Рефераты. Возможности библиотерапии и терапии художественными фильмами в профилактике девиантного поведения детей и подростков из неблагополучных семей






Выделяются следующие стили семейных отношений, которые ведут к асоциальному поведению несовершеннолетних:

· Дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений (гиперопека, конфликтные ситуации, двойная - «для других» и «для себя» - мораль и т.д.);

· Нестабильный стиль воспитательных влияний в неполной семье (ситуация развода, раздельное проживание детей и родителей);

· Асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье (систематическое употребление алкоголя, наркотиков, аморальный образ жизни, криминальное поведение родителей, семейная жестокость, насилие).

Дети, которые подвергались жестокому обращению, лишены чувства безопасности, необходимого для их нормального развития. Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их объединяет одно: ущерб для здоровья ребенка или опасность для его жизни и социальной адаптации. Важным представляется то, что наряду с психическими реакциями (страх, нарушение сна и др.) повышается агрессивность, драчливость, жестокость; большинство детей, переживших в детстве жестокое обращение взрослых, склонны воспроизводить его, выступая уже в роли насильника и мучителя.

Анализ семьи и ее воздействий на психосоциальное развитие ребенка показывает, что у большой группы детей нарушены условия их ранней социализации. Часть из них находится в условиях стрессовых ситуаций с риском физического или психического насилия, вовлечены в преступную деятельность с формированием устойчивых форм делинквентного или криминального поведения.

Негативные последствия неблагополучия в семье проявляются довольно быстро и подчас становятся необратимыми. Это и дефекты психического развития ребенка, и его трудный характер, и социальная дезадаптация, и девиантное поведение. В результате страдает не только семья и вступивший в жизнь человек, но и все общество в целом, то есть первоначально личностная проблема, внутрисемейная трансформируется в проблему социальную.

Долгие годы в нашей стране теоретически и практически утверждался приоритет общественного воспитания над семейным. Поэтому многие родители считали, да и считают, что их главная задача - обеспечить содержание ребенка в семье, создать для него условия жизнедеятельности, а воспитание - дело школы и других учебно-воспитательных учреждений. Порой самоустранение родителей достигает гипертрофированных форм, когда они бросают своих детей на произвол судьбы или отказываются от них.

Причинами, вызывающими ослабление или даже разрыв семейных связей между детьми и родителями, являются сверхзанятость родителей, когда на ребенка и его воспитание просто не хватает времени; конфликтная ситуация в семье; пьянство родителей; случаи жестокого обращения с детьми; отсутствие в семье благоприятной эмоциональной атмосферы; типичные ошибки родителей в воспитании детей; особенности подросткового возраста и другие.

Отсутствие или недостаток в семье эмоционального и доверительного общения родителей с ребенком, теплоты и ласки по отношению к нему приводит его в состояние психической депривации.

О том, что те или иные проявления девиантности тесно связаны не с биологией, а с типом человеческой культуры, воспитанием наглядно свидетельствуют антропологические исследования. Они показывают, что переживания и эмоции, порождаемые как внешними, так и внутренними причинами, выражаются у человека обычно в форме, принятой в той культуре, к которой он принадлежит. То есть, возникновение, и развитие девиантности зависит в первую очередь от общественных условий, к которым относится как общественное устройство, так и ближайшая социальная среда. Неслучайно выяснению влияния воспитания в семье и школе на девиантное поведение детей посвящено много исследований. Так, А. Бандура и Р. Уолтерс (1995 г.) при изучении агрессивного поведения детей установили, что если матери снисходительно относятся к агрессивным действиям своих детей и даже склонны им потакать, то дети становятся еще агрессивней. Вместе с тем в другом исследовании показано, что дети, подвергающиеся очень строгим наказаниям, отличаются большой агрессивностью по отношению к товарищам. Причем физические наказания усиливают жестокость, агрессивное поведение детей.

3. Арттерапия как средство коррекции девиантного поведения подростков из неблагополучных семей

3.1 Понятие, функции и виды арттерапии

Арт-технология - это метод профилактики, реабилитации, коррекции, досуга, социализации и развития личности посредствам художественного творчества. Он привлекает к себе в последнее время всё большее внимание во всём мире. Арт-технология использует «язык» виртуальной и пластической экспрессии. Это делает её незаменимым инструментом для исследования и гармонизации тех сторон внутреннего мира человека, для выражения которых слова мало пригодны.

Рисунки нередко используются для психологического анализа, оценки психологического анализа и других целей. Имеются и отдельные попытки включить некоторые изобразительные приёмы в арсенал групповой и семейной коррекции в работе с детьми и подростками, в реабилитационный процесс. «Символические игры» являются обязательным элементом любого изобразительного творчества, поскольку язык изобразительного искусства глубоко символичен, а цвет, формы, линия, объём и другие изобразительные элементы обладают глубоким и многозначным смыслом, хотя он зачастую может и не осознаваться. «Социальные игры» или «игры с правилами» - наиболее значимы при осуществлении групповых форм работы, которые предполагают использование определённых норм группового поведения, в том числе процесс совместной изобразительной деятельности участников группы. Для арт-технологической работы необходимо иметь широкий выбор различных изобразительных материалов. Следует учитывать то, что выбор того или иного материала может быть связан с особенностями состояния и личности подростка, а также с динамикой арт-технологического процесса. Подростку должна быть предоставлена возможность самому выбирать средства для изобразительной работы (карандаши, восковые мелки, фломастеры, краски).

Использование техники коллажа нередко помогает подросткам преодолеть робость, связанную с отсутствием «художественного таланта» и умений. Кроме того, использование уже готовых предметов и изображений для создания из них новой композиции даёт подросткам чувство защищённости, поскольку они не так отожествляют свои переживания с этими предметами и изображениями, как, например, при рисовании. Арт-технологию можно разделить на две основных группы: индивидуальная и групповая. Индивидуальные арт-технологии используются с широким кругом клиентов. Принято считать, что индивидуальные арт-технологии подходят, прежде всего, тем клиентам (подросткам), которые имеют неглубокие психические расстройства, преимущественно невротического характера. При индивидуальной арт - технологии в самом начале нужно объяснить подростку, в чём будет заключаться совместная работа, что подросток может и чего не может делать. В некоторых случаях подросток может попытаться уничтожить свою работу - как ту, над которой он трудиться в настоящий момент, так и одну или несколько ранее созданных. Это может отражать тот или иной травматичный для него опыт, который он не может пока интегрировать, либо очевидный внутренний конфликт. Как правило, не стоит этому препятствовать, но в то же время нужно попытаться выяснить, с чем связано данное желание клиента. Индивидуальная арт-технологическая работа может продолжаться довольно долго. Во многих случаях это несколько месяцев или даже лет. Нежелательно внезапное прекращение работы, оставляющее подростка «незащищённым». Завершение работы обозначает некий личностный «рост» совершившийся в подростке за тот или иной промежуток времени. О групповых формах арт-технологической работы можно сказать, что в настоящее время они используются очень широко. Как всякий коррекционный метод, групповая арт-технология имеет своей целью определенные изменения в состоянии и социальном поведении участников группы.

Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы, педагоги использовали разные виды искусства для лечения души и тела. Они задумывались над тайнами влияния живописи, театра, движений, музыки, пытаясь определить их роль как в восстановление роли организма, так в формировании духовного мира личности. В Древней Греции изобразительное искусство рассматривали как эффективное средство воздействия на человека. Так же особое значение придавалось театру. С помощью силы театрального воздействия проповедовались определённые идеи, формировалось мировоззрение народа. Театр давал зрителям живые уроки героизма, воспитания воли, верности своим идеалам.

В Европе практика использования изобразительного творчества в лечении больных, имеющих психические расстройства, относится к началу ХХв. В США в 1940-е гг. М. Наубург использовала в психотерапевтической работе с детьми рисуночные техники, рассматривая выражение ребёнком своих переживаний в изобразительной деятельности.

Суть арттерапевтического воздействия состоит в том, что эмоционально травмирующая ситуация при помощи разных средств искусства и художественной практики с помощью психотерапевта находит своё внешнее выражение, доводиться до катарсистической разрядки, вследствие чего облегчается состояние клиента.

Реабилитационные и коррекционные возможности искусства по отношению к подростку связаны прежде всего с тем, что является источником новых позитивных переживаний подростка, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения в том или ином виде искусства. А повышение эстетических потребностей детей и подростков, активизация потенциальных возможностей ребёнка в художественной практической деятельности и творчестве - это и есть реализация социально-педагогической функции искусства.

Социально-педагогическое направление реабилитационной, профилактической, коррекционной работы с подростками посредствам искусства осуществляется двумя путями:

· путём воспитания способности эстетически воспринимать действительность как непосредственно в жизни, так и через произведения искусства;

· путём деятельности, связанной с искусством (художественно-речевой, музыкальной, изобразительной, театрализовано-игровой).

Искусство, являясь фактором художественного развития, оказывает влияние на эмоциональную сферу ребёнка, при этом выполняя коммуникативную, регулятивную, катарсистическую функции. Участие подростка в художественной деятельности со сверстниками и взрослыми расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает профилактику, коррекцию, реабилитацию нарушений коммуникативной сферы и девиантного поведения. Подросток в коллективе проявляет индивидуальные особенности, что способствует формированию внутреннего мира ребёнка с проблемами, Утверждению в нём чувства социальной значимости.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.