Рефераты. Влияние общественных норм и социальных институтов на социализацию подростков






6. Феномен феральных людей или несоциализированность

На что были бы похожи дети, если бы каким-то образом росли без влияния со стороны взрослых? Очевидно, ни одна гуманная личность не может пойти на такой эксперимент и вырастить ребенка вне человеческого окружения.

Очень многое человек наследует не только от своих далеких животных предков, но и от своих непосредственных предков - родителей и их родителей. Если бы это было иначе, то вряд ли его удалось бы научить логическому мышлению и символическому языку. Ведь не может же этому обучиться обезьяна, несмотря на все старания ученых.

Степень биологически закрепляемой социальной готовности человека очень высока. И все же ее нельзя преувеличивать. Однако некоторые ученые полагают, что поскольку все необходимое для социализации заложено в генах, человек остается самим собой, в какую бы среду его не поместили. Их уверенность поколебалась встреча так называемыми феральными людьми.

Феральные люди - существа, выросшие в изоляции от людей и воспитанные в сообществе животных. Термин придумал в XVIII веке шведский ученый Карл Линней. Одичавших, неоцивилизованных людей называют еще «маугли» или «детьми джунглей». В Индии были обнаружены две девочки - восьмилетняя Камала и полуторагодовалая Амала, воспитанные волками. В 1938 году на ферме в Пенсильвании обнаружили пятилетнюю девочку Анну. Все трое имели нормальные биологические предпосылки к успешной социализации, но были изолированы от нормальной социальной среды.

У них отсутствовала связная речь, мышление, человеческие чувства. Дети, найденные в логове зверей, были хорошо приспособлены к передвижению на четырех ногах; притрагиваясь к еде - мясу или молоку, они предварительно ее обнюхивали; испытывая жажду, они облизывали зубы; дети испытывали сильный страх перед огнем и не когда не смеялись. «Маугли» доказали, что оставленный на произвол судьбы человек перестает быть человеком. События отдают его во власть природных сил, дремлющих в человеке и готовых пробудиться, как только исчезнут культурные «оковы». Человеческому детенышу не помогает запас генов, унаследованных от родителей.

Когда детей-зверенышей возвратили в общество, они смогли усвоить лишь элементарные навыки, овладеть устной речью, состоящей из 30 слов. Но этого не произошло, если бы не генное наследство, биологическая предрасположенность к обучению. Они так и не научились дружить, улыбаться, абстрактно мыслить, вести беседу. В человеческом обществе они прожили не более 10 лет.

“Авейронский дикарь”

9 января 1800 года близ деревни Сен-Серин в Южной Франции из леса вышло странное существо. Несмотря на то, что оно передвигалось прямо, оно походило больше на животное, чем на человека, хотя вскоре в нем опознали мальчика подросткового возраста. Он изъяснялся только пронзительными, странными звуками. Мальчик не имел представления о личной гигиене и облегчался там, где ему этого хотелось. Его передали местной полиции, затем поместили в местный приют. Первое время он постоянно пытался убежать, причем обратно его возвращали с трудом, и не мог примириться с необходимостью носить одежду, срывал ее с себя. Никто не обратился за ним и не признал себя его родителями.

Медицинское обследование ребенка не выявило у него никаких существенных отклонений от нормы. Когда ему показали зеркало, он, по-видимому, увидел отражение, но не узнал себя.

Позднее мальчика доставили в Париж, где предпринимались систематические попытки превратить его “из зверя в человека”. Это удалось лишь отчасти. Его приучили соблюдать элементарные гигиенические нормы, он стал носить одежду и научился самостоятельно одеваться. И все же его не интересовали ни игрушки, ни игры, он так и не смог овладеть больше чем несколькими словами. Насколько можно судить по детальному описанию его поведения и реакции, это не было вызвано умственной отсталостью. Казалось, он либо не хочет освоить человеческую речь, либо не может. В дальнейшем своем развитии он достиг немногого и умер в 1828 году в возрасте примерно сорока лет.

Рассматривая случаи обнаружения «маугли» нельзя не отметить, что это случаи далеко не единичные в нашем, как мы говорим, современном и цивилизованном мире. В современном мире с потерянной моралью мы не редко можем узнать о современных «маугли» выросших в городских квартирах и так не вступивших на путь социализации по вине, как ни странно, своих родителей.

В основном к несоциализированным людям относятся дети и подростки. Они являются «потерянными» для общества. Старше подросткового возраста несоциализированные индивиды просто, в большинстве случаев, не доживают. Это указывает на тот факт, что социализированность индивида является необходимым условием выживания человека и установлен тот факт, что социализация начаться ни в детском и не, тем более, в подростковом возрасте - это лишь этапы социализации. Сам же процесс социализации начинается с самого рождения человека и заканчивается лишь с его смертью. Процесс социализации обладает ещё одной уникальной особенностью: он может оборваться на ранних стадиях, по разным причинам, но он не может быть восстановлен ни на каком из последующих этапах «развития» индивида. С утратой способности социализироваться индивид теряет возможность стать личностью и обрести своё место в обществе.

7. Место адаптации и адаптированность в процессе социализации

Традиционно считается, что основной составляющей и механизмом процесса социализации является адаптация. Термин «социальная адаптация» обозначает сложный процесс взаимодействия индивида и общества (в узком смысле) или процесс, посредством которого индивид или группа достигают состояния социального равновесия в смысле отсутствия переживания конфликта со средой (в широком смысле).[14, 9стр.] Под влиянием этого процесса человек обретает черты социальности, становится полноправным членом общества. Нельзя стать существом социальным, не имея для этого внутренних предпосылок, под влиянием одних только внешних условий. Да и степень социальности взрослого, не говоря уже о подростков, далека от полного стопроцентного слияния с социумом, иначе не существовало бы проблем дезадаптации, проблем корректировки асоциальных форм поведения, человек не переживал бы свою инородность в мире себе подобных, не мучался бы от того, что его не понимают другие.

Существует достаточно устоявшееся мнение, что мера социальности человека мала в момент его появления на свет и существенно возрастает в ходе его социального развития, которое протекает исключительно в социальной среде и при посредстве ее. Поэтому младенец - существо просоциальное, его социальным качествам еще предстоит развиться. Взрослый же - существо социальное, взращенный в обществе себе подобных и ставший одним из них. Подросток находится же на грани просоциальности и существовании в обществе на равных правах с остальными. Адаптация требует от подростка активности в освоении общественных предписаний, существующие для того, чтобы происходила его развитие в плане освоения норм, правил жизнедеятельности социума. Адаптация предполагает гибкость при встречи с новыми условиями, а не просто принятие социальных норм. Адаптированность поведения характеризуется проявлением инициативы, определением собственного будущего. [13, 23стр.] На мой взгляд, адаптированность поведения характерна подросткам современной Беларуси: это характеризуется проявлением инициативы во всех сферах жизнедеятельности общества со стороны подрастающего поколения. Современные подростки категорично не желают оставаться за рамками жизни социума, а наоборот стремятся быть её активными участниками по сравнению с подростками более ранних времен, скажем периода СССР.

Результатом адаптации может быть как социальная адаптированность, так и дезадаптация. Термин «дезадаптация» означает состояние, в котором оказывается личность в процессе нарушения её адаптации в социальной среде.[15, 31стр.] Дезадаптация выражается в неспособности человека в адаптации к собственным потребностям. Для подросткового возраста стала характерна временная дезадаптация: ситуация, когда подросток оказывается в новом коллективе (например, переход в новую школу, приезд в лагерь), в котором роли членов для подростка ещё не определенны. В процессе освоения в коллективе, знакомство с её членами дезадаптация проходит.

Общественно-социальное становление и развитие личности, как мы отмечали ранее, принято называть социализацией. Т. Парсонс и Р.Мертон понимают под социализацией процесс полной интеграции личности в социальную систему путем приспособления или адаптации к последней. Таким образом, понятия адаптация и социализация оказываются здесь неразрывно связанными. Термин «адаптация» означает приспособление человека к условиям социальной среды. У подростков это приспособление выражено наиболее ярко: уже не ребенок, но еще и не взрослый он только начинает входить в общество, где царят свои порядки и законы, тут ему и приходиться приспособляться к новым условиям. Под результатом социализации при этом понимается различная степень адаптированности личности к разнообразным социально-типичным ситуациям, микро - и макрогруппам, членом которых является индивид. От уровня адаптированности подростка в социуме зависит его дальнейшая жизнь: сможет ли он принять условия жизни в обществе или может он станет пренебрегать нормами поведения или совсем не сможет освоиться в обществе.

Поскольку социальная адаптация протекает в условиях социального взаимодействия людей, то степень адаптированности подростка к группе или социуму будет определяться, с одной стороны, свойствами социальной среды, а с другой - его собственными свойствами и качествами. К числу социальных (или средовых) факторов, определяющих успешность адаптации, относятся однородность группы и их социальное положение. К личностным или субъективным факторам - уровень тревожности, самооценка подростка, степень идентификации себя с группой или иной социальной общностью и приверженности ей.

Можно сказать, что социализация не может проходить без таких явлений как адаптация и адаптированность. Они составляют основную часть этого процесса. Социализация подростка неразрывно связана с его адаптацией к окружающему миру, принятия себя как полноправного члена общества, в котором он живет и чувство комфорта среди людей. Так что адаптированность является существенной частью процесса социализации подростка, являясь так называемой «дверью» в общество.

Заключение

Рассмотрев все аспекты социализации подростков, влияние на этот процесс разнообразных агентов и институтов социализации необходимо подвести итог.

Мысль о том, что человек не может жить вне общества, теперь уже ни у кого не вызывает сомнения. А значит, и цивилизованное существование человека не возможно вне окружающей его культуре. Рождаясь, человек не выбирает своих родителей, ту культурно-историческую среду, в которой ему предстоит прожить свой век. Условием для нормальной жизнедеятельности подростка в обществе является овладение накопленными в ходе истории знаниями, умениями, ценностями, поскольку каждый человек - необходимое связующее звено в эстафете поколений, живая связь между прошлым и будущим человечества.

Любому обществу, любой культуре небезразлично, какой выбор сделает личность, поэтому во все века и поныне подростка самыми разными способами учат, наставляют, упрашивают, подстрекают, угрожают, бранят, поощряют, берегут, подавляют, заставляют.… Если бы подросток в такой «пестрой среде» культурного воздействия подчинялся бы всем призывам и любому нажиму, то он неизбежно был бы вовлечен в вихрь хауса, духовно расколот на сотни и тысячи частей. Но этого не происходит.

Сохранить свою неповторимость, остаться самим собой даже в исключительно противоречивых условиях подросток может лишь в том случае, если он сформировался как личность. Быть личностью - значит иметь способность ориентироваться в многообразии знаний и ситуаций и нести ответственность за свой выбор, уметь противостоять многим отрицательным воздействиям.

Чем сложнее мир и богаче палитра жизненных устремлений, тем актуальнее проблема свободы выбора собственной жизненной позиции.

Не нужно особого воображения, чтобы представить, сколь мощный поток информации обрушивается сегодня на подростка, с какой силой воздействует он на его сознание и чувства. В этой ситуации особое значение приобретает избирательное отношение к источникам информации, к ее содержанию, а такое отношение напрямую зависит от мировоззрения личности, степени развития ее мышления, системы ценностных ориентаций.

Суть заключается в новой постановке коренных вопросов: если прежде был вопрос: «Какой человек нужен обществу?», то сегодня к нему прибавляется еще один: «Какое общество должно быть в современном мире, чтобы дать подростку, как представителю будущего поколения, тот багаж знаний, который так необходим ему для нормального сосуществования с другими людьми, не нанося ущерб его человеческому достоинству?» Специалисты разных областей ищут ответ на этот вопрос.

Процесс социализации подростка протекает в основном под влиянием группового опыта. При этом подросток формирует свой Я - образ на основании того, как о ней думают, как оценивают другие. Для того чтобы такое восприятие было успешным, подросток принимает на себя роли других и глазами этих других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир. Формируя свой Я - образ, подросток социализируется. Однако не существует ни одного одинакового процесса социализации и ни одной одинаковой личности, так как индивидуальный опыт каждой из них уникален и неповторим.

ЛИТЕРАТУРА

1. М.В. Салтыкова- Волкович «Социализация подростков в сфере неформального общения».- ГрГУ 2003 год

2. «Энциклопедический социологический словарь»\ Под ред. Г.В. Осиповой. - М.:ИСПИРАН, 1995. - С.686.

3. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов. - М: ACADEMIA, 1999.- 184 с.

4. Энтони Гидденс «Социология» (электронный вариант)

5. Курсовая работа «Социализация подростков» МАИ, Москва 1996год (vipreferat. ru)

6. П.С. Самыгин «Девиантное поведение молодёжи» Ростов - на - Дону «ФЕНИКС» 2006г.

7. В.Г. Немировский «Общая социология» Ростов - на - Дону «ФЕНИКС» 2004г.

8. А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин « Социология»; «Питер» 2006г.

9. А.Н. Елсуков «Социология» Минск, ТетраСистемс,2004г.

10. С. И. Ожегов « Словарь русского языка» Москва «РУССКИЙ ЯЗЫК» 1988г.

11. Э. Дюркгейм « Метод социологии» - Киев; Харьков, 1899г.

12. Кравченко А.И. Учебное пособие для вузов. - 3-е изд.- М.: Академический проект, 2001.

13. Анфалова И.В. « Особенности и противоречия социальной адаптации подростков девиантного поведения: социологический анализ». (статья) Екатеринбург 2007 год

14. Налчаджян А.А. « Социально - психологическая адаптация личности» Ереван, 1988 год

15. Кон И.С. «Социология личности» М., 1967

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.