Рефераты. Социология национальных отношений






Особенности культуры и быта различных этнических групп являются предметом при-стального изучения этнографов. В социологии эт-нографический материал используется уче-ными для построения общих теоретических концепций и типологий.

Нужно отметить, что до недавнего времени социологи мало интересовались изучением этнических групп, которые обычно относи-лись к области так называемых «социальных про-блеем», имеющих сугу-бо прикладное, практическое значение, а не научно-познавательное. За по-следние 20-30 лет ситуация коренным образом изменилась. В силу целого ряда причин - экономических, политических, социокуль-турных, психологических, демографических и др. во-просы изучения национально-этнических отношений в современном мире приобрели та-кую ак-туаль-ность и значимость, что эта проблематика стала объектом широкомасштабных исследова-ний. Волна национально-этнических конфликтов, прока-тившихся по миру в последние деся-тилетия, побу-дила социологов, как впрочем, и представите-лей других социальных наук, строить новые объяснения феномену национально-этнических от-ношений, который казался многим ученым решенным и объясненным, поскольку процесс об-разования национальных государств в веду-щих странах мира был завершен. Обострение на-ционально-этнических про-цессов в странах бывшего СССР можно рассматривать как состав-ное звено этого всемирного процесса «возврата к этничности», хотя здесь он, безусловно, имеет свои особенности.

Принято выделять три главных типа этносов - племя, народ-ность и нацию, различаю-щихся между собой по уровню развития куль-туры, экономики, знаний и др.

Племя - это такого рода объединение людей, которое присуще первобытным формациям и характеризуется кров-нородственными связями между людьми. Племя формируется на ос-нове нескольких родов или кланов, ведущих общее происхождение от одного предка. Людей объединяют в племя также общие религиозные верования - фетишизм, тотемизм и др., наличие общего раз-говорного диалекта, зачатки политической власти (совет старей-шин, вожди и др.), общая тер-ритория проживания. Ведущей формой хозяйственно-экономической деятельности на этой ис-торической сту-пени являлись охота и собирательство.

Народность отличается от племенной организации более высоким уровнем развития экономики, формированием определенного экономи-ческого уклада, наличием фольклорной, то есть народной культуры в виде мифов, сказаний, обрядов и обычаев. Народность обладает уже сфор-мировавшимся языком (письменным), особым образом жизни, рели-гиозным сознанием, инсти-тутами власти, самосознанием, выраженным в его названии. На территории бывшего СССР проживало более сотни различных народностей, административно-территориально за-креплен-ных в автономных республиках и округах. Многие из них остаются в составе Россий-ской Феде-рации.

Процесс создания нации, как наиболее развитой формы этноса, происходит в период окончательного становления государственности, широкого развития экономических связей на территории, ранее зани-маемой несколькими народностями, общей психологии (национального характера), особой культуры, языка и письменности, развитого эт-нического самосознания. Обо-собившиеся нации создают государства. В Европе этот процесс происходил в период перехода от феодализма к капитализму и окончательно завершился в период создания зрелой капитали-стической экономики и создания национальной культуры в основных странах европейского кон-тинента - Франции, Германии, Ис-пании и др.. В России подобный процесс образования на-ций начался в дореволюционный период, но он не получил своего естественного за-вершения, был прерван Октябрьской революцией, после которой наци-ональный вопрос стал решаться с пози-ций марксистско-ленинской иде-ологии, в рамках тоталитарной системы власти.

Из трех указанных разновидностей этноса, социологи первосте-пенное внимание уделяют изучению наций и национальных отношений, так как этот тип этноса преобладает в современном мире, в том числе и на территории нашей страны. Поэтому в социологической литературе тер-мины «этнический» и «национальный» часто используются как си-нонимы или в словосочетании «национально-этнический».

Этнографы, изучающие быт и культуру различных этнических групп, сегодня спорят о том, является ли проживание на общей тер-ритории существенным признаком этнической общ-ности. Из мировой практики известно, что представители какого-либо этноса не всегда прожи-вают на одной территории и образуют отдельное государство. Сплошь и рядом бывает так, что представители одного этноса могут проживать на территориях других государств и этниче-ских групп (коренной нации), сохраняя при этом характерные черты своего эт-носа - обычаи, традиции, стереотипы поведения, не говоря уже об общем языке. Поэтому в мире фактически не существует государств, в границах которого проживали бы исключительно представители од-ного этноса. Даже в рамках европейских мононациональных госу-дарств - Франции, Герма-нии, Швеции и др. в границах одного политического образования живут представители различ-ных этносов. Гра-фа «национальность» во многих западных странах вообще не исполь-зуется, го-ворят о французском, немецком, амери-канском и т.д. гражданстве, а не о национальности, так как национальная и поли-тическая ха-рактеристика этнической общности здесь совпадают. -Тер-мин «американец», например, озна-чает не столько этническую принадлежность сколько гражданство.

2. ЭТНИЧЕСКАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ.

В состав прежнего СССР входили 35 национальных государствен-ных систем (15 союз-ных и 20 автономных республик) и 18 националь-но-государственных образований (8 автоном-ных областей и 10 авто-номных округов). Причем этнический состав в каждой из указанных территориальных образований, как правило, был смешанным, в него входили представители различных этнических групп, хотя их корен-ная нация могла проживать на другой территории. СССР являлся од-ним из самых многонациональных государств мира. Уже сама по себе слож-ность этнического состава народонаселения СССР говорит о гро-мадной научной и политиче-ской значимости изучения национально-эт-нических отношений, резкое обострение которых на-блюдается в пос-ледние годы в связи с общим социально-политическим кризисом и развалом СССР, формированием самостоятельных национальных госу-дарств на территориях бывших республик.

Понятие этнической стратификации выражает социально-этничес-кое неравенство раз-личных этнических групп, их престиж, статус и место в общей иерархии этнических общно-стей. Конечно, этническая стратификация не существует в чистом виде, в таком случае она вы-рождается в простые расовые предрассудки. Этническая стратифика-ция теснейшим образом связана с другими признаками социального статуса человека - доходом, образованием, пре-стижем профессии, объемом властных полномочий и др. Однако было бы неверно выводить эт-нический статус из отдельных измерений статуса, например, эко-номического или политиче-ского, так поступали некоторые представи-тели марксистской концепции и сторонники тради-ционного социологи-ческого подхода к стратификации. Вопрос заключается в том, в ка-кой мере правомерно считать национальность аскриптивным, то есть предписываемым от рождения при-знаком статуса, который раз и нав-сегда определяет положение человека в обществе. Вероятно, этни-ческое измерение статуса играло важную роль в условиях доиндуст-риального общества с присущими ему кастовыми или сословными барь-ерами. В современном промышленно разви-том, демократическом об-ществе этничность как показатель социального статуса сама по себе в чистом виде не выступает, без учета других измерений стратифи-кации - экономических, куль-турных, политических и др. - она не срабатывает, хотя нельзя отрицать ее самостоятельного значения, особенно в условиях обострения межэтнических отношений.

Удобным инструментом для изучения этнической стратификации служит изобретенная в 20-е годы американским исследователем Э.Бо-гардусом шкала социальной дистанции, помо-гающая выявить престиж, или «предпочтительность» представителей различных наций в обще-ст-венном мнении. Подобно другим шкалам она определяет континуум возможных установок представителей одной этнической группы по от-ношению к другой. Респондентам предлагалось ответить на ряд воп-росов, раскрывающих степень доверительности, доброжелательности или, проще, «предпочтительности» по отношению к другим этническим группа. Так, при опросе 1725 американцев об их отноше-нии к англичанам, шведам, полякам и корейцам исследова-телями были сформулированы следующие вопросы, представляющие собой пункты шкалы:

1. возможность установления родства посредством брака

2. членство в одном клубе на правах близкого друга

3. соседство на одной улице

4. общая занятость в «моей» профессии

5. об-щее гражданство в «моей» стране

6. присутствие в «моей» стране только в качестве посетителей

7. нежелательное присутствие в «моей» стране.

Результаты опроса показали, что американцы оценивают англи-чан выше, чем шведов, а шведов выше, чем поляков. Меньше всех симпатий снискали корейцы: почти половина опро-шенных допустили их присутствие в стране только в качестве посетителей, а боль-шинство высказываются против установления с ними доверитель-ных отношений.

В последующих исследованиях, число этнических групп было значительно увеличено - до 40 этни-ческих групп, но традиционно первые месте занимали англичане или другие представители англо-саксонской этнической группы, послед-нее место отводилось африканцам и корейцам.

Какова реальная значимость подобных исследований? Достаточно очевидно, что они не отражают объективного социального статуса тех этнических групп, в отношении которых про-водятся опросы. Ре-зультаты этих исследований фиксируют национальные стереотипы, в пер-вую очередь, имеющие широкое хождение в общественном мнении национально-этнические предрассудки и предубеждения.

Если подобные исследования проводятся регулярно в течение нескольких десятилетий, то они могут вполне объективно отразить тенденцию изменения этнических стереотипов в националистических предубеждений за этот период, являющихся следствием изменения их со-циокультурного и экономического статуса.

Исследования, подобные американским, никогда прежде не про-водились в отечествен-ной этнографии и социологии, поскольку их авторов могли обвинить в разжигании национа-лизма. Лишь в последние годы в связи с распадом СССР и обострением меж-национальных конфликтов социологи стали предпринимать попытки вы-явления в обществен-ном мнении отношения к различным этническим группам и связанные с ними этнические сте-реотипы и националисти-ческие предубеждения, существенно усиливающиеся на фоне социаль-но-экономического и политического кризиса.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.