Рефераты. Социология: объект, предмет и культура социологической системы знания






Программа позволяет представить, что надо делать, посредством чего выполнить задуманное, как осуществить намеченное.

Цель - один из основных элементов поведения и сознательной деятельности индивида. Характеризует мысленное предвосхищение результата деятельности.

Задачи прикладного социологического исследования - это один из разделов методологической части программы. Представляют собой совокупность установок, в которых формулируются требования к анализу и решению проблемы. Задачи - это ступени, ведущие исследователя к достижению цели. Смысл задач - получение новой информации: знаний важных для исследователя фактов, воспроизведение их системы, получение общей картины изучаемого явления.

Интерпретация (от лат. interpretation - истолкование, объяснение) - разъяснение смысла любого проявления деятельности (слов, жестов, знаковых систем) с целью их понимания. В прикладной социологии истолкование основных понятий, используемых в исследовании, - непременное условие успеха.

Гипотеза в прикладном социологическом исследовании - это научное предположение о структуре объекта.

Для проведения исследования необходимо определить генеральную и выборочную совокупности. Генеральная совокупность - множество элементов, возможных социальных объектов, подлежащих изучению в рамках программы исследования. Это множество имеет какую-либо общую характеристику, которая указывает на принадлежность элементов к данной системе. Например, все жители города, имеющие право голоса, являются генеральной совокупностью системы «городской электорат». Выборочная совокупность - подмножество элементов, которое избирается для эмпирического исследования. Смысл конструирования выборки состоит в том, чтобы обеспечить максимально возможное подобие выборки генеральной совокупности. С этой целью в социологическом исследовании используют понятие «репрезентативность». Репрезентативность (от фр. representatif'- представительный) - это свойство выборки представлять характеристики генеральной совокупности.

Для построения выборки используют методы целевого и случайного отбора

Среди методов социологии существуют частнонаучные методы (наблюдение, опрос) и общенаучные (например, статистические). Методы в социологии - это средства получения и систематизации научного знания о социальной реальности. Они включают в себя принципы организации деятельности, регулятивные правила, совокупность приемов и способов и план действия.

Методика социологического исследования - это система операций, процедур, приемов установления социальных факторов, их систематизации и средств анализа. К методическим инструментам относятся способы сбора первичных данных, правила осуществления выборочных исследований, и другие специализированные процедуры.

Видами конкретных социологических исследований являются: пилотажное социологическое исследование, т.е. разведывательное или пробное исследование, описательное социологическое исследование, аналитическое социологическое исследование. Из видов аналитического исследования можно назвать эксперимент, точечное исследование, повторное исследование и панельное исследование.

Программа социологического исследования обычно включает в себя подробное, четкое и завершенное изложение следующих разделов: методологическая часть - формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировка гипотез и задач исследования; процедурная часть - определение обследуемой совокупности, характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации, логическая структура инструментария для сбора этой информации и логические схемы ее обработки.

Существует несколько основных методов сбора первичной социологической информации: социологический опрос, анализ документов, наблюдение, тестирование, эксперимент, социометрия.

Опрос - самый распространенный метод сбора первичной информации. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику социального процесса. Существуют две основные разновидности социологического опроса: анкетирование и интервьюирование. Анкетный опрос - важнейший источник информации о реально существующих социальных фактах, о социальной деятельности, о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях.

Социологическая анкета - это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа.

Интервью - это метод получения информации по определенной теме путем непосредственного, целенаправленного, заранее запрограммированного диалога интервьюера с респондентом.

Наблюдение - один из методов социологического исследования, под которым понимается сбор первичной специальной информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и условий, в которых они имеют место.

Тестирование (или тест) - метод изучения и измерения сложных свойств и качеств личности, не поддающихся прямому, непосредственному наблюдению.

Измерение социальных установок - определение общей ориентации человека на определенный социальный объект и измерение установок с помощью шкалирования.

Методы социометрии - методы исследования структуры межличностных отношений в малой социальной группе путем изучения выборов, сделанных членами группы по тем или иным социометрическим критериям.

В ситуации эксперимента в контролируемых и управляемых условиях экспериментаторы получают новые знания, прежде всего о причинно-следственных отношениях между явлениями и процессами.

Анализ документов позволяет получить сведения о прошедших событиях, наблюдение за которыми уже невозможно. Метод анализа документов - документ это источник, содержащий информацию о социальных факторах и явлениях общественной жизни. Этот метод открывает возможность увидеть в отраженном виде многие стороны социальной действительности.

Контент - анализ - метод количественного изучения содержания социальной информации, исследовательская техника для получения выводов путем анализа содержания текста документа о состояниях и свойствах социальной реальности.

Метод “Фокус-групп”- используется для изучения “оценки” новых явлений на уровне “подсознательного”, чтобы информация, выражающая эмоциональное восприятие нововведений, была очищена от идеологических штампов, стандартов общественных норм.

Социологические методы позволяют изучать объективные отношения, через их отражение в сознании их носителей.

Лекция 5. Социальные институты в социальной структуре

общества. Институт семьи.

1. Понятие института и институционализация

Социальные институты - это комплекс установлений, правил, придающий устойчивость различным формам человеческой деятельности.

Институты основываются не только на четкой системе правил и норм, но и на развитом социальном контроле над их исполнением.

Существование институтов связано с деятельностью людей, организованных в группы, в которых проведено разделение на соответствующие статусы, отвечающие потребностям общества или данной группы.

Процесс образования институтов - институционализация - подразумевает замену спонтанного и экспериментального поведения на поведение регулированное, ожидаемое, предсказуемое. Это процесс, этапами которого выступают:

· возникновение потребностей, удовлетворение которых требует совместных организованных действий.

· появление в ходе стихийного социального взаимодействия социальных норм и правил.

· принятие, применение этих норм и установленных санкций для их поддержания.

· создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института.

Семья представляет собой сложный социальный феномен. Она является самой древней естественной исходной общностью людей, связанных кровным родством. Вместе с тем это малая контактная группа взаимодействующих друг с другом людей, особая форма взаимодействия. Наконец, это особый социальный институт, регулирующий воспроизводство человека, при помощи особой системы ролей, норм, организационных форм.

Семья - это социально санкционированное и относительно постоянное объединение людей, связанных родством, браком или усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друг о друга.

Американский социолог Н. Смелзер пишет: «Семьей называется основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей». Известный советский исследователь семьи А.Г. Харчев обращает внимание на связь семьи с потребностями общества. Он рассматривал семью как «исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, как малую социальную группу, члены которой связаны брачными, родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и, социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения».

Как особый социальный институт, как элемент социальной структуры семья тесно связана с экономикой, особенности семьи, ее исторические типы определяются господствующими экономическими отношениями. Семья не сводится лишь к родственным отношениям, а предполагает и совместное проживание родственников, наличие общих элементов быта, семейного домашнего хозяйства, разделения труда. Проживание вместе связано в отдельных семьях с совместным производством, т.е. семья может выступать и как экономическая категория.

На семью оказывают влияние и другие социальные институты: политика, системы морали, права, культура. Для каждого вида культуры характерно преобладание тех или иных черт семьи. В связи с развитием потребностей общества институт семьи постоянно изменяется и развивается. Так при переходе от традиционного общества к современному семья существенно изменяется. Домашнее хозяйство перестает быть основной экономической единицей, происходит разделение дома и работы. Осуществляется переход от расширенной семьи, состоящей из трех поколений с доминированием старших, к децентрализованным нуклеарным семьям, в которых брачные узы ставятся выше родовых, родительских. Происходит переход от стабильной многодетной семьи к малодетной и массовой однодетной семье. Происходит переход от семьи, основанной на социокультурных предписаниях, к межличностным предпочтениям.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.