Рефераты. Влияние родительских установок и реакций на проявление тревожности у детей младшего школьного возраста






Рекомендации:

1. родителям обоих полов стараться прибегать к одной и той же родительской установке и реакции;

2. родителям, воспитывающих детей с высоким уровнем тревожности, стараться уходить от гипер и гипоопеки;

3. расширить знания родителей в области стилей воспитания детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хотелось бы отметить, что проблема воспитания детей и проявление у них тревожности интересовала и интересует многих исследователей в области психологии и педагогики. В современных науках существует множество понятий «тревожность», мы останавливаемся на определении А.Н. Прихожан, на наш взгляд оно более полно раскрывает смысл понятия «тревожность».

Ребенок воспитывается многими обстоятельствами. Эффективное воспитание, отвечающее нуждами общества и самой личностью, возможно тогда, когда воздействия обстоятельств, взятых под контроль, будут управляемы.

Родительские установки и влияют на социализацию ребенка. И от того, как относятся родители к нему, зависит его поведение, отношение к сверстникам, окружающим.

Развитие и формирование личности младшего школьника - процесс социальный: ребенок занимает социальную позицию школьника; развитие и формирование личности осуществляется в процессе активной деятельности самого школьника; с поступлением ребенка в школу учение становиться видом деятельности. В отличие от игры оно носит обязательный, целенаправленный, общественно значимый и систематический характер; деятельность младшего школьника по отношению к его среде всегда является опосредованной отношениями с взрослыми и сверстниками. Основные психологические отличия младшего школьника от дошкольника - развитие произвольной регуляции деятельности и осознание своих изменений, произошедших в ходе учебной деятельности.

Таким образом, тревожность младших школьников может быть вызвана как внешними конфликтами, исходящими от родителей, так и внутренними - от самого ребенка. Поведение тревожных детей отличается частыми проявлениями беспокойства и тревоги, такие дети живут в постоянном напряжении, все время, ощущая угрозу, чувствуя, что в любой момент могут столкнуться с неудачами.

Подводя итоги исследования, хотелось бы отметить полученные результаты. В ходе исследования было выявлено, что дети младшего школьного возраста действительно характеризуются разными уровнями тревожности и на проявление определенного уровня тревожности влияют как личностные особенности, так и влияние определенной родительской установки. Можно сделать вывод о том, что большинство детей младшего школьного возраста характеризуются средним уровнем тревожности (21 человек) - это 72 %. Их отношения в семье удовлетворяют необходимые потребности, иногда лишь переживают за успеваемость в школе. С высоким уровнем тревожности - 6 человек (21 %). Такие дети обеспокоены взаимоотношениями с родителями, им не хватает либо резкого слова одного из родителей, либо самостоятельности в принятии каких-либо решений. С низким уровнем тревожности - 2 человека (7 %). Такие дети абсолютно не волнуются за свою жизнь. Они твердо уверенны, что их всегда поймут родители и дадут нужный совет. Чаще всего такие взаимоотношения характеризуются демократичностью в отношениях, что у нас и получилось.

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что гипотеза не подтвердилась.

ЛИТЕРАТУРА

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика: педагогика любви и свободы. - М.: Просвещение, 1993. - С. 13.

2. А папа мне разрешил! Как дети нами манипулируют. Что делать?/И. Кадльберт - Шмидт; [пер. с нем. Ю. О. Бема]. - М.: РИПОЛ классик, 2007. - С. 44, 46-47.

3. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. - М.: ЮНИТИ, 1984. - С. 37.

4. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: ВЛАДОС ПРЕСС, 2003. - С. 142.

5. Волков Б.С. Психология младшего школьника: Учебное пособие. М.: Академический проект, 2005. - С. 3.

6. Воспитание школьника в семье./Под ред.Т.А.Маркова. - М.: Народная асвета, 1979. - С. 16.

7. Гребенников И.В. Школа и семья. - М.: Педагогика, 1985. - С. 53.

8. Гуров В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей. - М.: Педагогическое общество России, 2006. - 4, 8-9, С. 43.

9. Давыдов В.В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте Возр. И пед. психология/ Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1973. - С. 38.

10. Джаймотт Х.Д. Родители и дети. - М.: РИПОЛ классик, 1986. - С. 63.

11. Каппони В., Новак Т. Сам себе взрослый, ребенок и родитель. - СПб.: Питер, 1995. - С. 26.

12. Климов Е.А. Психология: Учебник для средней школы. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - С. 200,202;251-252.

13. Ковалев А.Г. Психология семейного воспитания. - Минск: Нар. Асвета, 1980. - С. 46.

14. Корчак Я. Как любить детей. - Минск: ЮНИТИ, 1980. - С. 60.

15. Краткий психологический словарь/под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985. - С. 202.

16. Кэмпбелл Росс. Как на самом деле любить детей. М.Максимов. Не только любовь. - М.: Знание, 1992. - С. 48, 49.

17. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. - М.: Культура и спорт, 1991. - С. 35.

18. Лисина М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни// Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. - М.: Классик, 1978. - С. 17.

19. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: Учеб. пособие для студ. высш. уч. Заведений. - М.: Академия, 2003. - С. 23.

20. Луначарский А.В. О социальном воспитании// Луначарский А.В. О воспитании и образовании/ Под ред. А.М. Арсеньева и др. - М.: Политиздат, 1976. - С. 42.

21. Мардахаев А.В., Матейчек З. Родители и дети: Книга для учителя: Пер. с чеш. - М.: Просвещение, 1992. - С. 37, 40; 228-233.

22. Могилевская Г.Л. Семейный климат. - М.: Педагогика, 1973. - С. 53.

23. Особенности психического развития детей 6-7- летнего возраста/ Под ред. Д.Б. Эльконина, А.П. Венгера; Науч-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. Пед. наук СССр. - М.: Педагогика, 1988. - С. 48.

24. Острогорский А.Н. Семейные отношения и их воспитательное значение// Избр. пед. соч./ Под ред. М.Г. Данильченко. - М.: Знание, 1985. - С. 38.

25. Пинт А.О. Это вам, родителям. Книга вторая. Размышления над письмами. Изд. 2-е. - М.: Знание, 1979. - С. 57,58;65;173.

26. Пономарев Я.А. Знание, мышление и умственное развитие. - М.: Педагогика, 1967. - С. 27.

27. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - С. 325-330.

28. Психологический словарь/ Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца и др.; Науч.- исслед. ин-т общей и пед. психологии Акад. наук СССР. - М.: Педагогика, 1983. - С. 86, 374.

29. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений/ Е.И. Арматова и др.; Под ред. Е.Г. Силяевой. - 3-е изд. - М.: Академия, 2005. - С. 89-94.

30. Психология семьи: учебный практикум для студ. сред. проф. пед. учеб. заведений / Авт. - сост. О.Н. Неклюдова / Под ред. к.п.н., доц. А.А. Огарков - Тотьма, 2007. - С. 25-26.

31. Сатир В. Как строить себя и свою семью/ Пер. с англ. - М.: Политиздат, 1992. - С. 8-9, 41.

32. Семейные взаимоотношения и их влияние на развитие личности ребенка/ Н. Листратенко// Социальная педагогика №2. Технология и практика. - М, 2006. - С. 88.

33. Семья в современном социуме (конец 20 - начало 21 веков). Монография в 2-х частях: Часть 1/Под общ. Ред. Т.В. Лодкиной. 2-е изд. - Вологда: ООО ПФ Политиздат, 2007. - С. 9-11.

34. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - С. 27.

35. Спиваковская А.С. Как быть родителями: (О психологии родительской любви). - М.: Педагогика, 1986. - С. 8.(Педагогика родителям).

36. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. - М.: Политиздат, 1987. С. 62.

37. Теплов Б.М. Психология: Учебник для средней школы. Изд. 8-е. - М.: Просвещение, 1954. - С. 27.

38. Фромм А. Азбука для родителей. - СПб.: Лениздат, 1991. - С. 246;289-290.

39. Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни: Учеб. пособие для учащтхся ст. классов/ Сост. И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько. - М.: Просвещение, 1987. - С. 8-12;197,200.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Тест «Методика изучения родительских установок» PARI Е.С. Шефер, Р.К. Белл

Инструкция родителям: «Прочтите каждое утверждение, данное ниже, и оцените каждое из них следующим образом: С - полностью согласен; с - почти согласен; н - скорее не согласен; Н - полностью не согласен.

Здесь нет правильных и неправильных ответов, поэтому Вы отвечаете согласно своему мнению. Очень важно, чтобы Вы ответили на все вопросы. Многие утверждения будут казаться похожими, но все они необходимы, чтобы уловить слабые различия во взглядах».

1. детям можно не соглашаться с мнением родителей, если они чувствуют, что их суждения более верные.

2. хорошая мать должна оберегать ребенка даже от незначительных жизненных трудностей.

3. для хорошей матери дом - это самое главное.

4. некоторые дети настолько плохи, что страх перед взрослыми может только послужить их благу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.