Рефераты. Студенческая семья и ее проблемы






Опреде-лимся в понятиях. Понятия «успешность» и «стабильность» брака некоторые исследователи (Т. А. Гурко, М. С. Мацковский) не разделяют, а используют как синонимы. На наш взгляд, это разные понятия. Стабильность оз-начает устойчивость, прочность. Успешность - нужный или желательный исход дела. Устойчивость, стабильность семьи определяется наличием конкретных целей суще-ствования и функционирования (так считают Э. Тийт, В. Уколова) и степенью сплоченности семейной группы. Успешность брака - это субъективно-объективная оцен-ка брачно-семейных отношений, отражающая степень удовлетворенности супругов браком и соответствие вы-полняемых семейных функций общественным интересам. Другими словами, критерием успешности является не только выполнение надлежащим образом семейных фун-кций, но и удовлетворенность супругов браком.

Чтобы выявить тенденции в развитии семьи, в своих предыдущих исследованиях мы определяли типы семей, исходя из принципов организации семейной жизни. На примере обследованных нами более 900 семей минчан, в которых воспитывались старшеклассники (1983-- 1984 гг.), была проведена такая типология. Оказалось, что почти все семьи можно было отнести к тем или иным типам, условно названным нами как демократи-ческий, авторитарный, анархический. Что они собой пред-ставляют? К демократическим были отнесены семьи, по-строенные на началах коллективизма, равноправия, ува-жительных отношений между членами семьи, отлича-ющиеся эмоциональной теплотой и кооперацией в веде-нии домашних дел (их оказалось около 40 %). Автори-тарные семьи это те, в которых имеется один ли-дер - глава семьи, принимающий решения и руково-дящий, остальные ему подчиняются. Членов семьи свя-зывает в основном только привычка (33 .%). Семьи анархического типа отличаются разобщенностью, каж-дый живет сам по себе. Эмоциональный настрой выра-жается чаще всего понятием «безразличие», а иногда и «неприязнь» (27 %). Анализ показал, что существует тесная зависимость между типом организации семейной жизни и результатами воспитания детей, а также целями, которые преследует семья.

Выгодно отличаются семьи демократического типа как удовлетворенностью членов семьи существующими внут-рисемейными отношениями, так и той направленностью, которой они следуют. Жизненные достижения родителей и жизненные цели детей в основном отвечают интере-сам общества. В этих семьях старшеклассники оказа-лись лучше подготовленными к (также условно выде-ленным нами) ролям гражданина, труженика, семья-нина. Авторитарные же семьи зачастую культивировали меркантильно-гедонистические интересы и стремились их удовлетворить. Эти семьи неплохо готовят детей к бу-дущей семейной жизни, но хуже, чем семьи других ти-пов, к выполнению обязанностей гражданина и труже-ника. Авторитарная семья устойчивее, стабильно анархической, но менее успешна, так как воспитательная функция осуществляется вразрез с общественными интересами. Оптимальным вариантом, как и следовало ожи-дать, оказались семьи демократического типа.

Все эти результаты излагаются здесь с определенной целью: соизмерить правильность сделанных ранее выво-дов и проследить связь в передаче ценностей между поколениями, ведь сегодняшние студенты - это вчерашние старшеклассники.

Мы полагаем, что положенный в основу типологии, семей принцип организации семейной жизни наиболее; отвечает решению наших исследовательских задач по выяснению уровней успешности и стабильности студенческого брака. Принципы организации семейной жизни говорят о деятельности семьи и в определенной мере; о личностных качествах ее членов, склонных к тому или иному принципу совместной деятельности.

При опросе в 1983--1984 гг. минских старшеклассников более 90 % из них назвали в качестве предпочита-емого образца будущих семейных отношений отношения демократические. Оптимальным считают демократичес-кий тип семейных отношений 95,3 % замужних студен-ток и 84,4 % женатых студентов, однако в браках та-кого типа проживают 81,5 % пар. Оговоримся, что при отнесении семьи к тому или иному типу учитывалось мнение обоих супругов. Только одинаковое мнение мужа и жены давало возможность определить семью как де-мократическую, авторитарную, анархическую. Подчерк-нем, что названия условные и, возможно, не самые удач-ные. В тех случаях, когда мнения жены и мужа отно-сительно типа организации семейной жизни расходились, семья относилась к неопределившемуся, или неопределенному, типу.

В молодых, только что образовавшихся семьях, к ко-торым относятся и студенческие, процесс притирки, адап-тации, выработки общего образа жизни происходит по-разному. В одних случаях это может происходить быс-тро, в других медленно. И если супруги еще не определились в оценках своего брака, то объясняется это или небольшим стажем семейной жизни, или по причине неустоявшихся или несформированных представ-лений о семейных ролях, своих обязанностях. Приве-дем количественное распределение студенческих семей по типам в процентном выражении: демократический 81,5 авторитарный 4,7 анархический 3,1 неопределившийся 10,7.

Уже из этого распределения видно, что самым рас-пространенным в студенческой среде республики явля-ется оптимальный тип демократический. Наша за-дача заключалась не только в выявлении количествен-ного распределения различных типов, но и в качест-венном их анализе. Небольшое количество семей, попав-ших в авторитарный, анархический и неопределившийся типы, не позволяет нам говорить о каких-то законо-мерностях их деятельности, однако мы вправе описать отличительные особенности, провести анализ их внутри-семейных отношений.

Для большей наглядности представим художественные образы четырех выявленных типов. Типичная семья де-мократического уклада - Наташа и Сергей. Познако-мились во время учебы, встречались больше года. Об-щались в институте, вместе были в стройотряде, вмес-те проводили свободное время. Поняли, что вдвоем им будет хорошо. Решили создать семью. Институт предо-ставил общежитие. Правда, не сразу, а когда Наташа ожидала ребенка. Сынишка родился уже в своей ком-нате студенческого общежития. Весь этаж этого обще-жития заселен такими же студенческими семьями, как Наташина и Сережина. Частенько присматривать за вну-ком приезжает бабушка, Наташина мама, благо, живет недалеко от города. Бюджет семьи - небольшой, на пи-тание хватает только-только стипендия обоих плюс Сергей иногда подрабатывает. И все же без помощи родителей им не прожить. Родители покупают кое-что из одежды, иногда «подкинут» немного денег, а то вот телевизор подарили. Материально, конечно, трудно, эко-номить приходится на всем, но Наташа с Сергеем считают, что трудности у них временные. Через год заканчивают институт начнут зарабатывать.

Как же складываются отношения у этой молодой па-ры? Они любят друг друга, отношения их бережные и внимательные, нес семейные хлопоты делят по спра-ведливости. Наташа больше времени уделяет сынишке, Сергей кухне. II когда нужно срочно простирнуть пеленки проешь долго не надо. И в учебе друг другу они помогают, лекции по очереди конспектируют, к экзаменам готовятся вместе. Оба считают, что семей-ная жизнь учебе не мешает. Трудно, безусловно: уче-ба, подработки, малыш, но они счастливы оттого, что вместе, что сын так похож на Сергея, что впереди работа по избранной специальности.

А вот семья авторитарного типа: Андрей и Лена. В родительских семьях и Андрея и Лены отец был гла-вой, он решал важнейшие для семьи вопросы. В моло-дой семье Андрей сразу почувствовал себя главой, ему нравилось быть хозяином. Лена не очень сопротивлялась. Она привыкла к такому образу жизни в своей/роди-те лье ко и семье, хотя, конечно, идеальной она считала семью, где все решается и делается совместно. Но, любя Андрея, веря в него, она считает - все, что он дела-ет, - - правильно, ее роль в семье - вторична. С од-ной стороны, так даже лучше. Кто принимает решение, тот берет на себя ответственность. Андрей старше, опыт-нее он уже на пятом курсе, Лене еще почти два года учиться. Забеременела она еще до свадьбы. Андрей мечтал о сыне, поэтому, когда Лена почувствовала, что в ней зародилась новая жизнь, и сказала об этом Ан-дрею, он обрадовался и сказал, что они немедленно распишутся. Родилась девочка, но все равно они были рады. И потом, сразу после свадьбы, он добился ком-наты в общежитии института, хотя сделать это было очень и очень нелегко. К «женатикам» в их вузе от-носились весьма прохладно. Но Андрей зарекомендовал себя хорошим студентом, активно занимался обществен-ной работой, 'был, что называется, на виду, ему пошли навстречу. Прожили Андрей с Леной уже полтора года.

По хозяйству и с малышом больше крутится Лена. Ан-дрей подолгу пропадает в институте - все-таки пятый курс, научная работа, работа в студенческом профкоме. Оба Андрей и Лена - мечтают еще об одном ре-бенке, чтобы семья жила в достатке. Лена хочет быть хорошей женой, верным другом Андрею, быстрее полу-чить отдельную квартиру.

Семья Юли и Володи скорее всего анархического типа. Каждый из них живет сам по себе. Познакомились они в общежитии, где жили. Через несколько месяцев после знакомства Юля сообщила, что ждет ребенка. Для Во-лоди эта новость была неприятной. Поэтому можно ска-зать, что брак их был вынужденным. Они собирались вступить в брак, так как считали, что любят друг друга, но не так быстро. После заключения брака начались ссоры. Правда, и до заключения брака они ссо-рились, но не так часто. Володя бывал груб, Юля рев-новала его к другим девушкам. Он сердился, считал, что настоящий мужчина может позволить себе легкие отношения с теми, кто ему нравится, супружескую вер-ность считал предрассудком. Семейные неурядицы и маленький сын отнимали у Юли много сил и времени, и она после замужества стала хуже учиться. Володя много времени отдавал спорту, .общественной работе, встречам с друзьями. Однако его все равно не удовлет-воряло то, как он проводит свободное время. Домашним хозяйством Юля с Володей почти не занимались. Сынишка часто находился в другом городе, воспитывался бабушкой. Супруги питались в столовой, стирали каждый сам себе. Оба считали свой брак неудачным.

А вот еще один портрет студенческой семьи. Николай и Ирина познакомились во время вступительных экзаменов в институт, вместе учились. Коля приехал в столицу из далекой деревушки, Ирина до института жила в областном центре с матерью и сестрой. Нелег-кая женская судьба была у Ириной матери. Ей при-ходилось много трудиться, чтобы прокормить и одеть двух взрослеющих дочерей. С мужем она давно раз-велась - он много пил, семье не помогал. Занятость и постоянная озабоченность сделали ее суховатой. Ире трудно было представить, какой должна быть хорошая семья. Николай нравился ей своей практичностью, за-ботливостью. Ей казалось, что она сможет быть счастливой. Ирина привлекла Николая своей нежностью, своими, как он говорил, «городскими повадками». Заво-дить детей они не торопились, отдавали много сил уче-бе, общественной работе. С первых дней совместной жиз-ни у Ирины и Николая появились разногласия по поводу распределения семейных обязанностей: кто должен; покупать продукты, убирать комнату и т. д. Ссоры воз-никали из-за оценок просмотренных фильмов, из-за от-ношений с родственниками. Николай часто упрекал Ири-ну в неумении тратить деньги, а их было только-толь-ко, чтобы сводить концы с концами. Ирине хотелось иметь модную одежду, а это требовало немалых зат-рат. Николай же считал, что это лишнее. Иногда Ири-на звала Николая на какой-нибудь концерт, а он не соглашался, говоря, что билеты очень дорогие. В об-щем, конфликты возникали в семье довольно часто, но разрешались безболезненно. Брак свой они не считали неудачным. Мечтали скорее закончить вуз, получить жилье, иметь приличную зарплату.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.