Рефераты. Влияние родительских установок и реакций на проявление тревожности у детей младшего школьного возраста






104.большинство родителей предпочитают спокойных детей.

105.для молодой матери обязанности по воспитанию ребенка в тягость, так как они не позволяют ей реализовать себя в других сферах жизни.

106.нет никаких оснований, чтобы родители жили так, как они хотят, а детям запрещали это делать.

107.чем раньше ребенок поймет, что попусту потраченное время есть потерянное время, тем лучше для него.

108.если вы проявляете интерес к детским проблемам, то дети обычно сочиняют кучу историй, чтобы этот интерес поддержать.

109.мало кто из мужчин понимает, что их женам, воспитывающим детей, также хочется развлечься.

110.с ребенком что-то неладно, если он задает много вопросов о сексе.

111.замужняя женщина знает, что она должна взять на себя инициативу в ведении семейных дел.

112.маь должна быть уверена, что она знает все сокровенные мысли своего ребенка.

113.если вы делаете что-то вместе с детьми, то они чувствуют себя ближе к вам, и им будет легче общаться с вами.

114.ребенка следует, как можно раньше отлучать от груди и то бутылочки.

115.забота о маленьком ребенке доставляет столько хлопот, что нельзя ожидать, чтобы женщина справилась с этим одна.

Приложение 2

Шкала проявления тревожности Т.А. Немчина

Цель: измерение уровня тревожности у детей младшего школьного возраста

Опросник состоит из 50 утверждений. Он может предъявляться испытуемому либо списком, либо как набор карточек с утверждениями.

Инструкция: «Вам предлагается ознакомиться с набором высказываний, касающихся черт характера. Если вы согласны с утверждением, ответьте «да», либо «нет» - если не согласны. Долго не задумывайтесь, важен первый пришедший вам в голову ответ.

Вопросы

1. обычно я спокоен и вывести меня из себя нелегко.

2. мои нервы расстроены не больше, чем у других людей.

3. у меня редко бывают запоры.

4. у меня редко бывает головная боль.

5. я редко устаю.

6. я почти всегда чувствую себя вполне счастливым.

7. я уверен в себе.

8. практически я никогда не краснею.

9. по сравнению со своими друзьями, я считаю себя вполне смелым человеком.

10. я краснею не чаще, чем другие.

11. у меня редко бывает сердцебиение.

12. обычно мои руки достаточно теплые.

13. я застенчив не более, чем другие.

14. мне не хватает уверенности в себе.

15. порой мне кажется, что я ни на что не годен.

16. у меня бывают периоды такого беспокойства, что я не могу усидеть на месте.

17. мой желудок сильно беспокоит меня.

18. у меня не хватает духа вынести все предстоящие тревоги.

19. я хотел бы быть таким же счастливым, как другие.

20. мне кажется порой, что передо мной нагромождены такие трудности, которые мне не преодолеть.

21. мне нередко снятся кошмарные сны.

22. я замечаю, что мои руки начинают дрожать, когда я пытаюсь что-либо сделать.

23. у меня чрезмерно беспокойный и прерывистый сон.

24. меня весьма тревожат возможные неудачи.

25. мне приходилось испытывать страх в тех случаях, когда точно знал, что мне ничто не угрожает.

26. мне трудно сосредоточиться на работе.

27. я работаю с большим напряжением.

28. я легко прихожу в замешательство.

29. почти все время испытываю тревогу из-за кого-либо или чего-либо.

30. я склонен принимать все слишком в серьез.

31. я часто плачу.

32. меня нередко мучают приступы рвоты и тошноты.

33. раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство желудка.

34. я часто боюсь, что вот-вот покраснею.

35. мне очень трудно сосредоточиться на чем-либо.

36. мое материальное положение весьма беспокоит меня.

37. нередко я думаю о таких вещах, о которых ни с кем не хотелось бы говорить.

38. у меня бывали периоды, когда тревога лишала меня сна.

39. временами, когда я нахожусь в замешательстве, у меня появляется сильная потливость, что очень смущает меня.

40. даже в холодные дни я легко потею.

41. временами я становлюсь таким возбужденным, что мне трудно заснуть.

42. я - человек легко возбудимый.

43. временами я чувствую себя совершенно беспокойным.

44. порой мне кажется, что мои нервы сильно расшатаны и я вот-вот выйду из себя.

45. я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит.

46. я гораздо чувствительнее, чем большинство других людей.

47. я почти все время испытываю чувство голода.

48. ожидания меня нервируют.

49. жизнь для меня связана с необычным напряжением.

50. меня нередко охватывает отчаяние.

Приложение 3

Факторы, способствующие формированию контакта с ребенком

Для уступчивости характерны такие черты поведения родителей, как мягкость, неумение или неспособность руководить детьми. Требования таких родителей немногочисленны и ненастойчивы, а их распоряжения и приказания дети редко выполняют. В противоположность этой позиции доминирование, господство характеризуется непреклонностью родителей, тенденцией к ограничениям и суровости. Дисциплина и режим диктуются, к ним ребенок приучается под угрозой наказания, которое может быть суровым и даже жестоким, внешне возможно мягким, но фактически обидным и неприятным для ребенка, но в любом случае болезненно им воспринимаемым. При чрезмерной эмоциональной дистанции стремление родителей к контактам с ребенком не отличается достаточной интенсивностью. Слово «дистанция» употреблено для определения психической отдаленности родителей от ребенка [25, с.57].

Родители с «дистанцией» обращены не к ребенку, а против или вне его. Их контакты в основном поверхностны, родители или равнодушны, или сдержаны в проявлении своих чувств, или открыто выражают неприязнь к своему ребенку. Контакт с ним для родителей, скорее всего, неприятен, во всяком случае, не доставляет радости и удовлетворения. Чрезмерную концентрацию внимания родителей на ребенке характеризует их стремление постоянно быть около своего дитя, существовать исключительно для него, делать все возможное, чтобы весь дом «вертелся» вокруг ребенка. В таких случаях у отца и матери появляется потребность посвятить свою жизнь ребенку. Они требуют от него полного и частого общения, лишающего ребенка необходимой свободы. Причем родители откладывают все свои дела, как только ребенок появляется в поле их зрения. Постоянное навязывание контактов очень часто мешает развитию активности ребенка.

Родители, чрезмерно сконцентрированы на своем ребенке, склонны навязывать ему многочисленные предложения, поэтому ребенок находится под постоянным «обстрелом» их помыслов и действий. Одновременно родители бдительно следят за его поведением. Эмоциональная уравновешенность родителей является необходимым условием для хорошего контакта с ребенком и обращения с ним как формирующейся личностью.

Рассмотрим теперь, что способствует формированию контакта с ребенком. Прежде всего, это подход к детям без преувеличенной сосредоточенности внимания, но и без чрезмерной эмоциональной дистанции, то есть, необходим контакт свободный, а не напряженный или слишком слабый и случайный. Речь идет о таком подходе к детям, который можно охарактеризовать как уравновешенный, свободный, направленный к уму и сердцу ребенка, ориентированный на его действительные потребности. С другой стороны, это должен быть подход, основанный на определенной независимости, в меру категоричный и настойчивый, являющийся для ребенка опорой и авторитетом, а не властным, командным приказом или уступчивой, пассивной просьбой.

Нарушения контакта с ребенком проявляются в нескольких характерных формах. При чрезмерной дистанции возникает агрессивность, заключающаяся в том, чтобы «найти на него управу», не вникая в потребности ребенка или мотивы его поведения. При чрезмерной эмоциональной концентрации внимания к детям появляется упорное и твердое стремление родителей корректировать поведение ребенка, держать его при себе, ограничивать социальные контакты. Уступчивость не обязательно означает только подчинение родителей прихотям ребенка. Это может быть абсолютным подчинением ему всего своего существования, которое полностью зависит от требований и потребностей их дитяти. Такие родители почти перестают жить собственной жизнью. Уступчивые родители по отношению к ребенку демонстрируют свою пассивность, душевную отдаленность. Чаще всего они уклоняются от общения с ребенком, игнорируют его эмоциональные потребности. Указанные виды нарушений контакта с ребенком определяют основные типы неправильных позиций: отвергающая, уклоняющаяся, чрезмерно требовательная и чрезмерно оберегающая. При чрезмерной эмоциональной дистанции и доминировании родителей мы имеем дело с отвергающей позицией. Ребенок воспринимается родителями как «тяжкий груз». Они не любят ребенка и не желают иметь его, испытывают чувство разочарования и крушения их планов. Заботу о нем они считают неприятным делом. Позиция, отвергающая ребенка, характерна также при проявлении и таких негативных чувств, как порицание, постоянная критика ребенка, диктаторское, не допускающее возражений обращение с ним, нежелание вникать в мотивы его поведения или потребностей, руководство путем приказов, многочисленные требования и суровые наказания. При этом у некоторых родителей отсутствует признание каких-либо положительных качеств ребенка. Они не допускают даже некоторой доли снисходительности или терпимости в отношении его недостатков.

Противоположным является отношение к ребенку, когда родители принимают его таким, каков он есть: с его внешним видом, с его характером и умственными способностями. Такие родители действительно любят своего ребенка и не скрывают от него этого чувства. Контакт с ребенком для них приятен и дарит им радость и счастье.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.