Рефераты. Возможности библиотерапии и терапии художественными фильмами в профилактике девиантного поведения детей и подростков из неблагополучных семей






Все виды искусства, с которыми ребёнок с проблемами соприкасается в дошкольном и школьном возрасте, влияют на адекватность его поведения, помогают регулировать эмоциональные проявления в коллективе, семье, способствуют их коррекции. Реабилитационный и коррекционный эффект воздействия искусства на ребёнка с проблемами выражается также в том, что общение с искусством помогает ему «очиститься» от наслоившихся негативных переживаний, отрицательных проявлений и вступить в новый путь отношений с окружающим миром.

Основными функциями арт-технологий являются:

- катаристическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний);

- регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния);

- коммуникативно-рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирования адекватного межличностного поведения, самооценки);

- профилактическая.

В процессе арт-технологической работы нередко используются музыка, движение и танец, сочинение историй и драма. Такие формы с одновременным использованием различных способов самовыражения называют мультимедийными. Иногда их интегративный характер подчёркивается с помощью сложных словосочетаний: «арт-драма-технология», «арт-танцевальная» технология, «библиотерапия», «терапия художественными фильмами», «музыкотерапия», «оккупациональная терапия» и другие.

Музыка как терапевтическое средство, по данным исследований отечественных и зарубежных учёных (В.М. Бехтерев, С.С. Корсаков, К. Швабе), регулирует настроение, улучшает настроение, улучшает самочувствие, стимулирует волю к выздоровлению. Это обусловлено естественной потребностью человека в восприятии музыки, безвредностью, доступностью, простотой выбора музыкальных произведений. Отмечен положительный эффект при сочетании «арт» и танцевально-двигательных технологий. Безусловно, необходимо принять во внимание принципы и процедуры игровой психотерапии.

Игровой характер многих арт-технологических упражнений и техник позволяет обеспечить систему координат, отличную от той, что используется в реальной жизни.

Игры открывают возможность для непрямого обращения к актуальным проблемам, непосредственное обсуждение которых было бы слишком болезненным. Они могут быть источником радости и веселья, являясь в то же время серьёзным делом. Ещё одно важное обстоятельство - творчество самого социального работника. Сказанным подчёркивается высокая степень творческой свободы, гибкость в использовании времени, средств, материалов, приёмов и техник в арт-технологическом процессе. По существу, социальный работник каждый раз по-новому выстраивает свою работу в зависимости от проблемы.

Термин «арттерапия» ввел в употребление Адриан Хилл (1938), при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятий искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья. Арттерапия - это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.

Первоначально арттерапия возникла в контексте теоретических идей З. Фрейда и К.Г. Юнга, а в дальнейшем приобретала более широкую концептуальную базу, включая гуманистические модели развития личности К. Роджерса и А. Маслоу.

Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения представителя классического психоанализа, основным механизмом коррекционного воздействия в арттерапии является механизм сублимации. По мнению Юнга, искусство, особенно легенды и мифы и арттерапия, использующая искусство, в значительной степени облегчают процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным «Я».

Важнейшей техникой арттерапевтического взаимодействия здесь является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством эффективного взаимодействия.

С точки зрения представителя гуманистического направления,

коррекционные возможности арттерапии связаны с предоставлением клиенту практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, утверждением и познанием своего «Я». Создаваемые клиентом продукты, объективируя его аффективное отношение к миру, облегчают процесс коммуникации и установления отношений со значимыми другими.

Цели арттерапии

1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам. Работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом выпустить «пар» и разрядить напряжение.

2. Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции. Невербальное общение легче ускользает от «цензуры» сознания.

3. Получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Продукты художественного творчества относительно долговечны, и клиент не может отрицать факт их существования. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о клиенте, который может помогать в интерпретации своих произведений.

4. Проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.

5. Наладить отношения между психологом и клиентом. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.

6. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм

7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию.

8. Развить художественные способности и повысить самооценку. Побочным продуктом арттерапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.

3.2 Библиотерапия и терапия художественными фильмами как разновидности арттерапии

Библиотерапия возникла на стыке психиатрии, психологии и библиотековедения. Библиотерапия имела и другие названия: «либротерапия», «либропсихотерапия» (В.М. Бехтерев.) Само же слово как официальное научное понятие было предложено в 1916 году Ассоциацией больничных библиотек США. Съезд обсудил технику выполнения заказов пациентов, которым нужна помощь в осознании и решении их проблем, и назвал эту технику - библиотерапией, которая позволяла клиентам идентифицировать себя с героем и понять, что они - не единственные люди с подобной проблемой.

Существует множество толкований данного термина. В 1989 году Пардек предложил следующее определение понятию «библиотерапия» - это техника для структурного взаимодействия между стимулирующим и воспринимающим, базирующаяся на использовании литературы. В 1989 году Риордан и Вильсон предложили следующую трактовку данному определение «библиотерапии» - преднамеренное использование литературных материалов для понимания или решения актуальных терапевтических проблем человека.

Древние египтяне определяли назначение библиотеки как «аптека для души».

Целями библиотерапии являются следующие:

1. Проявить индивидуальное самосознание.

2. Улучшить понимание человеком своего поведения или мотиваций.

3. Способствовать формированию адекватной самооценке.

4. Показать человеку, что есть более чем одно решение проблемы.

5. Помочь выйти на путь самопознания и самореализации.

Основными участниками библиотерапии могут выступать следующие:

1. Врач. Данный вариант давно не рассматривается, поскольку медик не всегда может быть компетентен в вопросах литературы.

2. Библиотекарь. Такой подход характерен для США, где библиотекарь, пройдя специальное обучение, осуществляет характерный для этой страны индивидуальный подход к клиенту.

3. Психолог. В последнее время библиотерапевты, поняв, что библиотерапия родилась на стыке не только медицины и библиотечного дела, но и психологии, сделали резкий поворот в сторону психотерапии.

4. Педагог. Педагогический подход, по мнению авторов, выдвигает наиболее серьезные терапевтические цели: развитие духовного мира, креативных способностей, формирование оптимистического видения мира и потребности в самостоятельном решении проблем.

5. Автор книги. Говоря о роли писателя, следует подчеркнуть, что эта роль может быть осознанной и неосознанной, книга пишется специально для терапевтических целей или она не задумывалась с данной целью.

Независимо от того какова профессиональная направленность библиотерапевта (психолог, педагог или врач) он должен соблюдать принцип компетентности и этики консультанта. Терапевтический эффект книги может основываться на узнавании человеком своей проблемы, травмирующей ситуации в художественном произведении. Чем более положение героя и описанная ситуация похожа на реальную проблему, тем более и сильнее выражен эффект.

Основными этапами библиотерапии выступают следующие:

- мотивационный этап (целеполагание);

- познавательный этап (обеспечение времени для занятий, руководство к дискуссии, анализ и синтез информации);

- этап рефлексии (оценка эффективности, пути помощи, анализ состояния личности, самооценка).

Одной из особенностей библиотерапии является процесс самоактуализации. Для библиотерапии может подойти книга в прозе или стихах, записи в дневниках и биографические заметки, но стихотворения обладают некоторыми грамматическими и лексическими свойствами, благодаря которым достигается максимальный эффект. В стихотворениях чувствами мысли предельно сконцентрированы и спрессованы. Эта совокупность эмоциональной экспрессии. Словесная эссенция помогает весомо утвердить свою мысль, справиться с чувством безысходности. Библиотерапия поэзии работает в направлении индивидуального консультирования, после чего человек становится, открыт для нового опыта и самопознания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.