когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй низкий;
когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого.
Хотя статусы прямо не вступают в социальные отношения, а только косвенно - через их носителей, они главным образом определяют содержание и характер социальных отношений. Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом. Политические, религиозные, демографические, кровнородственные, экономические, профессиональные статусы человека определяют интенсивность, продолжительность, направленность и содержание социальных отношений людей. Статус определяет тот интерес, который данный человек явно или неявно, постоянно или временно будет преследовать или защищать.
Социальная роль - модель поведения, ориентированная на данный статус. Её можно определить иначе - как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу. Роль характеризуют социальные нормы - предписанные правила поведения. Роль именуют ещё динамической стороной статуса.
Между статусом и ролью есть промежуточное звено - ожидания людей. Ожидания могут как-то фиксироваться, и тогда они становятся социальными нормами. Если, конечно их рассматривают как обязательные требования. А могут не фиксироваться, но от этого они не перестают быть ожиданиями.
Только такое поведение, которое соответствует ожиданиям тех, кто функционально связан с данным статусом, называется ролью. Иное поведение ролью не является.
Совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемый с одним статусом - ролевой набор. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Каждая роль из ролевого набора требует особой манеры поведения. Соответственно этому у каждой роли свой тип реализации социальных отношений. Таким образом, ролевой набор формирует набор социальных отношений.
Термин «отношения» используется как динамическая характеристика - в значении «вступить в отношения». Просто «отношение», или статическая характеристика, предполагает не взаимодействие двух людей, а всего лишь готовность, предрасположенность к нему. Такую готовность принято называть установкой.
25. Социализация личности
Формирование личность в социологии рассматривается в контексте двух взаимосвязанных процессов -- идентификации и социализации.
Социализация -- это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. То есть социализация -- это пути которыми приобретаются установки, соответствующие социальным ролям. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни.
Социализация предполагает формирование и интеллектуальных, и социальных, и физических навыков. Социализация как процесс представляет собой: с одной стороны -- передачу обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения и ценностных ориентиров, с другой стороны -- их усвоение индивидом. Кроме того процесс социализации подразумевает под собой двоякий процесс: процесс постепенного раскрытия в индивиде природных качеств, и процесс внешнего воздействия (целенаправленного и ненаправленного воспитания). Поэтому в процессе социализации огромную роль играют не только природные задатки человека, но и социальная среда с ее многообразными сферами, круги общения человека (выраженные в структуре его социальных ролей), субъекты социализации (или агенты социализации -- те кто воздействует на индивида) с их механизмами идеологического, педагогического, нравственного, эстетического и других видов воздействия на мышление и поведение социализирующегося человека. Социальная среда с ее различными сферами (социальной, экономической, политической, культурной и т.д.) является объективным фактором социализации. Т.е. основными агентами социализации являются семья, различного типа общности (коллективы, этносы, народности, классы, социальные слои, общество в целом -- все то что включает в себя и окружает человека. Каждая сфера социальной жизни (материальная и духовная) участвует в процессе социализации -- целенаправленного и ненаправленного воспитания. Особую роль играет рассмотрение процессов социализации на микроуровне, т.е. в непосредственном окружении человека. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники, школа, средства массовой информации и т.д. Социализация как и любой другой социальный процесс характеризуется периодичностью и стадийностью протекания. В отечественной социологии выделяются 3 периода социализации (дотрудовой, трудовой и послетрудовой) и 4 стадии -- ранняя (до школы), обучение, социальная зрелость, завершение жизненного цикла. Процессы социализации в каждый период имеют свою специфику, и вступают в действие различные
Институциональные связи , как и иные формы социальной связи , на основе которых складываются социальные общности , представляют собой упорядоченную систему , определенную социальную организацию . Это система принятых видов деятельности социальных общностей , норм и ценностей , которые гарантируют сходное поведение их членов , согласовывают и направляют в определенное русло стремления людей , устанавливают способы удовлетворения их потребностей , разрешают конфликты , возникающие в процессе повседневной жизни , обеспечивают состояние равновесия между стремлениями различных индивидов и групп данной социальной общности и общества в целом . В случае когда это равновесие начинает колебаться , говорят о социальной дезорганизации , об интенсивном проявлении нежелательных явлений ( например , таких , как преступления , алкоголизм , агрессивные действия и т. п. )
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22