Рефераты. Становление класса собственников в современной России






Конечно же, наивно предполагать, что для страны таки масштабов малый и средний бизнес может стать основой экономики: в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого и среднего бизнеса играют решающую роль.

Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения.

Во-вторых, это торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.

Поэтому одним из решающих условий углубления проводимых в России экономических реформ, способных вывести страну из кризиса, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого и среднего предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.

Следует заметить, что наблюдавшийся до 1992 года бурный рост малых предприятий в 1993 году резко замедлился, а сейчас снова возобновился. Тем не менее, сейчас у нас в малом и среднем частном бизнесе около 1,5 млн.чел.

В условиях инфляции, налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырья и материалов начинающие предприниматели, почувствовав вкус "легких денег", быстро перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другие коммерческие структуры. Источниками товаров для торговли стали импортные закупки, челночные рейсы в развивающиеся страны, а также товары из государственной торговли, включая продукты питания. Уходя от налогообложения, не вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудование, культуру торговли, многие бизнесмены получили благоприятные возможности для обогащения.

Поэтому и не изживается в массовом сознании представление о предпринимательстве как о чем-то плохом, неприязненном, а о предпринимателе - как о спекулянте.

Потеря административного управления, экономический хаос и законодательная неразбериха привели к тому, что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого и среднего бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые и средние предприятия в неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.

2.2. Причины преобладания торгово-посреднических предприятий

Анализ развития предпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но тем не менее занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.

В Москве, например, где раньше преобладали научно-технические кооперативы, теперь, по официальным данным, один такой кооператив приходится на несколько десятков торгово-закупочных.

Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала - все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.

Но главная причина сокращения числа малых предприятий низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.

Еще один очень важный фактор негативного воздействия на малый бизнес - непрекращающийся глубокий спад производства.

Все это приводит к тому, что только часть зарегистрированных предприятий малого бизнеса оказывается в не состоянии приступить к реальному производству продукции.

2.3. Условия успеха развития класса собственников

Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным условием успеха в развитии малого и среднего бизнеса является положение о том, что малые и средние предприятия, а также малое и среднее предпринимательство нуждаются во всесторонней и стабильной государственной поддержке. Она осуществляется в различных формах, в первую очередь путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций льготного банковского кредитования, создания информационно-консультативных и научно-технических центров, развития системы страхования, организации материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ.

Весьма остра проблема формирования финансовой базы становления и развития малого и среднего бизнеса. Для этого ему должны быть предоставлены определенные льготы. Это могут быть льготы по налогообложению. Но проводимая в нашей стране налоговая политика не только не эффективна, но экономически опасна. Она идет вразрез с установленной в мире практикой и современными мировыми тенденциями развития экономики. Неоправданно высокое налогообложение "убивает" в России малое и среднее предпринимательство (многочисленные налоги и поборы нередко оставляют предприятию лишь 5-10% полученной прибыли). Общее направление совершенствования налоговой системы - усиление стимулирующей роли налогов в развитии производства. Надо освободить малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии. И, конечно, нужны налоговые льготы на период становления предприятия. Совершенно очевидна необходимость дифференцированного налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности. Более низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей.

К настоящему времени сделаны только самые первые шаги в правовом и организационном обеспечении формирования малого предпринимательства в качестве особого сектора экономики России. Действенной системы стимулирования образования малых предприятий не существует, как нет и хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых и средних предприятий.

По моему мнению, комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в РФ, должен осуществляться в следующих направлениях:

- нормативно-правовое;

- финансово-кредитное;

- информационно-техническое;

- организационное;

- кадровое и консультационное обеспечение;

- внешнеэкономическая деятельность.

Также в государственной программе должны быть отражены механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности.

В программе необходимо предусмотреть формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного и венчурного предпринимательства, информационной, консультационной и аудиторской деятельности, а также создание комплексной государственно-общественной системы поддержки малого предпринимательства, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социально активных слоев населения. Следует также определить меры, обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства.

Для реализации данных программ должны быть привлечены не столько средства государственного бюджета, сколько возможности частного - отечественного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же направлением использования государственных ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, а страхование и предоставление гарантий под кредит.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Динамизм, развитие и диверсификация форм малого и среднего бизнеса дают основания предполагать, что в обозримом будущем этот сектор хозяйствования в странах Запада будет развиваться.

Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время и наша страна, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий малого и среднего бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России. Тем более, что имеющий глубокие корни в экономической истории нашей страны малый и средний бизнес не используется в полной мере как в увеличении объемов производства, так и в повышении его эффективности и сбалансированности. Развитие предпринимательства ведет к оздоровлению экономики в целом, что наглядно видно из данной работы. Следовательно, лучшим выходом из создавшейся в России кризисной ситуации была бы государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого и среднего предпринимательства в нашей стране, на поддержку становления класса собственников.

Хотелось бы заметить, что несомненная перспективность сектора малого и среднего предпринимательства в современной экономике и, следовательно, большой интерес к нему не следует рассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризисных мер, но и как долговременное направление структурной политики, естественным образом обеспечивающей органическую смычку воспроизводственных и рыночных процессов в российском хозяйстве, реализацию современной стратегии экономического роста в течение долговременного перехода. Ибо, именно средний класс, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, может стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Андреев С. Структура власти и задачи общества. // Нева, 1989, № 1.

2. Афанасьев В. Малый бизнес: проблемы становления // Российский экономический журнал, 1993, № 12.

3. Блинова А. Направления финансовой поддержки малого и среднего бизнеса. // Российский экономический журнал. 1994, № 1.

4. Гимпельсон В. Новое российское предпринимательство: Источники формирования и стратегия социального действия. // МэиМО, 1993, № 6.

5. Лапина Н. Предпринимательство в политическом пространстве. // МэиМО, 1993, № 6.

6. Мягков П., Фесенко Е. Малое предпринимательство: государственная поддержка обязательна // Российский экономический журнал, 1993, № 12.

7. Носов В. Предприятие и государство: механизм взаимодействия. // Проблемы теории и практики управления 1993, № 6;

8. Оноприенко В.И. Малые предприятия: Опыт, проблемы. - М.: Профиздат, 1991.

9. Певзнер А.Г. Новое о малых предприятиях. - М.: АО "Факт", выпуск 2, 1990.

10. Разумнова И. Мелкие предприятия в промышленности США // Проблемы теории и практики управления, 1990.

11. Серегин А.С. Эффективность малого бизнеса. - М.: Экономика, 1990.

12. Симонян Р. Предпринимательство и власть. // Диалог, 1993, № 5-6.

13. Шахмалов Ф. Малое предпринимательство в системе рыночных реформ: проблемы роста или выживания // Вопросы экономики, 1993.

14. Шулятьева Н.А. Малый бизнес в условиях рынка // Деньги и кредит, 1992, N1.

Задание 2

Тест на знание понятийно-категориального аппарата.

Выпишите номера тех из приведенных понятий, которые относятся к социологии.

1. Обычаи

62. Банк социологических данных

117. Неравенство

7. Толпа

64. Аффект

118. Касты

9. Фрустрация

65. Коллектив

119. Флегматик

13. Средние слои

66. Социализация

120. Стресс

16. Меланхолик

73. Поколение

121. Сублимация

18. Капитал

74. Сословие

123. Община

20. Банкрот

75. Бюрократия

124. Миграция

22. Мафия

76. Приватизация

127. Товар

23. Роль социальная

78. Потребность

128. Традиции

29. Суггестия

79. Память

129. Бедность

30. Бонус

81. Производство

132. Спрос платежеспособный

31. Производительность труда

82. Субкультура

136. Нация

32. Позиция социальная

85. Психика

139. Воля

39. Общество

87. Анкета

142. Девиация

42. Депрессия

89. Культура

143. Самоуправление

44. Ценности

90. Респондент

144. Аномия

46. Урбанизация

96. Валюта

148. Поставки

47.Класс

97. Статус

149. Опрос

48. Образ жизни

99. Чувство

151. Репрезентативность

51. Биржа

100. Рынок

154. Санкция

54. Престиж

101. Стереотип

155.Интервью

56. Внушаемость

106. Эмоции

156. Наблюдение

57. Рейтинг

108. Интересы

159. Когорта

59. Индексация

110. Мобильность

160. Маркетинг

60. Экстравертный

111. Власть

61. Клан

116. Характер и содержание труда

Задание 3

Вариант 7

1. Социализация - совокупность традиций и норм, передаваемых от поколения к поколению.- Да

2. Статусы связаны между собой социальными функциями, которые проявляются через социальные отношения. - Да

3. Первый закон Макиавелли гласит, что нашими действиями правят честолюбие и мотив власти. - Да.

4. Вся мировая социология формировалась как противостояние марксизму. - Да.

5. Чем выше факторы случайности в отборе респондентов, тем выше точность и надежность результатов опроса. - Да.

6. Латентные функции социальных институтов вредны. - Нет.

7. Отличительная черта общества - суверенность. - Нет

8. Скачкообразный вид социального прогресса называют реформой. - Нет, не совсем так. (Реформа - преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, учреждений) при сохранении существующего социального строя).

9. Близость - первичные отношения. - Нет.

10. Любое взаимодействие есть обмен. - Нет

11. Социализация - коммулятивный процесс накопления социальных навыков. - Да

12. Агенты социализации - учреждения, влияющие на процесс социализации. - Нет

13. Делинквентное поведение - преступное поведение. - Да (лат. Delictum - проступок, правонарушение).

14. К социальным группам правильнее относить только территориальные группы. - Нет

15. Малую группу называют вторичной группой. - Нет.

16. В Индии существуют шесть основных и тысячи неосновных каст. - Да.

17. Сущность социального неравенства в том, что меньшинство владеет большей частью национального богатства. - Да

18. Заработная плата характеризует все слои населения. - Да.

19. Перемена религии - пример нисходящей мобильности. - Нет.

20. Социальные революции - причина групповой мобильности. - Да.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.