Рефераты. Техгологии помощи детям из неблагополучных семей






Предмет особой заботы - ситуация детей, оставшихся без попечения родителей.

За годы существования в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по мере накопления опыта приоритетным направлением деятельности остаются вопросы реабилитации и содействия жизнеустройству воспитанников.

Способы реализации этих функций учреждений не статичны, они изменяются в соответствии с новыми условиями, появлением новых технологий и форм социального обслуживания несовершеннолетних[12].

Новой формой социального обслуживания в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, стало создание в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, групп длительного пребывания детей.

Это дает возможность не просто продлить срок пребывания в них ребенка, но и предоставить необходимые условия для социализации, главная цель которой - вступление в полноценную самостоятельную жизнь. Группы длительного пребывания представляют собой постреабелитационный этап по включению воспитанника во все сферы жизнеобеспечения, переход к самостоятельному образу жизни под мягким патронажем специалистов.

Одним из основных направлением деятельности учреждений по решению проблемы семейного жизнеустройства воспитанников учреждений является сохранение для ребенка кровной семьи. Возвращение в кровную семью отвечает острой потребности самого ребенка жить в окружении близких, родных людей. По данным Мин.здравоохранения и социального развития России, на 1 января 2005 года 69,9 процентов воспитанников специализированных учреждений воссоединились с родителями[2].

Однако повторные обращения детей в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, говорят о случаях поспешности возвращения ребенка родителям, неадекватной оценке изменений в семье, просчетов в патронаже, слабой помощи специализированному учреждению со стороны других структур.

Традиционные формы замещающей семьи - усыновление или опека - не в состоянии помочь всем нуждающимся детям. Набирает силу приемная семья, но и она не может решить проблему семейного жизнеустройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, полностью.

Все большее значение в работе учреждений по восстановлению социального статуса воспитанников приобретает такая социальная технология, как организация семейных воспитательных групп. Эта специфическая социальная технология и новая форма социальной услуги детям и гражданам, желающим воспитывать чужого ребенка.

Семейная воспитательная группа не является формой семейного устройства ребенка. Его опекуном по-прежнему остается государство. Но пребывание ребенка в данной группе приобщает его к семейному воспитанию, что крайне важно для восстановления его социального статуса[18].

Семейная воспитательная группа органично совмещает:

· интерес ребенка - жить и воспитываться в семье, получить право на персональную любовь и заботу;

· интерес воспитателя - реализовать потребность растить дитя, избранное по обоюдному желанию, и получить рабочее место без отрыва от дома;

· интерес учреждения - решение проблемы компенсации семейного влияния на воспитанника, а в лучшем случае - закрепление его в семье воспитателя надолго.

Семейная воспитательная группа - гибкая и динамичная форма социального обслуживания ребенка - становится для него семейным домом в разных ситуациях (единственный родитель помещен в больницу, находится в местах заключения, но не теряет связь с ребенком; с кровной семьей специалисты учреждения ведут разностороннюю работу по выводу ее из кризисной ситуации, но для этого требуется время; для ребенка найден потенциальный усыновитель, но процесс оформления длителен, а ребенка нужно готовить к этому событию, к жизни в новых условиях, и семейная группа может взять на себя эту функцию).

Семейная воспитательная группа “привязана” к специализированному учреждению. Наличие специалистов разного профиля, знакомых с проблемами воспитанников, контакты с ними будущего воспитателя дают возможность принять взвешенное решение, обоснованно осуществить выбор детей, принимаемых семьей, подготовиться к новой роли, получать разностороннюю систематическую или экстренную социальную, педагогическую, психологическую помощь. Особый смысл имеет и сохранение контактов детей со специализированным учреждением.

Возникновение первых семейных групп в “Воспитательном доме” (Санкт-Петербург) относится к 1993 году. Сейчас органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований открывают их в разных регионах Российской Федерации. В 1999 году таких регионов насчитывалось 16, к концу 2000 года их было 24, в 2002 году - около 40[21].

Процесс адаптации ребенка в семейной группе осуществляется не без проблем. Однако уже можно говорить о том, что эта форма семейного воспитания дает разносторонний социальный эффект. В подавляющем большинстве семейных групп наблюдается положительная динамика в состоянии здоровья, развития и социальной адаптации детей.

Выявляется отчетливая тенденция к изменению социального статуса семейных воспитательных групп и их воспитанников, В отдельных территориях отмечается высокий процент закрепления детей в семьях воспитателей.

Таким образом, на практике семейная воспитательная группа становится переходной ступенью к опеке, усыновлению или приемной семье. Благодаря переходу детей в семейные группы улучшается размещение воспитанников в приютах, расширяется их жизненное пространство, создаются более благоприятные условия их социальной реабилитации.

Организация семейных групп создает дополнительные рабочие места для граждан, что в условиях падения жизненного уровня населения, возросшей безработицы также немаловажно[12].

Есть и экономический эффект. Данные из разных территорий убедительно свидетельствуют, что содержание ребенка в семейной группе обходится государству в 2 раза дешевле, чем в социальном приюте.

Развивающейся формой предоставления долговременной помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, стал социальный патронаж семей как инициируемая и специально создаваемая учреждением система взаимоотношений с семьей на основе ее долгосрочного обслуживания и предоставления комплекса услуг. В последнее время социальный патронаж получает все большее признание и распространение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе анализа, произведенного в курсовой работе можно говорить о следующих тенденциях в оказании социальной помощи детям из неблагополучных семей:

1. Оказание помощи этой категории детей может осуществляться как в учреждениях интернаторного типа, так и в условиях семьи. При этом приоритетность отдается воспитанию таких детей в семье.

2. Использование «командного подхода», который предполагает профессиональный, системный подход к социальной работе с семьей в целом, что весьма эффективно.

3. Широкое распространение в последнее время получило использование концепции «самопомощи» при работе с этой категорией людей.

4. Многочисленные исследования содействуют все более широкому использованию индивидуальных реабилитационно - коррекционных программ, которые учитывают потребности ребенка и пожелания семьи. Это будет содействовать более эффективному оказанию помощи.

5. Система социализации должна охватывать все сферы жизнедеятельности. При этом особое внимание уделяется социальной и профессиональной ориентации, что имеет немаловажное значение для развития у ребенка навыков независимой самостоятельной жизни.

6. Особое значение, по моему мнению, имеет изменение общественного мнения в отношении детей из неблагополучных семей. Это должно являться первостепенной задачей социальной политики, однако, в нашей стране этому вопросу не уделяется должного внимания.

7. Одним из самых важных, на мой взгляд, является обеспечение полноценного образования для детей. Особую роль в этом играет интегрированное обучение, которое закреплено законодательством. Оно способствует решению ряда задач: образовательных, формирования отношений в семье.

         Необходимо отметить, что распоряжением Губернатора области от 24 августа 2005 года № 592-р предусмотрена разработка областной целевой программы на 2006-2010 годы «Социальная поддержка детей из неблагополучных семей» для обеспечения комплексной защиты прав лиц данной категории. Программа должна предусматривать мероприятия: по предупреждению социального сиротства; создание условий для оказания комплексной (социальной, правовой, медицинской, психолого-педагогической) помощи и поддержки малоимущим семьям, например, в виде создания центров помощи семье; внедрение и развитие различных форм семейного устройства и воспитания детей (приемная, патронатная семья, семейно-воспитательная группа и др.); создание условий для повышения квалификации психолого-педагогических кадров, социальных работников и другие мероприятия.

     Гипотеза, поставленная в начале работы несомненно подтвердилась. Идет не только формирование работы с детьми, но и практическое применение новых технологий  помощи, что говорит о прорыве в области социальной защиты.   

Кроме того, очень важным направлением работы является формирование семейной политики, нацеленной на укрепление семьи, как социального института, пропаганда семейных ценностей в средствах массовой информации, что отмечали и участники «круглого стола» о демографической ситуации в области, который проводился 19 апреля 2005 года. Органами управления образованием и социальными педагогами учреждений образования осуществляется комплексная работа с родителями и детьми в целях решения проблем семьи; оказывается помощь лицам, родителей, в воспитании, обучении и организации летнего отдыха детей.           

В целом, очевидно, что проблемы, связанные с положением детей из неблагополучных семей, требуют целенаправленных, скоординированных усилий государственных и общественных институтов. Что главной целью политики государства является выработка предложений и необходимых мер по решению существующих проблем и улучшению ситуации, а также закрепление их Семейном кодексе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.