3. Рекомендации по улучшению работы органов власти Москвы с населением в современных условиях.
3.1. Анализ ситуации информированности местного сообщества о действиях местных органов самоуправления в городе Москва
На первом этапе разработки проблемы рекомендую провести исследование по следующим направлениям:
1. Выяснить уровень информированности населения о деятельности администрации органов местной власти
2. Установить источники информирования населения о деятельности администрации
3. Узнать оценку местного сообщества работы администрации
Для проверки результатов и сравнительного анализа можно использовать результаты пилотажных исследований проводимых перед выборами кандидатами повторно блотирующиеся в депутаты Московской Областной Думы, и в руководители местных органов власти.
Но и не проводя достаточно крупных исследований в Московской области, и не обладая специальной информацией и знанием ясно, что существует проблема не достаточного, а скорее полного отсутствия информации о деятельности органов муниципальной власти, т.к. исследование в достаточно благоприятной (в сфере информированности) Москве - показали, что
1. Население муниципальных районов в той или иной степени информировано об интересных, важных мероприятиях, делах, которые осуществлялись администрацией всех уровней управления, но степень такой информированности о работе администрации района и округа невысокая. Данная ситуация в равной мере характерна для всех социальных групп населения. Следовательно информационная среда районов имеет еще небольшую насыщенность информацией о событиях местного значения.
2. Средний рейтинг работы администрации муниципальных районов и округов ближе к плохой оценке.
Причем большую часть, если не всю, информацию о событиях местного значения, население получает от слухов, своих соседей, друзей знакомых, и доверяют ей в наибольшей степени.
3.2. Главные цели и приоритетные направления преобразований
Главным вопросом, требующим решения является преодоление отчуждения людей от власти, повышение степени доверия и участия каждого в принятии решений касающихся вопросов местного сообщества.
Также абсолютно равнозначна проблема повышения информированности власти о состоянии дел в местном сообществе, желание власти держать перед населением совет и отчет определяет сегодня суть самой власти. Населения во многом не хуже чиновника разбирается в проблемах городского общежития, их истоках и путях разрешения. Он в состоянии очистить зерна от плевел.
Главным шагом на пути реализации программы повышения информированности населения города, будет в первую очередь изменение отношения самой власти к проблеме необходимости информирования местного сообщества о своих действиях и планах. А также понимания и представления о современных методах управления и требований времени.
3.4. Механизмы совершенствования органов местной власти на примере других стран и областей
Самоуправление в административно-территориальных единицах осуществляется через советы, избираемые населением на четыре года. В целом в системе местного управления, непосредственно занимающейся вопросами образования, социальных услуг, общественной безопасности, жилья, транспорта и т.д., работает около 2 млн человек, в том числе 40% - в области образования. Центральные министерства и ведомства в значительной мере контролируют местные органы, прежде всего в финансовой сфере (85% их финансовых ресурсов поступают в централизованном порядке).
Руководители и служащие местных органов власти должны руководствоваться в своей деятельности Национальным кодексом поведения в местном управлении. В 1997 г. Комиссия по стандартам в общественной жизни рекомендовала каждому органу местной власти разработать свой кодекс поведения, взяв за основу Национальный кодекс. Особое внимание обращено на профессиональные кодексы поведения для местных руководителей, где определены минимальные стандарты в вопросах предоставления информации, отношений с подрядчиками и спонсорами, политической нейтральности и др.
В 1998 г. правительство опубликовало ряд документов по модернизации местного управления, направленных на развитие демократии и повышение эффективности работы. Одновременно оно одобрило концепцию “Лучшие ценности” (Best value), которая включает новые принципы, положенные в основу деятельности местных органов власти, ответственных за обеспечение качественных услуг для населения.
Усилия по совершенствованию местного управления предпринимаются по многим каналам, но главное внимание уделяется следующим вопросам:
* внедрению различных моделей управления качеством в работу местных организаций;
* развитию национальной информационной сети по качеству, в которую входят 25 местных сетей, состоящих из представителей всех групп общественного сектора;
* использованию возможностей Интернета для распространения прогрессивной практики местных организаций и поддержки инновационных идей;
* реализации проекта по сравнению показателей работы с лучшими организациями (benchmarking project) и изучению современного опыта.
Среди моделей повышения качества деятельности местных органов власти (схем качества - quality schemes) наибольшее распространение получили:
* модель “Превосходство в работе” (Excellence Model), основанная на взаимосвязи возможностей организации и результатов ее деятельности при постоянной ориентации на стратегические ценности, что позволяет повысить эффективность работы;
* “Знак Хартии” (Charter Mark) - система награждения учреждений общественного сектора в целях стимулирования повышения качества их услуг на основе самооценки и независимого аудита;
* “Инвестиции в персонал” (Investors in People) - национальные стандарты и методики, направленные на повышение эффективности вложения средств в обучение и развитие персонала;
* модель ISO-9000 - методы, позволяющие обеспечить эффективность рабочих процессов и документооборота на основе управления качеством;
* “Программа совершенствования местного управления” - процесс оценки слабых и сильных сторон в работе его органов на основе изучения группой специалистов.
Самым общим механизмом является модель “Превосходство в работе”. Другие схемы относятся к отдельным областям деятельности. Взаимоотношения между этими моделями показаны на рис. 1.
В 1999 г. создана специальная группа, которая должна обобщить практику применения данных моделей в различных структурах и довести результаты до сведения правительства. Основная задача - изменить подход органов местного управления к оценке своей деятельности и сосредоточить их внимание на осознании и развитии новых ценностей в работе: ориентация на потребителей и конечные результаты; постоянное совершенствование своей деятельности и осуществление инноваций; вовлечение персонала в принятие решений; управление процессами на основе анализа информации; стратегическое видение; развитие партнерства как между внутренними подразделениями, так и с внешними организациями; долгосрочное планирование; коллективная ответственность за результаты работы, учет фактора времени.
Рассмотрим более детально используемые модели качества.
n Модель “Превосходство в работе” разработана Европейским фондом по вопросам качества управления. Она создавалась на эмпирической основе в течение 10 лет. Выделяются девять элементов (критериев), позволяющих всесторонне оценивать деятельность местных учреждений и успехи по внедрению новых ценностей. Иными словами, изучается, как действует организация (ее возможности) и что получено в итоге ее работы (результат деятельности). Взаимосвязь основных критериев показана на рис. 2.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8