Эмоциональные характеристики - выявляют отсутствие позитивных эмоций, таких как счастье, привязанность, и наличие негативных эмоций, таких как страх и неизвестность.

Тип ущербности определяет природу недостающих социальных отношений. Здесь решающим является сбор информации о значимых для индивида отношениях. Данное измерение одиночества можно поделить на три подкатегории: чувство ущербности, чувство опустошенности, чувство покинутости.

Временная перспектива - третье измерение одиночества. Его также подразделяют на три подкомпонента: степень, до которой одиночество переживается как неизменное; степень, до которой одиночество переживается как временное;

И степень, до которой индивид примеряется с одиночеством, усматривая причину одиночества в своём окружении.

Как состояние физической изолированности, оторванности одиночество известно с самых древних времен. Ещё в ветхозаветной книге Экклезиаста даны убедительные подтверждения тому, что одиночество остро воспринималось людьми той эпохи как трагедия. «Человек одинокий, и другого нет; ни сына, ни брата, нет у него; и всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством». [11, стр.12].

В древние времена, когда существование людей было общинным, родовым, существовали три основные формы одиночества.

Во-первых, обряды, ритуалы, испытания, воспитание одиночеством, которые существовали у всех племён и народов. Такие обряды имели громадное психологическое значение. Обряды изоляции позволяли человеку осмыслить и осознать себя, психологически обособиться.

Во-вторых, это наказание одиночеством, выражавшиеся в изгнании из рода и обрекавшие наказанного почти на верную смерть, т.к. одиночество означает полный отрыв индивида от привычного для него круга общения, уровня культуры.

Философ и социальный психолог Эрик Фромм считал, что сама натура человека не может быть согласно с изоляцией и одиночеством. Он подробно рассматривал ситуации, приводящие к возникновению у человека ужаса перед одиночеством. Оказавшись в открытом море после кораблекрушения, человек гибнет гораздо раньше, чем исчерпываются его физические силы. Причина преждевременной гибели - страх умереть в одиночестве. Фромм перечислил и рассмотрел ряд социальных потребностей, формирующих резко отрицательное отношение личности к одиночеству. Это потребность в общении, в связях с людьми, потребность в самоутверждении, привязанности, потребность создавать самосознанием и необходимость иметь объект поклонения.

В-третьих, это добровольное уединение отдельных индивидов, оформившихся в социальный институт отшельничества, просуществовавший многие тысячелетия.

Многие философы часто проводили черту различия между позитивными и негативными аспектами уединённости и одиночества. Они подчеркивали позитивные аспекты уединения, когда уединенность обеспечивает возможность общения с Богом и с самим собой. Уединение рассматривалось как средство реализации силы характера, выбирающего одиночество на определенный период времени.

В социологии различают три типа одиночества.

1. Хроническое одиночество - развивается тогда, когда в течение длительного периода времени индивид не может установить удовлетворяющие его социальные связи. Хроническое одиночество испытывают люди, которые «не были удовлетворены своими отношениями в течение двух и более лет».

2. Ситуативное одиночество - наступает в результате значительных стрессовых событий в жизни, таких как смерть супруга или разрыв брачных отношений. Ситуативно-одинокий человек после короткого периода дистресса обычно смиряется со своей потерей и преодолевает одиночество.

3. Приходящее одиночество - наиболее распространенная форма этого состояния, относящаяся к кратковременным и случайным приступам чувства одиночества.

Среди различных типологий одиночества наиболее интересна работа Роберта С. Вейса. По мнению Вейса «существует фактически два эмоциональных состояния, которые люди, пережившие их, склонны расценивать как одиночество». Он называл эти состояния эмоциональной изоляцией и социальной изоляцией. Первое, по его мнению, вызвано отсутствием привязанности к конкретному человеку, второе - отсутствием доступного круга социального общения [11, стр. 248].

Вайс считал, что особым признаком одиночества, обусловленного эмоциональной изоляцией, бывает тревожное беспокойство, а особым признаком одиночества, порожденного социальной изоляцией, ощущение намеренного отторжения:

«Одиночество типа эмоциональной изоляции возникает в отсутствие эмоциональной привязанности, и его можно преодолеть, лишь установив новую эмоциональную привязанность или возобновив ранее утраченную. Люди, переживающие эту форму одиночества, склонны испытывать чувство глубокого уединения, независимо от того, доступно ли им или недоступно общество других. Такой индивид, например, описывает непосредственно окружающий его мир, как опустошенный, безлюдный и бессодержательный; чувство глубокого уединения может быть описано и в понятиях внутренней опустошенности, в этом случае индивид обычно говорит, что он испытывает пустоту, оцепенение, безразличие».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.