Рефераты. Социология: объект, предмет и культура социологической системы знания






Общей тенденцией современного развития семьи является уменьшение количества детей. По данным социологических исследований, и мужчины, и женщины хотели бы иметь в среднем меньше детей, чем было в семье их родителей. Это объясняется не только изменением положения женщины, ее большей загруженностью, не только уровнем материальной обеспеченности семьи, но и напряженностью, конфликтностью отношений в семье.

Важнейшей социальной проблемой является взаимопонимание в семье, ее сплоченность, умение преодолевать трудности. Социальные проблемы семьи в современных условиях обостряются в связи с падением рождаемости, старением населения, нестабильностью брака, ростом числа свободных союзов, внебрачных рождений и т.п.

Вместе с тем для современной семьи характерны и позитивные перемены: расширение свободы выбора для мужчины и женщины, утверждение равенства характеров, большие возможности контактов между поколениями, в целом большая ориентация на семью.

Многочисленные опросы свидетельствуют о том, что все большее число людей рассматривают семью в качестве высшей ценности. Отечественный социолог С.И. Голод подчеркивает, что социальные изменения выражаются и в том, что в структуре мотивов брака на первый план выдвигаются ценности, связанные с рождением и воспитанием детей, а также ценности супружества как личностного общения. Отсюда оптимистические прогнозы ряда социологов относительно развития семьи в XXI веке как свободного союза, основанного на любви, сотрудничестве, совместном ведении домашнего хозяйства.

Многие исследователи обращают внимание на сложные и трудные проблемы становления семьи. Адаптация к семейной роли сложный и трудный процесс. По данным социологов, из общего количества распадающихся браков почти 40% приходится на браки, просуществовавшие менее четырех лет. Если адаптация протекает успешно, супружество превращается в гармоническую общность, в противном случае возникает состояние напряженности, переходящее в конфликты, которые могут заканчиваться разводом.

Ян Щепаньский критериями успешного брака называет: 1) прочность брака, 2) субъективное ощущение счастья у обоих супругов, 3) исполнение ожиданий более широких групп, 4) полное развитие личности супругов, их активности, способностей, воспитание способных и активных детей, 5) достижение внутренней интеграции, отсутствие конфликтов. Однако не следует абсолютизировать предлагаемые показатели, в полном объеме они почти никогда не встречаются.

В семье неизбежны противоречия, конфликты, ибо супруги могут отличаться по характеру, по духовным запросам, уровню эмоциональности, характеру и уровню культуры.

Напряженность в семье может возникать на почве ведения домашнего хозяйства, воспитания детей, материального обеспечения семьи и др.

Социологи классифицируют современные семьи по факту работы жены, по отношению к этой работе, по участию мужа в домашних делах. Американский ученый Джесси Бернард выделяет в связи с этим такие типы семьи: 1) когда муж работает, жена дома. Муж и жена довольны этим обстоятельством. 2) И муж, и жена работают по необходимости, жена с удовольствием бы сидела дома. Постепенно нарастает чувство ущемленности, у мужа даже в большей степени. 3) Оба работают, жена выполняет все обязанности по дому, но оба рады, что работают. 4) Оба работают и оба делят обязанности по дому.

В литературе высказывалась мысль, что выход в плане укрепления семьи в возврате к материнскому призванию женщины, в уходе ее с работы. Джесси Бернард возражает против этого вывода, считает, что это не решит проблемы, ибо женщина, вкусившая свободы, не откажется от свободного выбора трудовой и общественной деятельности. Перспективным ей представляется совместное ведение домашнего хозяйства.

Конфликты возникают не только между супругами, но и между родителями их детьми. Их сложнее разрешить, ибо в их основе лежат различия культур старых и новых поколений.

Конфликты преодолеваются под влиянием общих стремлений к достижению гармонии, привязанности, любви членов семьи друг к другу, под влиянием установки на взаимопонимание, терпимость, снисходительность, под влиянием страха распада семьи, утраты привязанности.

Если конфликты, напряженность не преодолеваются, то это приводит к распаду семьи.

5. Трансформации социальных институтов. Альтернативные

семейные структуры и идеологии.

Потребности, удовлетворяемые в совместной деятельности, сохраняются, но способы их удовлетворения изменчивы. Трансформации социальных институтов можно наблюдать на примере изменения содержания функций семьи. Функции социализации в современном обществе выполняются не только семьей, функция экономическая часто сводится к минимуму бытового обслуживания. На передний план выходит удовлетворение эмоциональных потребностей. Трансформацию соц. институтов можно наблюдать на примере новых форм семьи (например, материнские семьи, как сознательно выбранное женщиной материнство вне брака; двоеженство, как сознательное действие создания второй семьи, где рождаются желанные дети), а также трансформацию института семьи можно наблюдать на изменении статусов и ролей. Изменение семьи отражается в изменении идеологии. Например, феминистская идеология рассматривает семью, как форму эксплуатации женщины и борется против нее.

Прогрессистская идеология утверждает, что семья-институт будет сменена семьей-товариществом, т.е. единственной основой семьи должны быть любовь и симпатия.

6. Институт социального контроля.

Социальный контроль - нормативная регуляция поведения людей в социальных системах. Это механизм поддержания общественного порядка, включающий нормы и санкции.

Норма - существующая в данном обществе и принятое индивидом правило, стандарт, образец поведения, определяющее, как он должен вести себя в данной ситуации. Норма - социально одобренные инварианты поведения. Норма - интервал допустимых действий. Нормы бывают формальные и неформальные.

Санкции - поощрения и наказания, связанные с выполнением норм. Санкции бывают:

· формальные

· неформальные

· положительные

· отрицательные

Девиации

Явления, не укладывающиеся в рамки норм - девиации. Это поступки, деятельность человека, социальные явления, не соответствующие установившимся в данном обществе нормам. Примеры девиаций: правонарушения, проституция, пьянство, наркомания...

Э. Дюркгейм (1858 - 1917) первым затронул проблему отклонения от норм. Он написал книгу "Самоубийство" (1897)

Аномия

("номос" - норма, "а" - отрицание). Это явление Дюркгейм связывает с периодами трансформации общества. "Безнормность" возникает, когда старые нормы разрушены, а новые еще не сформировались, не утвердились. Для Дюркгейма синоним общественного состояния - солидарность. Для общества традиционного, архаичного это солидарность взаимозаменяемых, похожих друг на друга индивидов - механическая солидарность. Для общества современного должна быть характерна солидарность органическая, т.е. уникальных, различных индивидов. Незавершенность перехода к органической солидарности является причиной аномии (любые трансформации общества ведут к дезорганизации индивидов относительно норм). Самоубийство - социальная патология. Это индивидуальное действие, причины которого в основном социальны.

Дюркгейм различает 3 типа самоубийств:

эгоистическое

альтруистическое

аномическое

Во всех случаях самоубийство зависит от степени интегрированности индивида в социальную структуру (недостаточной или чрезмерной). Причины самоубийств изменяются от общества к обществу, от религии к религии, но всегда исходят от группы, а не от индивида.

Р. Мертон тоже занимался аномией. С его т.з. отклоняющееся поведение - следствие рассогласованности между порожденными социальной структурой и культурой целями и социально организованными средствами их достижения.

Цели - то, к чему следует стремиться, основной компонент в жизненных целях всех слоев общества. Средства оцениваются с т.з. возможности достижения цели. Они должны быть портативны и эффективны. По Мертону равновесие между целями и средствами поддерживается до тех пор, пока индивиды удовлетворены и достигнутыми целями, и нормативными средствами их достижения. Однако возможности использования нормативных средств у различных социальных групп неодинаковы.

Типы отклоняющегося поведения Мертон различает в связи с разным отношением людей к общественно ободряемым целям и нормативным средствам их достижения.

Типы поведения

Отношение к

целям

средствам

1. Конформизм

+

+

2. Инновация

+

-

3. Ритуализм

-

+

4. Ретритизм

-

-

5. Мятеж

±

±

Лекция 6. Социология личности.

Проблема личности - одна из важнейших в современной социологии. Невозможно анализировать социальные процессы, функционирование и развитие социальных систем, не обращаясь к исследованию сущности личности как субъекта социального поведения и общественных отношений, не изучая потребности, интересы, духовный мир личности, не анализируя сложные и разнообразные ее связи с социальной микро- и макросредой.

Личность изучается различными науками. Философию интересует личность как субъект познания и творчества. Психология анализирует личность как устойчивую целостность психических процессов, свойств. Социолог изучает личность как элемент социальной жизни, раскрывает механизм ее становления под влиянием социальных факторов, механизм обратного воздействия на социальный мир, ее участие в изменении и развитии общественных отношений. Социология изучает связи личности и социальной группы, личности и общества, регуляцию и саморегуляцию социального поведения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.