Рефераты. Социология в системе гуманитарных наук






Наименее ориентированными на образование оказались химики, математики и педагоги. Одним из факторов, влияющих на их ценностные ориентации, выступает малый спрос на эти профессии на рынке труда. Что касается педагогов, то здесь следует отметить чисто социальный фактор - престиж учительской профессии в последние годы продолжает падать, хотя найти работу в этой сфере не очень сложно. Кроме того, как и раньше, студенты, ориентированные на профессию учителя составляют чуть больше трети всех учащихся.

Из приведённых данных становится ясно, насколько процесс выбора профессии, обучения в вузе стал сегодня для многих студентов прагматическим, целенаправленным и соответствующим переменам. Самоценность образования как социального феномена, имеющего социокультурную, личностную и статусную привлекательность

56.Социальные аспекты гос. молодежной политики.

Государственная молодежная политика ориентирована на решение следующих основных задач. Во-первых, на создание системы информационного обеспечения профориентации и учебной деятельности молодежи, повышения ее образовательного уровня, научной и профессиональной квалификации (обеспечение доступности и полноты информации). Во-вторых, на решение социально-экономических проблем нового поколения (помощь в обеспечении жильем, гарантии занятости, поддержка молодежной семьи, содействие молодежному предпринимательству и т.д.). В-третьих, обеспечение благоприятных условий для духовного и физического развития молодежи (поддержка талантливой молодежи в образовании, труде и спорте). В-четвертых, стимулирование общественно значимой деятельности детских и молодежных объединений. Молодёжная политика государства строится с учётом взаимозависимости и преемственности поколений. Решения по проблемам молодого поколения принимаются только после анализа возможных последствий для смежных и близко стоящих демографических общностей, после просчёта долгосрочных последствий этих решений для самой молодёжи в последующие периоды. Государственная молодёжная политика - это интегрирование отдельных программ и проектов, касающихся молодёжи, в единое целое при усилении регулирующей роли современного государства. Частью молодёжной политики является государственная система социальной защиты молодёжи. Её цель - обеспечение правовых и экономических гарантий, взаимоувязанных со всеми законодательными решениями разных уровней, соблюдение важнейших социальных прав каждого молодого человека. Это, прежде всего, право на труд, нормальные условия работы, получение дохода от деятельности, обеспечивающего достойный уровень и качество жизни.

Нна практике существует разрыв между целями молодёжной политики и государственной деятельностью по отношению к молодёжи. Очень часто не соответствуют сложившимся реалиям представления об образе жизни молодёжи. Теоретическая, методическая и общекультурная подготовка кадров, работающих с молодёжью, не соответствует необходимому уровню. Не совпадают требования производства к молодёжи и молодёжи к производственной деятельности.

ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ

Институт образования имеет длительную историю от первичных форм передачи знания от родителей к детям. Через возникновение первых школ до современных институтов. Институт образования представляют собой многоуровневую структуру (дошкольное, школьное среднее, среднее специальное, высшее образование, различные виды подготовки и переподготовки кадров).

Главная функция системы образования -- накопление и передача теоретических знаний, практических навыков и опыта, соц. ценностей новым поколениям. Но система образования имеет и др. функции. Сорокин отмечает, что образование (особенно высшее) является своеобразным каналом (лифтом), с помощью которого люди повышают свой соц. статус. Еще один момент -- образование осуществляет соц. контроль поведения и мировоззрения детей, подростков.

Чем больше усложнялось общество в процессе развития и более значительным становился объем знаний, тем более усложнялся процесс образования:

стали готовить учителей специально;

подготовка учителей становилась специальный, дифференцированный характер;

сама система образования становилась многоуровневой и разветвленной (начальное образование, полное и неполное среднее, высшее и разветвленная система дополнительного образования и повышения квалификации);

школы специализируются (лицеи, гимназии, ПТУ, техникумы, колледжи).

Институт образования включает в себя определенную сферу деятельности, группы лиц уполномоченных для выполнения тех или иных управленческих и других функций на основе установленных прав и обязанностей, организационные нормы и принципы отношений между официальными лицами (ректор, проректор, директор, завуч, преподаватель, студент, школьник и т.д.), материальные средства (общественные здания, оборудование и т.д.) Например, структура высшей школы включает в себя работников Министерства образования, преподавательский состав, администрацию, общественные организации вузов, студентов и органы студенческого самоуправления, располагает необходимыми материальными средствами (финансовое обеспечение, учебные здания, научно-лабораторные здания, библиотеки, оборудование и т.д.) Основная цель (функция) высшей школы -- удовлетворение общественной потребности в подготовке специалистов высшей категории.

Для современного общества проблемой является качество обучения. Институт образования нуждается в изменении самой концепции образования, ином выборе предметов, должна произойти переориентация на потребности современного рынка труда. В настоящее время идет медленное переосмысление основных целей образования, смена идеалов от «человека образованного» к «человеку культуры».

Образовательная система России предусмотрена российским Законом «Об образовании», устанавливающим, что образовательные стандарты для школы должны приниматься парламентом страны. Эксперты Всемирного банка указали на слабые стороны нашей образовательной системы в сравнении с зарубежной по такому показателю, как способность применять полученные в школе знания в реальной жизни и при решении учебных задач в смежных образовательных областях.

Гармоничная и сбалансированная система образования, обеспечивающая удовлетворение современных потребностей общества является важнейшим условием сохранения и развития общества.

Социология управления.

Долгое время вопросы управления разрабатывались в рамках экономической теории, маркетинга, менеджмента, психологии и других научных дисциплин. И только когда социальные проблемы стали чрезвычайно острыми, объективно потребовалось подключение социологии к подготовке управленческих решений. Именно это вызвало к жизни многочисленные эксперименты, новые формы организации и управления, учитывающие социальные факторы, ценностные ориентации и установки, симпатии и антипатии, возможность наиболее оптимально организовать жизнь людей. Приход социологии в науку управления знаменовал собой поиск глубинных ресурсов, резервов второго и третьего порядка, многие из которых напрямую зависели от общественного сознания и поведения людей.

1. Сущность и содержание понятия "Социология управления".

Социология управления - специальная социологическая теория, изучающая процессы управления в различных типах общностей, организаций, институтов и общества в целом, осуществляемых для сохранения и обеспечения устойчивости развития соответствующей системы, упорядочения и совершенствования её структуры, достижения её целей. Она изучает многообразную деятельность органов управления, государственных и общественных, прежде всего, как социальных систем, весь комплекс подбора, расстановки, формирования управленческих кадров, отношения и взаимодействия, складывающиеся между работниками аппарата управления и подчинёнными им сотрудниками и организационными структурами. Она включает в свою предметную область также исследование и формирование целей управления с точки зрения социально-экономических и социально-психологических критериев, их соответствия интересам и ожиданиям управляемых, анализ и оценку социальных последствий принимаемых управленческим решений, определение эффективности управленческих действий. В центре её внимания - изучение и совершенствование социальных механизмов систематического, основанного на достоверном знании, воздействия субъекта управления на социальный объект для сохранения её качественной специфики и целостности, обеспечения её нормального функционирования, успешного движения к заданной цели.

Одним из существенных элементов общей системы социологии управления является социальный менеджмент. В переводе с английского языка «менеджмент» означает «управление» - управление производством, управление бизнесом, управление людьми. Социальный аспект управления, или менеджмента, касается кадров, занятых в различных сферах деятельности. Он заключается в рассмотрении и решении проблемы управления межличностными отношениями в рамках профессиональных (например, отношения руководства и подчинения, развития и преобразования социальной организации, внутригруппового личностного взаимодействия, самоуправления и самоменеджмента), а также многих других вопросов. Другими словами, социальный менеджмент рассматривает социальное качество человека, включённого в процесс управления взаимодействием социальной среды и личности. Недооценка роли социального управления приводит к несоответствию организационных решений реальной ситуации в системе человеческих отношений и, как следствие, к возникновению социальных кризисов и конфликтов. Поэтому современному управленцу любого уровня необходимо знать социальные законы, составляющие основу эффективного управления социальной деятельностью людей.

Управление - это способ организации жизни и деятельности людей, основанный на праве, разделении труда и опыта, делегирования полномочий. Сущностным признаком управления является целеполагание, сознательное воздействие субъекта управления на управляемую систему. Управление представляет собой целенаправленное организационное воздействие на объект - материальное, технологическое, экономическое, административное, идеологическое и т.д. Смысл этого воздействия - упорядочение, регулирование состояния объекта управления. Однако упорядочение, характерное для процессов организации и самоорганизации в живой и неживой природе, неправомерно сводить к управлению и на этой основе полагать, что управление свойственно как социальному, так и биологическому и иным уровням материи. В природе нет управления, но есть инстинктивная регуляция и саморегуляция, т.е. проходят процессы самоорганизации.

Управление часто приобретает характер рамочного воздействия, т.е. воздействия в определённых пределах. Тогда оно становится регулированием, т.е. управляющим воздействием в соответствии с отклонением регулируемого параметра от заданной величины, необходимостью возвращения системы к оптимальному её состоянию. Частный случай управления - самоуправление, в котором субъект и объект воздействия совпадают.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.