Рефераты. Становление класса собственников в современной России






Становление класса собственников в современной России

2

Министерство образования Российской Федерации

Курганский государственный университет

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по социологии

студентки 3 курса заочного отделения

экономического факультета

Шапошниковой Елены Владимировны

Курган

Задание 1

Вариант 8

Реферат

«Новые русские»: социальные проблемы становления класса собственников

План

Введение………………………………………………………………………С.4

1.0. Становление класса собственников в России………………………………………………………С.5

1.1. Определение предпринимательства………………………………С.5

1.2. Состав класса собственников……………………...С.6

2.0. Социальные проблемы становления класса собственников………………………………………………С.9

2.1. Условия развития предпринимательства в России …………………………………………………………С.9

2.2. Причины преобладания торгово-посреднических предприятий ……………………………………….С.10

2.3. Условия развития класса собственников………..С.12

Заключение…………………………………………………………………С.14

Литература…………………………………………………………………С.15

ВВЕДЕНИЕ

Глубочайшие изменения социальной структуры, которые происходят в российском обществе в последнее десятилетие, стали предметом пристального изучения ведущих отечественных социологов. Тема эта уже обрела достаточно обширную литературу, в которой обращается внимание на происходящие изменения социальной картины, появление новых социальных страт и исчезновение старых, изменение социальной роли тех или иных слоев российского общества. В частности, рассматривается вопрос о формировании и становлении в России среднего класса, класса собственников, предпринимателей, или, как принято говорить в обиходе, «новых русских».

Состояние среднего класса -- один из индикаторов уровня развития, экономики и характера политической системы. Значительная доля этого слоя в обществе свидетельствует об относительном благополучии страны. Не случайно формирование массового среднего класса на всех этапах реформ в России декларируется как одна из целей преобразований. Но достичь ее, по признанию самих реформаторов, в частности А. Чубайса, так и не удалось Чубайс не читатель, Чубайс - писатель // Коммерсантъ-daily. 1997. 28 октября.. Еще недавно исполнительная власть с уверенностью говорила о достижении данной цели в краткосрочной перспективе. Правда, уже иными путями. Если в начале реформ провозглашалось, что массовый средний класс возникнет как широкий слой частных собственников в результате непосредственной передачи бывшей государственной собственности раскрепощенным для частной инициативы российским гражданам, то теперь вывод о скором формировании массового среднего класса обосновывается, во-первых, неизбежностью возникновения у крупных собственников острой нужды в услугах специалистов и управленцев и мультипликативным эффектом от этого для других рынков Замечен из-за прилавка // Эсперт. 1997. № 23.;
во-вторых, макроэкономической стабилизацией, создающей условия для внешних и внутренних инвестиций. Надо развести власть с капиталом - считает начинающий вице-премьер // Общая газета. 1997. 11-17 сентября.

1. Становление класса собственников в России

1.1. Определение предпринимательства

При Иване Силаеве одну из дверей российского Совмина украшала роскошная табличка " Михаил Ходорковский ". 27-летний президент мощнейшей уже тогда финансовой группы "Менатеп" не был, пожалуй, первым, кто начал лоббировать в правительстве интересы предпринимателей.

Деформация бывших классов, маргинализация населения как результат распада общественных отношений, порождают новые социальные силы. К ним относится достаточно устойчивый, автономный слой предпринимателей. Впервые понятие "предприниматель" ввел в экономическую теорию Р. Котильон. По его мнению, предприниматель - это человек с непостоянными доходами: крестьянин, ремесленник, торговец, разбойник, нищий и т.д. Ж. Б. Сэй уже определял предпринимателя как "лицо", которое берется за свой счет и риск и в свою пользу произвести какой-либо продукт. Й. Шумпетер называл предпринимателями хозяйственных субъектов, которые способны на новые комбинации с основными факторами производства. Автор учебника "Основы маркетинга" Котлер Ф. Основы маркетинга. -М, 1990. определяет "предпринимателя" как личность, которая "осуществляет бизнес, затевая новое дело, реализуя некоторое нововведение, вкладывая собственные средства в новое предприятие и принимая на себя личный риск. Предпринимательство, по его мнению, это частный случай бизнеса, т.е. деятельности, направленной на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуг.

1.2. Состав класса собственников

Предпринимательство, однако, не просто некоторый частный случай бизнеса. Оно исторически и логически является начальной исходной точкой любого бизнеса и в целом рыночного хозяйства. Предпринимательство, поставленное историей в центр капиталистического производства, заметно влияет на динамику общественного развития. Кто же у нас войдет в этот слой? Достанет ли у него трудолюбия, чувства социальной ответственности?

Статистические данные о численности нынешних предпринимателей отсутствуют, представление об этом можно составить лишь по косвенным данным. Так, в конце 1992 г. в России было зарегистрировано около 950 тыс. новых хозяйственных формирований. В этих структурах было занято около 16 млн. человек. В промышленности на условиях аренды работало 3,5 тыс. предприятий. В частной собственности находилось около 6% промышленных предприятий.

Кто же у нас вышел в класс собственников?

Во-первых, теневики всех мастей. Перестроечный курс позволил легализоваться тем, кто делал "бизнес в подполье" и обеспечил условия выхода из тени на свет "протобизнесменов" брежневской эпохи. В одних случаях это была простая регистрация собственности с уплатой налогов, в других - "отмывание" денег, полученных криминальными путями.

Во-вторых, те, кто использовал служебное положение для дополнительных заработков, проявляя завидную энергию в недрах социалистической экономики.

В-третьих, директора и руководители госпредприятий и учреждений. Постоянные неувязки в народном хозяйстве заставляли их поддерживать производство подчас с истинно предпринимательскими усилиями и бешенной энергией. Хозяйственная элита заняла ныне очень выгодные позиции. На их стороне ряд преимуществ: практический опыт управление производством, разветвленные социальные связи и фактическая близость к приватизируемому имуществу. Конечно, директорский корпус неоднороден и предпринимателем не может стать каждый, но в основном это люди не исчерпали себя и набирают темпы деловой активности.

В-четвертых, предприниматели новой волны. Типичные представители ее - грамотные специалисты, которым смертельно надоела косная государственная система научно-исследовательских институтов, государственных предприятий и министерств. Эти люди хотели и умели думать своей головой и делать дело своими руками. Особенно много их оказалось среди физиков, математиков, инженеров высокой квалификации: средний возраст 30-40 лет, многие имеют ученые степени. На этот источник предпринимательства уже обратили свое внимание исследователи.

Настоящей кузницей кадров нового Российского предпринимательства стали военно-промышленный комплекс, обладавший колоссальным человеческим потенциалом, и Академия наук. Умение логически мыслить, отсутствие идеологических шор, хорошее образование, общая эрудиция и готовность к разумному риску позволили им быстро добиться успеха. От составления компьютерных программ через торговлю компьютерами к созданию банков, бирж, холдингов - таков типичный путь многих предпринимателей этого потока.

В-пятых, партийно-государственная номенклатура. Старт в предпринимательство этим потоком был взят в 1989-1990 гг. Переход власти из одних рук в другие, никем не контролируемый, новые формы собственности и доступ к ресурсам обусловили их появление. Начался активный переход номенклатуры в бизнес с прихваченными партийными, комсомольскими и государственными ресурсами. Целый ряд банков, холдингов, концернов, ассоциаций, занимающих ключевые позиции, создан именно номенклатурой. Это стало возможным потому, что на начальном этапе партийно-комсомольские органы и министерства имели наибольшую свободу в создании новых коммерческих организаций: они принимали решения о новых формах собственности. Часть представителей этого потока позднее была отнесена, но многие хорошо укоренились.

В-шестых, люди, пришедшие из специфического советского предпринимательства - сезонных, строительных бригад, старательских артелей, комсомольских центров технического творчества молодежи, студенческих стройотрядов и др. Все эти объединения быстро переросли в посреднические коммерческие структуры.

При всей разнородности социальных источников, стартовых позиций и используемых ресурсов представители перечисленных потоков имеют немало общего. Прежде всего, это разрыв со старой системой. Общими были и высокий потенциал активности, и склонности к действию, и наличие возможностей для действия. Далее. Все они в той или иной степени и форме действовали и прежде, находя для себя ниши в социалистическом хозяйстве, что требовало от них известной изворотливости. Сейчас же появился законный канал для реализации накопленного потенциала в открытые предпринимательские действия. Их объединяет отличительная особенность российского предпринимательства. В сложившемся рыночном обществе предприниматель, как бы ни были его действия новыми, воспроизводит доминирующие социальные отношения. В России собственно-производственная функция предпринимателя сопровождается социальными действиями, которые направлены на изменение социальных отношений, на создание новых (приватизация, формирование независимых субъектов гражданского общества и др.).

Итак, появилась новая социальная сила. Предпринимательский слой только начинается формироваться и его влияние на политику пока невелико.

2.0. Социальные проблемы становления класса собственников

2.1. Условия развития предпринимательства в России

Какие же условия необходимы для развития предпринимательства в нашей стране?

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.