Рефераты. Влияние общественных норм и социальных институтов на социализацию подростков






Влияние общественных норм и социальных институтов на социализацию подростков

31

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»

Факультет истории и социологии

Кафедра социологии и специальных социологических дисциплин

КУРСОВАЯ РАБОТА

ВЛИЯНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ НОРМ И СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКОВ

студентки 2 курса специальности

«Социология»

дневной формы обучения

Литвинова Евгения Владимировна

Научный руководитель:

кандидат социологических наук

доцент кафедры социологии и

специальных социологических дисциплин

Богуш Татьяна Александровна

Гродно 2008

ОГЛАВЛЕНИЕ

  • Введение 3
  • 1. Подростки как объект исследования. 6
  • 2. Сущность социализации 9
  • 3. Агенты социализации 12
    • 3.1 Семья 12
    • 3.2 Школа 14
    • 3.3 Отношения со сверстниками 16
    • 3.4 Средства массовой информации 18
  • 4. Десоциализация и ресоциализация. 21
  • 5. Феномен феральных людей или несоциализированность. 23
  • 6. Место адаптации и адаптированность в процессе социализации 26
  • Заключение 29
  • ЛИТЕРАТУРА 31

Введение

Проблема: необходимость осознания проблемы социализации подростков в современном мире

Предмет исследования: социализация подростков и влияние разнообразных факторов на этот процесс

Объект исследования: подростки и факторы социализации, влияющие на формирование личности подростка

Изучение проблем социализации подростков является одним из направлений социологии молодёжи - интересной отрасли, которая в наше время становится очень значимой для общества.

Тема социализации подрастающей личности, вхождение личности в общество всегда находилось в поле зрения ученых различных направлений: философов, социологов, психологов, педагогов. Важным этапом для социализации личности является подростковый и юношеский возраст. Говоря о подростках нельзя не задать вопрос: «Кого мы будем определять как подростка?» Подросток - мальчик или девочка в переходном возрасте от детства к юношеству в возрасте 12-16 лет.[10,439с.] Подростковый возраст составляет важный и сложный этап в общем процессе социализации. В это время у подростков формируется сознательное поведение, нравственные представления и социальные установки. С одной стороны это заключительный период детства, а с другой, подросток стоит на пороге взрослой жизни. Достигнутый уровень психического развития, возросшие физические и духовные возможности вызывают у подростка потребность в самостоятельности, самоутверждении, признании со стороны взрослых. В подростковом возрасте развивается самосознание, активизируется ценностно-ориентационная деятельность.

Анализ концепций социализации сводится к двум подходам. Сторонники первого рассматривают социализацию как процесс адаптации индивида к обществу, при этом предполагают пассивную позицию личности в социализации. Типичным представителем этого направления является французский социолог конца ХIХ века Э. Дюркгейм. Суть позиции Э. Дюркгейма - признание за обществом активного начала и приоритета его перед человеком в процессе социализации.[11, 12-13с.] Исследователи, стоящие у истоков теории социального развития, полагали, что социализация представляет собой лишь аккумулирование индивидом социальных ролей, норм и ценностей того общества, к которому он принадлежит. Американский ученый Т. Парсонс определял социализацию как интернализацию культуры общества. Согласно его взглядам, человек «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими». По Т. Парсонсу, социализированный индивид может не только исправно функционировать в общественной системе, но и находит в этом функционировании удовлетворение своих индивидуальных потребностей. Сторонники второго направления подчеркивают активную позицию человека в процессе социализации. Основоположниками этой теории можно считать американских ученных Ф. Знанецкого, Ч.Х. Кули, У.И. Томаса, Дж.Г. Мида.

Социологи (П. Бурдье, В.Л. Сандригайло и др.) называют социализацией индивида процесс включения в систему общественных отношений посредством наделения его общественными свойствами, процесс духовного воспроизводства и развития общества с помощью социального становления молодого поколения. В «Энциклопедическом социологическом словаре» социализация определяется как «процесс включения индивида в социальную практику, усвоение образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, приобретение им социальных качеств, необходимых для успешного функционирования и развития в данном обществе».[2, 686с.]

Представленное многообразие точек зрения на проблему социализации свидетельствует о сложности данного социального феномена. Можно выделить следующие черты в данных определениях:

во-первых, социализация понимается как процесс взаимодействия личности и общества;

во-вторых, констатация того, что человек в ходе социализации усваивает, приобретает качества, позволяющие ему приобщить к сложившимся формам общественной жизни.

Существует много различных концепций социализации личности: социологические, социально-психологические, антропологические, культурологические и др. Среди социологических можно назвать теорию перенятия социальных ролей, структурно-функциональную, теорию социального действия, теорию социальной дифференциации и интеграции и др.

Итак, результаты анализа отечественной и зарубежной литературы позволяют сделать вывод о том, что обычно социализацию рассматривают, с одной стороны, как процесс усвоения социальных связей, с другой - как процесс воспроизводства личностью социального опыта.

1. Подростки как объект исследования

Юность завершает активный период социализации. Подростков еще называют тинэйджерами(teen- в английском это суффикс числительных от13 до 19. Age - возраст. Значит, в буквальном смысле teenager в переводе с английского - человек 13-19 лет). В этом возрасте происходят важные физиологические изменения (одно из них - наступление половой зрелости), которые влекут за собой определенные психологические сдвиги: появление влечения к противоположному полу, агрессивность, зачастую немотивированная, проявляются склонность к не обдуманному риску и не умение оценить степень его опасности, подчеркнутое стремление к независимости и самостоятельности.[3, 24стр.]

Психофизиологические изменения не могут не повлиять на ход и содержание социализации. Склонность к инноватике и творчеству, непризнание всех и всяких авторитетов, с одной стороны, подчеркнутая автономия и независимость - с другой, порождают особое явление, которое называется молодежной субкультурой. Она ассоциируется с тремя главными негативными чертами, явлениями-символами: наркотиками, сексом и насилием. Подростковый период называют «трудным возрастом», «переломным периодом». Его содержание заключается в изменении поведенческих характеристик: от почти полного послушания, свойственного малым детям, юноши переходят к сдержанному послушанию - скрытому не повиновению родителям. Если раньше, будучи детьми, они смотрели на мир глазами своих родителей, то теперь они ведут как бы двойной счет: у подростков и юношей выстраивается параллельная система ценностей и взглядов на мир, которая частично пересекается позицией родителей, а частично - с взглядами сверстников. Осознанием своего «Я» происходит как осмысления своего места в жизни родителей, друзей, окружающего социума. Одновременно наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни. Подростки и юноши более восприимчивы к негативным оценкам окружающих, особенно если они касаются одежды, внешнего вида, манер поведения, круга знакомств, то есть всего того, что составляет социальную среду и социальную символику «Я». Гипертрофированная самостоятельность находит выражение в подчеркнутой резкости собственных оценок: для многих тинэйджеров «хорошо» и «правильно» только то, что им нравится.

Трудности социализации в этот период связаны с тремя главными обстоятельствами:

несовпадением между высоким уровнем притязаний (стремление стать героем, прославиться) и низким социальным статусом, который задан их возрастом;

несовпадением старого стиля родительства, ориентированного на то, что для матери сын и дочь всегда остается ребенком, и новых потенциальных возможностей тинэйджеров, заданных их психофизиологическим повзрослением;

противоречие между усилившейся ориентацией на самостоятельность и усилившейся зависимость от мнения и поведения сверстников.

Социальные статусы родителей и подростков по-прежнему несовместимы: родители зарабатывают на жизнь, несут моральную и правовую ответственность за детей и неприкосновенность имущества, участвуют в общественной и производственной жизни. Взрослые - собственники, распорядители, опекуны, производители, законодатели, потребители, защитники и т.д. А тинэйджеры экономически несамостоятельны, они все еще требуют социальной защиты и не выступают участниками правонарушений. Их ролевой диапазон крайне ограничен. Они не являются собственниками, распорядителями, производителями, законодателями. Они - лишь потребители. Хотя в правовом смысле они могут принимать жизненно важные решения, в психологическом плане тинэйджеры созрели для них. Но родители ограничивают их. В этом и заключается противоречие.

В связи с этим социологи говорят о ролевом бесправии тинэйджеров - меньшем объеме прав и обязанностей по сравнению с взрослыми. Обладая меньшими возможностями, тинэйджеры сталкиваются с таким глобальными мировоззренческими и нравственными проблемами, которые в зрелом возрасте решены. Недостаток жизненного опыта вынуждает их совершать гораздо больше ошибок, чем это делает взрослые, дети или старики. Но главное не в количестве, а в качестве ошибок, серьезности их последствий: преступность, употребление наркотиков, алкоголизм, половая распущенность, насилие над личностью. Многие тинэйджеры бросают школу, в результате нарушается естественный процесс социализации. Недополучение знаний сразу сказывается на экономическом положении, подростки на экономическом положении, подростки и юноши оказываются в худшей ситуации на рынке труда. В развитых странах уровень безработицы среди 18-летних в 3 раза выше, чем у взрослых.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.