Рефераты. Социология национальных отношений






Социология национальных отношений

21

Введение.

В современном мире проблема межнациональных отношений стоит очень остро. Практически каждый день раздаются взрывы, совершаются террористические акты именно на почве межэтнических конфликтов. И Россия здесь не исключение. Активизировавшиеся в последние несколько лет нацистские и профашистские группировки периодически заявляют о себе, избивая, а зачастую и убивая, представителей других наций. Тем самым они пытаются выгнать со «своей» территории тех, кто, якобы «занимает чужое место», забывая, однако, что исторически в России проживает огромное число национальностей.

Но эта проблема родилась не вчера. Уже много лет социологи и этнографы пытаются разобраться в причине межнациональных розней. Обзором этих исследований и является данная работа.

1. Понятие этноса и его виды.

Прежде всего, необходимо определится с тем, что же такое этнос, этнография. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова сказано, что этнография - это наука, изучающая материальную и духовную культуру народов, а также особенности быта, нравов и культуры какого-либо народа. В специальной литера-туре под этносом (этнической общностью) принято понимать устойчивую совокупность лю-дей, проживающих на отдельной территории, имеющей свою самобытную культу-ру, язык, обладающую самосознанием, что обычно выражается в названии этноса - Россия, Франция, Эстония, Дагестан и т.п. ( Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса.). Кроме того, любая этническая группа обладает особым чувством, настрое-нием и пе-ре-живаниями, которые аккумулируются в выражении «мы -группа», призванном подчеркнуть самобытность этноса, сплоченность его членов, их противостояние всем другим окружающим этническим группам, обладающих иным культурным слоем и психологией.

Названные выше общие признаки этнической группы сближают ее с другими социаль-ными образованиями, формами социальной жизнедеятельности людей, рассматриваемых в со-циологии в качестве социокультурных систем, так как этнос, как и любая другая значительная социальная группа, обладает своей культурой, ценностно-нормативной структурой, психологией, механизмами социальной интеграции и дифференциации людей. Поэтому следует обратить особое внимание на специфические черты этнической группы, заметно выделяющие ее сре-ди других социальных образований.

Во-первых, это язык данной нации, народности, как главный инструмент общения, коммуникации, формирующий у людей чувство единой лингвистической общности. Знание языка является важней-шим критерием идентификации членов этнической группы, то есть опре-деление его как «своего» или «чужого».

Во-вторых, это социально-историческое образование, имеющее, как правило, длитель-ную историю формирования. Общая историческая судьба данного народа, нации, которую ее представители передают из поколения в поколение в устной, фольклорной форме или в виде письменной истории, изучаемой в процессе воспитания подрастающего поколения - это один из факторов, объединяющих представителей данного этноса, способствующий формированию у них чувства естественной близости и родственности.

В-третьих, наличие специфической материальной и духовной культуры этноса, выра-жающееся в своеобразии жилищных построек (у многих народов Севера и кочевых племен, на-пример, преобладают не кирпичные строения, а юрты, у этнических групп, проживающих на побережье, жилище может выглядеть в виде свайных построек и т.д.). Состав и приготовление пищи представителей разных этнических групп также может значительно различаться, как и способ ее приго-товления: у народов Востока в питании преобладает рис, в Латинс-кой Америке - кукуруза, многие народы Севера употребляют в пищу оленину и т.д.

В-четвертых, особенность жизни этнических групп связана с семейно-бытовым пове-дением - убранство жилья, брачные обряды и традиции (например, обычай у народов Средней Азии брать за невес-ту «выкуп» - калым), взаимоотношениями супругов между собой и детьми, родственниками.

В-пятых, это нормативы повседневного поведения, этикета -обращения, приветствия, характерные жесты и символы (у многих на-родов Востока, в отличие от европейцев, при встрече принято кла-няться, а сама встреча знакомых людей может вылиться в долгий раз-говор о здоровье и благополучии родных и близких людей).

В-шестых, следует отметить также и такую немаловажную деталь как гигиенические пра-вила, отражающие в значительной мере природ-ные условия обитания эт-носа.

Существуют два противоположных подхода к пониманию сущности этносов: первый можно условно назвать естественно-биологическим, второй - социокультурным, тяготеющим к социологическому воззре-нию. Истоки первого восходят к середине ХIХ в., его защищали пред-ставители так называемой расово-антропологической школы (Ж.Го-бино, С.Аммон, Ж.Лапуж и др.), считающие, что этнокультурное разнообразие человечества порождено гене-тически обу-словленными различиями. Расово-антропологическими факторами объясняли они также и ду-ховное развитие личности, ее интеллектуальные и твор-ческие способности. Общест-венный прогресс, согласно им, обеспечи-вается главным образом белой, европеоидной расой, а куль-тур-ная отсталость других наций и народов обусловлена врожденными несо-вершенствами их расо-вых признаков. Однако эта точка зрения была осуждена как пример проявления расо-вых пред-рассудков.

В настоящее время среди представителей естественных наук, изучающих биологические предпосылки поведения человека (генетика, этология, социобиология), преобладает точка зре-ния, что все расы и народы обладают примерно одинаковым уровнем физических, интел-лекту-альных, духовных способностей, т.е. имеют единый биологичес-кий источник, единую био-грамму человека, что дает основание гово-рить о биологическом единстве человечества. Вместе с тем, отмечая биологическое единство человечества, представители естественных наук указы-вают на важную роль биологической компоненты в поведе-нии человека, подчеркивают генети-ческую обусловленность отдельных форм поведения. Такая позиция естествоиспытателей поро-ждает споры среди обществоведов, большая часть которых продолжает придержи-ваться тради-ционной позиции социокультурного детерминизма. Наряду с этим в отечественном и зарубеж-ном обществоведении имеется нема-ло ученых, подчеркивающих определенную роль природно-биологичес-ких факторов поведения. В отечественной этнографии подобную пози-цию отстаивал известный ученый Л.Н.Гумилев, развивающий «пассио-нарную теорию этногенеза», заметно вы-деляющуюся на фоне распрост-раненного в нашей этнографии культурологического подхода.

Теория этногенеза Л.Н.Гумилева.

Природно-биологический характер этноса Л.Н.Гумилев видит в том, что он является со-ставной частью биоорганического мира пла-неты, возникает в определенных географических и климатических ус-ловиях. Любой этнос есть результат адаптации человеческой группы к при-родно-климатическим условиям обитания. Этнос - это феномен биосферы, а не культуры, возникновение которой носит вторичный характер. «Мы - порождение земной биосферы в той же степени, в какой и носители социального прогресса» (Гумилев Л.Н. Биография научной теории).

Л.Н.Гумилев прежде всего пытается объяснить причины гибели одних этносов и зарож-дения других, которые, по его мнению, тради-ционная культурологическая концепция этноса не объясняет. Главной причиной зарождения и прогресса этнической группы яв-ляется присутствие в ее составе "пассионариев" - наиболее энер-гичных, даровитых и талантли-вых людей и субпассионариев, облада-ющих противоположными свойствами. Из этой катего-рии людей форми-руются бродяги, бездельники, преступники, для них характерна «бе-зответст-венность и импульсивность». «Именно эта категория людей погубила Римскую империю» Появление пассионариев и субпассионариев - это результат генетических мутаций в попу-ляции. Мутанты в среднем живут около 1200 лет, таков же и срок жизни этноса, расцвет его материальной и духовной культуры, соз-даваемой благодаря жизнедеятельности энергич-ных пассионариев. Уменьшение числа пассионариев и увеличение числа субпассионариев ве-дет к вырождению и гибели этни-ческой группы.

Особенно важна роль природно-климатических условий, приспосабливаясь к которым, человек вырабатывает особый стереотип поведения, характерный для того или иного этноса. «В единой системе этносов, например, в романо-германской Европе, называвшейся в ХIV в. «Христианским миром», стереотип поведения разнился мало и этой величиной можно было пренебречь. Но в системе, условно именовав-шейся «мусульманскими народами», он был на-столько иным, что пере-ход отмечался специально». (Гумилев Л.Н., Иванов К.П. Этнические процессы: два подхода к изучению).

Вокруг биоэнергетической теории Л.Н.Гумилева не прекращаются споры ученых, хотя большинство этнографов все же защищает традици-онную точку зрения, отдающую приоритет социокультурным факто-рам происхождения этносов. Однако вместе с тем в последнее время среди многих естествоиспытателей, занимающихся изучением биологических основ поведения, получила распространение такая точка зрения, что об-ществоведы склоны недооценивать роль эволюционно-генетических и при-родных факторов в становлении человеческой культуры и общест-ва. Однако подобная позиция недостаточно ар-гументирована, не име-ет строгой эмпирической базы, так как генетический фак-тор оказы-вает заметное воздействие лишь в отдельных областях человеческой жизни, как на-пример, брачно-семейные отношения, особенности роле-вого поведения мужчин и женщин, групповое поведе-ние подростков и т.п.

Типы этносов - племя, народность, нация.

Специфика социологического подхода к изучению этнических групп заключается, пре-жде всего в том, что в отличие от этногра-фии, имеющей ярко выраженный исторический и описа-тельный харак-тер, в социологии этнические общности рассматриваются как элемен-ты социаль-ной структуры общества, в тесной связи с другими соци-альными группами - классами, стратами, территориальными общностя-ми и различными социальными институтами. В этой связи в качестве самостоятельной темы встает проблема этнической стратификации, поскольку этнич-ность, национальность в современном мире, особенно в нашей стране, является важным пока-зателем социальной позиции личности и его этнической группы в целом. Помимо этого, этни-чес-кие группы и отношения анализируются в рамках принятой в социоло-гии концептуаль-ной модели, выражающей взаимосвязь трех основных уровней - культуры, социальной системы и личности. Иными словами, жизнедеятельность этнической группы рассматривается в рамках сис-темно-структурных представлений, а этническая общность - как одна из подсистем общества в целом, находится в связи и отношениях с другими социальными подсистемами и социаль-ными институтами.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.