Рефераты. Техгологии помощи детям из неблагополучных семей






Помимо разноплановой деятельности органов опеки и попечительства, защищать детей должны: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы внутренних дел, прокуратура, Уполномоченный по правам человека в РФ и уполномоченные по правам ребенка в субъектах РФ. На сегодняшний день институт уполномоченного по правам ребенка введен в 11 субъектах РФ [8]. Функции уполномоченного по правам ребенка заключаются в том, чтобы обеспечивать государственную защиту прав, свобод и законных интересов ребенка. Предполагается, что главное внимание уполномоченный сосредоточит на защите интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также тех детей и подростков, которые оказались в трудной жизненной ситуации [9]. В настоящее время в Государственной Думе РФ рассматривается вопрос о принятии закона «Об Уполномоченном по правам ребенка в Российской Федерации». Однако в связи с тем, что Госдума до сих пор не разработала и не утвердила минимальные государственные стандарты уровня жизни детей, коими должен руководствоваться в своей работе уполномоченный, а полномочия его ограничены действиями рекомендательного характера, создание этого института не сможет реально повлиять на гарантирование прав ребенка.

Нарушения прав детей. На протяжении нескольких лет основными проблемами в этой области были нарушения прав несовершеннолетних на образование, на семейное воспитание, на защиту от домашнего насилия. Все эти проблемы тесно связаны с правом ребенка на защиту, которое также постоянно нарушается[22].

При наличии системы органов защиты несовершеннолетних в последнее время все больше появляется информации о нарушении прав ребенка именно государственными органами. В ряде случаев - намеренно, в ряде - без злого умысла должностные лица не выполняют своих обязанностей.
Данные Российской академии образования свидетельствуют: 60% детей (в российском масштабе это более 10 млн. человек), которые заканчивают начальную школу, едва умеют читать. Проведенные в разных регионах России прокурорские проверки выявили, что в середине 90-х годов школы придумали множество изощренных и внешне законных способов избавляться от отстающих детей. У этих россиян после окончания нескольких классов школы почти нет шансов на продолжение образования.
В Государственном докладе «О положении детей в Российской Федерации за 2001 г.» отмечается, что нарушение права на образование начинается уже с дошкольного образования. В основном нарушения на этой стадии связаны с проведением психолого-педагогического тестирования воспитанников[20]. При приеме детей в первый класс школы требуют тех или иных незаурядных способностей, прием производят на основании результатов тестирования, используются правила конкурсного отбора, что является нарушением порядка приема в первые классы общеобразовательных школ. От так называемых трудных детей и подростков школы стараются избавиться путем «отсева». Опросы детей, выбывших из пятых-девятых классов средней школы, показывают, что примерно 40% опрошенных связывают свой уход из школы с конфликтами с учителями, такое же количество считает, что их из школы выгнали. Нередки случаи необоснованного отказа выпускникам девятых классов в продолжении образования в 10-11-х классах. Не имея законных оснований, общеобразовательные школы комплектуют все десятые классы как профильные, лишая тем самым выпускников основной школы возможности продолжить образование в классе с традиционными программами обучения[19]. Одной из наиболее уязвимых категорий детей являются дети, лишенные родительского попечения и находящиеся под опекой государства. Эти дети лишены защиты, т. к. они не имеют фактической возможности обжаловать действия своих воспитателей, и доказать их вину. В настоящее время в средствах массовой информации открыто говорится о том, что детей необходимо защищать не только от криминальных, социально опасных элементов общества, но и от родителей и лиц, их заменяющих. Родители подвергают детей физическому и психологическому насилию, заставляют их работать.
Официальные данные по сексуальному насилию в России в отношении детей не отражают реального масштаба проблемы. По официальной информации, более тысячи детей за год подвергаются сексуальному насилию. В действительности подобных фактов в десятки раз больше[18]. Только в организацию «ОЗОН», которая обслуживает Центральный административный округ г. Москвы, ежегодно обращаются 100-150 детей с подобной проблемой[3]. Из года в год таких пациентов становится все больше.
В Государственном докладе «О положении детей в Российской Федерации» за 2001 г. приводится следующая статистика зарегистрированных преступлений, совершенных взрослыми в отношении несовершеннолетних[11]:

1999

2000

2001

Убийство матерью новорожденного ребенка

251

231

203

Половое сношение или иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим 14 лет

194

160

146

Развратные действия

884

697

583

Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей

40295

41512

44111

Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления

23974

20529

16570

Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий

583

482

418

Торговля несовершеннолетними

28

37

16

Разглашение тайны усыновления (удочерения)

38

28

26

Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего

2116

2557

2973

Вовлечение в занятие проституцией

38

26

46

Организация или содержание притонов для занятий проституцией

118

126

165

Незаконное распространение порнографических материалов или предметов

295

361

442


Проблема детской беспризорности (безнадзорности) в России является одной из острых. Более 13 тыс. детей бродяжничают только в г. Москве.
Отмечается, что точного количества беспризорных и безнадзорных детей в Российской Федерации не знает никто[3]. По крайней мере, государственные чиновники приводят самые различные цифры. По мнению чиновников, основные меры борьбы с причинами безнадзорности - учет и контроль. Так, специалисты Министерства образования предлагают восстановить систему учета детей, учащихся в школах и интернатах, а также «решать проблему беспризорных детей с участием МВД, Министерство здравоохранения и социального развития, миграционных служб».
Министр пообещал «принять действенные меры по борьбе с беспризорностью - для этого будет разработан проект федеральной целевой программы «Дети России» на 2006-2010 гг.»

Несмотря на обилие целевых программ, у российских ведомств, похоже, отсутствует координация в борьбе с причинами детской беспризорности. По-видимому, без кардинальных изменений в сфере контроля над беспризорностью ситуация в российских городах не исправится[16]. Более того, она продолжает катастрофически ухудшаться. После того как в начале 2002г. Президент РФ обратил свое внимание на проблему беспризорности и необходимости борьбы с ней, правительство РФ предприняло ряд мер в этом направлении. Глава правительства РФ А.Фрадков подписал в начале 2002 г. Постановление «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2002г.»[3]. Постановление не столько обещает дополнительные ресурсы, сколько направлено на мобилизацию уже существующих. Бороться с беспризорностью, теперь вменено в обязанность не только Министерство здравоохранения социального развития, но и МВД, Мин.образования. Кроме того, при правительстве создан специальный Межведомственный оперативный штаб по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, направленной на борьбу с беспризорностью, безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних во главе с министром внутренних дел.
Как показывают опросы беспризорников, только 13,5% из них - дети-сироты. (По сообщению другого источника, «социальными сиротами» являются 90% беспризорников.)[10] Основная причина ухода детей из дома - постоянные конфликты в семье, взаимная отчужденность, насилие со стороны родителей. Около трети детей рассказали, что родители ими вообще никогда не занимались. У 10% несовершеннолетних бездомных кто-то из родителей находится в тюрьме, у 32% родители лишены родительских прав. Около трети детей сообщили, что либо отец, либо мать пьют запоями, а еще треть детей указали на то, что родители пьют почти каждый день. Причем только 4% «детей улиц» вообще никогда не посещали школу[2].
Отметим, что с проблемой беспризорности (безнадзорности) тесно связана и отчасти вытекает из нее еще одна проблема - нарушение права детей на образование[13]. У министра образования РФ В. Филиппова есть сведения о том, что в России 1,5-2 млн. детей школьного возраста по разным причинам в школе не учатся. Однако В. Матвиенко заявила, что школу не посещают только 368 тыс. детей, приведя одновременно данные Мин.здравоохранения, по которым в России около одного миллиона безнадзорных детей. Трудно представить, как 600 тыс. безнадзорных детей все-таки исправно ходят в школу[3]. Разница в одновременно приводимых данных говорит о том, что истинного масштаба проблемы не представляют себе даже ответственные за это люди.
СМИ говорят о проблеме нарушения прав детей на образование исключительно в контексте с проблемой беспризорности[9]. Естественно, невозможно предположить, чтобы дети, живущие на вокзалах и добывающие себе пропитание воровством или попрошайничеством, продолжали бы посещать занятия в школе и делать уроки. Однако следует отметить, что и дети из вполне благополучных семей бегут из школ.
Таким образом, в настоящее время в России ситуация с соблюдением прав детей остается сложной. Государственные органы не только не способны эффективно защищать права детей, но нередко сами выступают в роли нарушителей прав. Постепенно создаваемая нормативная база защиты прав детей до настоящего времени не оказывает принципиального влияния на изменение ситуации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.