Рефераты. Студенческая семья и ее проблемы






Семьи анархического типа разобщены и нестабильна Внесемейные цели преобладают и у мужчин и у женщин. Треть мужей и половина жен считают свой брак неудачным. Свой выбор повторили бы только треть мужчин и 16,7 % женщин.

Среди неопределившегося типа студенческих семей (это каждая десятая супружеская пара) более 80 % считают свой брак удачным, однако иступили бы снова в этот брак без колебаний лишь 46 %. Для сплоченности им не хватает большей ориентации жен на семью, на выполнение репродуктивной и воспитательной функции.

2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬИ

2.1. Учеба и семья

Студенчество является основным источником воспроизводства интеллектуального потенциала страны? В скором времени ему предстоит взять на свои плечи дело развития науки и техники, культуры и искусства, нести ответственность за судьбу Родины. От качества приобретенных знаний, социальной позиции, морального облика современного студента в большой степени зависит прогресс общества. (Социальную зрелость студенчества характеризует его отношение к учебе - главному труду студентов). Приметой времени и своеобразной характеристикой студенческой среды в то же время можно считать тенденцию роста студенческих браков. Оправдано ли это совмещение и личном и социальном плане? Ведь официальное одобрение и неофициальная точка зрения не всегда совпадают. Противники студенческого брака в качестве решающих аргументов указывают на социальную незрелость молодежи, отсутствие материальной базы и собственного жилья, несовместимость учебы в вузе и выполнения семейных функций. Так ли это в действительности?

Государство, как известно, предпринимает реальные шаги по улучшению условий учебы и быта студенчества (повышается стипендия, строятся общежития, улучшается студенческий быт и т. п.).

Существенную "материальную помощь оказывают и родители студентов. Однако материальным положением неудовлетворенны 80 % опрошенных семейных студентов. По-требность в пополнении бюджета семьи и связанные с этим работы значительно отвлекают семейных студен-тов от основного вида их деятельности учебы. Таким образом, материальные трудности, которые испыты-вает значительное число семейных студентов, отнюдь не способствуют успешному овладению знаниями. Однако мы хорошо знаем, что почти любая молодая семья сегодня нуждается в материальной помощи, и студенческая семья не является исключением.

Сторонники студенческого брака приводят свои аргу-менты. Сегодня в обществе идут серьезные экономичес-кие преобразования, нарастают темпы социальной, эмоциональной и нравственной раскрепощенности молодежи, сексуальная зрелость ее становится более ранней. Все это порождает ряд проблем нравственно-психологичес-кого и медико-биологического порядка. В связи с этим семья представляет для студентов уникальную микросреду в том смысле, что позволяет им постоян-но удовлетворять (снимать) целый ряд жизненно важ-ных возрастных потребностей: в любви, отдыхе, интел-лектуальном Общении с избранником, психологическом комфорте и др. В силу этого семейные студенты в мень-шей степени испытывают половозрастной дискомфорт и это позволяет им, в свою очередь, более рационально распределять свое суточное время, отдавая учебе его значительную часть.

В ходе исследования сделан вывод, что семья не является главным препятствием для успешной уче-бы и участия в общественной работе. Есть другие фак-торы, которые затрудняют учебу в вузе. Основные из них мы проанализируем. Для студенчества учеба - пер-вична. Но умение и стремление учиться, а главное - желание овладеть конкретной профессией, как правило, не возникают сами по себе (спонтанно) по факту за-числения абитуриентов в высшее учебное заведение. Толь-ко благое желание овладеть профессией не является надежной гарантией формирования склонности и про-фессиональных качеств. Редкий абитуриент полностью представляет себе, что составляет сущность его буду-щей профессии, каких знаний, умений, навыков и спо-собностей она требует, какая система подготовки приведет к овладению специальностью и формированию нуж-ных черт личности. И поэтому школьники, поступающие в вуз по формальным мотивам, обрекают себя в известной мере на ошибку выбора, что впоследствии сказывается на их учебе и профессиональной подготовке. Из 3186 обследованных нами студентов осознанно поступили в вуз лишь 35,8 % (готовились в кружках и студиях, учи-лись в заочных школах при вузе, регулярно участво-вали в олимпиадах, окончили спецшколу по будущей специальности). Большинство же (64,2 %) поступили в вуз без учета личных возможностей и специфики бу-дущей профессии, лишь из желания получить высшее образование, или престижности вуза и специальности, или невысокого конкурса, или за компанию с друзьями.

Понятно, что для становления студента как специалис-та нужны соответствующие предпосылки, основными инди-каторами которых могут быть профессиональная нап-равленность и соответствующая довузовская подготов-ка молодежи. Обычно под профессиональной направ-ленностью подразумевают положительное отношение, ин-терес к профессии, склонность заниматься ею. В поня-тие направленности также включают потребности, эмо-ции, установки, интересы и склонности, идеалы и убеж-дения. Если довузовская подготовка отвечает требова-ниям системы высшего образования, то учеба в вузе для студента создает непосредственную возможность реа-лизации потребности в высшем образовании. Если нет, то возникает необходимость в дополнительных усилиях студента по развитию и совершенствованию знаний, спо-собностей, навыков, отвечающих требованиям избран-ной профессии. Успех освоения профессии будет зави-сеть от того, насколько у студента разовьется потреб-ность в освоении профессии. И в этом смысле не все студенты, попавшие в вуз случайно, безнадежно утра-чены для общества как квалифицированные специалис-ты. В процессе учебы под влиянием различных фак-торов у них может проявиться интерес к получаемой профессии. Для такой категории студентов особое зна-чение имеет психолого-педагогическая атмосфера учеб-ного заведения, качество преподавания, материально-тех-ническая база, техника и методика учебного процесса и практических занятий.

Однако приходится констатировать, что сегодня со-держанием обучения удовлетворены лишь 29 % студентов из всех опрошенных в ходе исследования

Серьезные претензии студенты предъявляют и к пре-подавателям учебных заведений. Многие из опрошен-ных отмечали некомпетентность, неграмотность некото-рых преподавателем, их профессиональное несоответст-вие. Эти обстоятельства снижают интерес к учебе, пре-вращают учение в формальный процесс и тем самым в определенной степени дискредитируют вузовское об-разование. Студентами отмечается неадекватная оценка их знаний, грубость, бесцеремон-ность и некорректность некоторых преподавателей по отношению к студентам, покровительственное отноше-ние к тем, кто имеет влиятельных родственников. В та-ких условиях очень сложно хорошо учиться и достичь необходимого качества профессиональной подготовки. Студенты, в том числе и семейные, полагают, что по-высить качество успеваемости и изменить отношение студентов к учебе как объективной необходимости, ра-зумеется, можно. Для этого следует повысить качество преподавания, создать социальные гарантии при рас-пределении на работу в зависимости от качества по-лученных знаний, нравственных и физических затрат. Необходимо обеспечить учебный процесс современной тех-никой, хорошими учебниками и научной литературой.

Примечательно, что все студенты (как семейные, так и несемейные) учебу в вузе связывают с будущими бла-гами. В этом есть резон. Хорошо подготовленный спе-циалист вправе рассчитывать на соответствующее воз-награждение со стороны общества.

У семейных студентов мы предполагали выявить ти-пичный для этой категории студенчества набор жизнен-ных ценностей и характеристик успеваемости, имеющих, как нам казалось, некоторые отличия от тех же пока-зателей у несемейных студентов. При этом мы исходи-ли из того, что семейное положение побуждает их бо-лее ответственно относиться к учебе, к овладению про-фессией, к более конкретным и реальным жизненным ориентациям. Это нашло подтверждение в ответах сту-дентов о жизненных целях. Получить хорошую зарплату сразу после окончания вуза хотели бы 90,4 % семей-ных и лишь 22 % несемейных студентов, комфортабельную квартиру 82,8 % и 3,8 % студентов соответственно. Пред-положение, что семейная жизнь отрицательно сказыва-ется на успеваемости, не подтвердилось. Существенных расхождений в уровнях успеваемости семейных и несе-мейных студентов обнаружить не удалось. Было полу-чено следующее распределение ответов на вопросы об успеваемости у семейных студентов (в % к числу оп-рошенных):

В целом семейные студенты учатся неплохо. Это в равной степени относится как к женам, так и к мужьям. /Была зафиксирована и такая особенность: семейная жизнь, несмотря на сложности быта и материальные затруднения, для значительной части студентов (41,1 % мужчин и 34,6 % женщин) явилась фактором, стимули-рующим учебу. Они стали учиться лучше уже после того, как вступили в брак. Семья и учеба оказались для них приемлемыми и совместимыми. При общении студенты-супруги, как правило, часто обсуждают свою учебу, оказывают друг другу посильную помощь при подготовке к занятиям, во время сессий. Однако суще-ствует некоторая зависимость между результативностью учебы и семейными факторами. Один из них - нали-чие детей. Так, 18,5 % женатых студентов и 31,2 % за-мужних студенток отмечают, что семейные дела, слож-ности, связанные с уходом за ребенком (если им за-ниматься добросовестно), отнимают много сил, време-ни и мешают хорошо учиться. У студентов, имеющих детей, более высокий процент неуспевающих как сре-ди женщин, так и среди мужчин. Как правило, в от-сев по неуспеваемости попадают чаще всего те студент-ки, которые имеют детей и плохо налаженный быт.

Совмещение учебной и семейной деятельности зависит в значительной мере и от типа организации семейной жизни, что, в свою очередь, свя-зано с уровнем подготовленности к браку.

Интересны данные о совмещении супругами учебной и семейной деятельности в различных типах семей. Од-нако последняя заметно мешает учебе женщин из се-мей анархического типа, где есть ребенок. Как прави-ло, эти женщины оказываются в неблагоприятных ус-ловиях. Брак для них создает ситуацию, в которой «се-мейная жизнь мешает учебе, а учеба - семье». Более половины из них учатся на «удовлетворительно». Сре-ди мужчин «страдающими» от семьи чаще всего так-же являются «анархисты». Неорганизованность семей-ной жизни, разобщенность супругов сказываются и на результатах учебы. В условиях психологического дис-комфорта очень сложно достичь необходимого качест-ва профессиональной подготовки. Самые благоприятные результаты от совмещения учебной и семейной деятель-ности наблюдаются в семьях демократического типа (на-помним, что их 81,5 %): почти половина мужей и жен стали «учиться лучше после того, как вступили в брак, учеба тоже не мешает семье». 65,8 % мужчин и 63,5 % женщин из этих семей учатся без «троек».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.